Формирование проектных навыков школьников в рамках изучения темы «Здоровый образ жизни»
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 25.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования проектных навыков школьников в учебном процессе 5
1.1 Формирование проектных навыков школьников в учебном процессе как педагогическая проблема 5
1.2 Педагогические условия эффективности формирования проектных навыков обучающихся в учебной деятельности 11
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Практические подходы к формированию проектных навыков школьников в учебной деятельности 20
2.1. Разработка уроков по теме «Здоровый образ жизни» с ориентацией на формирование проектных навыков обучающихся 20
2.2. Методические рекомендации к формированию 27
проектных навыков школьников на занятиях по ОБЖ 27
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список литературы 33
Влияющие на пристрастие к вредным веществамОсобенности подросткового возрастаГеографияВлияние ПАВ на организм подросткаОбществознаниеКонституция РФПрава и обязанности ребенкаЗаконодательство РФ о незаконном обороте наркотиковОтветственность за продажу алкоголя и сигарет подросткамВлияние алкоголизма и курения на обществоУгрозы подросткам в 2022 годуВажность ЗОЖВлияние окружения на подросткаИЗОРисунок на тему борьбы с курениемИностранный языкЧтение текста о вреде куренияИсторияМассовое сознаниеСоциальные нормы в разные векаКлассный часДивергентное поведениеЛитератураВред курения и пьянства на примере героев книгОБЖ, классный часПервая помощь при отравлении никотином или алкоголемОБЖОтрицательное действие вредных привычекОбществознаниеВлияние общества на борьбу с курениемРусский языкДиктант на тему вредных привычекФизическая культураБеседа на тему влияния физ-ры на ЗОЖХимияСтроение этилового спирта, его действие в организме подросткаБиологияВлияние лекарства на организм человекаФизическая культураБеседы, упражнения Тема репродуктивного здоровья довольно интимна. Программы должны быть в большей степени ориентированы на формирование нравственной составляющей у подростков, пропаганду семейных ценностей. Все программы в этой области, которые не включены в государственный стандарт, должны быть согласованы с родителямиСуществует ряд школьных предметов, по которым подростки могут узнать о некоторых аспектах репродуктивного здоровья (таблица 5).Еще раз отметим, что глубина и степень изложения материала, а также способ проведения занятий (отдельно для мальчиков и девочек или совместно) должны быть согласованы с родителями.Таблица 5 Примерное содержание тематических уроковпо охране репродуктивного здоровья [7]ПредметСодержание занятияБиологияФизиология подросткаКультура ЗОЖОбществознаниеГК РФ и СК РФИностранный языкЧтение текста о репродуктивном здоровьеКлассный часБеседа о ценностях семьиЛитератураСемейные ценности в «Анне Карениной» и «Отцы и дети»МузыкаПроблемы в жизни и творчестве композиторовПсихологический тренингВыявление маникуляторов и тирановМежличностные отношенияСемья как малая группаСпособность разрешения конфликтовФизическая культураСамозащита подростков при встрече со взрослыми Необходимой профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма. Лучше всего начинать с детства. Самый простой способ закаливания – это воздушные ванны. Водные процессы также имеют большое значение в системе закаливания. Они укрепляют нервную систему, благотворно влияют на сердце и сосуды, нормализуют кровяное давление и улучшают обмен веществ. Сначала рекомендуется растирать обнаженное тело сухим полотенцем в течение нескольких дней, а затем переходить к влажному растиранию.После влажного вытирания энергично протрите тело сухим полотенцем. Начните протирать теплой водой (35-36 градусов по Цельсию), постепенно охлаждая, а затем обливая. Летом лучше проводить водные процедуры на свежем воздухе после утренней зарядки [2]. Физически здоровые и закаленные люди при определенных условиях могут проводить водные процедуры на открытом воздухе и зимой. Работа с детьми и молодежью ставит большие и сложные задачи в борьбе с вредными привычками.2.2. Методические рекомендации к формированиюпроектных навыков школьников на занятиях по ОБЖДля успешной реализации проектного метода обучения на уроках ОБЖ, мы проанализировали методическую литературу по данной теме и пришли к выводу, чтобы учителю ОБЖ грамотно подготовиться к проведению проекта, нам необходимо собрать и доработать методические рекомендации из научных источников по применению проектного метода обучения. Методические рекомендации – это один из видов методической продукции, который представляет собой структурированную информацию, определяющую порядок, логику изучения темы, проведения занятий [24]. Для разработки методических рекомендаций мы основывались на нормативно-правовых документах: федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, федеральный государственный образовательный стандарт среднего образования и федеральный закон «об образовании».