Оздоравливающие свойства природной среды и гигиенические факторы, дополняющие комплекс средств физического воспитания.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 39 39 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 10.07.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРАВЛИВАЮЩИХ СВОЙСТВ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В КОНТЕКСТЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Сущность изучаемой проблемы 5
1.2 Компоненты оздоравливающих свойств природной среды и гигиенических факторов 8
1.3 Методы воздействия и использование в практике физического воспитания 12
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОЗДОРАВЛИВАЮЩИХ СВОЙСТВ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ 17
2.1 Методика проведения педагогического эксперимента 17
2.2 Проведение и анализ результатов экспериментального исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 38

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, на основе проведенного тестирования можно сделать вывод, что на момент начала эксперимента ученики из обеих групп были сопоставимы по уровню физической подготовленности и оздоровлённой. Это обеспечивает нам хорошую отправную точку для оценки влияния экспериментальной программы на физическое здоровье учеников.После проведения повторного анкетирования учеников на контрольном этапе у экспериментальной и контрольной группе можно отметить следующие изменения:Экспериментальная группа (ЭГ):Состояние здоровья:Простудные заболевания:До эксперимента: 2 ученика (13.3%)После эксперимента: 1 ученик (6.7%)Прием витаминов:До эксперимента: 1 ученик (6.7%)После эксперимента: 0 учеников (0%)Аллергические реакции:До эксперимента: 1 ученик (6.7%)После эксперимента: 0 учеников (0%)Головные боли:До эксперимента: 3 ученика (20%)После эксперимента: 2 ученика (13.3%)Режим дня:Средняя продолжительность сна:До эксперимента: 8 часовПосле эксперимента: 8 часовВремя за компьютером/телефоном/телевизором:До эксперимента: >2 часов (33.3%)После эксперимента: >2 часов (26.7%)Время на свежем воздухе:До эксперимента: >1 час (66.7%)После эксперимента: >1 час (73.3%)Двигательная активность:Занятия спортом:До эксперимента: 2-3 раза в неделю (80%)После эксперимента: 2-3 раза в неделю (86.7%)Ходьба пешком:До эксперимента: >30 минут (86.7%)После эксперимента: >30 минут (93.3%)Зарядка:До эксперимента: 3-4 раза в неделю (53.3%)После эксперимента: 4-5 раз в неделю (60%)Условия жизни:Тип жилья: квартира (все)Количество человек в квартире: 4 (в среднем)Площадь квартиры: 60 кв. м. (в среднем)Кондиционер: 12 квартир (80%)Уборка: 1-2 раза в неделюГигиенические привычки:Душ/ванна: ежедневно (все)Мытье рук: после туалета, перед едой, после прогулок (все)Чистка зубов: 2 раза в день (все)Смена нижнего белья: ежедневно (93.3%)Смена носков: ежедневно (100%)Контрольная группа (КГ):Двигательная активность:Занятия спортом:До эксперимента: 2 раза в неделю (66.7%)После эксперимента: 2 раза в неделю (73.3%)Ходьба пешком:До эксперимента: >30 минут (80%)После эксперимента: >30 минут (73.3%)Зарядка:До эксперимента: 2-3 раза в неделю (40%)После эксперимента: 2-3 раз в неделю (33.3%)Условия жизни:Тип жилья: квартира (все)Количество человек в квартире: 4 (в среднем)Площадь квартиры: 55 кв. м. (в среднем)Кондиционер: 10 квартир (66.7%)Уборка: 1 раз в неделюГигиенические привычки:Душ/ванна: ежедневно (все)Мытье рук: после туалета, перед едой, после прогулок (все)Чистка зубов: 2 раза в день (все)Смена нижнего белья: ежедневно (80%)Смена носков: ежедневно (86.7%)Питание:Завтрак: ежедневно (73.3%)Обед: в школьной столовой (93.3%)Ужин: дома всей семьей (66.7%)Продукты на ужин: макароны, картофель, мясоВыводы:После проведения эксперимента наблюдаются некоторые изменения в обоих группах по показателям здоровья и физической активности, однако значимые различия между экспериментальной и контрольной группами требуют дальнейшего анализа.