Проблема формирования у глухих детей устной речи как средства общения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 29 29 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 17.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Научно-теоретические аспекты развития устной речи как средства общения 6
1.1. Понятие «речь» и ее значение для развития ребенка 6
1.2. Онтогенез и особенности развития устной речи 12
Выводы по главе 1 16

Глава 2. Научно-теоретические аспекты проблемы формирования устной речи глухих детей в процессе общения. 17
2.1. Проблемы формирования устной речи у глухих детей ..17
2.2. Организация и методы работы по развитию устной речи у глухих школьников, как средства общения 20
Выводы по главе 2 26


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список используемой литературы 28
Фрагмент для ознакомления

В наше время, безусловно и презентаций, видео, мультимедийных технологий. Отчастисловесный материал, изученный детьми на занятиях по речевому развитию, входит и в процесс обучения на занятиях по компенсации слухового восприятия и навыкам произношения, гдетренируется прежде всего произносительный аспект речи. Преобразование словесного и речевого материала в доступной форме, использование особых методов развития произношения, таких как фонетическая ритмика, постановка и звуков. Этопомогает улучшить произношениеу детей, повысить речевую внятность. Также на занятиях изученная лексика и выражениявводятся в практическое применение.Это даёт возможность обучаемымуспешноиспользовать их в разных коммуникативных ситуациях.Занятия по речевому развитию имеют неразрывную связь с другими разнообразными учебно-воспитательными и развивающими педагогическими мероприятиям, проводимыми с детьми. Подборлингвистического и речевого материала, рекомендации по его преподаванию детям с нарушениями слуха определяется специальными программами по речевому развитию. [14, c.51] Итак, занятия речевому развитию считаютсякрайне необходимыми и обязательными для благоприятного формирования устной речи у детей с нарушениями слуха. Освоение такими детьми устной речевой деятельности в качестве средствакоммуникации, будет эффективно и принесёт должный результатлишь если педагогическая работабудет регулярной, систематичной, целенаправленной. А также, если в неё будут включены психологи и педагоги и также родители, семья ребенка. Формирование компенсаторных механизмов слухового восприятия унеслышащихдетей целесообразно рассматриватьв качестве одной из составляющих процессаразвития устной речевой деятельности и поэтому входит в обязательно в структуруучебного процесса. Формирование слухового восприятия у детей с нарушениями слухаидёт в ходе зрительного понимания устной речи или частично слухового восприятия в случае неполной утраты слухас систематическим применением различных технологий, таких как звукоусиливающая аппаратуры. Основной задачей педагогов по формированиюзрительно-слухового восприятия речи детьми с нарушениями слуха можно назвать работу ссохранившимся у детей остаточным слухом, а также проводимое в ходе целенаправленной педагогической работы развитие восприятия зрительно-слуховым и осязательным каналом речевого звучания и также неречевых звуковых проявлений, развивая тем самым компенсирующие механизмы слухового восприятиях у обучаемых или же звуко-визуального восприятияинформации удетей с частичной потерей или недоразвитием слуха. Зрительно-слуховое восприятие устной речи способствует развитию и улучшению навыков речевогообщения. В ходе педагогической деятельности идёт работа, направленнаяна развитие речевого восприятия: детей с нарушениями слухаобучаютпонимать через зрительный или зрительно-слуховой начал определенный необходимый, материал, который специально подбирается, как уже известный детям, так и новый речевой материал.Деятельность по формированию восприятия у детей с нарушениями слуха и формированию у нихнавыков произношенияпредставляет собою целую структуру, состоящую из множества взаимосвязанных компонентов. Кроме занятий, направленных наформированияречевого восприятияв обучение входят занятия, связанные с различными видами необходимой ребенку деятельности,в том числе связанные с бытом, игрой, творческой деятельностью обучаемых.Важная часть специализированнойпедагогическойработы по формированиюречевого восприятия – обучение восприятию неречевых и речевых звуков. На личных занятияхидётглавная педагогическая работа по формированию восприятия речи. У обучаемыхформируют умение распознавать и понимать речевые звучания, реагировать на них. Сначала – на отдельные слова, а затем уже на различатьсловосочетания, предложение, наконец – большие тексты или длинные устные рассказы [20, c. 14]. Формированиеречевого восприятия происходит в несколько этапов.