Финансовая грамотность младших школьников.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 33 + 33 источника
- Добавлена 21.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 4
1.1. Сущностьфинансовойграмотности 4
1.2.Особенности формирования основ финансовой грамотности младшихшкольниковвучебнойдеятельности 8
ГЛАВА2.МЕТОДИЧЕСКАЯРАБОТАПО ИЗУЧЕНИЮУРОВНЯФИНАНСОВОЙГРАМОТНОСТИМЛАДШИХШКОЛЬНИКОВВУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
2.1 Методы и средства формирования финансовой грамотности 17
2.2. Разработка методических рекомендаций по повышению уровня финансовой грамотности младших школьников в учебной деятельности 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ 33
На заключительном этапе совместно составляется сравнительнаятаблицанафинансовыезатратыпользованияличнымавтомобилемиобщественнымтранспортом.Урок.Окружающиймир«ОсновнойзаконРоссии»(Чтотакоекредит?).Основной задачей урока по формированию финансовой грамотностиявляетсяформированиепредставленийопонятии«кредит»,атакжеовозможных финансовых последствиях для тех, кто воспользовался кредитом.Важно до них донести, что кредит – это всегда дополнительные затраты,поэтомунесвоевременнаяоплатакредитаявляетсянарушениемзаконаРФ.Назакреплениематериалаобучающимсяпредлагаетсяпоучаствоватьвинсценировкеситуаций(например,сказкапоролям),которыетребуютфинансового решенияпо пройденному материалу.Урок . Технология «Изделия из бумаги» (Настоящие и фальшивыеденьги).При изучении темы «Настоящие и нестоящие деньги», обучающиесядолжны усвоить признаки настоящих и фальшивых денег. В игровой форме(игра-путешествие «Монетный двор») обучающиеся выполняют различныезадания по станциям, в процессе прохождения которых узнают, как отличитьнастоящиеденьгиот фальшивых.Урок.Литературноечтениесказка«Кашаизтопора»(Скольконужноденег,чтобы сваритькашу).При чтении сказки «Каша из топора» на уроке литературного чтенияобучающиесязнакомятсяспонятиембытовыхсказок.Послепрочтениясказки,обучающимсяпредлагаетсяразделитьсяпопарамивыполнитьтворческое задание, в котором им необходимо высчитать, сколько требуетсяденегдлятого,чтобы сваритькашу(навыбор).Урок.Литературноечтениесказка«Мужикимедведь»(Чтотакое«Сделка»?).Вначалеурокапредлагаетсяпосмотретьмультфильм«БогатыйБобренок»,изкоторогоузнают,чтотакое«сделка».Прочитавсказку,ученики делают вывод о том, что, благодаря своей смекалке и своему труду,мужик остался с урожаем и получил прибыль. А медведь остался ни с чем,потомучтонелюбилтрудиться.Анализируясложившуюсяситуацию,отвечают на вопрос: длякого сделка прошлавыгоднее?В конце занятиясовместносоставляетсякластер,вкоторомбудетотражено,чтоприсовершениисделкивсегданужнополучатьвсюинформациюотоваре,атакже заключать договор,вкоторомбудут прописанывсе обязанности иответственностьсторон.Урок.ЛитературноечтениеА.С.Пушкин«Сказкаорыбакеирыбке»(Товариуслуга).Напримереданнойсказки,обучающиесязнакомятсяспонятиями«товар»и«услуга».Анализируясказку,сэкономическойточкизрения,школьники должны понять, что герои сказок, обыкновенные люди, которыепытаютсяспомощьютоваровиуслугудовлетворитьсвоипотребности.Важно до них донести, что стремление увеличить свое состояние или доходизначальнодолжнограмотнопланироваться,атакжесоответствоватьвозможностямиреальностям.Назакреплениетемыпредлагаетсяигра«Товарилиуслуга».Мы пришли к выводу, что помимо школьных предметов, эффективнобудет провести классные часы в начале эксперимента (вводный материал) и вконце(закреплениематериала).Представим наиболее современный и результативный инновационныйметод,внедряемыйшколойприформированиифинансовойграмотностимладшихшкольников:информационно-коммуникационный.Данный метод на уроках финансовой грамотности используются дляповышениякачестваобучения,углубленияфинансово-экономическихзнаний обучающихся, повышения интереса к предмету, для формированияИКТ-компетентности обучающихся. Они могут применяться на различныхэтапахурока.