В связи с тем, что научная литература рекомендует реализацию проектов, требующих долгосрочного времени - примерно 2-3 недели, наша задача состоит в разработке рекомендаций для мини-проектов, которые могут быть выполнены в рамках одного урока по ОБЖ.Методические указания по использованию проектного метода на уроках ОБЖ [21]:1. Определение темы проекта с учетом возрастных особенностей учащихся. При выборе темы проекта необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, чтобы подобрать подходящий тип деятельности (творческий, игровой, исследовательский и т. д.). Тема проекта должна быть актуальной, полезной и понятной для учащихся. Задача перед учащимися – найти решение определенной проблемы, что способствует развитию творческого и критического мышления.2. Определение целей, задач проекта и выдвижение гипотезы. Необходимо сформулировать цели, задачи и выдвинуть гипотезу – предположения о том, какие результаты получат учащиеся по окончании проекта.3. Подбор материалов с учетом возрастных особенностей учащихся.4. Определение продолжительности проекта. Учитывая, что наши рекомендации предназначены для мини-проектов, продолжительность составляет 45 минут. Для облегчения реализации проектов в урочное время был разработан банк проектов по ОБЖ, представленный выше.5. Определение деятельности учителя и обучающихся. Также при подготовки к проекту необходимо заранее прописать как свою деятельность, как педагога, так и деятельность обучающихся. Это делается для того, чтобы можно было четко распределить время на предоставленные задания школьникам. При разработке заданий необходимо составить четкий алгоритм, как его выполнять, впоследствии его можно распечатать и предоставить каждой группе. 6. Определение бюджета проекта, материально - техническое обеспечение. Формирование бюджета проекта является неотъемлемой частью его реализации, поэтому необходимо заранее продумать какая методическая литература и материально-техническое обеспечение может понадобиться на уроке. Сюда может входить как наличие проектора, компьютера, так и батман, листы с заданиями, цветная бумага, клей, ножницы и так далее. 7. Создание продукта своей деятельности. Так под продуктом проекта понимается все то, что ученики представляют в конечном итоге, это может быть исследование, памятка, буклет, презентация, эссе, тезисы по теме, учебные карточки, схема и т.д.Защита проекта предполагает проведение публичной презентации творческого продукта, поэтому наилучшим решением будет начать урок с разделения учащихся на группы, чтобы в рамках урока можно было оценить работу каждого ученика и просмотреть их проекты. Если проект выполнен индивидуально, то он сдаётся учителю в конце урока для проверки. Во время защиты проекта учащимся следует задавать интересующие и уточняющие вопросы по результатам своей работы. Это позволит учителю оценить внимательность и заинтересованность учеников в изучаемой теме. 8. Оценка результатов деятельности учащихся должна быть объективной. Необходимо заранее подготовить критерии оценивания и ознакомить учащихся с ними. Можно предоставить ученикам меморандум с критериями оценки в начале урока или написать их на доске.Существует еще один способ оценивание результатов проектов это создание «индивидуальной карты рейтинга оценки проектов обучающихся», в данной карте также существуют критерии оценивания, оценка педагога, оценка класса, когда обучающиеся оценивают своих коллег, а также самооценка, когда группа оценивает собственный результат и работу в команде. На наш взгляд, данная карта является наиболее объективной при оценивании деятельности школьников, так как в оценивание участвует не только преподаватель, но и сами участники проекта. При индивидуальной работе над проектом, которая не носит публичный характер, оценивается также по критериям. В критерии оценки проектов может входить достижение результатов, оформление проекта, процесс проекта (интеллектуальная, творческая, практическая деятельность), защита проекта, умение работать в команде. Количество критериев и видов может вноситься и изменяться каждым педагогом индивидуально.9. После защиты проекта следует провести рефлексию. Это необходимо для оценки того, насколько участникам понравилась работа над проектом, что можно улучшить, дополнить или изменить как для педагога в своей методике, так и для учащихся в их знаниях [5].