Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 39 39 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 17.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты особенностей воспитания детей с ограниченными возможностями………..…………………………………………..5
1.1 Сущность понятия «ограниченные возможности здоровья»...…………5
1.2 Организационные формы занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья……………………………………………..……………12
1.3 Средства и методы развития физических качеств детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………..15
2 Методологические основы особенностей воспитания детей с ограниченными возможностями…………………………………………………..25
2.1 Методика исследования…………………………………………………25
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы……………………..28
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы………………….……29
2.4 Методические рекомендации по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………..…….35
Список используемых источников……………………………….…………37

Фрагмент для ознакомления

В мониторинге физической подготовленности участвовали 4 группы детей в возрасте 6-15 лет с различными отклонениями в состоянии здоровья, такими как интеллектуальные нарушения, нарушения зрения, слуха и нервной системы (церебральный паралич). Общее количество участников составило 116 человек.Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе был проведен анализ научно-методической литературы по вопросам организации занятий детей с ОВЗ. Была изучена структура адаптивного спорта, а также организация занятий детей с ОВЗ в физкультурно-спортивных организациях города. Были разработаны вопросы для анкеты, чтобы выяснить предпочтения детей с ОВЗ в отношении видов спорта и оздоровительной физической культуры. Также было разработано положение о фестивале ГТО для детей с ОВЗ.На втором этапе проводилось анкетирование детей с ОВЗ, мониторинг их физической подготовленности, а также организация и проведение фестиваля ГТО для этих детей. Также проводился мониторинг сохранности численного состава детей с ОВЗ, которые начали регулярные занятия после реализации организационных мероприятий.На третьем этапе проводилась обработка полученных результатов, создание цифровых и графических материалов, а также написание самой курсовой работы. Работа оформлялась в соответствии с требованиями, описанными в методических рекомендациях по выполнению курсовых работ.2.3 Результаты опытно-экспериментальной работыИсследование отношений детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физическими упражнениями было проведено с помощью анкетного опроса. В опросе приняло участие 285 респондентов в возрасте от 6 до 17 лет (60% мальчиков и 40% девочек), что составляет 75% детей с ограниченными возможностями здоровья. По результатам опроса было выявлено, что 43% относятся к младшему школьному возрасту, 30% к среднему школьному возрасту и 43% к старшему школьному возрасту.Среди выявленных ограничений в состоянии здоровья респондентов преобладают интеллектуальные нарушения: 29% у детей младшего школьного возраста (6-10 лет), 25% у подростков (11-15 лет) и 13% у старших школьников. С нарушением зрения: 3% детей младшего школьного возраста, у подростков 9%, у старших школьников 1,7%. С нарушением слуха: 3% у детей младшего школьного возраста, 11% у подростков, 1,7% у старших школьников. 4% старших школьников имеют нарушения в опорно-двигательном аппарате. Синдром Дауна имеют 1% детей младшего и 2% среднего школьного возраста. Прочие заболевания, свидетельствующие об ограничениях возможностей здоровья, зафиксированы у 16% младших, 18% средних и 24% старших школьников.По результатам опроса выяснилось, что 26% детей занимаются физическими упражнениями благодаря своим родителям, 11% детей мотивировали к занятиям друзья, 7% пришли к решению заниматься самостоятельно, а 56% респондентов воздержались от ответа, вероятнее всего, эти дети не занимаются в спортивных секциях.Для изучения вопроса об информировании родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья о занятиях в спортивных секциях были проанализированы следующие источники информации: 32% опрошенных получают информацию из СМИ, 25% от друзей, 11% от взрослых, а 32% респондентов не получали информации о секциях.При выяснении предпочтений на занятиях у занимающихся детей и подростков, юношей и девушек, упражнения на силу выбирают 39% мужского пола и 12% женского. Упражнения на гибкость выполняют 26% девочек и 6% мальчиков. По предпочтению физических упражнений лидируют игры - 94% опрошенных ставят их на первое место, за ними идут эстафеты - 83%. Это объясняется тем, что 37% респондентов находятся в возрасте 6-10 лет, где игровая деятельность наиболее популярна. Прыжки занимают третье место среди предпочтений (80%), затем идет бег на скорость (72%). Упражнения на силу с собственным весом занимают четвертое место (71%), длительный бег - пятое (70%). Упражнения на силу с отягощениями находятся на шестом месте (65%), на гибкость - на седьмом (64%). Метания замыкают список, занимая восьмое место среди предпочтений (63%).Из проведенного исследования выяснилось, что 8% людей занимаются самостоятельными упражнениями общей физической подготовки. 14% детей занимаются утренней гимнастикой, 13% - лечебной физической культурой. В спортивных секциях занимаются 44% опрошенных, а 21% не дали ответа. Также были выяснены предпочтения опрошенных в отношении адаптивных видов спорта. 5% детей заинтересованы в занятиях голболом, 13% выбрали волейбол, 11% - настольный теннис, 16% - футбол, 7% - дзюдо, 3% - лыжные гонки, 4% - шахматы, 16% - легкая атлетика, 6% - боччу, 14% - плавание, 5% - баскетбол.