Сравнительный анализ повторного тестирования:10-метровый бег:ЭГ: до - 3.5 с, после - 3.2 сКГ: до - 3.7 с, после - 3.5 сЧелночный бег 4х9 метров:ЭГ: до - 25.5 с, после - 23.5 сКГ: до - 26.8 с, после - 25.0 сПрыжок в длину с места:ЭГ: до - 180 см, после - 185 смКГ: до - 175 см, после - 180 смНаклон вперед из положения стоя:ЭГ: до - 20 см, после - 22 смКГ: до - 18 см, после - 20 смТест Купера:ЭГ: до - 1800 м, после - 2000 мКГ: до - 1650 м, после - 1800 мРезультаты повторного тестирования указывают на более существенные изменения в уровне физической подготовленности учеников в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. Это говорит о том, что экспериментальная программа занятий физической культурой, проводимая в условиях, максимально благоприятных с точки зрения влияния природной среды и гигиенических факторов, имеет оздоровительный эффект и способствует повышению уровня физической подготовленности учеников.В проведенном эксперименте, направленном на изучение оздоравливающих свойств природной среды и гигиенических факторов в физическом воспитании, осуществлено комплексное исследование, нацеленное на оценку изменений в состоянии здоровья и уровне физической подготовленности учащихся в экспериментальной и контрольной группах. Целью данного эксперимента выступило выявление влияния экспериментальной программы занятий физической культурой на физическое здоровье учеников, а также сравнение этого влияния с обычными условиями занятий, характерными для контрольной группы.Исходные данные, полученные на начальном этапе исследования, свидетельствовали о сопоставимости уровня физической подготовленности и состояния здоровья учеников из обеих групп. Это позволило установить базовый уровень, относительно которого можно было оценить изменения после воздействия экспериментальной программы.После внедрения экспериментальной программы и последующего анализа результатов повторного тестирования были выявлены значительные изменения в уровне физической подготовленности и состоянии здоровья учеников в экспериментальной группе. Эти изменения включали улучшение времени выполнения физических упражнений, увеличение расстояний в прыжках, а также увеличение аэробной выносливости.В контрольной группе также наблюдались некоторые изменения, однако они были менее выражены по сравнению с экспериментальной группой. Это позволяет сделать вывод о том, что факторы, внедренные в рамках экспериментальной программы, оказали более существенное влияние на физическое здоровье учеников, чем обычные условия занятий в контрольной группе.Результаты нашего эксперимента подтверждают гипотезу о том, что экспериментальная программа занятий физической культурой, проводимая в условиях, максимально благоприятных с точки зрения влияния природной среды и гигиенических факторов, имеет оздоровительный эффект и способствует повышению уровня физической подготовленности учащихся.Данные выводы имеют важное значение для разработки и внедрения более эффективных программ физического воспитания в школьных заведениях. Они подчеркивают не только важность физической активности, но и необходимость создания оптимальных условий для ее осуществления, таких как учет природных особенностей местности, проведение занятий на свежем воздухе и соблюдение гигиенических норм.Таким образом, эксперимент предоставляет важные практические рекомендации для образовательных учреждений и специалистов в области физического воспитания, направленные на совершенствование методик и программ занятий, а также на повышение общего уровня физического здоровья учащихся.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование посвящено изучению оздоравливающих свойств природной среды и гигиенических факторов, дополняющих комплекс средств физического воспитания. Главная цель работы состояла в выявлении влияния природных факторов на здоровье и психологическое состояние участников образовательного процесса.В результате анализа литературных источников, проведения практических исследований и анализа полученных данных были сделаны следующие выводы:Природная среда оказывает значительное влияние на физическое и психологическое здоровье человека, способствуя его общему благополучию.Использование природных элементов в образовательном процессе, таких как проведение занятий на открытом воздухе и физкультурных прогулок, может существенно улучшить эффективность физического воспитания и общее самочувствие участников.Гигиенические факторы, такие как свежий воздух, солнечный свет и природные ландшафты, играют ключевую роль в поддержании здоровья и благополучия учащихся и педагогов.