инновационная деятельность современного учителя
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 14.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ 5
1.1 Понятие инновационной деятельности учителя 5
1.2 Основные подходы к инновационной деятельности учителя 6
1.3 Препятствия и пути развития инноваций в образовании 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ 14
2.1 Исследование у учителя готовности к инновационной деятельности 14
2.2 Экспериментальная работа по формированию у педагогов начальной ступени готовности к инновационной деятельности 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 28
В ходе деловой игры преподаватели смогли выявить наиболее эффективные образовательные технологии для начального уровня.уровень образования и понимать важность их применения.Поскольку большинство преподавателей творческой коллекции уже имеют большой педагогический опыт, им было предложено им поделиться. Мы предложили им поделиться своим опытом, используя метод «Интервью». Преподаватели работали парами (один преподаватель был интервьюером, другой – корреспондентом) и брали на себя разные роли: учитель – опытный учитель – учитель-новатор – неопытный учитель.Таким образом, в рамках данного метода преподаватели с высоким уровнем готовности к инновациям смогут проявить себя как новаторы, учителя со средним уровнем готовности к инновациям, выступая в роли корреспондентов, смогут получить ответы от преподавателяна вопросы, которые препятствовали им в становлении себя как инноватора. А молодые педагоги, еще не имеющие опыта освоения педагогических технологий и боящиеся их применения, смогут определить для себя те элементы педагогической технологии, которые им были бы понятны для использования в своей педагогической деятельности. Таким образом, постепенно педагоги с низким уровнем инновационной готовности могли перейти на средний уровень.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, инновационная деятельность современного учителя играет ключевую роль в развитии образования и подготовке учащихся к вызовам современного мира. Чтобы успешно реализовывать инновации в образовании, учителя должны преодолеть различные препятствия и принять вызов постоянного профессионального развития.Внедрение современных образовательных методик, использование инновационных технологий и постоянное стремление к улучшению процесса обучения сделают учителя более успешными и эффективными в своей работе. Поддержка со стороны образовательных организаций, государственных структур и общественности также играет важную роль в поощрении инноваций и творческого подхода к образованию. Создание благоприятной образовательной среды, упрощение процедур, мотивация и обучение учителей - все это важные аспекты, способствующие успешной инновационной деятельности учителей. Только объединив усилия и стремясь к постоянному улучшению, современные учителя смогут эффективно применять инновации и обеспечивать качественное образование для будущих поколений.Инновационная деятельность современного учителя необходима для создания динамичной и адаптивной образовательной среды, способствующей успешному развитию учащихся. Инновации в образовании помогают учителям персонализировать обучение, развивать творческое мышление учащихся и подготавливать их к сложностям современного мира.Важно понимать, что инновационная деятельность требует от учителей гибкости, открытости к новым идеям и постоянного обучения. Только таким образом учителя смогут эффективно внедрять инновации в свою педагогическую практику и повышать качество образования. Сегодняшние учителя играют ключевую роль в формировании будущего общества, поэтому инновационная деятельность должна стать неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ1. Азаренко, С. А. Проблемы современного образовательного пространства - Текст : непосредственный / С. А. Азаренко // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 24–292. Ашанина, О. Ю. Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования / О. Ю. Ашанина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 38 (276). - С. 145-148. 3. Барба, М. Ф. Психологическое сопровождение внедрения инновационной деятельности в образовательной сфере / М. Ф. Барба. - Текст : непосредственный // Образование и воспитание. - 2020. - № 3 (13). - С. 1-3. 4. Бермус А. Г. Практическая педагогика. - Текст: непосредственный / Бермус А. Г. - М.: Юрайт, 2020. 128 с.5. Блинов В. И. Профессиональная педагогика. - Текст: непосредственный / Блинов В. И. М.: Юрайт, 2024. 692 с.6. Брусянина, И. И. Инновационная деятельность учителей в образовании / И. И. Брусянина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2023. -№ 14 (461). - С. 296-298. 7. Дорохова Т. С. Основы педагогики. - Текст: непосредственный / Дорохова Т. С. - М.: Инфра-М, 2020. 272 с.8. Инновационная деятельность педагога: традиции и современность. - Текст: непосредственный // Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (19 мая 2023 г., РСО-Алания, г. Владикавказ). Владикавказ: ИПЦ Сев. Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова, 2023. – 779 с.9. Корягина Е.Д. Об инновациях в системе образования. - Текст: непосредственный // Самоуправление. – 2– № 3 (108). – С. 48-5710. Крившенко Л. П. Педагогика. - Текст: непосредственный / Крившенко Л. П. - М.: Проспект, 2023. 