Развитие творческого мышления младших школьников в процессе организации художественной деятельности.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 24 + 24 источника
- Добавлена 20.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Определение понятия «Творческое мышление» 6
1.2. Роль творческого мышления в развитии младших школьников 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ГЛОССАРИЙ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Например, если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа? Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги. 6. Метод инверсии предложить заменить краски на известные продукты: чай-коричневый, морковный сок-оранжевый, свекольный сок-красный, написание композиции с этими продуктами будет творческим методом на занятиях по художественному воспитанию.Творческое мышление детей, по мнению Ульяны Сергеевны, на уроках изобразительного искусства помогают развивать также приемы: 1. Задания на демонстрацию «понимания смыслов»: «Выразить радость красками», «Показать хорошее настроение» 2. Учебные ситуации, инициирующие учебную деятельность школьников: создавать удивление, использовать загадки, ребусы, инсценировки.3. Активные знания.4. Учебные ситуации, требующие применения знаний.5. Иллюстрация: проиллюстрируйте пословицу, решите ребус, используя рисунок.6. Подбор ассоциаций.У.С. Рожелюк считает, что развитие творческого мышления учащихся на уроках ИЗО означает не пассивное усвоение навязанных форм и способов отношения к окружающей среде, а собственное активное и гибкое восприятие, основанное на индивидуальных качествах человека. Их познание и реализация становится основой формирования личности, ее творческого отношения к себе, к другим, к природе и обществу.Перейдем к рассмотрению опыта педагога – Диковенкиной Алены Алексеевны. Она работает учителем начальных классов в МБОУ «Ойская СШ» Ермаковского района Красноярского края[21].Алена Алексеевна на своих уроках и во внеурочной деятельности развивает творческое мышление с помощью информационных технологий.Она считает, что современный ученик усваивает только ту информацию, которая его больше всего интересует, которая ему ближе всего, вызывает приятные и комфортные чувства и меньше всего раздражает. Поэтому одним из средств, обладающих уникальной возможностью повысить мотивацию и индивидуализировать обучение современного школьника, развить его творческие способности и создать положительный эмоциональный фон, является компьютер.А.А. Диковенкина выделяет следующие преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО:1) введение в любую тему, сопровождающееся показом видео, фотографий, репродукций;2) «посещение» крупнейших музеев мира;3) «погружение» в пространство и время;4) самостоятельная работа учеников;5) активизация учебного процесса.В целях развития творческого мышления Алена Алексеевна привлекает учащихся к подготовке к занятиям (подготовка рефератов, докладов, рефератов и художественных работ). Ученики используют Интернет и энциклопедии для выполнения своих заданий.Также она использует компьютер на уроках и как вспомогательное средство для творческой деятельности с помощью графического редактора «Paint». Все дети, включая самых слабых, не боятся ошибок, работают с интересом, активны, увлечены. Композиции становятся более выразительными и красочными. В результате занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свой творческий потенциал в новом виде изобразительной деятельности.Кроме того, Алена Алексеевна проводит занятия в нетрадиционных формах:1) урок – деловая игра;2) урок – соревнование;3) урок-экскурсия;4) урок – сказка;5) урок-ярмарка;6) урок-исследование.Включение таких форм обучения в содержание уроков рисования создает очень хорошие условия для развития творческого мышления.Таким образом, анализ опыта работы учителей начальных классов демонстрирует, что художественная деятельность может быть эффективным средством развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста. Внедрение простых и привлекательных художественных занятий позволяет учащимся исследовать различные формы самовыражения, развивать критическое мышление и навыки решения проблем. Через художественную деятельность учителя могут создавать благоприятную учебную среду, которая поощряет любопытство, воображение и инновации. Это, в свою очередь, закладывает основу для успешного обучения на протяжении всей жизни и способствует целостному развитию учащихся.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современном мире развитие творческого мышления у детей становится все более актуальной и важной задачей. Образовательные программы все чаще обращают внимание на развитие творческих способностей учащихся, в том числе и младших школьников. Анализируя различные точки зрения исследователей на данную проблему, можно констатировать, что наука не пришла к единому мнению относительно определения термина «творческое мышление». Для практического изучения процесса развития творческого мышления в условиях современной действительности было принято следующее определение: творческое мышление – это особая способность использовать имеющуюся информацию разными способами и в быстром темпе с быстрым переключением внимания на какой-то символический уровеньв пределах широкого объёма информации.Одним из средств развития творческого мышления младших школьников является художественная деятельность.В процессе художественной деятельности младшие школьники учатся не только технике и навыкам рисования, лепки, аппликации и других видов художественной деятельности, но также развивают свою индивидуальность и самовыражение. Они учатся видеть мир по-новому, находить нестандартные решения, проявлять свою фантазию и креативность. Важно, чтобы педагоги создавали условия для развития творческого мышления у детей, стимулировали их интерес к искусству, а также поощряли самовыражение через художественные средства.Организация художественной деятельности в школе позволяет младшим школьникам раскрывать свой потенциал, обогащать свой внутренний мир, развивать воображение и творческое мышление, улучшать моторику и координацию движений. В процессе работы над творческими проектами дети учатся умению работать в группе, обмениваться идеями, решать конфликты и приходить к общему результату. Это помогает им развивать социальные навыки и умения, а также укреплять свою самооценку и уверенность в себе.