Стратегии и тактики конфликтного взаимодействия. Модели конструктивного педагогического поведения в конфликте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 21 21 страница
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 18.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования конструктивного педагогического поведения при разрешении конфликтных ситуаций. 5
1.1 Конфликт как психолого-педагогическое понятие. 5
1.2 Стратегии конфликтного взаимодействия 6
1.3 Модели конструктивного педагогического поведения в конфликте. 7
Глава 2. Экспериментальное исследование моделей педагогического поведения в конфликтных ситуациях. 10
2.1 Анализ педагогического опыта по выходу из конфликтной ситуации. 10
2.2 Диагностика конфликтности в педагогическом взаимодействии. 11
2.3 Программа работы с конфликтностью «Мир без конфликтов» и рекомендации педагогам. 13
Заключение 16
Библиографический список 18
Приложение 1 19
Приложение 2 20

Фрагмент для ознакомления

Педагог должен дать возможность высказать свою позицию каждой стороне конфликта.Выявление причины и определение позиций каждой стороны по решению проблемы выступают базой формирования стратегии выхода из конфликтной ситуации. На данном этапе важно не оценивать действий каждой из сторон конфликта, так как оценка может вызвать эмоциональный отклик, что приведет к ухудшению ситуации. В процессе обсуждения возможного решения важно учитывать все мнения, так как это даст возможность сформировать позицию, которая устроит все стороны. Главным в решении конфликта становится так называемый метод «правила игры». Участники должны точно понимать и принимать сроки разрешения конфликта, состав участников конфликта (если, например, будут выбраны посредники), логику разрешения конфликта и т.д.Педагог должен немедленно приступить к реализации действий по разрешению конфликтной ситуации.Последним этапом становится рефлексия всех участников. На данном этапе возможно использование методов тренинга и беседы. Важно, чтобы каждая стороны оценила адекватность своего поведения, эффективность принятых мер и проведенных действий. Рефлексия может происходить несколько раз, так как не всегда удаётся сразу в полном объёме выполнить все действия, устраивающие каждую сторону. ЗаключениеВ процессе выполнения данной работы нами были выполненные следующие задачи:Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.Выявить подходы к понятию «конфликт», выделить основные стратегии и тактики взаимодействия в конфликтной ситуации.Определить возможные модели конструктивного педагогического поведения в конфликтной ситуации.Проанализировать педагогический опыт выхода из конфликтных ситуаций.Изучить методы диагностики конфликтности личности. Провести диагностику среди педагогических работников дополнительного образования.Подобрать упражнения для формирования моделей конструктивного выхода из конфликтной ситуации.Разработать программу профилактики конфликтных ситуаций.Составить рекомендации для педагогов дополнительного образования по выходу из конфликтных ситуаций.Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы написали теоретическую часть нашего исследования. Основные выдержи из теоретической части:нет единого подхода к толкованию понятия «конфликт»;в своей работе мы отметили несколько вариантов толкования;за основное определение мы взяли трактовку из работ Ф.Хайдера «конфликт – это определенное рассогласование между системой представлений индивида и его знании о представлении и поведении других, между системами представлений разных людей».выделяют этапы формирования конфликта: формирование конфликт – понимание целей – намерения участников – реализация поведения – последствия конфликта;структура конфликта: противоречия – причины – отношение – участники;стратегии конфликтного взаимодействия (по системе Кеннета У. Томаса и Ральфа Х. Килменна): избегание, приспособление, компромисс, конкуренция, сотрудничество;каждая стратегия опирается на соблюдение интересов как своих, так и чужих;конструктивная модель поведения представлена рационально-интуитивным методом, который выделил Дж. Скотт в своей работе.Во второй части исследования мы провели экспериментальную работу:проанализировали педагогический опыт устранения конфликтов;изучили и проанализировали возможности методов диагностики конфликтности личности;разработали программу по предупреждению конфликтных ситуаций.Анализ педагогического опыта показал, что в образовательных учреждениях риск возникновения конфликтных ситуаций очень высок, так как коллектив чаще всего однороден по полу. Для «управления» конфликтами учителя прибегают к методам профилактики, регулирования и воздействия на конфликт. Возможно применение нескольких форм работы: переговоры, посредничество и компромисс.Профилактическими методами являются: тренинг, беседа, метод дискуссия и вознаграждения(наказания).Во втором пункте мы представили список (см пункт 2.2) методик диагностики конфликтности личности. В своей работе мы апробировали два метода:тест-опросник «Степень конфликтности» А. Розановой;методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Кеннета Томаса в адаптации Н.В. Гришиной.Результаты диагностики показали, что есть отклонения как в сторону выраженной конфликтности, так и в сторону избегания. Основной стратегией выхода из конфликтной ситуации является компромисс.В третьей части мы разработали программу по работе с конфликтами. Программа реализовывалась в три этапа и включала в себя полную проработку важных моментов по знакомству и принятию разных стратегий всеми участниками педагогического взаимодействия.В программу были включены различные тренинговые и дискуссионные занятия, методы: беседа, мозговой штурм.Программа отличалась различными формами проведения занятий: тренинг, консультации, экскурсия, выставка и т.д.Для реализации программы нами были также написаны рекомендации.Таким образом, цель и задачи исследования выполнены в полном объёме.Библиографический списокАндрян К.Р. СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ИЛИ СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ НЕГО // Теория и практика современной науки. 2019. №3 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-povedeniya-v-konflikte-ili-sposoby-vyhoda-iz-nego (дата обращения: 16.04.2024).Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – Изд. 2-е – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 591 с.Базелюк В. В. Разрешение педагогических конфликтов : учеб. пособие. Челябинск: ЧГПУ, 2005, 140 с.Волынец, Ю. В. Подростковый конфликт и проблемы его разрешения / Ю. В. Волынец // «Молодой ученый». – 2016. – № 1.1 (105.1) – С. 4.Калиткина, Е. В. Роль учителя в разрешении конфликтов, возникающих в образовательной среде / Е. В. Калиткина, Л. С. Петрунькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 32 (218). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/218/52319/ (дата обращения: 17.04.2024).Клименских, М. В. Педагогические конфликты в школе : [учеб. пособие] / М. В. Клименских, И. А. Ершова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федерал, ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015. — 76 с.Кузнецова, Л. Э. Социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте / Л. Э. Кузнецова, А. А. Любченко // Молодой ученый. – 2017. – № 10. – С. 372-374.Литвин Вадим Владимирович, Таллибулина Марина Тимергалиевна СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ И ИХ СВЯЗЬ С КОГНИТИВНЫМИ УСТАНОВКАМИ И СТИЛЕМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-povedeniya-lichnosti-v-konflikte-i-ih-svyaz-s-kognitivnymi-ustanovkami-i-stilem-prinyatiya-resheniy (дата обращения: 16.04.2024).Печерский, Ю. И. Природа конфликта / Ю. И. Печерский // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 83-86.Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе / М. М. Рыбакова. – М. :Просвящение, 1991. – 315 с.Скотт, Д. Г. Способы разрешения конфликтов / Д. Г. Скотт. – Киев :Внешторгиздат, 1991. – 199 с.Стюхина Г.А. Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения / Г.А. Стюхина; Педагогический университет «Первое сентября», 2011. — 40 c.Харламова Т. М. Методы исследования в конфликтологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. М. Харламова ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2022. – 2,73 Мб ; 148 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/HarlamovaMetody-Issledovaniya-V-Konfliktologii.pdf. – Заглавие с экрана.Приложение 1Инструкция. Оцените по 7-балльной шкале, насколько в вас представлено каждое свойство, приведенное в таблице. Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблицы, 1 балл — что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность, описанная в правой части таблицы. Обработка и интерпретация результатов: подсчитайте общую сумму баллов и оцените свою степень конфликтности.Рисунок 1. Стимульный материал теста-опросника.60 и более баллов — высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищите повод для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрывается ли за таким поведением глубинное чувство собственной неполноценности?50-60 баллов — выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это вас не всегда любят, но зато уважают.30-50 баллов — конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.15-30 баллов — конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.Менее 15 баллов – для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, но избежать какой – либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение окружающих?Приложение 2Инструкция:В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации. 1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.2.А. Я стараюсь найти компромиссное решение.Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои. 3.А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.4.А. Я стараюсь найти компромиссное решение.Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 5.А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.6.А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.Б. Я стараюсь добиться своего.7.А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.8.А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.9.А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.10.А. Я твердо стремлюсь достичь своего.Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.11.А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.12.А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.13.А. Я предлагаю среднюю позицию.Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.14.А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.15.А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. 16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17.А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 18.А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.19.А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.20.А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех. 21.А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Б. Я отстаиваю свои желания. 23. А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого. Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 26. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 27. А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры. Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого. 29. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий 30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. Обработка результатов. За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.Таблица 1. Ключ к тесту.Интерпретация результатов. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

