Роль семейного воспитания в формировании готовности учиться в школе.
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 23 + 23 источника
- Добавлена 13.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ 5
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста 5
1.2 Сущность и критерии готовности ребенка к обучению в школе 12
1.3 Роль семьи в подготовке ребенка к школе 20
Вывод по главе 1 23
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ 25
2.1 Реализация исследования роли семейного воспитания в формировании готовности учиться в школе 25
2.2 Результаты корреляционного анализа 33
Выводы по главе 2 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Авторитетный стиль воспитания предлагает альтернативу авторитарному подходу, который включает в себя строгое наказание и ограничения для ребенка. Следующей по «полярности» выявлена авторитарная стратегия воспитания, к ней прибегают, согласно исследованию, 31% родителей.Для авторитарного стиля воспитания характерны следующие проявления: 1. Четко сформированная родительская позиция. Родители имеют ясное представление о том, каким должен быть их ребенок. Они стремятся приложить все усилия, чтобы добиться этого идеала.2. Категоричность в требованиях. Родители редко идут на уступки и ожидают полного подчинения со стороны ребенка.3. Тотальный контроль. Ребенок постоянно находится под контролем родителей во всех сферах своей жизни, он может вызывать дискомфорт у ребенка и ограничивать его свободу.4. Ребенок не имеет возможности свободно выражать свою волю. Требования родителей являются абсолютной истиной, которая не подлежит обсуждению или объяснению.Важно найти баланс между контролем и свободой, чтобы дать ребенку возможность самостоятельно исследовать мир и развиваться в соответствии со своими потребностями и интересами.1. В семье, где царит система запретов, требований и наказаний, дети становятся жертвами жестокости и насилия.2. Вместо здоровых отношений и взаимного уважения, в такой семье дети вынуждены жить в постоянном страхе и тревоге.3. Отсутствие эмоциональной поддержки и понимания в авторитарной семье приводит к нарушению психического и эмоционального развития детей.4. Физическое насилие в семье, где действует система запретов, может нанести непоправимый вред здоровью и самооценке детей.5. Вместо того, чтобы расти в любви и гармонии, дети в такой семье вынуждены приспосабливаться к жестокости и насилию, что негативно сказывается на их дальнейшей жизни и отношениях с окружающими.Те дети, кто в силу своих личностных особенностей более активен и стойкий, могут проявлять несогласие с требованиями родителей, протестовать, не подчиняться, становиться агрессивными. Более тихие, неуверенные, робкие дошкольники не могут противостоять родительскому гнету и поэтому у них вырабатывается привычка всегда и во всем слушаться родителей, у них не происходит развитие собственного мнения и воли. При авторитарном стиле воспитания у детей формируется лишь умение подчиняться, сопровождаемое чувством неуверенности в себе, тревожности, страха перед возможным наказанием за непослушание и т.д. Авторитарные отношения не подразумевают близких, теплых, доверительных отношений между родителем и ребенком в связи, с чем нарушается система привязанностей, что приводит к развитию подозрительности, настороженности и, в крайнем случае, даже враждебности к окружающим.«Либеральный» стиль воспитания был выявлен у 16% опрошенных родителей, его основными проявлениями являются:1. Родитель устанавливает доверительные отношения с ребенком, иногда даже на основе «дружбы». Он слушает ребенка, не ограничивает его и не использует запреты и наказания.2. Слабости и неподобающее поведение рассматриваются как простительные, и родитель редко обращает на это внимание.3. Ребенку предоставляется огромная свобода во всех вопросах, за исключением тех, которые касаются его здоровья и безопасности.Исследования показывают, что «либеральный» стиль воспитания является относительно редким. Он может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для развития ребенка. Самым тяжелым последствием либерального стиля воспитания может стать вовлечение ребенка в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.При анализе данных, полученных в результате стандартной беседы по методике Т.А. Нежновой, мы получили следующие результаты (Рис. 2.).Рисунок 2 - Результаты исследования сформированности внутренней позиции школьника в выборке дошкольников (n=32)Итак, высокий уровень был выявлен у 15 человек (47%), средний уровень у 10 человек (31%), низкий уровень – у 7 человек (22%).Анализ результатов проведенного исследования сформированности внутренней позиции школьника у дошкольников 6-7 лет показал, что низкий уровень сформированности имеют 22 % детей (7 человек). Эти дети не проявляют интереса к школе, то есть, внутренняя позиция школьника не сформирована. Данные дети нуждаются в поддержке и стимулировании, особое внимание на таких детей должен обратить школьный психолог.У 31% (10 человек) испытуемых в группе был выявлен средний уровень готовности. Интерес этих детей сосредоточен в области внешней атрибутики школьной жизни, что соответствует начальной стадией формирования внутренней позиции школьника. Им интересны школьные принадлежности, получение хороших отметок, они нередко полагают, что в школе с ними тоже будут играть, но уже учитель. Необходимо положительное подкрепление, чтобы данная направленность способствовала формированию внутренней позиции школьника.