Конституционно-правовое регулирование обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.оригинальность
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 15.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 5
1.1. Сущность понятия национальной безопасности 5
1.2. Общая характеристика конституционно-правовой основы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации 11
2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 17
2.1. Основные направления обеспечения национальной безопасности России 17
2.2. Актуальные проблемы конституционно-правового регулирования обеспечения национальной безопасности 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Глава 4 Основного Закона посвящается конституционно-правовому положению Президента России. В этой главе, прежде всего, интересной является ст. 80, содержащая положения о том, что Президент «выступает гарантом Конституции Российской Федерации, свобод и прав гражданина и человека. Президент РФ предпринимает меры по охране суверенитета государства, его государственной целостности и независимости, поддерживает гражданский мир и согласие в стране». Таким образом, указанное должностное лицо несет ответственность за обеспечение безопасности основ конституционного строя, обеспечивает соблюдение свобод и прав, что оказывает непосредственное влияние на безопасность гражданина и человека, а также обеспечивает безопасность государства. Это можно подтвердить содержанием текста присяги Президента России при его вступлении в должность (ч. 1 ст. 82). Большая значимость указанного субъекта обеспечения национальной безопасности подчеркнута содержанием его полномочий, отраженных в ст. 83.
Здесь интересным является п. «д.1», указывающий на несколько субъектов обеспечения национальной безопасности, к которым необходимо относить руководителей «федеральных органов исполнительной власти (также федеральных министров), разрешающих вопросы обороны, государственной безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, общественной безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий», что, вместе с тем, раскрывает систему взаимодействия между главой государства и субъектами, призванными обеспечить национальную безопасность.
Необходимо сказать, что содержание рассматриваемого нами положения, прежде всего, посвящается процедуре назначения отдельных министров и руководителей ведомств. В этой процедуре задействован Совет Федерации, что дает нам возможность относить верхнюю палату Федерального Собрания к субъектам обеспечения национальной безопасности. Высокая значимость указанного субъекта также подтверждается другими положениями Основного Закона, в частности, ст. 102 и 106. В целом Федеральное Собрание РФ активно вовлекается в обеспечение национальной безопасности, поскольку посредством принятия нормативно-правовых актов, а также ратифицирования международных договоров, оказывает непосредственное влияние на жизнь отдельного человека, государство и общество. Правительство РФ, представляя исполнительную власть и имея значительные материальные ресурсы, обеспечивает надлежащее функционирование системы обеспечения национальной безопасности.
Отдельно требуется сказать о Совете Безопасности Российской Федерации. Данный конституционный орган реализует свою деятельность, как это закреплено в п. «ж» ст. 83, «...в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз». Деятельность данного органа сложно переоценить. Выступая координирующим звеном в системе обеспечения национальной безопасности, он формирует и реализует государственную политику в данной сфере, проводит анализ и дает оценку деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также занимается прогнозированием и выявлением угроз национальной безопасности.
Таким образом, анализ положений Конституции Российской Федерации сквозь призму рассматриваемой нами проблемы свидетельствует о том, что вопросы национальной безопасности имеют конституционно-правовую основу. Проведенное исследование позволяет рассматривать национальную безопасность как конституционно-правовую категорию, сущность которой заключается в динамичном развитии общества, при котором создаются условия для защиты государства от внутренних и внешних угроз, обеспечиваются права и свободы личности, а также стабильное состояние институтов гражданского общества и их взаимодействие с органами публичной власти. Основной Закон государства содержит в себе те структурные элементы правоотношений, сложившиеся в сфере обеспечения национальной безопасности, а именно объекты и субъекты, которые в данном случае имеют конституционный характер. Стоит также отметить конституционное закрепление основных видов национальной безопасности, взаимосвязь которых позволяет говорить о национальной безопасности как о сложном социально-правовом институте. Конституция Российской Федерации априори не содержит исчерпывающих положений, которые бы регулировали систему обеспечения национальной безопасности в целом. Однако в силу верховенства, прямого действия и системообразующего влияния на весь механизм правового регулирования данного нормативного правового акта необходимо признать наличие в нем тех положений, которые выступают фундаментальными началами системы обеспечения национальной безопасности. К тому же сам факт принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных подзаконных правовых актов в данной сфере общественных отношений основывается на положениях Конституции Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования конституционных основ национальной безопасности в РФ, можно констатировать, что национальная безопасность как комплексный правовой институт, является главным условием стабильности развития личности, общества, государства. Она призвана утвердить гражданский мир, сохранить исторически сложившееся государственное единство России, ее демократические основы, обеспечить благополучие и процветание граждан и России, являющейся частью мирового сообщества. Это возможно при условии приоритета конституционных принципов, положенных в основу обеспечения национальной безопасности, а именно:
- человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина –обязанность государства;
- суверенитет государства;
- целостность и неприкосновенность территории;
- федеративное устройство как основа государственной целостности;
- социальный характер государства, цель которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- незыблемость конституционного строя.
Конституционным содержанием национальной безопасности выступают национальные интересы, представляющие собой интегральную основу выражения и достижения баланса между высшими интересами личности, общества и государства.