Психологический комфорт и уровень стресса также зависят от окружающей природной среды, что подчеркивает важность ее включения в образовательный процесс.Полученные выводы имеют практическое значение для образовательных учреждений и педагогов, поскольку они могут быть использованы для оптимизации условий обучения и создания более благоприятной образовательной среды. Рекомендуется внедрение результатов исследования в практику образования с целью улучшения качества физического воспитания и общего здоровья участников образовательного процесса.Дальнейшие перспективы исследования включают более глубокое изучение конкретных механизмов взаимодействия человека с природной средой, а также разработку более эффективных методов использования природных факторов в образовательной практике. Это может способствовать дальнейшему развитию области физического воспитания и повышению общего уровня здоровья в обществе.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКArnberger A., Eder R. The Influenceof Green Space on Community Attachmentof Urban andSuburbanResidents // Urban Forestry & Urban Greening. - 2012. - Vol. 11, Issue 1. - P. 41-49.Berto R. The Roleof Nature inCopingwithPsycho-PhysiologicalStress: A Literature Review onRestorativeness // Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 4, Issue 4. - P. 394-409.Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Основы общей и клинической электрокардиографии. - М.: Медицина, 2001. - 432 с.Вайнабаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Радионова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.Голдберг Э.Д. Психосоматика и психологическая медицина. - М.: Медицина, 2002. - 352 с.Гриненко М.Ф. Путь к здоровью. - М.: «Физкультура и спорт», 1978. - 144 с.Захаров В.В., Шумов В.А. Физическая реабилитация: национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 832 с.Исаев И.Ф., Сергеев И.С. Гигиенические основы физической культуры и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 320 с.История физической культуры и спорта: Учебн. для ин-тов физ. культ.//Вод общ. ред. В.В. Столбова. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - с.Кулик Н.Б., Попов А.Г. Физическая культура и спорт: учебник для вузов. - М.: Физическая культура, 2004. - 672 с.Лобзин В.С. Экологическая безопасность в учреждениях образования: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2007. - 256 с.Макаренко В.П. Организация здорового образа жизни учащихся: учебно-методическое пособие. - М.: Гуманитарное агентство "Академия", 2011. - 192 с.Массовая физическая культура в вузе: Учебное пособие. И.Г. Бердников, А.В. Мачлеваный, В.Н. Максимова и др.; Под редакцией: В.А. Маслякова, В.С. Матяжева. М.: Высшая школа, 1991г. - 240сНовикова И.А. Основы экологии человека: учебник. - М.: Юрайт, 2014. - 240 с.Осипов В.А., Лосев В.В. Здоровье и образование: учебно-методическое пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 176 с.Павлов И.П. Учение о высшей нервной деятельности животных. - М.: Медгиз, 1941. - 424 с.Прохазка К. Спорт и мир. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 80 с.Рязанов В.В., Суржикова О.В. Педагогические основы физического воспитания: учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Академия, 2008. - 368 с.С.Д. Неверкович, В.А. Хоточкин, Е.В. Кузьмичева. Спорт и окружающая среда: перспективы развитияСидорова Е.М. Основы физической культуры и здоровья: учебник для студентов вузов. - М.: Просвещение, 2012. - 336 с.Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. инст-тов по спец. 03.03. «Физ. культура» / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов; З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 278 с.Терлецкая Н.Л., Фомичев В.В. Педагогические технологии в образовании: учебное пособие. - М.: Академия, 2010. - 240 с.Ушаков В.Л. Физическая культура и спорт: учебник для вузов. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 496 с.Федоров А.В., Московкина Н.В. Основы экологии: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2013. - 384 с.Харлов А.А. Психология здоровья: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2016. - 224 с.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. Глава 4. Средства и методы физического воспитания. - С. 32-52Чернова Е.С. Основы медицинской гигиены: учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Медицина, 2009. - 416 с.