У 47% детей (15 человек) определен высокий уровень сформированности. Такой результат свидетельствует о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе, то есть, внутренняя позиция школьника достаточно сформирована. Обратимся к результатам данных по методике определения школьной зрелости по тесту Керна-Йирасека (рис.3.).Рисунок 3 - Результаты исследования готовности к школьному обучению в выборке дошкольников (n=32)Высокий уровень готовности к школьному обучению имеют 41% испытуемых, средний уровень имеют 31% детей, уровень ниже среднего имеют 15% детей (3 человека), уровень ниже среднего выявлен у 28% исследуемых детей.Итак, тест Керна-Йирасека показал, что 41% детей имеют достаточный уровень для зачисления в 1 класс общеобразовательной школы, остальным детям требуется дополнительная помощь.Результаты диагностики по рисуночной методике Д.В. Солдатова представлены на рисунке 4.Рисунок 4 - Результаты диагностики сформированности мотивационной готовности в выборке дошкольников (n=32)Высокий уровень мотивационной готовности был выявлен у 47% детей. Дошкольники, показавшие такой результат,обладают вполне сформированной готовностью к школьному обучению, в связи с чем, мы можем прогнозировать, что процесс адаптации к школе не вызовет у них проблем.Низкий уровень мотивационной готовности был определен у 22% детей. Таким детям присуще нежелание ходить в школу, выполнять учебные задания, что проявляется уже в первые месяцы школьной жизни. Если такая ситуация возникла, то следует активизировать усилия по формированию произвольности поведения ребенка и сосредоточиться на процессе повышения его работоспособности. Оставшаяся часть группы - 31% продемонстрировала средний уровень мотивационной готовности к школьному обучению. Итак, анализ, проведенный по рисуночной методике Д.В. Солдатова показал, что 47% человек из группы обладают высоким уровнем мотивационной готовности к школьному обучению, а у остальных детей уровень готовности к обучению школе снижен.2.2 Результаты корреляционного анализаРезультаты корреляционного исследования зависимости готовности обучения в школе от стиля семейного воспитания представлены в таблице 1.Таблица 1 - Результаты корреляционного анализ стиля семейного воспитания и готовности к обучению в школеВнутренняя позиция школьникаШкольная зрелостьМотивационная готовностьАвторитарный стиль-0,54-0,62-0,61Авторитетный стиль0,670,640,55Либеральный стиль0,170,140,29ρ<0.3 — слабая зависимость;0.3≤ρ<0.7 — умеренная зависимость;ρ≥0.7 — сильная зависимость.Проведённый корреляционный анализ показал следующее:- существует прямая умеренная зависимость между авторитетным стилем воспитания и сформированностью у дошкольников готовности к обучению в школе. Это объясняется тем, что авторитетный стиль воспитания способствует формированию таких качеств, как самодисциплина, ответственность и усидчивость. Дети, которые регулярно доверительно общаются с родителями и признают их авторитет, выполняют требования и родителей, развивают навыки самоконтроля и умение справляться с трудностями, что, в свою очередь, помогает дошкольникам успешно адаптироваться к учебной среде школы.Однако, необходимо учитывать, что авторитетный стиль воспитания должен сопровождаться теплыми и поддерживающими отношениями родителей с ребенком. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и принятым, чтобы его самооценка и мотивация были поддерживаемыми. Именно эта комбинация требовательности и поддержки способствует оптимальному развитию ребенка и его готовности к обучению в школе.- существует обратная умеренная зависимость между авторитарным стилем семейного воспитания и готовностью к обучению в школе, дети, воспитывающиеся в атмосфере тотального контроля, жесткости, агрессии и эмоциональной депривации к школе готовы хуже, чем товарищи, воспитывающиеся в понимающей, принимающей семье, где не только следуют правилам, но и стремятся к взаимопониманию, компромиссам.С либеральным стилем воспитания в данной выборке корреляций не выявлено. Выводы по главе 2Результаты исследования показали, что к авторитетному стилю воспитания обращаются большинство родителей – 53%. Воспитание детей с использованием авторитетного стиля – это эффективный подход, который основывается на установлении ясных правил и границ. Такой стиль помогает детям развить дисциплину и ответственность, а также формирует у них навыки самостоятельности и принятия решений. Родители, которые применяют авторитетный стиль воспитания, являются лидерами в семье и стремятся принимать разумные и осознанные решения.К авторитарной стратегии воспитания, прибегают, согласно исследованию, 31% родителей. Для авторитарного стиля воспитания характерны следующие проявления: четко сформированная родительская позиция. Родители имеют ясное представление о том, каким должен быть их ребенок. Они стремятся приложить все усилия, чтобы добиться этого идеала; категоричность в требованиях. Родители редко идут на уступки и ожидают полного подчинения со стороны ребенка; тотальный контроль. Ребенок постоянно находится под контролем родителей во всех сферах своей жизни, он может вызывать дискомфорт у ребенка и ограничивать его свободу.