Кроме того, анкетирование позволило выявить следующее: 31% детей с нарушением зрения и слуха активно участвовали в сдаче нормативов комплекса "ГТО" вместе с людьми без отклонений в состоянии здоровья. 54% опрошенных не принимали участие в сдаче "ГТО". 15% респондентов отказались от ответа. Можно предположить, что большинство респондентов либо не мотивированы заниматься физической культурой и спортом, либо не имеют возможности заниматься. В конце процедуры анкетирования все респонденты вместе с родителями были приглашены на фестиваль "ГТО", который направлен на популяризацию и вовлечение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в социальную практику массового спорта и развитие их интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.2.4 Методические рекомендации по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровьяВ соответствии с ФГОС занятия по физической культуре проводятся 2-3 раза в неделю, продолжительностью 40-45 минут. Учебные группы должны быть постоянными на протяжении всего периода обучения и закрепляться за определенным преподавателем. Этот преподаватель не только проводит занятия, но и систематически наблюдает за изменениями и отклонениями в состоянии здоровья и успеваемости учащихся. Только при взаимодействии преподавателя по физической культуре и врача можно оказать серьезную помощь в улучшении здоровья учащихся.Самоконтроль является одной из форм наблюдения за состоянием здоровья. Важно обучить учащихся простым методам самонаблюдения за результатами занятий. Ведение дневника самоконтроля помогает развить у занимающихся осознанное отношение к занятиям и также помогает врачу и преподавателю определить физическую нагрузку. Часто причиной повышенной нервной возбудимости, плохого настроения, раздражительности, апатии, снижения аппетита и быстрой усталости является чрезмерная физическая нагрузка на занятиях. Анализ дневника самоконтроля поможет выявить причину и своевременно обнаружить расстройство отдельных органов и систем.При выставлении текущей оценки учащемуся необходимо соблюдать такт и быть максимально внимательным. Отметка должна способствовать его развитию и стимулировать на дальнейшие занятия физкультурой. Итоговая оценка по физической культуре учитывает как теоретические, так и практические знания (двигательные умения и навыки, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), а также учитывает динамику физической подготовленности.Для обеспечения разносторонней физической подготовки и закрепления приобретаемых навыков во время уроков большое значение имеют самостоятельные занятия во внеурочное время по заданию преподавателя и врача.Учитель физической культуры должен хорошо знать характеристику каждого ученика в группе и адаптировать свои знания таким образом, чтобы учащиеся специально-медицинской группы чувствовали себя комфортно. Каждое занятие должно быть продуманным от начала до конца. Не рекомендуется использовать громкие команды во время занятий. Важно обращать внимание не на каждое упражнение, а на темп, ритм и дыхание. При неправильном выполнении упражнений не следует привлекать внимание всей группы, а направлять учеников тактично, избегая откликов и реплик. Отношение преподавателя должно быть спокойным, доброжелательным и терпеливым, особенно при исправлении ошибок в выполнении упражнений. В процессе контроля за здоровьем необходимо избегать фокусировки на мнимых ощущениях, пульсе и дыхании. Важно внушить ученикам веру в их возможности и в эффективность физических упражнений для нормального функционирования организма.Соблюдая тактичность по отношению к ученикам, не следует допускать унижения из-за их "неполноценности".Необходимо помнить, что начинающие ученики в специальных группах часто чувствуют себя неуверенно и не согласовывают свои действия с другими, даже дышат по-особенному.Поэтому преподаватель должен начинать занятия с дыхательных упражнений и обучения правильному дыханию. Важно дышать через нос при всех упражнениях, кроме специальных. Команды "вдох-выдох" заменяют обычные команды отсчета, пока учитель не убедится в правильном дыхании учеников.При выполнении упражнений необходимо помнить, что вдох сопровождается разгибанием туловища, рук и ног, а выдох - сгибанием туловища, опусканием головы и рук. При прыжках и других упражнениях выдох происходит в момент наибольшего усилия. Для снижения нагрузки и нормализации дыхания после упражнений рекомендуется использовать статическое дыхание с расслаблением мышц.Обучение правильному дыханию - важная задача, особенно для ослабленных учеников. Преподаватель должен быть терпелив и настойчив, помогая ученикам освоить навыки правильного дыхания, включая домашние задания по дыхательной гимнастике.Важной задачей физического воспитания учащихся является формирование правильной осанки, которая имеет эстетическое и физиологическое значение. Правильная осанка способствует нормальной работе органов, экономии энергии при физических нагрузках и повышает работоспособность. Даже небольшое плоскостопие может негативно сказываться на физическом развитии и работоспособности учащихся.Основным средством формирования правильной осанки являются физические упражнения. На уроках физической культуры необходимо включать упражнения для мышц плечевого пояса, спины и живота, которые помогут создать "мышечный корсет" и поддерживать тело в правильном положении. Упражнения на воспитание осанки проводятся в различных положениях: стоя, сидя, на коленях, на четвереньках, лежа на спине и на животе, а также в висе на гимнастической стенке.