488 с.11. Кулиева, Ш. Х. Инновационная деятельность педагога в образовании / Ш. Х. Кулиева, З. Д. Расулова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 8 (112). - С. 978-980. 12. Мусабекова Г.Т. Инновационная деятельность учителя в аспекте применения информационных технологий. - Текст : непосредственный // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 3 – С. 67-7013. Образ педагога дополнительного образования в эпоху цифровизации: сборник научно-методических материалов. - Текст : непосредственный / сост.: Е.А. Лупандина. – Оренбург: РМЦ дополнительного образования детей Оренбургской области, 2023. – 152 с.14. Современные педагогические технологии и инновации. - Текст: непосредственный // Сборник статей областных педагогических чтений. Омск, 25 октября 2023 г. – Омск: БПОУ «ОПК №1», 2023. – 170 с.15. Степина Н.А. Инновационные технологии в профессиональном образовании. - Текст : непосредственный / Н.А. Степина. - Волгоград: РИО «Перспектива» ГБПОУ «ВКУиНТ им. Ю. Гагарина», 2023. – 467 с.Электронные ресурсы16. Григорьева С.Г. Инновационная деятельность учителя как педагогическое явление. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-uchitelya(дата обращения: 10.04.2024).17. Лазарев В.С. Инновационная деятельность учителя. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost(дата обращения: 10.04.2024).18. МБОУ «Школа № 9» – URL: https://school9nnov.ru/(дата обращения: 10.04.2024).19. Саидназарова Г.Б. Инновационная деятельность современного педагога. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-sovremennogo-pedagoga (дата обращения: 10.04.2024).20. Сластенин В.А. «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» – URL: http://shkola300.spb.ru/oer/2017-2020/Metodiki-ocenka-gotovnosti-pedagogov-k-uchastiu (дата обращения: 10.04.2024).ПРИЛОЖЕНИЯПриложениеАТаблица 2.1 – Диагностическая карта изучения готовности педагогов начальной ступени к инновационной деятельностиКритерииПоказателиДиагностические методы / Средства1. Мотивационно-личностный компонент1.1Мотивационный1.1.1 Желание участвовать в творческой деятельности (в том числе инновационной). 1.1.2 Стремление к творческим достижениям. 1.1.3 Стремление к самосовершенствованиюСамодиагностика/Диагностическая карта «Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности» Анкета «Участвуем в инновационной деятельности»1.2Качества личности1.2.1 Работоспособность в творческой деятельности. 1.2.2 Уверенность в себе. 1.2.3 Инициатива..1.2.4Целеустремленность.Самодиагностика/Диагностическая карта «Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности» Анкета «Участвуем в инновационной деятельности»2. Когнитивный компонент2.1Знания в области инновационной деятельности.2.1.1 Знание способов реализации и оценки инновационной деятельности. 2.1.2 Знание содержания и этапов инновационной деятельности. 2.1.3 Знание форм презентации инновационного опыта.Самодиагностика / Диагностическая карта «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»2.2 Знания современных технологий обучения (форм, методов, приемов, средств)2.2.1 Знание современных технологий обучения 2.2.2 Знание современных средств обучения3. Деятельностный компонент3.1Уменияпедагога к осуществлению инновационной деятельности3.1.1 Способность определять и реализовывать методы (методы) инновационной деятельности. 3.1.2 Умение использовать современные технологии обучения в образовательном процессе; 3.1.3 Способность создавать оригинальные инновационные разработки в различных формах.Самодиагностика/Диагностическая карта «Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности»3.2 Умение реализовать современные технологии обучения3.2.1 Умение использовать современные технологии обучения в образовательном процессе; 3.2.2 Умение выбирать и применять современные педагогические средства для решения различных учебных задач.4.Творческий компонент4.1 Креативность.4.1.1 Умение отказываться от стереотипов, преодолевать инерцию мышления. 4.1.2 Толерантность к риску. 4.1.3 Критическое мышление. 4.1.4 Способность генерировать новые идеи.Самодиагностика/Диагностическая карта «Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности», тест «Ваш творческий потенциал»ИсточникМБОУ «Школа № 9» – URL: https://school9nnov.ru/(дата обращения: 10.04.2024).Приложение БАнкета для педагогов «Участвуем в инновационной деятельности»Инструкция: Дорогой учитель! Пожалуйста, выберите один изпредложенные ответы.1. Интересуетесь ли вы инновациями в обучении?а) даб) нетв) частично2. Готовы ли вы, по вашему мнению, освоить инновационную деятельность?а) даб) нетв) частично3. Есть ли в вашем образовательном учреждении условия для развития инновационной деятельности?а) даб) нетв) частично4. Вам интересно создать что-то свое, необычное, отличное от того, что было раньше?а) даб) нетв) частично5. Считаете ли Вы, что за счет использования инноваций в своей педагогической деятельности повысится ваш авторитет среди коллег и руководства?а) даб) нетв) частично6. Изучаете ли вы учебную литературу для внедрения инноваций в образовательную деятельность?а) даб) нетв) частично7. Какие современные образовательные технологии вы знаете? Перечислите их.8. В каких методических мероприятиях вы проявили свой педагогический опыт?