Развитие коммуникативно-речевых умений у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 15.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава1.Теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста 4
1.1. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста 4
1.2 Особенности коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5
1.3 Значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста 10
1.4. Сущность педагогического проектирования 12
Глава 2. Прикладные аспекты развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры 15
2.1. Методика обследования коммуникативных навыков 15
2.2. Описание проекта развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. 18
Заключение 28
Библиографический список 30
Дима, Наташа и Артем не проявляли интереса к совместной деятельности. Однако, постепенно, они начали активизироваться и вливаться в процесс. Не все из них были комфортны в выражении своих чувств. Дима затруднялся выражать свои эмоции, поэтому другие дети помогали ему.В рамках нашего проекта, коммуникативные навыки развиваются через сюжетно-ролевые игры: "Автобус", "Магазин цветов", "Театральный буфет" и "Театр". Сюжетная игра "Театр" включает в себя все аспекты проекта и является его завершением. Давайте рассмотрим, как проходит работа над игрой "Автобус".Для закрепления навыков поведения в общественном транспорте, мы организовали просмотр мультфильма о правилах поведения. Мы обсудили с детьми важность внимательности к окружающим и доброжелательность в общении. Чтобы рассказать о профессиях, связанных с транспортом, мы пригласили родителя Марины. В ходе беседы дети вступали в диалог и задавали интересные вопросы. Вот пример: "Почему нужно сохранять билеты до конца поездки?"Сюжетные картинки "Общественный транспорт" использовались для развития речи и обучения средствам общения. Детям предложили составить коллективный рассказ, в процессе которого они обсуждали, как будет развиваться сюжет. Некоторым детям была нужна помощь в формулировании предложений, и воспитатель им помогал. При изучении песни "Мы едем, едем, едем", дети учились выражать свои мысли и выслушивать друг друга без перебивания. Обсуждение прослушанной музыки способствовало умению излагать свои мысли подробно.С самого начала игры "Автобус" дети встретились с некоторой неуверенностью, словно путешественники, оказавшиеся на незнакомой станции. Дима, Наташа и Артем, сначала скромные пассажиры этого воображаемого транспорта, казалось, были заняты собственными мыслями, словно ребята, стоящие у витрин магазина, не решающиеся войти.Однако, медленно, но верно, они начали привыкать к этой игровой реальности, словно открывая окна автобуса и заглядывая в мир за его стенами. Иметь возможность участвовать в этой игре было как путешествие в неизведанные уголки воображения, как шанс на самовыражение, даже если не всегда было легко выразить свои чувства, особенно для Димы, который с трудом находил слова для своих эмоций.Но, как настоящие товарищи путешественники, другие дети стали поддерживать его, словно разделяя его багаж невысказанных чувств. Вместе они преодолевали затруднения, словно колесо автобуса преодолевает неровности дороги.В контексте нашего проекта, игра "Автобус" была не просто увлекательным путешествием, но и площадкой для развития коммуникативных навыков. С каждым новым маршрутом они открывали для себя новые формы общения, учились слушать и понимать друг друга, словно пассажиры разных национальностей, стремящиеся к общему языку.Таким образом, игра "Автобус" стала не просто частью нашего проекта, но и мостом, соединяющим детей в их увлекательном путешествии к пониманию и сотрудничеству.Для закрепления навыков поведения в общественном транспорте, мы организовали просмотр мультфильма о правилах поведения. Мы обсудили с детьми важность внимательности к окружающим и доброжелательности в общении. Чтобы рассказать о профессиях, связанных с транспортом, мы пригласили родителя Марины. В ходе беседы дети вступали в диалог и задавали интересные вопросы. Вот пример: "Почему нужно сохранять билеты до конца поездки?"Сюжетные картинки "Общественный транспорт" использовались для развития речи и обучения средствам общения. Детям предложили составить коллективный рассказ, в процессе которого они обсуждали, как будет развиваться сюжет. Некоторым детям была нужна помощь в формулировании предложений, и воспитатель им помогал. При изучении песни "Мы едем, едем, едем", дети учились выражать свои мысли и выслушивать друг друга без перебивания. Обсуждение прослушанной музыки способствовало умению излагать свои мысли подробно.Заключительный этап:Организация открытого показа сюжетно-ролевой игры "Театр", на который приглашаются родители детей, участвующих в игре.Проведение анализа проведенной работы при реализации проекта, включающего повторную диагностику коммуникативных навыков у детей.На заключительном этапе показ сюжетно-ролевой игры "Театр" станет важным событием, позволяющим детям продемонстрировать свои коммуникативные достижения перед родителями. Это также предоставит возможность для родителей увидеть прогресс своих детей и восхититься их творческими способностями.