«Либеральный» стиль воспитания был выявлен у 16% опрошенных родителей, его основными проявлениями являются: родитель устанавливает доверительные отношения с ребенком, иногда даже на основе «дружбы». Он слушает ребенка, не ограничивает его и не использует запреты и наказания; слабости и неподобающее поведение рассматриваются как простительные, и родитель редко обращает на это внимание; ребенку предоставляется огромная свобода во всех вопросах, за исключением тех, которые касаются его здоровья и безопасности.Исследование готовности детей к обучению в школе показало, что большая часть выборки находится на высоком и среднем уровне развития исследуемого параметра. Корреляционный анализ, в свою очередь, показал, что дети, воспитывающиеся в семье, где преобладает авторитетный стиль воспитания, имеют более высокий уровень готовности к обучению в школе по сравнению с детьми, воспитывающимися авторитарными родителями.ЗАКЛЮЧЕНИЕФормирование и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка непосредственно связаны с особенностями воспитания, как показывает исследование. Стиль воспитания в семье играет ключевую роль в этом процессе. Под стилем воспитания понимается совокупность черт, определяющих, каким образом родитель взаимодействует со своим ребенком, какие методы и средства воздействия используются, а также какие установки и эмоции преобладают у родителя. От этого комплекса характеристик стиля воспитания зависит формирование и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.Готовность детей на этапе завершения дошкольного учреждения согласно ФГОС, предполагает, что ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, активно взаимодействует со сверстниками обладает развитым воображением, достаточно хорошо владеет устной речью, способен к волевым усилиям и принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Следовательно, подготовка старших дошкольников к обучению в школе - сложный, многогранный процесс, основными задачами которого являются: диагностика готовности к школе, всестороннее развитие личности ребенка и всех компонентов готовности к школьному обучению. Мы определили, что семья в данном процессе играет важную, определяющую роль.Результаты эмпирического исследования показали, что к авторитетному стилю воспитания обращаются большинство родителей – 53%. Воспитание детей с использованием авторитетного стиля – это эффективный подход, который основывается на установлении ясных правил и границ. Такой стиль помогает детям развить дисциплину и ответственность, а также формирует у них навыки самостоятельности и принятия решений. Родители, которые применяют авторитетный стиль воспитания, являются лидерами в семье и стремятся принимать разумные и осознанные решения.К авторитарной стратегии воспитания, прибегают, согласно исследованию, 31% родителей. Для авторитарного стиля воспитания характерны следующие проявления: четко сформированная родительская позиция. Родители имеют ясное представление о том, каким должен быть их ребенок. Они стремятся приложить все усилия, чтобы добиться этого идеала; категоричность в требованиях. Родители редко идут на уступки и ожидают полного подчинения со стороны ребенка; тотальный контроль. Ребенок постоянно находится под контролем родителей во всех сферах своей жизни, он может вызывать дискомфорт у ребенка и ограничивать его свободу.«Либеральный» стиль воспитания был выявлен у 16% опрошенных родителей, его основными проявлениями являются: родитель устанавливает доверительные отношения с ребенком, иногда даже на основе «дружбы». Он слушает ребенка, не ограничивает его и не использует запреты и наказания; слабости и неподобающее поведение рассматриваются как простительные, и родитель редко обращает на это внимание; ребенку предоставляется огромная свобода во всех вопросах, за исключением тех, которые касаются его здоровья и безопасности.Исследование готовности детей к обучению в школе показало, что большая часть выборки находится на высоком и среднем уровне развития исследуемого параметра. Корреляционный анализ, в свою очередь, показал, что дети, воспитывающиеся в семье, где преобладает авторитетный стиль воспитания, имеют более высокий уровень готовности к обучению в школе по сравнению с детьми, воспитывающимися авторитарными родителями.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАвдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная компетентность современного дошкольника [Текст] / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева. – М.: Прометей, 2020. – 140 с.Аверин, В. А. Психология детей и подростков: учебное пособие [Текст] / В.А. Аверин. - 2-е изд., перераб. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - 379 с.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2018. – 400 с.Выготский, Л.С. Собрание сочинений в шести томах: Том 4: Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.Гордиец, А. В. Медико-психологическая готовность детей к школе: проблемы, пути решения: монография [Текст] / А. В. Гордиец, О. В. Груздева. – Красноярск, 2011. – 92 с.Грудненко, Е. А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности [Текст] / Е. А. Груденко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2019. – С. 127-133. Захарова, Л. Е. Психологическая готовность детей к школе в условиях дополнительного образования: дис. … канд. псих. наук : 19.00.07 [Текст]/ Л. Е. Захарова. – Санкт-Петербург, 2016. – 212 с.