Библиографический список

1. Андрян К.Р. СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ИЛИ СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ НЕГО // Теория и практика современной науки. 2019. №3 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-povedeniya-v-konflikte-ili-sposoby-vyhoda-iz-nego (дата обращения: 16.04.2024).
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – Изд. 2-е – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 591 с.
3. Базелюк В. В. Разрешение педагогических конфликтов : учеб. пособие. Челябинск: ЧГПУ, 2005, 140 с.
4. Волынец, Ю. В. Подростковый конфликт и проблемы его разрешения / Ю. В. Волынец // «Молодой ученый». – 2016. – № 1.1 (105.1) – С. 4.
5. Калиткина, Е. В. Роль учителя в разрешении конфликтов, возникающих в образовательной среде / Е. В. Калиткина, Л. С. Петрунькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 32 (218). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/218/52319/ (дата обращения: 17.04.2024).
6. Клименских, М. В. Педагогические конфликты в школе : [учеб. пособие] / М. В. Клименских, И. А. Ершова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федерал, ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015. — 76 с.
7. Кузнецова, Л. Э. Социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте / Л. Э. Кузнецова, А. А. Любченко // Молодой ученый. – 2017. – № 10. – С. 372-374.
8. Литвин Вадим Владимирович, Таллибулина Марина Тимергалиевна СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ И ИХ СВЯЗЬ С КОГНИТИВНЫМИ УСТАНОВКАМИ И СТИЛЕМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-povedeniya-lichnosti-v-konflikte-i-ih-svyaz-s-kognitivnymi-ustanovkami-i-stilem-prinyatiya-resheniy (дата обращения: 16.04.2024).
9. Печерский, Ю. И. Природа конфликта / Ю. И. Печерский // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 83-86.
10. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе / М. М. Рыбакова. – М. :Просвящение, 1991. – 315 с.
11. Скотт, Д. Г. Способы разрешения конфликтов / Д. Г. Скотт. – Киев :Внешторгиздат, 1991. – 199 с.
12. Стюхина Г.А. Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения / Г.А. Стюхина; Педагогический университет «Первое сентября», 2011. — 40 c.
13. Харламова Т. М. Методы исследования в конфликтологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. М. Харламова ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2022. – 2,73 Мб ; 148 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/HarlamovaMetody-Issledovaniya-V-Konfliktologii.pdf. – Заглавие с экрана.