Задачи модернизации политической, социально-экономической жизни России, стоящие перед политическим руководством страны на современном этапе развития, являются следствием не только мирового экономического кризиса, но и наличия серьезных проблем в политической, экономической, социальной, правовой и духовной сферах российского государства, несущих в себе реальную угрозу национальной безопасности страны. Данные обстоятельства обусловливают необходимость принятия соответствующих мер по устранению угроз. Национальная безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в этой области, выработкой и реализацией системы мер политического, правового, организационного, информационного и иного характера, адекватных угрозам национальным интересам личности, общества и государства.
Обеспечение национальной безопасности в нынешних условиях имеет целый ряд особенностей, вызванных изменением системы ценностей, где приоритетными являются человек, его права и свободы. Кроме того, в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности.
Проблемы реализации национальной безопасности России обусловлены, прежде всего, несовершенством конституционно-правовой и законодательной базы.
Следует согласиться с мнением Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, что «совершенствование внутрироссийского законодательства и, главное, законоисполнения, -это не только собственно внутренний вопрос...это еще и вопрос национальной безопасности страны в глобализующемся мире».
Государство должно всячески оказывать содействие повышению уровня правовой культуры и правового сознания среди молодежи, прививая уважение к закону, обществу, традициям самобытности и нравственности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 02.11.2023) "О чрезвычайном положении" // СПС Консультант Плюс.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. N 1 ст. 2.
Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
Алексин В.И. Советско-американское военное сотрудничество: контакты и осмысление их результатов // Военная мысль. 1992. № 3. С. 62-69.
Анохин Ю.В., Гадельшин Р.И. Национальная безопасность: теоретические и терминологические аспекты // Теория и практика общественного развития. 2019. №12. С. 22-29.
Балуев Д.Г. Личностная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение : дис. ... д-ра полит. наук. Н. Новгород, 2004.
Блатин С.В. Государственная безопасность Российской Федерации: становление и современное содержание понятия // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 4 (60). С. 220-224.
Бондарь Н.С. Конституционный Суд – гарант конституционной безопасности личности, общества и государства // Проблемы права. 2004. № 1. C. 9-13.
Василенко И.А. Современная российская политика: Учебник. М: Юрайт, 2021. 488 с.
Ирошников Д.В. Государственная безопасность Российской Федерации: понятие и содержание // Юридическая наука. 2021. № 2. С. 65-70.
Кардашова И.Б. О категориально-понятийном аппарате теории национальной безопасности // Российский следователь. 2020. № 5. С. 52-60.
Киселев К.В. Акторы и тренды региональной политики. Екатеринбург: Изд-во: УрО РАН, 2019.
Кокорин С.Н. О проблеме терминологической определенности в законодательстве Российской Федерации «Национальной безопасности» как базовой категории теории национальной безопасности // Вестник Южно-Уральского университета. Сер.: Право. 2017. № 28. С. 93-95.
Колесников Д.В. Конституционно-правовой аспект национальной безопасности в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Зарубежный опыт // Юридический мир. 2023. № 1. С. 45-47.
Конституции зарубежных государств. М., 2023. 592 с.
Конюхова (Умнова) И.А. Конституции нового поколения: состояние и перспективы развития // Современное конституционное право: сборник научных трудов. Серия: Правоведение / отв. ред. Е.В. Алферова. М., 2020. С. 29-52.
Напалкова И.Г. Экономическая безопасность: институционально-правовой анализ : монография. Ростов н/Д., 2006. С. 11-12.
Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ / В.Г. Вишняков, Л.В. Андрийченко, С.А. Боголюбов и др. // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 4-10.
Никитина А.К. и др. Особенности регионального аспекта коррупционной преступности // Диалектика противодействия коррупции Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 113-114.
Рогов А.С., Федотова Ю.Г. Государственная безопасность: элемент или содержание национальной безопасности Российской Федерации // Власть. 2023. № 12. С. 128-132.
рошников Д.В. Презумпция государственной безопасности // Юридическая техника. 2020. № 4. С. 203-209.
Саркисян А.Ж. и др. Преступность в сфере телекоммуникации и компьютерной информации как угроза национальной безопасности страны // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. № 3. С. 219-227.
Фомин С.А. Обеспечение национальной безопасности : курс лекций. М., 2022.
Колесников Д.В. Конституционно-правовой аспект национальной безопасности в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Зарубежный опыт // Юридический мир. 2023. № 1. С. 45.
Кардашова И.Б. О категориально-понятийном аппарате теории национальной безопасности // Российский следователь. 2020. № 5. С. 53.
Напалкова И.Г. Экономическая безопасность: институционально-правовой анализ : монография. Ростов н/Д., 2006. С. 11-12.
Рогов А.С., Федотова Ю.Г. Государственная безопасность: элемент или содержание национальной безопасности Российской Федерации // Власть. 2023. № 12. С. 130.
Анохин Ю.В., Гадельшин Р.И. Национальная безопасность: теоретические и терминологические аспекты // Теория и практика общественного развития. 2019. №12. С. 22.
Алексин В.И. Советско-американское военное сотрудничество: контакты и осмысление их результатов // Военная мысль. 1992. № 3. С. 63.
