"Особенности организации игровой деятельности дошкольников при ознакомлении с природой".

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 27 27 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 17.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава I Теоретическая 5
1.1 Ознакомление с природой дошкольников как первый этап экологического образования 5
1.2 Использование игровых методов в эколого- образовательной среде 8
1.3 Значение и функции дидактических игр в старшем дошкольном возрасте 12
Глава II Практическая 14
2.1 Анализ литературы и образовательных программ по теме исследования 14
2.2 Проектирование и создание эколого-дидактической игры для старших дошкольников с применением ИКТ-технологий 18
Заключение
20
Список использованных источников
21
Приложения
23

Фрагмент для ознакомления

Дети узнают, чтоцвет заката бывает разный — после дождя закат бывает ярко-желтый, а надкрупными городами закат бывает ярко-красный, потому что в городах многомашин и весь этот дым поднимается в небо и через него закат кажется такимярко-красным.С целью расширения представлений у детей о таких природных явленияхкак облака, гроза, радуга, роса можно провести беседы «Виды облаков»,«Гроза», «Радуга», «Роса».беседе «Виды облаков» дети узнают, что облака бывают разной формы,разного цвета и имеют свои названия — перистые, кучевые, самые темныеоблака называют тучами – они отличаются от других облаков цветом и когдана небе тучи, то это значит, что скоро будет дождь, а возможно гроза и сильныйливень. Дети узнают, что цвет тучи объясняется избыточным накоплениемводы, поэтому дождь из тучи бывает сильнее, чем из кучевого облака. Длядемонстрации, что такое избыточное накопление воды показать детям простойопыт: взять две губки из поролона голубого цвета, одну слегка намочить водой,а другую – сильно, из чего дети смогут сделать выводы - «где в губке многоводы, она темнее, чем где мало». Затем одновременно отжать эти две губки идети увидят, что из губки с избыточным накоплением воды вылилось большеводы, чем из другой.В процессе беседы «Гроза» детей в доступной форме можно познакомить сприродным явлением – грозой, обсудить правила безопасного поведения пригрозе. Объяснение грозы как природного явления затруднительно, посколькудля детей старшего дошкольного возраста еще недоступно пониманиеэлектрических явлений в атмосфере. Но на доступном детям уровне можнообъяснить, что гром – это только звук, он громкий, но его бояться не нужно.При грозе молния может быть опасной если не соблюдать правила безопасногоповедения при грозе, а если знать, в чем опасность молнии и что делать, чтобыизбежать этой опасности, то гроза просто требует от человека соблюдениянекоторых мер предосторожности и это природное явление, которое имеетнаучное объяснение.В беседе «Радуга» дети узнают, что это красивое природное явлениеобычно появляется летом или в конце весны, когда уже становится тепло наулице. Для того, чтобы на небе появилась радуга нужны два обязательныхусловия: солнце и влажный воздух. Влажный воздух обычно бывает последождя, а солнце светит ярче всего летом, поэтому радуга летом — это частоеприродное явление. В радуги есть разные цвета, они расположены вопределенном порядке.Для формирования представлений старших дошкольников о природныхявлениях можно провести занятие «Вода в природных явлениях». На этомзанятии дети узнают о том, что вода может быть не только мокрой и жидкой, нои твердой. Есть природные явления, которые характерны только дляопределенного времени года, что связано с изменением температуры воздуха наулице, которая может опускаться ниже 0 градусов. В ходе занятия детям можнопоказать, как выглядит обычный ртутный термометр, на котором легчеобъяснить понятие «опускаться ниже 0 градусов», поскольку термометрразделен на два цветовых участка — красного и синего цвета. Когда ртутьопускается ниже 0 градусов в термометре, то какую температуру называют«морозной». 0 градусов — это не просто показатель на термометре, этотемпература замерзания воды, поэтому некоторые природные явленияпроисходят только зимой и никогда не могут случиться летом. Дети узнают, чемотличается снегопад от метели: «снегопад — это когда падают снежинки, аветра нет, а метель наступает, когда снежинки падают, и начинает дуть сильныйветер».