Сегодня в общеобразовательных учреждениях особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые помогают сохранить и обогатить здоровье детей. Здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка.В период школьного возраста закладываются основы здоровья, двигательной подготовленности и физического развития. Одной из причин недостаточного снижения заболеваемости является недостаточная осведомленность родителей о способах организации физического воспитания в семье.Дневник здоровья является инструментом совместной работы родителей с детьми, который помогает вести здоровый образ жизни и развивать детей. В дневниках родители могут рассказывать о своем свободном времени с детьми, о методах здоровьесбережения и других видах деятельности. Дневник может содержать текст, фотографии, цитаты. Он может использоваться для изучения семьи и внутрисемейных взаимоотношений.Дневник здоровья позволяет родителям увидеть свою семью и себя глазами ребенка.ЗаключениеПри анализе научно-методической литературы было выявлено, что для детей с ограниченными возможностями здоровья приоритетным направлением является система адаптивной физической культуры и спорта. Эта система позволяет корректировать состояние и здоровье детей, а также совершенствовать их физические качества. Качественная организация физкультурно-воспитательного процесса должна включать в себя не только грамотно составленный план занятий, но и медицинский контроль со стороны невролога, логопеда, психолога и родителей. Недостаточное количество оборудования может негативно сказаться на коррекции способностей детей. Учебно-тренировочный процесс должен проводиться в небольших группах или индивидуально, с учетом возрастных особенностей ребенка, его диагноза и степени тяжести заболевания. Для каждого ребенка должен быть составлен индивидуальный план коррекционных или спортивных тренировок. В тренировочный процесс следует включать соревновательно-игровые методы с целью активизации центральной нервной системы и поднятия настроения. Развитие физических качеств поможет поддерживать функционирование систем организма, повысит работоспособность и функциональные показатели. Для привлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в спортивные секции необходимо использовать организационные методы, физкультурно-спортивные мероприятия, праздники и конкурсы. Все это позволит привлечь интерес детей и мотивировать их на занятия физической культурой и спортом.Результаты анкетирования показали, что только 39% детей с ограниченными возможностями здоровья занимаются спортом. Также данные анкетирования показали низкий уровень информирования: только 47% родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья получали информацию о занятиях в спортивных секциях. Из 285 опрошенных, только 35% детей выполняют различные формы физических упражнений. Предпочтения опрошенных по желанию заниматься определенным адаптивным видом спорта показали, что 5% детей хотели бы заниматься голболом, 13% выбрали волейбол, 11% - настольный теннис, 16% - футбол, 7% - дзюдо, 3% - лыжные гонки, 4% - шахматы, 16% - легкая атлетика, 6% - боччу, 14% - плавание, 5% - баскетбол. Среди занимающихся 12% детей хотели бы заниматьсяСписок используемых источников1. Айрапетов, С.Г. Здоровье, эмоции, красота. 3-е изд., испр. и доп. / С.Г. Айрапетов. М.: Молодая гвардия, 1997. 96с. 2. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. / Н.М. Амосов. М.: Молодая гвардия, 1999. 191с. 3. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи / Л.Н. Анисимов. М.: Юридическая литература, 1988. 176с. 4. Антропова, М. В. Гигиена детей и подростков. 6-е изд., перераб., и доп. М.: Медицина, 1992. 186с. 5. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с. 6. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.– М.: Педагогика, 2007. – 247 с. 7. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. – М.: Владос, 2009. – 300 с. 8. Веневцев С.И., Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта, М., 2004 с. 9. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с. 10.Голиков Н. Культура здоровья школьников: сущность проблемы, стратегия решения// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. - № 4. - С. 5-8. 11.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высшпед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лиринцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 12.Дзятковская E.H. Здоровьесберегающее образовательное пространство// Педагогическое образование и наука. 2002. - № 3. -С.72- 74. 13.Дмитриев, А.А., Жуковин, И.Ю. Некоторые концептуальные 15 положения валеологической работы во вспомогательной школе//Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. 1999. с. 190 - 193. 14.Дмитриев, А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск, 1987. 151с. 15.Дмитриев А. А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. Красноярск, 1990. 81с. 16.Зайцев, Н.К., Колбанов, В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей / Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153. 17.Запорожченко В. Г. К понятию «здоровый образ жизни»//Международная научная конференция «Здоровый образ жизни»(Ленинград, 12-14 декабря 1990г.): Тезисы доклада. Часть 1. Новгород, 1990. с. 26. 18.Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с. 19.Евсеев С.П., Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре, М., 2004 с. 20.Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в школе, СПб, 2003 с. 21.Иванова Н.Г. Дифференциация двигательных режимов детей 10-12 лет с учетом особенностей физического и психофизического статуса: Автореф.