форма государственного устройства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 34 34 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 18.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 6
1.1.Сущность понятия «форма государственного устройства» 6
1.2. Причины существования различных форм государственного устройства 9
ГЛАВА 2. ТИПЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 13
2.1.Унитарное государство 13
2.2.Федеративная форма государственного устройства 19
2.3.Конфедерация 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Фрагмент для ознакомления

Стабильное и эффективное функционирование федеративного государства подразумевает сбалансированное разграничений полномочий и предметов ведения между РФ и субъектами РФ. В РФ для этого необходимо упразднить институт федеральных округов, которые, на деле являются кризисным институтом, сегодня уже реализовавшим свои задачи. Соотношение объема полномочий РФ и субъектов РФ говорит об основной роли РФ, что характеризуется как положительными, так и отрицательными сторонами.Следует выделить только отдельные проблемы функционирования и организации федеративного устройства в РФ: существование субъектов с льготным режимом пользования природой, налоговым обложением, хозяйственной деятельности (к примеру, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), дезинтеграция территории РФ (независимость регионов, отсутствие системы взаимосвязи между субъектами); наличие субъектов РФ со сложным составом; возникновение конфликтных ситуаций во время распределения полномочий и предметов ведения; отсутствие равномерности развития экономики; необходимость поддержки государством значительной частью субъектов РФ и др.Законодательство на уровне регионов во многих субъектах РФ построено так, что не предполагает специальных экономических стимулов при росте своего потенциала муниципальных образований. Рост своих доходов может привести к снижению уровня дотаций на выравнивание бюджетного обеспечения.Думается, что для органичного развития федеративных отношений требуется, по большей части:1) принимать во внимание объективные факторы, которые способствуют формированию федеративных отношений (к примеру, историческая общность и единство народов);2) основываться на принципах федеративного государства;3) продолжать совершенствование и налаживание системы взаимодействия региональных и федеральных уровней власти при обязательном соблюдении норм законодательства, подчинении ему каждой структуры государственной власти;4) разработать классификацию на основании обновленных критериев, признаков, оказывающих влияние на федерацию, придав этой конструкции системность. Кроме того, представляется, что для РФ оптимально формирование сфер общественных отношений, установление определенных полномочий субъектов РФ и федерального центра, определение четких параметров (критериев) разграничения полномочий и предметов ведения, в частности, точное определение, кто и за что отвечает. Все это будет способствовать эффективной работе государственного аппарата, развитию и укреплению государства, в общем. Мы считаем, что основной целью изменения федеративных отношений в государстве должно стать достижение политической и экономической стабильности регионального развития субъектов РФ, а также государства в целом.2.3.КонфедерацияПроблема исследования конфедеративных объединений в последнее время является предметом широких споров, дискуссий, как среди российских, так и среди иностранных юристов. Актуальность данного вопроса непосредственно связана с интеграционными процессами, существующими в современном мире. Именно под влиянием многих ученых-юристов понимается объективная необходимость в переосмыслении опыта развития истории конфедераций. Конфедерация представляет собой союз независимых (суверенных) государств. Страны, сохраняя свою самостоятельность, формируют наднациональные органы. Как правило, такие союзы создаются для решения экономических, политических, военных внешнеполитических задач. Конфедерация, согласно политическому словарю (от лат. confoederatio — «союз», «объединение»), — это форма межгосударственного союза, основой которого являются общие политические интересы, связанные с координацией и реализацией совместных действий данных государств. В большинстве конфедераций каждое государство сохраняет свою независимость, суверенитет и имеет собственные органы государственной власти. В конфедерации, как правило, отсутствует единая конституция, нет единого гражданства. Высшие органы конфедерации не имеют прямой власти над гражданами государств — членов конфедерации. Совместные решения требуют их ратификации членами конфедерации.Таким образом, конфедерация представляет собой союз между странами, заключающийся путем подписания договора между сторонами, в основании которого, как правило, закладываются политические, военные или иные интересы, на исполнение и практическую реализацию которых и закладываются взаимные действия данных государств.Исторический и юридический анализ возникновения и функционирования конфедераций дает возможность сделать вывод о том, что эта форма является главным образом своеобразной ступенью в развития формирования государства.