Проведение анализа работы поможет определить эффективность проекта и выявить достигнутые результаты в развитии коммуникативных навыков у детей. Это позволит выделить сильные стороны работы и обозначить области, требующие дальнейшего улучшения или коррекции. Для этого будет проведена повторная диагностика коммуникативных навыков у детей, чтобы сравнить их с предыдущими результатами и оценить прогресс.Методические указания для педагогов:Сфокусироваться на сюжетно-ролевых играх как основной форме деятельности, погружая детей в игровой процесс без отвлечения на другие виды занятий.Создавать игровое окружение, соответствующее возрастным особенностям детей и уровню их развития, делая игровые атрибуты легко доступными.Принимать активное участие в игре, что способствует активному взаимодействию и обогащению игрового процесса детей.Использовать как прямое, так и косвенное руководство, позволяя детям развиваться и творчески самостоятельно играть.Основывать руководство на наблюдениях за самостоятельной игрой детей для лучшего понимания их потребностей и интересов.Поощрять самостоятельность, ставя детей в роли "взрослых" для развития их навыков и уверенности.Кроме того, важно обеспечить условия для игровой деятельности, владеть методикой руководства игрой, поддерживать эмоционально-положительную атмосферу, стимулировать активность и гибко переключаться между видами занятий.Выводы по второй главеНачало формыПедагогический проект, нацеленный на развитие коммуникативных умений у дошкольников через сюжетно-ролевые игры, предполагает следующие цели и ожидаемые результаты:Цели проекта:Расширение активного словарного запаса детей путем активного участия в сюжетно-ролевых играх.Совершенствование навыков диалогического общения: вступления в диалог, его поддержания и завершения.Сформированность умений взаимодействия в игровом коллективе, умения разрешать конфликты и достигать компромиссов.Развитие доброжелательности, тактичности, вежливости и способности устанавливать дружеские отношения.Приобретение знаний о различных профессиях через игровые сценарии, таких как работник театра, водитель общественного транспорта, продавец в цветочном магазине.Стимулирование интереса к сюжетно-ролевым играм и развитие творческого мышления.Проявление творчества и самостоятельности в игровой деятельности.Формирование навыков сотрудничества и взаимопомощи среди детей.Развитие положительных моральных качеств и формирование привычек вежливого общения.Умение принимать различные роли в игре согласно сценарию.Умение согласовывать свои идеи с идеями сверстников и работать в команде.Мастерство использования как вербальных, так и невербальных средств общения.Умение внимательно слушать собеседника и участвовать в диалоге.Овладение навыками вступления в коммуникативный контакт и адаптации к различным ситуациям общения.Ожидаемые результаты проекта заключаются в создании благоприятной образовательной атмосферы, способствующей развитию коммуникативных навыков, творчества, сотрудничества и уважения к окружающим.ЗаключениеВ ходе исследования были рассмотрены теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Психолого-педагогический анализ показал, что развитие коммуникативных навыков представляет собой процесс качественных изменений в структуре коммуникативной деятельности. Обнаружено, что общение детей дошкольного возраста со сверстниками проходит через несколько этапов развития, начиная с эмоционально-практического взаимодействия и заканчивая формированием устойчивых предпочтений в общении.Важным выводом стало то, что в дошкольном возрасте формируются основные коммуникативные навыки, такие как умение сотрудничать, слушать, воспринимать информацию и высказывать свои мысли. Недостаток таких навыков может привести к трудностям в общении и социализации.Сюжетно-ролевая игра была выделена как важное средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. В процессе игры дети приобретают умения построения диалогов, использования речевых средств, а также развивают свою креативность и способность к сотрудничеству.Педагогическое проектирование является ключевым аспектом в обеспечении развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Оно позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать благоприятную образовательную среду для его развития.Таким образом, результаты исследования подтверждают важность развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр и педагогического проектирования, что способствует их всестороннему развитию и успешной социализации.Для оценки уровня развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста была проведена диагностика в рамках программы "Детство". Результаты показали, что 30% детей имеют высокий уровень развития коммуникативных навыков, 45% - средний, а 25% - низкий.