Таким образом, развитие творческого мышления младших школьников в процессе организации художественной деятельности играет важную роль в формировании личности ребенка. Педагоги должны помогать детям найти свое творческое начало, вдохновлять их на творчество, развивать их таланты и способности. Создавая атмосферу доверия, поддержки и поощрения, учителя смогут помочь детям стать творческими и независимыми личностями, способными к самовыражению и самореализации.ГЛОССАРИЙАппликация– один из видов художественных техник, основанный на вырезании, наложении различных фигур и закреплении их на другом материале, принятом за фон.Деятельность – это процесс сознательного активного взаимодействия субъекта (разумного существа) с объектом (окружающей реальностью), в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.Изобразительная деятельность – это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, но и на выражение отношения к отображаемому предмету с помощью художественных материалов.Лепка – это вид изобразительной деятельности, при котором предметы передаются объемно, трехмерно с помощью мягких пластических материалов.Моделирование – наглядно-практический метод обучения, при котором мышление ребенка развивается с помощью специальных схем и моделей, воспроизводящих в наглядной и доступной форме скрытые свойства и связи конкретного объекта.Мышление – это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным, опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных контекстах и отношениях, в основе которого лежит комплекс познавательных, метакогнитивных способностей, умений и установок.Рисование – вид изобразительной деятельности, основная цель которого – наглядное отражение действительности.Творческое мышление – это характеристика человека, активизирующая интеллектуальные способности для решения творческих задач, имеющая свои характеристики, которые могут постепенно проявляться в творческом мышлении.Творчество – это творческая деятельность, которая приводит к появлению новых идей, продуктов и открытию нового в самом предмете и в уже существующих формах культуры.Художественная деятельность–деятельность, в процессе которой создаётся и воспринимается произведение искусства.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАмосов, Н.M. Моделирование мышления и психики / Амосов Н.M.. - М.: Наукова думка, 2021. - 303 c.Бескова, И.А. Как возможно творческое мышление / И.А. Бескова. - Москва: ИЛ, 2019. - 281 c.Благонравова, А. В. Воображение и творческое мышление. Обучающие тесты для детей 5-6 лет / А.В. Благонравова. - М.: Академия развития, 2021. - 299 c.Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. - М.: Юрайт, 2020. - 400 c.Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический Проект, Мир, 2019. - 192 c.Кашапов, М.М. Психология творческого мышления. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.М. Кашапов. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 269 c.Кидисюк, Н.П. От одного до десяти. Развиваем аналитическое мышление, стойкость внимания, творческую самостоятельность. Учебно-практическое пособие / Н.П. Кидисюк. - М.: Чайка, 2021. - 576 c.Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство. 1-4 классы / Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2023. - 144 c.Кукалев, С. В. Правила творческого мышления, или Тайные пружины ТРИЗ. Учебное пособие / С.В. Кукалев. - М.: Форум, Инфра-М, 2020. - 416 c.Лемберг, Б.Н. Креативное решение проблем. Как развить творческое мышление / Б.Н. Лемберг. - М.: Вектор, 2019. - 379 c.Макдермотт, И.В. Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / И.В. Макдермотт. - М.: Альпина Паблишер, 2021. - 256 c.Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - М.: Питер, 2020. - 592 c.Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М.: Академический проект, 2020. - 560 c.Немов, Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. - Москва: Высшая школа, 2020. - 892 c.Непопалов, В.Н. Психические процессы и личность / В.Н. Непопалов. - М.: Физическая культура, 2020. - 494 c.Николаева, С. В. Изобразительная деятельность. 1-4 классы. Развернутое тематическое планирование по программе О. А. Куревиной, Е. Д. Ковалевской / С.В. Николаева. - М.: Учитель, 2019. - 452 c.Пьянкова, Н. И. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова. - М.: Просвещение, 2021. - 176 c.Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. - М.: Прайм-Еврознак, 2020. - 705 c.Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство для детей. Виды и жанры изобразительного искусства / Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов. - М.: АСТ, Астрель, 2023. - 144 c.Щербаков, В. С. Изобразитльное искусство. Обучение и творчество (проблемы руководства изобразительным творчеством детей) / В.С. Щербаков. - М.: Просвещение, 2023. - 272 c.Диковенкина, А.А. Формирование творческого мышления на уроках изобразительного искусства/ А.А.Диковенкина. — Текст: непосредственный // Урок РФ. — 2020. — URL: https://урок.рф/library/formirovanie_tvorcheskogo_mishleniya_na_urokah_izob_153233.html (дата обращения: 12.04.2024).Заводчикова, Т.В. Развитие творческого мышления на занятиях ИЗО в начальной школе/ Т.В. Заводчикова. — Текст: непосредственный // Учебно-методический кабинет. — 2018. — URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-valerevna-zavodchikova/razvitie-tvorcheskogo-myshlenija-na-zanjatijah-izo-cherez-igru-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html (дата обращения: 12.04.2024).Рожелюк, У.С. Развитие креативного мышления на уроках изобразительного искусства/ У.С. Рожелюк. — Текст: непосредственный // Инфоурок. — 2021. — URL: https://infourok.ru/razvitie-kreativnogo-myshleniya-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva-5470790.html (дата обращения: 12.04.2024).Розова, Н. Н. Развитие творческого мышления детей на уроках ИЗО в начальных классах / Н.Н. Розова. — Текст: непосредственный // Всероссийское педагогическое издание «Учительский журнал». — 2024. — URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/11/articles/5231 (дата обращения: 12.04.2024).