Как правило, страны, признающиеся участницами конфедерации, борются за независимость, но не могут полностью обеспечить себе защиту от влияния внешних агрессоров. В конечном счете, какой бы длительный период времени ни существовала конфедерация, рано или поздно происходит либо полный развал конфедеративного союза, либо переход к более устойчивому государственному образованию. Между тем, как показывает сложившаяся практика, существенными факторами, оказывающими влияние на перевоплощение конфедерации в более устойчивую форму политико-государственного устройства государства, является, наравне с этническими факторами, интеграция экономической основы ее участников в единое пространство экономики. Вместе с тем, если вести речь о современном этапе развития, следует заметить, что не всегда конфедерации были созданы исключительно для защиты от внешнего воздействия. Классическим примером такого формирования выступает Европейский Союз, аналогов которому в мире не существует, однако устойчивость которого постоянно расшатывается по социальным, экономическим, политическим причинам. В это же время неким подобием конфедеративного устройства является Содружество независимых государств (СНГ). Однако, сегодня представляется трудным восприятия данного союза в качестве единого формирования, несмотря на обозначение его таким конфедеративным союзом в официальных документах. И это связано, главным образом, с отсутствием эффективного правового механизма, которые сумел бы обязать государства-участников выполнять распоряжения, исходящие из центра.Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что конфедерация – это форма политико-государственного устройства, где выражается комплекс государств, объединенных конфедеративными связями. Конфедеративное взаимодействие – это отношение между двумя либо несколькими независимыми странами либо другими публично-правовыми субъектами в пределах общего государственно-правового пространства, создаваемого всеми данными странами либо другими публично-правовыми субъектами в комплексе.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсходя из всего вышеизложенного, можно говорить о том, что политико-территориальное устройство – это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные системные компоненты, их юридическое положение, отношения между государством и его системными компонентами.Форма политико-территориального устройства является элементом формы государства, которая характеризует территориальную организацию государственной власти.По форме политико-территориального устройства принято выделять:1)унитарные государства;2) федеративные государства;3) конфедеративные государства.Унитарными признаются единые государства, включающие в себя административно-территориальные единицы (области, провинции, дистрикты, губернии и т.д.). В качестве примера унитарных государств можно привести Францию, Швецию, Финляндию, Норвегию, Румынию. К признакам унитарного государства следует отнести:1)одноуровневая система законодательства;2) деление на административно-территориальные единицы;3) существование исключительно одного, единого гражданства.Изучение формы политико-государственного устройства непосредственно связано с установлением уровня эффективности и демократичности, установлением неиспользованных резервов и путей применения, принимая во внимание особенности государств. Существенный запас (резерв) оптимизации и демократизации отечественной модели федеративного устройства состоит в совершенствовании конституционных основ государственного строя РФ и формировании юридических гарантий их реализации. Проведенный анализ современного состояния конституционных основ государственного строя РФ и, к примеру, конституционного регламентирования принципов федеративного устройства, концепции разделения власти в стране, ответственности в отношениях между РФ и субъектами РФ, говорит о том, что вопрос о формировании конституционных гарантий демократической и эффективной федерации продолжает оставаться очень многогранной и крайне трудной проблемой для РФ на современном этапе. Сложившаяся практика говорит о некоторых традициях, формирующихся в осознании договорной самоуправленческой природы федеративного государства, о наличии закономерностей в применении правовых форм его обеспечения и, главным образом, о важности создания конституционных основ федерации. Успех эволюции в данном направлении напрямую зависит от того, насколько обоснованно и своевременно будут устраняться препятствия, которые ограничивают возможности развития федерализма в РФ на основании договорных отношений и самоуправления, обеспечиваемые положениями Конституции РФ. Прогрессивное развитие федеративных отношений в РФ следует считать основной задачей в сфере современной политики, для эффективного функционирования государственной власти. Данный фактор вытекает из многонациональности и многоконфессиональности РФ как страны, на протяжении продолжительного времени сталкивающегося с угрозой сохранения своей государственной территории, а также сепаратизмом некоторых субъектов. Формирование стабильно функционирующего федерализма в нашей стране – это вопрос, связанный с преодолением наследия истории, признаков политико-государственного устройства, часто не отвечающей требованиям экономического, социального, политического положения РФ. По этой причине, необходимо поставить ребром вопрос о проработке системной концепции федерализма, предполагающего формирование механизмов, при помощи которых получилось бы преодолеть исторически сложившиеся проблемы в политико-государственном устройстве нашей страны.