В процессе беседы «Заморозки» дети знакомятся с влиянием холодныхтемператур на появление природных явлений в зимнее время года.В процессе беседы «Иней» дети узнают, что вода в воздухе, которая летомоседает на предметы в виде капелек росы, в более холодное время годапревращается в красивые ледяные кристаллики. Иней «рисует» красивые узорына стеклах домов и машин. Форма кристалликов инея зависит от температурывоздуха — при слабом морозе они имеют шестигранную форму, при усилениихолода становятся похожи на тонкие пластинки, а при сильных холодахстановятся похожи на иголки.Занятия в дошкольном возрасте проходят в игровом формате. Зная тему и условия занятия, воспитатель подбирает соответствующие игровые моменты.2.2 Проектирование и создание эколого-дидактической игры для старших дошкольников с применением ИКТ-технологийНаиболее удобные инструменты создания дидактической игры, по нашему мнению, это сервис LearningApps и программа Microsoft PowerPoint.LearningApps – это бесплатное программное обеспечение и платформа для создания веб-приложений для поддержки процессов обучения и преподавания с помощью небольших интерактивных мультимедийных модулей.Плюсы использования сервиса: бесплатный, русскоязычный интерфейс; быстрота создания интерактивных упражнений, моментальная проверка правильности выполнения задания; легко осваивается; шаблоны поддерживают работу с картинками, звуком и видео; содержит большую коллекцию уже созданных упражнений.Программа компании Microsoft PowerPoint. Программа подготовки просмотра презентаций, являющаяся частью Microsoft Office и доступная в редакциях для операционных систем.Плюсы использования программы: доступность программы; создание презентаций и интерактивных игр; аудио- и видеооформление, анимация, триггеры придает игре интерактивность; техническая возможность выполнения.Эффективным методом для старших дошкольников является создание курсов, в которые будут включены разные игры.Курс состоит из разделов (тем). Каждый раздел рассчитан на две недели и опирается на календарно-тематическое планирование МБДОУ по познавательному развитию детей.Темы разделов: «Осень в гости к нам пришла», «Край, в котором я живу», «Здравствуй, Зимушка-зима!», «Зимние забавы», «Весенние загадки», «Март– Природа просыпается», «Небесные тела», «Этот удивительный космос»,«Природа в мире сказок», «Животные и растения в мае».Интерактивные игры и задания. При создании интерактивных игр и заданий в LearningAppsможно использовать различные шаблоны приведены в приложении. Мы использовали шаблон «Классификация» – распределение объектов по группам «живая и неживая природа» (приведена в приложении). В шаблоне можно создать от двух до четырех групп, с которыми затем должны быть соотнесены элементы. «Достопримечательности города и района», «Городской транспорт», «Кто осенью готовится к спячке», «Можно – нельзя» (игра по ПДД), «Богатырь и солдат», «Вредная и полезная еда».Можно использовать в своей работе шаблон – «Найти пару». С помощью этого упражнения нужно подобрать пару к картинке, можно использовать также видео или аудио. «Осенние загадки», загадки «Зимние явления», «В гостях у сказки», «Из какой сказки герои», «Небесные тела».«Простой порядок». С помощью этого шаблона нужно расположить в последовательном порядке картинки. Например, «Расставь картинки по порядку и придумай рассказ» или «Расскажи сказку».«Кроссворд». Суть игры – разгадать кроссворд. Можно использовать вместо текста картинки, аудио и видео. «Птицы зимой», «Космос», «Город», «Осенние приметы», «Явления природы», «Урал», «Сказки».Пазл «Угадай-ка». В одном пазле различные группы понятий. Нужно систематизировать информацию по группам. Выбрать элементы одной группы, затем переключить группу и выбрать элементы другой группы. Задание на обобщение. При открытии пазла можно посмотреть видео или картинку, соответствующие теме игры. «Микробы», «Овощи и фрукты», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Правила дорожного движения».«Парочки» – классическая игра с использованием картинок, по подобию игры «Мемо». «Овощи и фрукты», «Небесные тела», «Военные атрибуты».Можно также использовать инструменты сервиса «Аудио- и видеоконтент». Инструмент, позволяющий не только загружать аудио- и видеофайлы, но и встраивать их в приложения. Использовать при загрузке мультфильмов, видеороликов, презентаций.