Впроцессепримененияинформационно-коммуникационногометодапофинансовойграмотностиувеличиваетсявозможностьтранслированияучебной информации вболееинтересной длядетей форме.Рассмотримосновныеприемыданногометодаприформированииосновфинансовойграмотности:интерактивнаяигранесетвсебеобразовательныйпотенциал,создает условия для проявления детьми учебной инициативы. Внедрение впрактикуинтерактивнойигрыпозволяетболееэффективноиспользоватьсовременныеучебныевозможности,цельюкоторыхявляетсясозданиекомфортныхусловийдляуспешногоразвитияиобучениядетей,адетямактивно, легко и прочно усваивать школьную программу, адаптироваться кшкольной жизни (например, на сайте multiurok.ru имеется готовая копилкаинтерактивныхигр пофинансовой грамотности).приложение на мобильное устройство (при поддержке МинистерствафинансовРФразработанаигра«Финзнайка» длядетей1–4классов.Онадоступна на Android или IOS). Там можно решать тесты, квесты, кроссвордыи загадки на тему бюджета, банков, валюты и бизнеса. Плюс приложения втом, что родители могут зарегистрироваться как наставники и создавать своизадания).мультфильмыпредполагаетсяиспользоватьдляоживлениявосприятияматериаловзанятий,облегченияразборанаиболеесложныхмоментов,атакжеструктурированияинформации,содержащейсявматериалахсоответствующихучебно-методическихкомплектов.Каждыйвидеоматериал — законченное произведение, рассчитан на использование врамкахконкретногозанятия(например,некоторыесерии«Смешариков»посвященыкредитам,накоплениям,договорамидажеинвестициям.В«Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзяссориться. А в мультике «Три кота» можно узнать, как правильно вести себявовремяпервогопоходавмагазин.Естьиспециальныемультфильмы–«АзбукаденегтётушкиСовы»и«Азбукафинансовойграмотностидлядетей»).Всевышеизложенноеподтверждаетширокиевозможностиформированияфинансовойграмотностимладшихшкольниковвучебнойдеятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной курсовой работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты развития финансовой грамотности младших школьников. Было установлено, что финансовая грамотность является важным навыком, необходимым для успешной жизни в современном обществе.Для эффективного развития финансовой грамотности младших школьников необходимо использовать инновационные педагогические методы и технологии, а также создавать благоприятную образовательную среду. В работе были предложены различные методические рекомендации и практические задания, которые могут быть использованы учителями начальных классов для развития финансовой грамотности учащихся.Внедрение инновационных организационно-педагогических принципов и использование современных методик обучения финансовой грамотности позволит повысить эффективность образовательного процесса и подготовить младших школьников к принятию обоснованных финансовых решений в будущем.Изучениеианализтеоретическихисточниковпоисследуемойтемепозволилинамустановить,чтоформированиефинансовойграмотностиумладших школьников является актуальной задачей современного общества.Именно на этапе младшего школьного возраста формирование финансовойграмотности личности определяется как важное направление в воспитании,котороевбудущемпоможетребенкустатьсамостоятельным,социальноадаптированным,правильносориентированнымвэкономическихявлениях.Всвоей работемыопиралисьнаопределение,сформулированное Ю. В. Антоновой, которая под финансовой грамотностьюпонимаетумениепользоватьсятерминамифинансовойграмотности,пониматьихзначение,решатьфинансовыезадачи,которыесвязанысэкономическимипонятиями,атакжерассчитыватьбюджетвмалыхобъемах.Приформированиифинансовойграмотностинеобходимоучитыватьпсихолого-педагогическиеособенностимладшихшкольников(память,логическоемышление,интерескмирувзрослых)иметодическиеособенности интеграции материала по финансовой грамотности в учебныепредметы.