Для обеспечения стабильной, сбалансированной федерации требуется, чтобы все субъекты развивались равномерно. Имеется острая потребность в нормативном установлении в Конституции РФ единого положения субъекта РФ. Следует по-новому посмотреть на политико-государственное устройство РФ, создать федеральные субъекты не по национальному компоненту, а самое главное, экономическому базису. Для этого требуется точно обосновать и доказать новые идеи реформирования российских регионов.Принцип федерализма крайне важен для РФ по той причине, что она характеризуется колоссальными территориями, разнообразием регионов, каждый из которых отличается от другого национальными, социальными, экономическими и другими факторами. Конфедерация представляет собой союз самостоятельных государств. Страны в конфедерации сохраняют свою независимость, формируют наднациональные органы. Как правило, эти союзы возникают для решения определенных задач (военных, политических, внешнеполитических, экономических). Таким образом, конфедерация представляет собой союз между странами, заключаемый путем подписания соглашения между ними, в основании которого, как правило, закладываются общие военные, политические или иные интересы, на практическую реализацию и исполнение которых и закладываются совместные действия данных государств.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВНормативные правовые акты:1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.2. Федеративный договор от 31.03.1992 Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации // СПС Консультант ПлюсНаучная и учебная литература:3. Абарилова С.В. Форма государственного устройства: разнообразие трактовок // Теоретические и правоприменительные проблемы современного российского права. Сборник научных статей. Тюмень. - 2022. - С. 11-14.4. Абдулаева Г.О. Принципы федеративного устройства России // Актуальные вопросы юриспруденции. Сборник научных статей. - 2020. - С. 53-55.5. Багаева А.А., Суменова Д.К. Конституционные принципы федеративного устройства России // Журнал «Наука XXI века: вызовы, становление, развитие». - 2023. - С. 151-156.6. Башкирцева С.А. Роль федеративного договора в истории становления федеративного устройства РФ // Журнал «Аллея науки». - 2020. - Т. 2. - № 3 (30). - С. 542-547.7. Бызова З.М. Современные проблемы унитарного государства // Правовая система и вызовы современности. Сборник научных статей. - 2023. - С. 45-48.8. Власова П.Н. Федеративное государство: основные понятия и принципы федеративного строя Российской Федерации // Журнал «Студенческий вестник». - 2021. - № 1-2 (146). - С. 66-67.9. Гарифуллин М.Р., Новикова О.И. Особенности российского федерализма на современном этапе // Журнал «Интернаука». - 2020. - № 22-2 (151). - С. 79-80.10. Евдеева Н.В., Фурсов В.В. Форма государственного устройства и конфедерация // Журнал «Законность и правопорядок». - 2021. - № 1 (29). - С. 34-37.11. Еланидзе Т.В. Понятие унитарного государства в теории государства // Научное пространство: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник научных статей. - 2021. - С. 28-31.12. Исмаилов А.Ф. Унитарное и федеративное государство // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. - 2020. - С. 77-78.13. Капошко И.С. Унитарное и федеративное государство: сравнительный анализ // Развитие науки и техники: механизмы выбора и реализации приоритетов. Сборник научных статей. - 2022. - С. 148-150.14. Кочетков Е.Е. Перспективные траектории эволюции унитарного государства: между регионализацией и федерацией // Журнал «Вестник российской нации». - 2022. - № 1-2 (84). - С. 82.15. Ланг П.П. Формы государственного устройства: факторы, влияющие на их становление // Журнал «Государственная власть и местное самоуправление». - 2023. - № 11. - С. 8-12.16. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. — 464 с.17. Осколков П.В. Унитарные государства: сравнительный анализ. Учебное издание. Под. ред. О. В. Гаман-Голутвиной. Москва, 2020. С. 333-339.18. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 341 с.19. Пушкарева Г. В. Политология : учебник и практикум для вузов / Г. В. Пушкарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 338 с.20. Рамазанов Р.Р. Форма государственного устройства как фактор экономического развития // Журнал «Актуальные проблемы науки и образования». - 2023. - С. 355-356.21. Смирнова Л.В. Конфедерация: форма государства или форма межгосударственного объединения // Журнал «Эволюция российского права». – 2021. – 634-63722. Теория и методология юридической науки: Часть вторая : История, социология и отраслевые юридические дисциплины : учебник для магистратуры : в 2 ч. / отв. ред. М. Н. Марченко. — М. : Норма : ИНФРА-М 2022. — 288 с.23. Фурсов В.В. Форма государственного устройства: подходы к понятию // Журнал «Юридическая наука и практика в условиях современных вызовов». - 2022. - С. 262-263.24. Харламова С.И. Формы государственного устройства // Студенческая наука - взгляд в будущее. Сборник научных статей. - 2023. - С. 46-48.25. Чернявская А.В., Гридчина А.В. Форма государственного устройства // Журнал «Личность, общество, власть». - 2022. - С. 347-351.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеративный договор от 31.03.1992 Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации // СПС Консультант Плюс

Научная и учебная литература:

3. Абарилова С.В. Форма государственного устройства: разнообразие трактовок // Теоретические и правоприменительные проблемы современного российского права. Сборник научных статей. Тюмень. - 2022. - С. 11-14.