1. Амосов, Н.M. Моделирование мышления и психики / Амосов Н.M.. - М.: Наукова думка, 2021. - 303 c.
2. Бескова, И.А. Как возможно творческое мышление / И.А. Бескова. - Москва: ИЛ, 2019. - 281 c.
3. Благонравова, А. В. Воображение и творческое мышление. Обучающие тесты для детей 5-6 лет / А.В. Благонравова. - М.: Академия развития, 2021. - 299 c.
4. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. - М.: Юрайт, 2020. - 400 c.
5. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический Проект, Мир, 2019. - 192 c.
6. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.М. Кашапов. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 269 c.
7. Кидисюк, Н.П. От одного до десяти. Развиваем аналитическое мышление, стойкость внимания, творческую самостоятельность. Учебно-практическое пособие / Н.П. Кидисюк. - М.: Чайка, 2021. - 576 c.
8. Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство. 1-4 классы / Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2023. - 144 c.
9. Кукалев, С. В. Правила творческого мышления, или Тайные пружины ТРИЗ. Учебное пособие / С.В. Кукалев. - М.: Форум, Инфра-М, 2020. - 416 c.
10. Лемберг, Б.Н. Креативное решение проблем. Как развить творческое мышление / Б.Н. Лемберг. - М.: Вектор, 2019. - 379 c.
11. Макдермотт, И.В. Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / И.В. Макдермотт. - М.: Альпина Паблишер, 2021. - 256 c.
12. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - М.: Питер, 2020. - 592 c.
13. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М.: Академический проект, 2020. - 560 c.
14. Немов, Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. - Москва: Высшая школа, 2020. - 892 c.
15. Непопалов, В.Н. Психические процессы и личность / В.Н. Непопалов. - М.: Физическая культура, 2020. - 494 c.
16. Николаева, С. В. Изобразительная деятельность. 1-4 классы. Развернутое тематическое планирование по программе О. А. Куревиной, Е. Д. Ковалевской / С.В. Николаева. - М.: Учитель, 2019. - 452 c.
17. Пьянкова, Н. И. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова. - М.: Просвещение, 2021. - 176 c.
18. Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. - М.: Прайм-Еврознак, 2020. - 705 c.
19. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство для детей. Виды и жанры изобразительного искусства / Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов. - М.: АСТ, Астрель, 2023. - 144 c.
20. Щербаков, В. С. Изобразитльное искусство. Обучение и творчество (проблемы руководства изобразительным творчеством детей) / В.С. Щербаков. - М.: Просвещение, 2023. - 272 c.
21. Диковенкина, А.А. Формирование творческого мышления на уроках изобразительного искусства / А.А. Диковенкина. — Текст: непосредственный // Урок РФ. — 2020. — URL: https://урок.рф/library/formirovanie_tvorcheskogo_mishleniya_na_urokah_izob_153233.html (дата обращения: 12.04.2024).
22. Заводчикова, Т.В. Развитие творческого мышления на занятиях ИЗО в начальной школе / Т.В. Заводчикова. — Текст: непосредственный // Учебно-методический кабинет. — 2018. — URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-valerevna-zavodchikova/razvitie-tvorcheskogo-myshlenija-na-zanjatijah-izo-cherez-igru-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html (дата обращения: 12.04.2024).
23. Рожелюк, У.С. Развитие креативного мышления на уроках изобразительного искусства / У.С. Рожелюк. — Текст: непосредственный // Инфоурок. — 2021. — URL: https://infourok.ru/razvitie-kreativnogo-myshleniya-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva-5470790.html (дата обращения: 12.04.2024).
24. Розова, Н. Н. Развитие творческого мышления детей на уроках ИЗО в начальных классах / Н.Н. Розова. — Текст: непосредственный // Всероссийское педагогическое издание «Учительский журнал». — 2024. — URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/11/articles/5231 (дата обращения: 12.04.2024).