Входеизучениялюбогокурса(математики,литературногочтения,окружающегомира,технологии)педагогможетидолжениспользоватьпрактико-ориентированныезадания,способствующиеразвитию не только универсальных учебных действий, но и компетенций,соответствующих«портретувыпускниканачальнойшколы»поФГОСНООвчастифинансовойграмотностидетеймладшегошкольноговозраста.Таким образом, развитие финансовой грамотности младших школьников является актуальной и важной задачей, которая требует комплексного подхода и совместных усилий педагогов, родителей и общественных организаций.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВАбросимова, Е. А. Финансовая грамотность / Е. А. Абросимова //Учебнаяпрограмма.–Москва:ВИТА-ПРЕСС.–2015.–24 с.Аменд,А.Ф.Состояниеиразвитиетеорииипрактикиэкономического воспитания школьников /А. Ф. Аменд. – Челябинск :ЧГПИ,2013.–157с.Антонова,Ю.В.Какиочемговоритьсдетьминаурокахфинансовойграмотности:учебноепособиедляучителейначальныхклассови работников системы дополнительного образования / Ю. В. Антонова. – 2-еизд.–Москва:ВИТА-ПРЕСС,2020.–80с.Бежбармакова,Э.В.Воспитаниеделовогочеловеканаурокахэкономикивначальнойшколе/Э.В.Бежбармакова//Воспитаниешкольников:теорет.и науч.-метод.журн.–2013.–№6.–С.50.Богомолова, М. И. Исходные аспекты экономического воспитаниядетей /М.И.Богомолова//Проблемыдошкольногообразованиянасовременномэтапе: Материалынаучно-практическойконференции.–2016.–№7.– С.29-34.Брехова, Ю. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. /Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. – Москва : ВИТА-ПРЕСС,2019.–201с.Брехова,Ю.В.Финансоваяграмотность:контрольныеизмерительные материалы / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов.–Москва:ВИТА-ПРЕСС,2014.–236 с.Винникова,И.С.Педагогическиеособенностиформированияфинансовойграмотностиустудентовэкономическихнаправленияподготовки/И.С.Винникова,Е.А.Кузнецова,Ю.Г.Шутова,Д.С.Стародубова //Журнал«Мирнауки».2016.– №6.–С.59-63.Гаркуша, Н. В. Роль финансовой грамотности в развитии системыформированиясоциально–экономическогопотенциалачеловеческогокапитала / Н. В. Гаркуша, А. И. Медведев // Власть и управление на ВостокеРоссии.–2016.–№4.–С.76-81.Глебова,Г.Д.Экономическоевоспитаниешкольников/Г.Д.Глебова.–Москва:ВИТА-ПРЕСС,2017.–264с.Горяев, А. П. Финансовая грамота для школьников / А.П. Горяев,В.В.Чумаченко.–URL:http://www.azbukafinansov.ru/(датаобращения:03.12.2021).Горяев,А.П.Основыфинансовойграмотности.Методическиерекомендации / А. П. Горяев, В. В. Чумаченко. – Москва : ВИТА-ПРЕСС,2018.–178с.Давыдов,В.В.Психическоеразвитиевмладшемшкольномвозрасте./В.В.Давыдов//Возрастнаяипедагогическаяпсихология.–Москва:ВИТА-ПРЕСС,1979.–143 с.Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения:международныйопытироссийскаяпрактика/А.В.Зеленцова,Е.А.Блискавка,Д.Н.Демидов.–Москва:КНОРУС,2012.–127 с.Землянская,Е.Н.Критериииконкретизирующиепоказателиоценки экономических знаний младших школьников / Е. Н. Землянская. –Москва,2015.–87с.Канторович,Г.Г.Финансоваяграмотность:материалыдляучащихся. Начальные классы / Г. Г. Канторович. – Москва : ВИТА-ПРЕСС,2015.–287с.Киреев,А.П.Финансоваяграмотность:материалыдляучащихся/А.П.Киреев.–Москва:ВИТА-ПРЕСС,2016.–167 с.Коломинский,Я.Л.Учителюопсихологиидетейшестилетнеговозраста./Я.Л.Коломинский,Е.А.Панько.–Москва:ВИТА-ПРЕСС,1988.– 265с.КонцепцияНациональнойпрограммыповышенияуровняфинансовойграмотностинаселенияРоссийскойФедерации.–URL:https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1650804502&tld=ru&lang=ru&name=concept_rf.pdf&(датаобращения11.11.2021).Крылова, И. Н. Учитель и экономическое воспитание школьников /И. Н. Крылова, А. В. Федоров // Воспитание школьников. – 2008. – №1. – С.41-42.