4. Абдулаева Г.О. Принципы федеративного устройства России // Актуальные вопросы юриспруденции. Сборник научных статей. - 2020. - С. 53-55.
5. Багаева А.А., Суменова Д.К. Конституционные принципы федеративного устройства России // Журнал «Наука XXI века: вызовы, становление, развитие». - 2023. - С. 151-156.
6. Башкирцева С.А. Роль федеративного договора в истории становления федеративного устройства РФ // Журнал «Аллея науки». - 2020. - Т. 2. - № 3 (30). - С. 542-547.
7. Бызова З.М. Современные проблемы унитарного государства // Правовая система и вызовы современности. Сборник научных статей. - 2023. - С. 45-48.
8. Власова П.Н. Федеративное государство: основные понятия и принципы федеративного строя Российской Федерации // Журнал «Студенческий вестник». - 2021. - № 1-2 (146). - С. 66-67.
9. Гарифуллин М.Р., Новикова О.И. Особенности российского федерализма на современном этапе // Журнал «Интернаука». - 2020. - № 22-2 (151). - С. 79-80.
10. Евдеева Н.В., Фурсов В.В. Форма государственного устройства и конфедерация // Журнал «Законность и правопорядок». - 2021. - № 1 (29). - С. 34-37.
11. Еланидзе Т.В. Понятие унитарного государства в теории государства // Научное пространство: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник научных статей. - 2021. - С. 28-31.
12. Исмаилов А.Ф. Унитарное и федеративное государство // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. - 2020. - С. 77-78.
13. Капошко И.С. Унитарное и федеративное государство: сравнительный анализ // Развитие науки и техники: механизмы выбора и реализации приоритетов. Сборник научных статей. - 2022. - С. 148-150.
14. Кочетков Е.Е. Перспективные траектории эволюции унитарного государства: между регионализацией и федерацией // Журнал «Вестник российской нации». - 2022. - № 1-2 (84). - С. 82.
15. Ланг П.П. Формы государственного устройства: факторы, влияющие на их становление // Журнал «Государственная власть и местное самоуправление». - 2023. - № 11. - С. 8-12.
16. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. — 464 с.
17. Осколков П.В. Унитарные государства: сравнительный анализ. Учебное издание. Под. ред. О. В. Гаман-Голутвиной. Москва, 2020. С. 333-339.
18. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 341 с.
19. Пушкарева Г. В. Политология : учебник и практикум для вузов / Г. В. Пушкарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 338 с.
20. Рамазанов Р.Р. Форма государственного устройства как фактор экономического развития // Журнал «Актуальные проблемы науки и образования». - 2023. - С. 355-356.
21. Смирнова Л.В. Конфедерация: форма государства или форма межгосударственного объединения // Журнал «Эволюция российского права». – 2021. – 634-637
22. Теория и методология юридической науки: Часть вторая : История, социология и отраслевые юридические дисциплины : учебник для магистратуры : в 2 ч. / отв. ред. М. Н. Марченко. — М. : Норма : ИНФРА-М 2022. — 288 с.
23. Фурсов В.В. Форма государственного устройства: подходы к понятию // Журнал «Юридическая наука и практика в условиях современных вызовов». - 2022. - С. 262-263.
24. Харламова С.И. Формы государственного устройства // Студенческая наука - взгляд в будущее. Сборник научных статей. - 2023. - С. 46-48.
25. Чернявская А.В., Гридчина А.В. Форма государственного устройства // Журнал «Личность, общество, власть». - 2022. - С. 347-351.