Анализ результатов показал, что у большинства детей наблюдаются недостатки в таких коммуникативных умениях, как умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение, правильно оформлять ответы, менять тему общения в соответствии с мыслями собеседника, поддерживать эмоциональный тон и следить за языковой формой своей речи.Недостаточное развитие коммуникативных навыков также проявляется в играх, где дети часто спорят, не находят компромиссов, а сюжеты и речевое сопровождение являются малообразованными.В связи с этим, был разработан проект по формированию коммуникативных навыков через сюжетно-ролевые игры. Цель проекта заключается в том, чтобы повысить уровень коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.Ожидается, что разработанный проект будет эффективным, и в результате его реализации дети продемонстрируют улучшение своих коммуникативных навыковБиблиографический список1. Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. –2000 г. - №7. – М. – С.16 – 19.2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. -2005. -№5. - М.. - С.24 – 26.3. Андреев П.В. Психолого-педагогические условия развития психологической готовности дошкольников к взаимопомощи: :автореф. дис.…канд. псих.наук: 19.00.07. – Самара, 2008. – 26с.4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Смысл: Аcаdеmiа, 2010. –447с.5. Арушанова А.А. Коммуникативное развитие: проблемы перспективы // Дошк. восп. - 1999 - № 2.6. Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространствосоциального развития старших дошкольников: Детский сад, 2011, №7. Бабаева Т. И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред. Т.И. Бабаевой, 3. А. Михайловой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 -192 с.8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте:Психологическое исследование / Акад. пед. наук СССР. — М.: Издательство «Просвещение», 1968. — 464 с9. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Владос, 2003.—192 с.10.Булычева А.И., Варенцова Н.С., Веракса Н.Е. Диагностикаготовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольныхучреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2014.11.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение. 2013.12.Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.1: От рождения допоступления в школу: учеб.пособие для студентов вузов, обучаю-47щихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред.Б.С.Волкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 366с.13.Выготский Л.С. Педагогическая психология.М.: Педагогика, 1991.480 с14.Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учебноепособие. М., 2005.44 с15.Голуб Г. Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов.// Российская педагогическая психология. Т.1 М., 199316.Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. -800с.17.Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками устарших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ «Сфера»- стр 65.18.Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие;Казан. гос. технол. ун-т–– Казань, 2004. – 212с.19.Дубинина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей //Дошкольное воспитание. – 2005. - №10. – С.26-35.20.ДыбинаО. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольноевоспитание. - 2004. - №5. – М. - С.14 – 2421.ДыбинаО.В., ЕникО.А., Пенькова Л.А. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. - М.: Центр педагогическогообразования, 2008. – 41с.22.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-во Сфера.М., 201123.Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольноевоспитание. – 2002. - №4. – М. – С.2 – 7.24.Запорожец А. В. Эльконин Д. Б. Психология личности и деятельности дошкольника/. - М.: Просвещение, 1965. - 295 с.25. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольноговозраста. Развитие познавательных процессов. М. : Просвещение.2011.26.Иванкова Р. А., Арушанова А. Г. , Рычагова Е. С. «Истоки диалога.Книга для воспитателей»27.Иовлева Т.Е. Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте: :дисс. …канд. псих.наук: 19.00.07. –М., 2006. – 145с.28.Киселева Л. С. ,Т.А.Данилина, М.Б.Зуйкова, Т.С.Лагода Проектныйметод в деятельности дошкольного учреждения./.:.-М.,2004.29.Клюева Н.В.Общение: Дети 5-12 лет/ Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. -Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2001. - 157 c.30.Клюева И.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль,1996. - 240 с31.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.: Издательский центр «Академия», 2000.32.Котова И.Б. и др. Основы психологии. – Ростов н/Д: Академ. центр,2008. – 480с.33.Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекцияпсихического развития дошкольника. М. 2011.34.Краснощекова Н. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольноговозраста. М., Феникс, 2008.35.Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практическийжурнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения№ 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.36. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 2011. - С. 321-354.