Изотова, Е. И. Психология дошкольного возраста. Часть 2 [Текст] / Е. И. Изотова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 240 с. Киселева, И. А. Проблема готовности к школьному обучению в трудах психологов и педагогов [Текст] / И. А. Киселева // Проблемы педагогики. – 2017. – №4. –С. 40-42.Комарова, Т. С. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада [Текст] / сост. Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 224 с.Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 632 с. Милькевич, О. А. Дошкольная педагогика. Педагогика младенчества [Текст]: учебное пособие для вузов / О. А. Милькевич. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 197 с.Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей [Текст] / Н.В. Нижегородцева, В.Д.Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 256 с.Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы [Текст]: учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 275 с.Петроченко, Г. Г. Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к школе [Текст]: учеб. пособие для пед. ин-тов / Г.Г. Петроченко. – М.: Знание, 2008. – 291 с.Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / отв. ред. А. А. Реан. – М.: АСТ, 2015. – 656 с. Рыскулова, М. М. Исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе [Текст] / М. М. Рыскулова // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2014. – №5. – С. 65-68. Рябышева Е.В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе [Текст] / Е.В. Рябышева. – Челябинск: Управление по делам образования, 2012. – 116 с.Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания [Текст]: учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 121 с.Спиридонова, С.Б. Формируем внутреннюю позицию школьника (рекомендации родителям первоклассника) [Текст] / С. Б. Спиридонова // Начальная школа. – 2008. - №8. – С.1-4Терещенко М. Н. Формирование интеллектуальной готовности детей к обучению в школе с учетом их половых особенностей / М. Н. Терещенко // автореферат по ВАК РФ 13.00.07, кандидат педагогических наук. М., 2007. - 32 с.Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / Д.Н. Ушаков; отв. ред. О.А. Щеглова. – М.: Славянский Дом Книги, 2017. – 960 с.
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: учебное пособие [Текст] / В.А. Аверин. - 2-е изд., перераб. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - 379 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2018. – 400 с.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в шести томах: Том 4: Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
5. Гордиец, А. В. Медико-психологическая готовность детей к школе: проблемы, пути решения: монография [Текст] / А. В. Гордиец, О. В. Груздева. – Красноярск, 2011. – 92 с.
6. Грудненко, Е. А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности [Текст] / Е. А. Груденко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2019. – С. 127-133.
7. Захарова, Л. Е. Психологическая готовность детей к школе в условиях дополнительного образования: дис. … канд. псих. наук : 19.00.07 [Текст]/ Л. Е. Захарова. – Санкт-Петербург, 2016. – 212 с.
8. Изотова, Е. И. Психология дошкольного возраста. Часть 2 [Текст] / Е. И. Изотова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 240 с.
9. Киселева, И. А. Проблема готовности к школьному обучению в трудах психологов и педагогов [Текст] / И. А. Киселева // Проблемы педагогики. – 2017. – №4. –С. 40-42.
10. Комарова, Т. С. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада [Текст] / сост. Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 224 с.
11. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 632 с.
12. Милькевич, О. А. Дошкольная педагогика. Педагогика младенчества [Текст]: учебное пособие для вузов / О. А. Милькевич. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 197 с.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
14. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей [Текст] / Н.В. Нижегородцева, В.Д.Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 256 с.
15. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы [Текст]: учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 275 с.
16. Петроченко, Г. Г. Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к школе [Текст]: учеб. пособие для пед. ин-тов / Г.Г. Петроченко. – М.: Знание, 2008. – 291 с.
17. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / отв. ред. А. А. Реан. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.
18. Рыскулова, М. М. Исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе [Текст] / М. М. Рыскулова // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2014. – №5. – С. 65-68.
19. Рябышева Е.В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе [Текст] / Е.В. Рябышева. – Челябинск: Управление по делам образования, 2012. – 116 с.
20. Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания [Текст]: учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 121 с.
21. Спиридонова, С.Б. Формируем внутреннюю позицию школьника (рекомендации родителям первоклассника) [Текст] / С. Б. Спиридонова // Начальная школа. – 2008. - №8. – С.1-4
22. Терещенко М. Н. Формирование интеллектуальной готовности детей к обучению в школе с учетом их половых особенностей / М. Н. Терещенко // автореферат по ВАК РФ 13.00.07, кандидат педагогических наук. М., 2007. - 32 с.
23. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / Д.Н. Ушаков; отв. ред. О.А. Щеглова. – М.: Славянский Дом Книги, 2017. – 960 с.