Инструмент «Сетка приложений» – инструмент создания коллекции из нескольких игр. «Скажем здоровью – Да!», «Город и деревня».Игры, разработанные в программе PowerPoint: «Что перепутал художник», «Найди отличия», «Космос», «Собери снеговика». Особенность этих игр в том, что герои этих игр могут двигаться, разговаривать, а это делает процесс обучения детей интереснее и познавательнее.Игры и задания педагога-логопеда включают в себя игры на развитие фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связной речи, слоговой структуры слова, артикуляционной и мелкой моторики. На формирование просодической стороны речи (развитие воздушной струи). «Кому что нужно», «Птицы», «Ситуации на дороге».Музыкальные интерактивные игры. Прослушивание мелодий и песен, игры на развитие чувства ритма. «Фотоальбом», «Песня-караоке», «Зарядка с Кукутиками», «Веселые матрешки».Творческая мастерская включает в себя занятия по продуктивной деятельности – рисование, аппликация, лепка. А также занятия по исследовательской деятельности – опыты и эксперименты.ЗаключениеЦель работы состояла в изучениипедагогической литературы и практического опыта педагогов относительно использования дидактических игр в экологическом образовании старших дошкольников, а также проектирование и создание дидактической онлайн-игры, направленной на ознакомление с природой.В ходе выполнения задач сделаны следующие выводы.Ознакомление с природой является одним из главных способов развития ребенка в современном дошкольном образовании. Дошкольный этап образования включает в себя экологическую составляющую, целью которой является формирование экологической культуры как отдельной личности, так и всего общества. Под экологическим воспитанием дошкольника понимается процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения.Эколого-развивающая среда ДОО должна соответствовать определенным принципам и в тоже время позволять комбинировать привычные и необычныеигровые ситуации в ознакомлении с природой В контексте педагогики дидактические игры имеют существенное значение, поскольку они способствуют не только интеллектуальному развитию, которое является первостепенным, но и физическому, эстетическому, моральному, а также экологическому воспитанию. Ребенок через игровую деятельность укрепляет мелкую мускулатуру рук, обогащает свой чувственный опыт, что ведет к пониманию красоты и сложности окружающего мира.В процессе участия в дидактических играх дети обучаются саморегуляции своего поведения, что способствует формированию волевых качеств, дисциплины, способности к коллективной работе, взаимопомощи, а также умению радоваться как личным достижениям, так и успехам сверстников.Во второй главе рассмотрен произведен анализ образовательных программ, а также рассмотрен опыт педагогов по созданию электронных дидактических игр по ознакомлению с природой в дошкольном возрасте с помощью доступных интернет-сервисов. Это направление появилось в России около 10 лет назад, активизировалось в период пандемии и активно развивается. Этому способствуют бесплатные интернет-сервисы, которые представляют собой формат пользовательской активностии удобны как в дистанционном образовании, так и в ДОУ при соблюдении правил обращения и использования ИКТ в дошкольном возрасте. Наиболее удобные инструменты создания дидактической игры, по нашему мнению, это сервис LearningApps и программа Microsoft PowerPoint. В приложении представлен опыт создания игры – классификации «живая и неживая природа».СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАрхарова Л.И. Формирование представлений о явлениях природы у старших дошкольников / Л.И. Архарова, О.Л. Егорова // ХХХ Рязанские педагогические чтения «Образование и социокультурная сфера: история и современность». – Рязань, 2023. – С. 27–32.Бухвалова Е.Р. Электронный образовательный курс дистанционного обучения «Мир вокруг нас» для детей 5-6 лет (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 392 Г. Екатеринбурга) / Е.Р. Бухвалова // Цифровая школа. – Екатеринбург, 2022. – С. 13–15.Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / О.М. Газина. – М.: Изд. «Прометей», 2013. – 254 с.Голованов В.П. Методологическая стратегия современного дошкольного экологического образования на основе ресурсного подхода / В.