2000 г. - №7. – М. – С.16 – 19.
2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. -
2005. -№5. - М.. - С.24 – 26.
3. Андреев П.В. Психолого-педагогические условия развития психологической готовности дошкольников к взаимопомощи: : автореф. дис.
…канд. псих.наук: 19.00.07. – Самара, 2008. – 26с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Смысл: Аcаdеmiа, 2010. –
447с.
5. Арушанова А.А. Коммуникативное развитие: проблемы перспективы // Дошк. восп. - 1999 - № 2.
6. Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство
социального развития старших дошкольников: Детский сад, 2011, №
7. Бабаева Т. И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред. Т.
И. Бабаевой, 3. А. Михайловой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 -192 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте:
Психологическое исследование / Акад. пед. наук СССР. — М.: Издательство «Просвещение», 1968. — 464 с
9. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Владос, 2003.—192 с.
10.Булычева А.И., Варенцова Н.С., Веракса Н.Е. Диагностика
готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных
учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
11.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение. 2013.
12.Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.1: От рождения до
поступления в школу: учеб.пособие для студентов вузов, обучаю-
47
щихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред.
Б.С.Волкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 366с.
13.Выготский Л.С. Педагогическая психология.М.: Педагогика, 1991.
480 с
14.Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учебное
пособие. М., 2005.44 с
15.Голуб Г. Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов.// Российская педагогическая психология. Т.1 М., 1993
16.Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. -800с.
17.Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у
старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ «
Сфера»- стр 65.
18.Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие;
Казан. гос. технол. ун-т–– Казань, 2004. – 212с.
19.Дубинина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей //
Дошкольное воспитание. – 2005. - №10. – С.26-35.
20.ДыбинаО. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное
воспитание. - 2004. - №5. – М. - С.14 – 24
21.ДыбинаО.В., ЕникО.А., Пенькова Л.А. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. - М.: Центр педагогическогообразования, 2008. – 41с.
22.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-во Сфера.
М., 2011
23.Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное
воспитание. – 2002. - №4. – М. – С.2 – 7.
24.Запорожец А. В. Эльконин Д. Б. Психология личности и деятельности дошкольника/. - М.: Просвещение, 1965. - 295 с.
25. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного
возраста. Развитие познавательных процессов. М. : Просвещение.2011.
26.Иванкова Р. А., Арушанова А. Г. , Рычагова Е. С. «Истоки диалога.
Книга для воспитателей»
27.Иовлева Т.Е. Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте: : дисс. …канд. псих.наук: 19.00.07. –
М., 2006. – 145с.
28.Киселева Л. С. , Т.А.Данилина, М.Б.Зуйкова, Т.С.Лагода Проектный
метод в деятельности дошкольного учреждения./.:.-М.,2004.
29.Клюева Н.В.Общение: Дети 5-12 лет/ Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. -Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2001. - 157 c.
30.Клюева И.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль,
1996. - 240 с
31.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
32.Котова И.Б. и др. Основы психологии. – Ростов н/Д: Академ. центр,
2008. – 480с.
33.Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция
психического развития дошкольника. М. 2011.
34.Краснощекова Н. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного
возраста. М., Феникс, 2008.
35.Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический
журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения
№ 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.
36. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 2011. - С. 321-354.