Спасибо!Приложение ВТаблица 2.2 – Результаты исследования мотивационно–личностного компонента готовности к инновационной деятельностиРезультаты по показателям (%)Уровень 1.1 1.21.1.11.1.21.1.31.2.11.2.21.2.31.2.4В67562350286750С33443350673350Н--44-5--Источник МБОУ «Школа № 9» – URL: https://school9nnov.ru/(дата обращения: 10.04.2024).Таблица 2.3 – Сводные результаты по исследованию самооценки и оценки руководителей по мотивационно-личностному компонентуКритерийПоказателиРезультаты СмОц/ОцРук1/Оцрук2 (%)ВСН1.1Мотивационный1.1.1 Желание участвовать в творческой деятельности (в том числе инновационного характера).67/56/7233/44/28- / - / -1.1.2 Стремление к творческим достижениям.56/50/5644/33/33- /17/111.1.3 Стремление к самосовершенствованию23/17/1733/28/2844/56/561.2Качества личности1.2.1 Работоспособность в творческой деятельности39/33/3361/33/44- /33/231.2.2 Уверенность в себе61/33/4439/67/56- / - / -1.2.3 Инициативность23/23/2844/33/4433/44/281.2.4 Целеустремленность67/56/7233/44/28- / - / -Источник МБОУ «Школа № 9» – URL: https://school9nnov.ru/(дата обращения: 10.04.2024).Таблица 2.4 – Сводные результаты по исследованию когнитивного компонентаРезультаты по показателям (%)Уровень 2.1 2.22.1.12.1.22.1.32.2.12.2.2В-11%33%44%44%С39%33%44%33%28%Н61%56%23%33%28%Источник МБОУ «Школа № 9» – URL: https://school9nnov.ru/(дата обращения: 10.04.2024).Приложение ГТаблица 2.5 – Сводные результаты по исследованию самооценки и оценки руководителей по когнитивному компонентуКритерийПоказателиРезультаты СмОц/ОцРук1/Оцрук2 (%)ВСН2.1 Знания в области инновационной деятельности2.1.1 Знание способов осуществления и оценки инновационной деятельности-/17/3339/28/4461/56/232.1.2 Знание содержания и этапов инновационной деятельности11/- / 1133/67/8944/33/ -2.1.3 Знание форм представления инновационного опыта33/17/1744/50/5023/33/332.2 Знания современных технологий обучения (форм, методов, приемов, средств)2.2.1 Знание современных технологий обучения44/ - /1133/33/5033/67/392.2.2 Знание современного инструментария44/17/1728/50/5028/33/33Источник МБОУ «Школа № 9» – URL: https://school9nnov.ru/(дата обращения: 10.04.2024).Таблица 2.6 – Сводные результаты по исследованию деятельностного компонента 3. Результаты по показателям (%)Уровень3.13.23.1.12.1.23.1.33.2.13.2.2В23%17%50%23%33%С33%28%33%33%28%Н44%56%17%33%11%Источник МБОУ «Школа № 9» – URL: https://school9nnov.ru/(дата обращения: 10.04.2024).Таблица 2.7 – Сводные результаты по исследованию самооценки и оценки руководителей по деятельностному компонентуКритерийПоказательРезультаты СмОц/ОцРук1/Оцрук2 (%)ВСН3.1Умения педагога к осуществлению инновационной деятельности3.1.1 Умение определять и реализовывать методы (способы) инновационной деятельности.33/17/2856/28/2811/56/443.1.2 Умение использовать современные технологии обучения в образовательном процессе;33/28/2867/39/39- /33/333.1.3 Умение создавать авторские разработки17/33/1739/23/4444/44/393.2 Умение реализовать современные технологии обучения3.2.1 Умение использовать современные технологии обучения в образовательном процессе;33/50/3356/50/4411/ - /233.2.2Умение выбрать и реализовать современный педагогический инструментарий для решения различных задач обучения56/67/8333/33/1711/ - / -Источник МБОУ «Школа № 9» – URL: https://school9nnov.ru/(дата обращения: 10.04.2024).Приложение ДТаблица 2.8 – Сводные результаты по исследованию творческого компонента3. Результаты по показателям (%)Уровень4.14.2 4.1.14.1.24.1.34.1.44.2.14.2.2В33%11%33%17%72%56%С67%33%44%28%28%33%Н-56%23%56%--Источник МБОУ «Школа № 9» – URL: https://school9nnov.ru/(дата обращения: 10.04.2024).Таблица 2.9 – План работы информационно-теоретического этапа работы по формированию готовности к инновационной деятельностиФорма/ТемаЗадачиМетоды, приемы. Особенности проведенияПроблемный семинар «Использование современных технологий обучения в образовательном процессе»– Формирование знаний у учителей о современных образовательных технологиях; - Овладение преподавателями приемами различных технологий; - Подготовка учителей к методически грамотному применению современных образовательных технологий в образовательном процессе.— Проблемное изложение с помощью презентации; – техника «Кластер»; – Мозговой штурм; – Метод «Шесть шляп мышления».Консультация «Современные инструменты с особенностями технологии проектирования»– Формирование знаний о технологии проектного обучения; - Формировать знания учителей об этапах работы над проектом и видах проектов.– Решение ситуативных задач; – Метод «Интервью»;Семинар «Современные технологии как инструмент управления образованием»– Проанализировать и определить влияние использования современных технологий на качество образования в образовательном учреждении; - Поделиться имеющимся опытом применения проектной технологии.– «Интервью»; – Мозговой штурм.Викторина «Я – инноватор!»– Реформулировка знаний об инновационных действиях и современных технологиях лоббирования (ледяные формы, методы и приемы).– Методическая викторина «Я новатор!» — Подведение итогов информационно-теоретического этапаИсточник МБОУ «Школа № 9» – URL: https://school9nnov.ru/(дата обращения: 10.04.2024).