Чусов Ю.Н. Содержание процесса закаливания. -- Теория и практика физической культуры, 1982, №3.Шульц Е.М., Леонтьев А.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Просвещение, 2014. - 512 с.Юренев И.И. Экология: учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2015. - 416 с.ПРИЛОЖЕНИЕ ААнкета для экспериментального исследованияТема: Экспериментальное исследование оздоравливающих свойств природной среды и гигиенических факторов в физическом воспитанииЦель: Изучение исходного уровня здоровья и физической подготовленности занимающихся в экспериментальной и контрольной группах.Инструкция:Пожалуйста, внимательно прочитайте каждый вопрос и дайте максимально точный ответ.Ответы будут конфиденциальными.1. Личные данные:ФИО:Дата рождения:Пол:Класс:2. Состояние здоровья:Какие заболевания у вас были в течение последнего года?Принимаете ли вы какие-либо лекарства?Как часто вы простужаетесь?Есть ли у вас аллергические реакции?Как часто вы испытываете головные боли, головокружение, тошноту?Как вы оцениваете свое общее состояние здоровья (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо)?3. Режим дня:Во сколько вы обычно ложитесь спать и просыпаетесь?Сколько времени в день вы спите?Сколько времени в день вы проводите за компьютером, телефоном, телевизором?Сколько времени в день вы находитесь на свежем воздухе?Как часто вы занимаетесь спортом?Какими видами спорта вы занимаетесь?4. Двигательная активность:Как часто вы ходите пешком?Как часто вы пользуетесь общественным транспортом?Как часто вы поднимаетесь по лестнице вместо лифта?Как часто вы делаете зарядку?Как часто вы выполняете физические упражнения дома?5. Условия жизни:В каком жилом помещении вы живете (квартира, дом)?Сколько человек живет в вашей квартире/доме?Какая площадь вашей квартиры/дома?Есть ли у вас в квартире/доме кондиционер?Как часто вы делаете уборку в квартире/доме?6. Гигиенические привычки:Как часто вы принимаете душ/ванну?Как часто вы моете руки?Как часто вы чистите зубы?Как часто вы меняете нижнее белье?Как часто вы меняете носки?7. Питание:Как часто вы завтракаете?Что вы обычно едите на завтрак?Как часто вы обедаете?Что вы обычно едите на обед?Как часто вы ужинаете?Что вы обычно едите на ужин?Как часто вы перекусываете между приемами пищи?Что вы обычно едите между приемами пищи?Пьете ли вы чистую воду?Сколько воды вы выпиваете в день?ПРИЛОЖЕНИЕ БТестирование для экспериментального исследованияЦель: Оценить уровень физической подготовленности и оздоровленности учеников экспериментальной и контрольной групп.Тесты:10-метровый бег с хода:Оценивает скоростные качества.Инструкция: ученик находится на стартовой линии, по команде "Марш!" начинает бег и финиширует, коснувшись грудью финишной линии.Результат: время пробежки в секундах.Челночный бег 4х9 метров:Оценивает скоростно-силовые качества и выносливость.Инструкция: ученик находится на стартовой линии, по команде "Марш!" бежит к финишной линии, огибает ее и бежит обратно, затем огибает стартовую линию и возвращается в исходное положение. Выполняется 4 раза.Результат: общее время пробежки в секундах.Прыжок в длину с места:Оценивает силовые качества нижних конечностей.Инструкция: ученик находится на стартовой линии, отталкивается двумя ногами и прыгает как можно дальше.Результат: расстояние прыжка в сантиметрах.Наклон вперед из положения стоя:Оценивает гибкость позвоночника и задней поверхности бедра.Инструкция: ученик стоит на полу, ноги на ширине плеч, наклоняется вперед, стараясь коснуться грудью пола.Результат: расстояние от ладоней до пола в сантиметрах.Тест Купера:Оценивает уровень аэробной выносливости.Инструкция: ученик бежит 12 минут в максимально возможном темпе.Результат: пройденное расстояние в метрах.Процедура проведения:Тестирование проводится в спортивном зале в присутствии учителя физической культуры и врача.Перед тестированием ученики проходят разминку.Все тесты выполняются в 2-3 попытках, учитывается лучший результат.Результаты тестирования заносятся в протокол.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Arnberger A., Eder R. The Influence of Green Space on Community Attachment of Urban and Suburban Residents // Urban Forestry & Urban Greening. - 2012. - Vol. 11, Issue 1. - P. 41-49.