дис. .канд.пед.наук. Краснодар, 2006. - 23 с. 22.Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова H.A. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений,- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 192 с. 23.Колесов Д.В. Здоровье через образование// Биология в школе. 2000. -№ 2. -С.21. 24.Коррекционная работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (курс лекций): учебнометодическое пособие / Ю.В. Селиванова, Е.Б. Щетинина. 16 [Электронный ресур]: учебно-методическое пособие в электронном формате, ИЦ «Наука», Саратов, 2012. 118 с. 25.Лубышева Л.И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. № 3. - С. 2-6. 26.Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура (психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии, М., 2002 с. 27.Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с. 28.Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. М., 2003. 280 с. 29.Методические основы коррекционного обучения детей с нарушениями развития: учеб.-метод. пособие для студентов оч. и заоч. форм обучения, обучающихся по специальности "Олигофренопедагогика" и по программе подгот. бакалавров по направлению 050700 "Специальное (дефектологическое) образование" / Н. В. Павлова [и др.]; [Электронный ресурс]: учебник в электронном формате. Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012. – 82с. 30.Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с. 31. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативно правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации, М., 2003


Список используемых источников

1. Айрапетов, С.Г. Здоровье, эмоции, красота. 3-е изд., испр. и доп. / С.Г. Айрапетов. М.: Молодая гвардия, 1997. 96с.
2. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. / Н.М. Амосов. М.: Молодая гвардия, 1999. 191с.
3. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи / Л.Н. Анисимов. М.: Юридическая литература, 1988. 176с.
4. Антропова, М. В. Гигиена детей и подростков. 6-е изд., перераб., и доп. М.: Медицина, 1992. 186с.
5. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
6. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.– М.: Педагогика, 2007. – 247 с.
7. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. – М.: Владос, 2009. – 300 с.
8. Веневцев С.И., Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта, М., 2004 с.
9. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
10.Голиков Н. Культура здоровья школьников: сущность проблемы, стратегия решения// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. - № 4. - С. 5-8.
11.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высшпед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лиринцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
12.Дзятковская E.H. Здоровьесберегающее образовательное пространство// Педагогическое образование и наука. 2002. - № 3. -С.72- 74.
13.Дмитриев, А.А., Жуковин, И.Ю. Некоторые концептуальные 15 положения валеологической работы во вспомогательной школе//Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. 1999. с. 190 - 193.
14.Дмитриев, А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск, 1987. 151с.
15.Дмитриев А. А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. Красноярск, 1990. 81с.
16.Зайцев, Н.К., Колбанов, В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей / Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
17.Запорожченко В. Г. К понятию «здоровый образ жизни»//Международная научная конференция «Здоровый образ жизни»(Ленинград, 12-14 декабря 1990г.): Тезисы доклада. Часть 1. Новгород, 1990. с. 26.
18.Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
19.Евсеев С.П., Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре, М., 2004 с.
20.Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в школе, СПб, 2003 с.
21.Иванова Н.Г. Дифференциация двигательных режимов детей 10-12 лет с учетом особенностей физического и психофизического статуса: Автореф.дис. .канд.пед.наук. Краснодар, 2006. - 23 с.
22.Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова H.A. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений,- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 192 с.
23.Колесов Д.В. Здоровье через образование// Биология в школе. 2000. -№ 2. -С.21.
24.Коррекционная работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (курс лекций): учебнометодическое пособие / Ю.В. Селиванова, Е.Б. Щетинина. 16 [Электронный ресур]: учебно-методическое пособие в электронном формате, ИЦ «Наука», Саратов, 2012. 118 с.
25.Лубышева Л.И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. № 3. - С. 2-6.
26.Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура (психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии, М., 2002 с.
27.Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
28.Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. М., 2003. 280 с.
29.Методические основы коррекционного обучения детей с нарушениями развития: учеб.-метод. пособие для студентов оч. и заоч. форм обучения, обучающихся по специальности "Олигофренопедагогика" и по программе подгот. бакалавров по направлению 050700 "Специальное (дефектологическое) образование" / Н. В. Павлова [и др.]; [Электронный ресурс]: учебник в электронном формате. Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012. – 82с.
30.Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с.
31. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативно правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации, М., 2003