Ирошников Д.В. Государственная безопасность Российской Федерации: понятие и содержание // Юридическая наука. 2021. № 2. С. 68.
Блатин С.В. Государственная безопасность Российской Федерации: становление и современное содержание понятия // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 4 (60). С. 220.
Балуев Д.Г. Личностная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение : дис. ... д-ра полит. наук. Н. Новгород, 2004. С. 318.
Ирошников Д.В. Презумпция государственной безопасности // Юридическая техника. 2020. № 4. С. 205.
Фомин С.А. Обеспечение национальной безопасности : курс лекций. М., 2022. С. 10.
Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ / В.Г. Вишняков, Л.В. Андрийченко, С.А. Боголюбов и др. // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 4.
Кокорин С.Н. О проблеме терминологической определенности в законодательстве Российской Федерации «Национальной безопасности» как базовой категории теории национальной безопасности // Вестник Южно-Уральского университета. Сер.: Право. 2017. № 28. С. 93.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. N 1 ст. 2.
Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
Киселев К.В. Акторы и тренды региональной политики. Екатеринбург: Изд-во: УрО РАН, 2019. С. 23.
Василенко И.А. Современная российская политика: Учебник. М: Юрайт, 2021. С. 117.
Саркисян А.Ж. и др. Преступность в сфере телекоммуникации и компьютерной информации как угроза национальной безопасности страны // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. № 3. С. 219.
Никитина А.К. и др. Особенности регионального аспекта коррупционной преступности // Диалектика противодействия коррупции Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 113-114.
Конюхова (Умнова) И.А. Конституции нового поколения: состояние и перспективы развития // Современное конституционное право: сборник научных трудов. Серия: Правоведение / отв. ред. Е.В. Алферова. М., 2020. С. 31.
Конституции зарубежных государств. М., 2023. С. 9.
Бондарь Н.С. Конституционный Суд – гарант конституционной безопасности личности, общества и государства // Проблемы права. 2004. № 1. С. 9.
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 02.11.2023) "О чрезвычайном положении" // СПС Консультант Плюс.
31
2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 02.11.2023) "О чрезвычайном положении" // СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. N 1 ст. 2.
4. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
5. Алексин В.И. Советско-американское военное сотрудничество: контакты и осмысление их результатов // Военная мысль. 1992. № 3. С. 62-69.
6. Анохин Ю.В., Гадельшин Р.И. Национальная безопасность: теоретические и терминологические аспекты // Теория и практика общественного развития. 2019. №12. С. 22-29.
7. Балуев Д.Г. Личностная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение : дис. ... д-ра полит. наук. Н. Новгород, 2004.
8. Блатин С.В. Государственная безопасность Российской Федерации: становление и современное содержание понятия // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 4 (60). С. 220-224.
9. Бондарь Н.С. Конституционный Суд – гарант конституционной безопасности личности, общества и государства // Проблемы права. 2004. № 1. C. 9-13.
10. Василенко И.А. Современная российская политика: Учебник. М: Юрайт, 2021. 488 с.
11. Ирошников Д.В. Государственная безопасность Российской Федерации: понятие и содержание // Юридическая наука. 2021. № 2. С. 65-70.
12. Кардашова И.Б. О категориально-понятийном аппарате теории национальной безопасности // Российский следователь. 2020. № 5. С. 52-60.
13. Киселев К.В. Акторы и тренды региональной политики. Екатеринбург: Изд-во: УрО РАН, 2019.
14. Кокорин С.Н. О проблеме терминологической определенности в законодательстве Российской Федерации «Национальной безопасности» как базовой категории теории национальной безопасности // Вестник Южно-Уральского университета. Сер.: Право. 2017. № 28. С. 93-95.
15. Колесников Д.В. Конституционно-правовой аспект национальной безопасности в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Зарубежный опыт // Юридический мир. 2023. № 1. С. 45-47.
16. Конституции зарубежных государств. М., 2023. 592 с.
17. Конюхова (Умнова) И.А. Конституции нового поколения: состояние и перспективы развития // Современное конституционное право: сборник научных трудов. Серия: Правоведение / отв. ред. Е.В. Алферова. М., 2020. С. 29-52.
18. Напалкова И.Г. Экономическая безопасность: институционально-правовой анализ : монография. Ростов н/Д., 2006. С. 11-12.
19. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ / В.Г. Вишняков, Л.В. Андрийченко, С.А. Боголюбов и др. // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 4-10.
20. Никитина А.К. и др. Особенности регионального аспекта коррупционной преступности // Диалектика противодействия коррупции Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 113-114.
21. Рогов А.С., Федотова Ю.Г. Государственная безопасность: элемент или содержание национальной безопасности Российской Федерации // Власть. 2023. № 12. С. 128-132.
22. рошников Д.В. Презумпция государственной безопасности // Юридическая техника. 2020. № 4. С. 203-209.
23. Саркисян А.Ж. и др. Преступность в сфере телекоммуникации и компьютерной информации как угроза национальной безопасности страны // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. № 3. С. 219-227.
24. Фомин С.А. Обеспечение национальной безопасности : курс лекций. М., 2022.