Морозова, И. В. Финансовая грамотность школьников как факторуспешного освоения социально – экономических ролей / И. В. Морозова, С.Н.Бегидова//ВестникАдыгейскогогосударственногоуниверситета.–2014.–№4 – С.58-64.Муравин, Г. К. Математика. 1-4 классы. Рабочая программа. / Г. К.Муравин,О.В.Муравина.–Москва:Дрофа,2017.–109 с.ОсновныерезультатыисследованияPISA-2015.Федеральныйинститутпооценкекачестваобразования.Русаленко,Д.А.Экономическаяграмотностьнаселения/Д.А.Русаленко,В.И.Марчук//Стратегиясоциально–экономическогоразвития.Москва :Дрофа,2018.– 169с.Рутковская,Е.Л.Финансоваяграмотностькаккомпонентфункциональной грамотности: подходык разработке финансовых заданий /Е.Л.Рутковская//Отечественнаяизарубежнаяпедагогика.–2019.– №4.–С.–98-111.Рыжановская,Л.Ю.Финансоваяграмотностькакэлементчеловеческого капитала и фактор социально – экономического развития /Л.Ю. Рыжановская // Академия бюджета и казначейства МИНФИНа России.Финансовый журнал.–2010.–№4–С.151-158.Солодков,В.М.Финансоваяграмотность:материалыдляобучающихся / В. М. Солодков, В. Ю. Белоусова. – Москва : ВИТА-ПРЕСС,2014.–259с.Тюнин, А. И. К вопросу о школьном экономическом образовании всовременных условиях. Фундаментальная и прикладная наука / А. И Тюнин,К.С.Мухтяев.–Челябинск,–2016.–№2.–С.49-51.Ушаков,Д.Н.Большойтолковыйсловарьрусскогоязыка:современнаяредакция/Д.Н.Ушаков.–Москва:ДомСлавянскойкн.,2008.–959с.Федеральныйзаконот29.12.2012N273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с01.01.2014)//Российскаягазета,N303,31.12.2012.–URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(датаобращения:15.10.2021).Фролов,И.А.Формированиеосновфинансовойграмотностиудетейиподростков:сборникметодическихразработок.–URL:http://staviropk.ru/attachments/article/673/sbornik.pdf(датаобращения:15.01.2022).AlmenbergJ.,WidmarkO.NumeracyFinancialLiteracyandParticiPationinassetMarkets.SSRN.UnitedKingdom:ELSEVIER,2011.P.1-40.GrohmannA,KouwenbergR.,MenkhoffL.ChildhoodRootsofFinancialLiteracy,JournalofEconomicPsychology,Netherland:ELSEVIER,2015.P.114-133.
1. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность / Е. А. Абросимова //Учебнаяпрограмма.–Москва:ВИТА-ПРЕСС.–2015.–24 с.
2. Аменд,А.Ф.Состояниеиразвитиетеорииипрактикиэкономического воспитания школьников /А. Ф. Аменд. – Челябинск :ЧГПИ,2013.–157с.
3. Антонова,Ю.В.Какиочемговоритьсдетьминаурокахфинансовойграмотности:учебноепособиедляучителейначальныхклассови работников системы дополнительного образования / Ю. В. Антонова. – 2-еизд.–Москва:ВИТА-ПРЕСС,2020.–80с.
4. Бежбармакова,Э.В.Воспитаниеделовогочеловеканаурокахэкономикивначальнойшколе/Э.В.Бежбармакова//Воспитаниешкольников:теорет.и науч.-метод.журн.–2013.–№6.–С.50.
5. Богомолова, М. И. Исходные аспекты экономического воспитаниядетей /М.И.Богомолова//Проблемыдошкольногообразованиянасовременномэтапе: Материалынаучно-практическойконференции.–2016.–
№7.– С.29-34.
6. Брехова, Ю. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. /Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. – Москва : ВИТА-ПРЕСС,2019.–201с.
7. Брехова,Ю.В.Финансоваяграмотность:контрольныеизмерительные материалы / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов.–Москва:ВИТА-ПРЕСС,2014.–236 с.
8. Винникова,И.С.Педагогическиеособенностиформированияфинансовойграмотностиустудентовэкономическихнаправления
подготовки/И.С.Винникова,Е.А.Кузнецова,Ю.Г.Шутова,Д.С.Стародубова //Журнал«Мирнауки».2016.– №6.–С.59-63.
9. Гаркуша, Н. В. Роль финансовой грамотности в развитии системыформированиясоциально–экономическогопотенциалачеловеческогокапитала / Н. В. Гаркуша, А. И. Медведев // Власть и управление на ВостокеРоссии.–2016.–№4.–С.76-81.
10. Глебова,Г.Д.Экономическоевоспитаниешкольников/Г.Д.Глебова.–Москва:ВИТА-ПРЕСС,2017.–264с.
11. Горяев, А. П. Финансовая грамота для школьников / А.П. Горяев,В.В.Чумаченко.–URL:http://www.azbukafinansov.ru/(датаобращения:03.12.2021).