2. Ашанина, О. Ю. Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования / О. Ю. Ашанина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 38 (276). - С. 145-148.
3. Барба, М. Ф. Психологическое сопровождение внедрения инновационной деятельности в образовательной сфере / М. Ф. Барба. - Текст : непосредственный // Образование и воспитание. - 2020. - № 3 (13). - С. 1-3.
4. Бермус А. Г. Практическая педагогика. - Текст: непосредственный / Бермус А. Г. - М.: Юрайт, 2020. 128 с.
5. Блинов В. И. Профессиональная педагогика. - Текст: непосредственный / Блинов В. И. М.: Юрайт, 2024. 692 с.
6. Брусянина, И. И. Инновационная деятельность учителей в образовании / И. И. Брусянина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2023. -№ 14 (461). - С. 296-298.
7. Дорохова Т. С. Основы педагогики. - Текст: непосредственный / Дорохова Т. С. - М.: Инфра-М, 2020. 272 с.
8. Инновационная деятельность педагога: традиции и современность. - Текст: непосредственный // Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (19 мая 2023 г., РСО-Алания, г. Владикавказ). Владикавказ: ИПЦ Сев. Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова, 2023. – 779 с.
9. Корягина Е.Д. Об инновациях в системе образования. - Текст: непосредственный // Самоуправление. – 2– № 3 (108). – С. 48-57
10. Крившенко Л. П. Педагогика. - Текст: непосредственный / Крившенко Л. П. - М.: Проспект, 2023. 488 с.
11. Кулиева, Ш. Х. Инновационная деятельность педагога в образовании / Ш. Х. Кулиева, З. Д. Расулова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 8 (112). - С. 978-980.
12. Мусабекова Г.Т. Инновационная деятельность учителя в аспекте применения информационных технологий. - Текст : непосредственный // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 3 – С. 67-70
13. Образ педагога дополнительного образования в эпоху цифровизации: сборник научно-методических материалов. - Текст : непосредственный / сост.: Е.А. Лупандина. – Оренбург: РМЦ дополнительного образования детей Оренбургской области, 2023. – 152 с.
14. Современные педагогические технологии и инновации. - Текст: непосредственный // Сборник статей областных педагогических чтений. Омск, 25 октября 2023 г. – Омск: БПОУ «ОПК №1», 2023. – 170 с.
15. Степина Н.А. Инновационные технологии в профессиональном образовании. - Текст : непосредственный / Н.А. Степина. - Волгоград: РИО «Перспектива» ГБПОУ «ВКУиНТ им. Ю. Гагарина», 2023. – 467 с.
Электронные ресурсы
16. Григорьева С.Г. Инновационная деятельность учителя как педагогическое явление. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-uchitelya(дата обращения: 10.04.2024).
17. Лазарев В.С. Инновационная деятельность учителя. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost(дата обращения: 10.04.2024).
18. МБОУ «Школа № 9» – URL: https://school9nnov.ru/(дата обращения: 10.04.2024).
19. Саидназарова Г.Б. Инновационная деятельность современного педагога. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-sovremennogo-pedagoga (дата обращения: 10.04.2024).
20. Сластенин В.А. «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» – URL: http://shkola300.spb.ru/oer/2017-2020/Metodiki-ocenka-gotovnosti-pedagogov-k-uchastiu (дата обращения: 10.04.2024).