П. Голованов [и др.] // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 1 (49). – С. 299-317. Кожокару Л.С. Использование сервиса Learningapps для создания интерактивных заданий на уроках в начальной школе / Л.С. Кожокару // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития. – Сургут, 2022. – С. 181–186.Крылова, Н.М. Детский сад — Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. – Текст: непосредственный / Н.М. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 352 с. Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика / Л.М. Макарова. – Самара: Изд-во «Самарский государственный университет», 2014. – 123 с.Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. – Москва : Мозаика-Синтез, 2010. – 108 сОт рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.– Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. –336 сРамазанова Н.Д. Технология работы с цифровым сервисом «Learningapps», как составляющей интерактивной обучающей среды в развитии познавательного интереса дошкольников / Н.Д. Рамазанова, З.Н. Исмаилова // Математика. Информационные технологии. Образование в современной науке и практике. – Махачкала, 2022. – С. 98–103.Рыжова, Н.А. Наш дом – природа : программа по экологическому образованию дошкольников : разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования / Н.А. Рыжова. – Москва : Линка-пресс, 2017. - 223 с. Шаличева Т.Н. Особенности развития экологической культуры у старших дошкольников / Т.Н. Шаличева, Е.В. Декина // Научный потенциал, 2023. – № 1(40). – С. 71–73.Шорыгина, Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах : методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. – Москва : Сфера, 2010. – 95 с. ПриложенияШаблоны, которые можно использовать в LearningApps

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Архарова Л.И. Формирование представлений о явлениях природы у старших дошкольников / Л.И. Архарова, О.Л. Егорова // ХХХ Рязанские педагогические чтения «Образование и социокультурная сфера: история и современность». – Рязань, 2023. – С. 27–32.
2. Бухвалова Е.Р. Электронный образовательный курс дистанционного обучения «Мир вокруг нас» для детей 5-6 лет (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 392 Г. Екатеринбурга) / Е.Р. Бухвалова // Цифровая школа. – Екатеринбург, 2022. – С. 13–15.
3. Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / О.М. Газина. – М.: Изд. «Прометей», 2013. – 254 с.
4. Голованов В.П. Методологическая стратегия современного дошкольного экологического образования на основе ресурсного подхода / В.П. Голованов [и др.] // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 1 (49). – С. 299-317.
5. Кожокару Л.С. Использование сервиса Learningapps для создания интерактивных заданий на уроках в начальной школе / Л.С. Кожокару // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития. – Сургут, 2022. – С. 181–186.
6. Крылова, Н.М. Детский сад — Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. – Текст: непосредственный / Н.М. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 352 с.
7. Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика / Л.М. Макарова. – Самара: Изд-во «Самарский государственный университет», 2014. – 123 с.
8. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. – Москва : Мозаика-Синтез, 2010. – 108 с
9. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.– Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. –336 с
10. Рамазанова Н.Д. Технология работы с цифровым сервисом «Learnin gapps», как составляющей интерактивной обучающей среды в развитии познавательного интереса дошкольников / Н.Д. Рамазанова, З.Н. Исмаилова // Математика. Информационные технологии. Образование в современной науке и практике. – Махачкала, 2022. – С. 98–103.
11. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа : программа по экологическому образованию дошкольников : разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования / Н.А. Рыжова. – Москва : Линка-пресс, 2017. - 223 с.
12. Шаличева Т.Н. Особенности развития экологической культуры у старших дошкольников / Т.Н. Шаличева, Е.В. Декина // Научный потенциал, 2023. – № 1(40). – С. 71–73.
13. Шорыгина, Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах : методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. – Москва : Сфера, 2010. – 95 с.