12. Горяев,А.П.Основыфинансовойграмотности.Методическиерекомендации / А. П. Горяев, В. В. Чумаченко. – Москва : ВИТА-ПРЕСС,2018.–178с.
13. Давыдов,В.В.Психическоеразвитиевмладшемшкольномвозрасте./В.В.Давыдов//Возрастнаяипедагогическаяпсихология.–Москва:ВИТА-ПРЕСС,1979.–143 с.
14. Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения:международныйопытироссийскаяпрактика/А.В.Зеленцова,Е.А.Блискавка,Д.Н.Демидов.–Москва:КНОРУС,2012.–127 с.
15. Землянская,Е.Н.Критериииконкретизирующиепоказателиоценки экономических знаний младших школьников / Е. Н. Землянская. –Москва,2015.–87с.
16. Канторович,Г.Г.Финансоваяграмотность:материалыдляучащихся. Начальные классы / Г. Г. Канторович. – Москва : ВИТА-ПРЕСС,2015.–287с.
17. Киреев,А.П.Финансоваяграмотность:материалыдляучащихся/А.П.Киреев.–Москва:ВИТА-ПРЕСС,2016.–167 с.
18. Коломинский,Я.Л.Учителюопсихологиидетейшестилетнеговозраста./Я.Л.Коломинский,Е.А.Панько.–Москва:ВИТА-ПРЕСС,1988.
– 265с.
19. Концепция Национальной программы повышения уровняфинансовой грамотности населения Российской Федерации. – URL:https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1650804502&tld=ru&lang=ru&name=concept_rf.pdf&(датаобращения11.11.2021).
20. Крылова, И. Н. Учитель и экономическое воспитание школьников /И. Н. Крылова, А. В. Федоров // Воспитание школьников. – 2008. – №1. – С.41-42.
21. Морозова, И. В. Финансовая грамотность школьников как факторуспешного освоения социально – экономических ролей / И. В. Морозова, С.Н.Бегидова//ВестникАдыгейскогогосударственногоуниверситета.–2014.
–№4 – С.58-64.
22. Муравин, Г. К. Математика. 1-4 классы. Рабочая программа. / Г. К.Муравин,О.В.Муравина.–Москва:Дрофа,2017.–109 с.
23. ОсновныерезультатыисследованияPISA-2015.Федеральныйинститутпооценкекачестваобразования.
24. Русаленко,Д.А.Экономическаяграмотностьнаселения/Д.А.Русаленко,В.И.Марчук//Стратегиясоциально–экономическогоразвития.
– Москва :Дрофа,2018.– 169с.
25. Рутковская,Е.Л.Финансоваяграмотностькаккомпонентфункциональной грамотности: подходык разработке финансовых заданий /Е.Л.Рутковская//Отечественнаяизарубежнаяпедагогика.–2019.– №4.–С.
–98-111.
26. Рыжановская,Л.Ю.Финансоваяграмотностькакэлементчеловеческого капитала и фактор социально – экономического развития /Л.Ю. Рыжановская // Академия бюджета и казначейства МИНФИНа России.Финансовый журнал.–2010.–№4–С.151-158.
27. Солодков,В.М.Финансоваяграмотность:материалыдляобучающихся / В. М. Солодков, В. Ю. Белоусова. – Москва : ВИТА-ПРЕСС,2014.–259с.
28. Тюнин, А. И. К вопросу о школьном экономическом образовании всовременных условиях. Фундаментальная и прикладная наука / А. И Тюнин,К.С.Мухтяев.–Челябинск,–2016.–№2.–С.49-51.
29. Ушаков,Д.Н.Большойтолковыйсловарьрусскогоязыка:современнаяредакция/Д.Н.Ушаков.–Москва:ДомСлавянскойкн.,2008.
–959с.
30. Федеральныйзаконот29.12.2012N273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с01.01.2014)//Российскаягазета,N303,31.12.2012.–URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(датаобращения:15.10.2021).
31. Фролов,И.А.Формированиеосновфинансовойграмотностиудетейиподростков:сборникметодическихразработок.–URL:http://staviropk.ru/attachments/article/673/sbornik.pdf(датаобращения:15.01.2022).
32. AlmenbergJ.,WidmarkO.NumeracyFinancialLiteracyandParticiPationinassetMarkets.SSRN.UnitedKingdom:ELSEVIER,2011.P.1-40.
33. GrohmannA,KouwenbergR.,MenkhoffL.ChildhoodRootsofFinancialLiteracy,JournalofEconomicPsychology,Netherland:ELSEVIER,2015.P.114-133.