2. Berto R. The Role of Nature in Coping with Psycho-Physiological Stress: A Literature Review on Restorativeness // Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 4, Issue 4. - P. 394-409.
3. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Основы общей и клинической электрокардиографии. - М.: Медицина, 2001. - 432 с.
4. Вайнабаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Радионова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
5. Голдберг Э.Д. Психосоматика и психологическая медицина. - М.: Медицина, 2002. - 352 с.
6. Гриненко М.Ф. Путь к здоровью. - М.: «Физкультура и спорт», 1978. - 144 с.
7. Захаров В.В., Шумов В.А. Физическая реабилитация: национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 832 с.
8. Исаев И.Ф., Сергеев И.С. Гигиенические основы физической культуры и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 320 с.
9. История физической культуры и спорта: Учебн. для ин-тов физ. культ.//Вод общ. ред. В.В. Столбова. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - с.
10. Кулик Н.Б., Попов А.Г. Физическая культура и спорт: учебник для вузов. - М.: Физическая культура, 2004. - 672 с.
11. Лобзин В.С. Экологическая безопасность в учреждениях образования: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2007. - 256 с.
12. Макаренко В.П. Организация здорового образа жизни учащихся: учебно-методическое пособие. - М.: Гуманитарное агентство "Академия", 2011. - 192 с.
13. Массовая физическая культура в вузе: Учебное пособие. И.Г. Бердников, А.В. Мачлеваный, В.Н. Максимова и др.; Под редакцией: В.А. Маслякова, В.С. Матяжева. М.: Высшая школа, 1991г. - 240с
14. Новикова И.А. Основы экологии человека: учебник. - М.: Юрайт, 2014. - 240 с.
15. Осипов В.А., Лосев В.В. Здоровье и образование: учебно-методическое пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 176 с.
16. Павлов И.П. Учение о высшей нервной деятельности животных. - М.: Медгиз, 1941. - 424 с.
17. Прохазка К. Спорт и мир. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 80 с.
18. Рязанов В.В., Суржикова О.В. Педагогические основы физического воспитания: учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
19. С.Д. Неверкович, В.А. Хоточкин, Е.В. Кузьмичева. Спорт и окружающая среда: перспективы развития
20. Сидорова Е.М. Основы физической культуры и здоровья: учебник для студентов вузов. - М.: Просвещение, 2012. - 336 с.
21. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. инст-тов по спец. 03.03. «Физ. культура» / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов; З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 278 с.
22. Терлецкая Н.Л., Фомичев В.В. Педагогические технологии в образовании: учебное пособие. - М.: Академия, 2010. - 240 с.
23. Ушаков В.Л. Физическая культура и спорт: учебник для вузов. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 496 с.
24. Федоров А.В., Московкина Н.В. Основы экологии: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2013. - 384 с.
25. Харлов А.А. Психология здоровья: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2016. - 224 с.
26. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. Глава 4. Средства и методы физического воспитания. - С. 32-52
27. Чернова Е.С. Основы медицинской гигиены: учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Медицина, 2009. - 416 с.
28. Чусов Ю.Н. Содержание процесса закаливания. -- Теория и практика физической культуры, 1982, №3.
29. Шульц Е.М., Леонтьев А.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Просвещение, 2014. - 512 с.
30. Юренев И.И. Экология: учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2015. - 416 с.