Сначала детей обучают реакции на разнообразную неречевую и речевую звуковую информацию. В ходетакихзанятий дети вырабатывают условную реакцию на слова и другие звуки,иначе говоря, их обучают в ответ на определённый звуковой сигнал совершать какие-либо действия.2. Отделение в восприятии неречевых звуковых сигналов и речевого материала. Восприятиеслов или связано с работой сопределенным неречевым и речевым материалом. Для такой работыэтот материал должен бытьразнообразным и подкрепляться наглядным материалом: игрушками, картинками, презентациями.3. Обучение распознаванию речи и воспроизведению обучаемым знакомого речевого материала.4. Распознавание и понимание новых по звучанию слов, выражений, предложений [16, c. 87]Итак, педагогическая работа по формированиюречевой деятельности у глухих детей, её восприятия и воспроизведения, произношения,помогаетразвитиюспособностей понимания речевого материала, развитию сенсорныхаспектов восприятия, что играет важную роль в обучении произношению. Усвоение разнообразныхсоставляющих устной речи помогаетсовершенствованию речи, делает её внятной, разборчивой, что способствует умению ребенка применять её как основное средство коммуникации. Однако, нужно отметить, что задачи по речевому развитию детей, имеющих нарушения слуха, лежат не только на педагогах специальных учреждений, но и на семье ребенка, родителях.О важности раннегоречевого развитиянеслышащих детей в семье писали такие исследователи, как В.И. Флери, Н.А., Е.Ф. и Ф.А. Рау, Б.Д. Корсунская, А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Н.Д. Шматко и многие другие. Ученые, занимавшиесяданной проблемойотмечали, что и в домашнем, семейном обучении родителями заключен большой потенциал для речевого развития детей с нарушениями слуха, в особенности в раннем и дошкольном возрасте. Такие возможности связаны прежде всего снеобходимостью раннего начала развивающей и коррекционной деятельности, формированием речевой среды ребенка, применением слуховых аппаратов, систематическидеятельностью по формированию речевого восприятия как базы для навыков устной речевой деятельности,говорения, произношения.Важнейшим условиемдеятельности по речевому развитию детей домаможно назвать создание благоприятной речевой среды, подразумевающей постоянную речевуюкоммуникацию с детьмис применением слуховых аппаратов. [9, c.198]Грамотновыстроеннаякоммуникация с ребенком в ходеигровой или бытовой деятельности – важный фактор в обучении понимания речи и развития собственного речевогонавыка. Для глухого ребенка очень важно узнавать названия предметов и понимать способы действия с ними. [12, c. 75] Развитие навыков произношения у неслышащихдетей осуществляется главным образом в ходе подражания взрослому, в случае применения слуховых аппаратов. Развитие голосовых действийребенкаидёт в ходенепосредственно коммуникации. Так, играя с ребенком или делая что-либо в быту, взрослый человек называет различные вещи, игрушки, свойства предметов, совершаемые действия, тем самым побуждаяребенка через подражание тожепроизносить название. Речевое подражание взаимосвязано с двигательным, практическим подражанием, свойственным любым детям в принципе по всём. В ходе подражания взрослымдети выполняют какие-либо действияи при этом произносят слова. В этотпериодцелесообразно начать занятия по фонетической ритмике. Во время таких занятий проговариваниеслов, фраз идёт в сочетании сочетается с движениями. Это является одним из методов работы над устной речью, говорением, произношением. Итак, формирование устной речи неслышащих детей в семейной среде – одно из важнейших условийрезультативной работы над речевым развитием, ведьтаким образом формируетсяоснова для совершенствования и развития речи в обычных повседневных обстоятельствах ребенка. Деятельность родителей по формированиюречевого навыкаребенкадолжна быть согласована с деятельностью сурдопедагога и руководиться им. Формирование речевой деятельности в семье нужно совмещать с деятельностью ребенка и родителей в быту, сочетаться с культурно-досуговой деятельностью, развлечениями ребенка. Такая деятельность будет способствовать всестороннему развитию ребенка в целом и в частности формированию его коммуникативных и речевых навыков, обогащению словарного запаса, усвоению новых слов и понятий. [6, c.278]ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. Итак, во второй главе нашей работы мы рассмотрели те трудности, с которыми сталкиваются дети с нарушениями слуха в процессе развития речевой деятельности, а также организацию и методы работы по обучению устной речевой деятельности таких детей. Деятельность по формированию восприятия у детей с нарушениями слуха и формированию у них навыков произношения представляет собою целую структуру, состоящую из множества взаимосвязанных компонентов. Дети, имеющие нарушения слуховой функции обладают специфическими особенностями функционирования психики и психических процессов. Кроме того, у глухих детей в меньшей степени развита наблюдательность, предметы и явления действительности узнаются только в визуальных аспектов, что сужает их восприятие. Отстают такие дети и в развитии сенсорных свойств, ввиду сниженной коммуникативной активности. Однако, интеллект таких детей сохранен и часто глухие дети талантливы, обладают большим учебным и творческим потенциалом. У детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуховой функции, наблюдаются значительные затруднения в развитии образного мышления, сами образы расплывчаты и нечётки, так как не привязаны к лексика, словам. Обучением таких детей занимаются специальные педагоги – сурдопедагоги. Они же занимаются и со взрослыми людьми, имеющими нарушения слуха и речи, помогая их адаптации. На таких занятиях решаются особые педагогические задачи: дети усваивают значение слов и выражений, развивают навык владения различными формами речевой деятельности, овладевают связной речью, коммуникативными навыками, социальными навыками. И в домашнем, семейном обучении родителями заключен большой потенциал для речевого развития детей с нарушениями слуха, в особенности в раннем и дошкольном возрасте. ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, в данной работе мы рассмотрели понятие «речь» и её значение для развития ребенка, раскрыли онтогенез и особенности устной речи, проанализировали проблемы, возникающие при формировании устной речи у глухих детей и изучили методы работы по формированию устной речи у глухих детей.Речь — это система применяемых в человеческом общении звуковых сигналов или написанных символов и знаков в целях представления, переработки, сохранения и передачи сведений. По своей роли в жизни человека и в человеческой культуре вообще речь выполняет множество разнообразных функций.Речевая деятельностьпоявляется и формируется в онтогенезе, то есть на протяжении всей жизни и индивидуального развития человека. Этап от рождения ребенка и до года характеризуется исследователями как «до словесный». Приблизительно в возрасте около года и старше школьник начинает произносить первые слова. Процесс формирования главных речевых структур заканчивается к концу подросткового возраста. Глухие дети испытывают многочисленные затруднения при освоение речевой деятельности. Нарушения слуха сказываются и на восприятии окружающего мира и не функционировании фактических всех когнитивных процессов ребенка. Глухим детям необходимо специальное корректирующее обучение. В этом случае они могут полноценно овладеть речевой деятельностью и применять её, как средство коммуникации. Нарушения слуха не имеют ничего общего с патологиями в интеллектуальном развитии, поэтому при надлежащей педагогической поддержке и применении специальных методик обучения школьник с врожденными или приобретенными в раннем возрасте нарушениями слуха сможет освоить речевую деятельность, как устную, так и письменную, полноценно обучаться, реализовывать свой научный, творческий, социальный и личностный потенциал. Список используемой литературы1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.,2013.2. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М., 2002.3. Выгодская Т.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 2005.4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – С-П., 2013.5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. – М., 2002. Т. 5.6. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2014.7. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М., 2017.8. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – Иваново, 2006.9. Корсунская Б.Д. Воспитание глухих дошкольников в семье. – М., 2000.10. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М., 2012.11. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 2020.12. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. – М., 2011.13. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. – М., 2021.14. Методика обучения глухих устной речи. / Под ред. Ф.Ф. Рау. – М., 2016.15. Нейман Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. – М., 2011.16. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2014.17. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2013.18. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. / Под ред. Л.П. Носковой. М., 2014.19. Пелымская Т.В., Шматко К.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. – М., 2013.20. Развитие способностей у глухих детей в процессе общения. / Под ред. Т.В. Розановой. – М., 2011.21. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. – М., 2013.22. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих дошкольников. – М., 2021.23. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М., 2018.

1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.,2013.
2. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М., 2002.
3. Выгодская Т.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 2005.
4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – С-П., 2013.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. – М., 2002. Т. 5.
6. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2014.
7. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М., 2017.
8. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – Иваново, 2006.
9. Корсунская Б.Д. Воспитание глухих дошкольников в семье. – М., 2000.
10. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М., 2012.
11. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 2020.
12. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. – М., 2011.
13. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. – М., 2021.
14. Методика обучения глухих устной речи. / Под ред. Ф.Ф. Рау. – М., 2016.
15. Нейман Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. – М., 2011.
16. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2014.
17. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2013.
18. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. / Под ред. Л.П. Носковой. М., 2014.
19. Пелымская Т.В., Шматко К.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. – М., 2013.
20. Развитие способностей у глухих детей в процессе общения. / Под ред. Т.В. Розановой. – М., 2011.
21. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. – М., 2013.
22. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих дошкольников. – М., 2021.
23. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М., 2018.