Рефлексия представляет собой процесс осознания всего происходящего во время учебной деятельности (как собственной деятельности субъекта рефлексии, так и других аспектов на уроке). В зависимости от целей рефлексии существуют различные методы. Например, для оценки самой идеи проекта может быть использован метод «Плюс – минус - интересно».Выводы по второй главеПодводя итог данного параграфа, мы сделали вывод о том, что при реализации проекта в рамках одного урока, необходима качественная подготовка к нему. Проанализировав методическую литературу, мы подготовили полный алгоритм, как создать мини-проект на уроках ОБЖ, а также дали советы по оцениванию проектной деятельности.Проектная деятельность позволяет научить школьников решать практические, жизненные задачи. Обучение превосходит над учением, а проектная деятельность дает учащимся больше самостоятельности, приучая их к ответственности. Проблема недостаточно эффективной организации проектной деятельности в школе послужила основой для исследования данной работы. В процессе изучения выбранной темы в каждой главе были сформулированы выводы, которые позволили подвести итоги и выделить основные моменты работы. ЗаключениеОриентация молодежи на здоровый образ жизни должна основываться на научной основе этого процесса. Ориентационная работа должна проводиться с учетом индивидуально-личностной типологии старшеклассников, закономерностей и принципов повышения взросления и положительного отношения к здоровому образу жизни. Основными принципами ориентации старшеклассников на здоровый образ жизни являются личная активность и культура. Индивидуальная работа важна при работе со старшеклассниками.Необходимо вовлечь старшеклассника в деятельность по оздоровительным технологиям. Сущностью педагогической ориентации старшеклассников на здоровый образ жизни может стать организация и контроль досуговой деятельности, соответствующей здоровому образу жизни: интерес к физической культуре, организация олимпиад, спортивных соревнований и т. п. всего, что имеет оздоровительный характер. Педагогическая ориентация старшеклассников на здоровый образ жизни осуществляется, прежде всего, путем воспитания ценности «здоровья» и необходимости вести здоровый образ жизни. Ситуативное использование преподавателями проектного метода обучения вызваноотсутствием рекомендаций для его реализации в рамках одного урока. Отсюда можно сделать вывод, что данное исследование, поможет учителю понять всю значимость и важность применения проектного метода обучения на уроках ОБЖ. Изучение данной темы способствовало разработке большого набора методических материалов, что может являться помощью для педагога. В ходе проведенного исследования была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблемам проектной деятельности, на основании чего сделан вывод, что проектная деятельность способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей учащихся и логического мышления. Также она интегрирует знания, приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования. Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ; проектная деятельность была охарактеризована как форма обучения школьников. Таким образом, задачи выполнены, цель достигнута.Список литературыАсанова И.М. Организация культурно – досуговой деятельности: учебное пособие для студентов высш. проф. образования / И.М. Асанова. - М.: Издательский Центр «Академия», 2021. – 321сАвакова С.Ю.Анимация и мультимедиа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://керби-дизайн.рф/design/media.aspx. Елизарова Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе / Л.Н. Елизарова, С.Н. Чирихин // Начальная школа. – 2020. – № 9. – С. 93-97. Зайцева С.А. Современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] / С.А. Зайцева, В.В. Иванов. – Режим доступа: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm. Интернет и здоровый образ жизни [Электронный ресурс] // Студенческая газета «ModedelaVie». – Режим доступа: http://gazetafipip.blogspot.com/ 2011/05/blog-post_29.html. Канаво В.А. Интернет-технологии в образовании / В.А. Канаво // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспектиы: Сб. науч. статей. – Вып. 1. – М.: ИОО МОН РФ, 2021. – С. 73-79. Квест-технология. Что такое образовательный веб-квест? – Режим доступа: http://project.457spb.ru/p8aa1.html Квесты для детей. – Режим доступа: http://www.jam-ru.ru/childrens-holidays/detkvest Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб. для вузов / Ю.П. Лисицын. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2020. – 520 с. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: метод. рекомендации / сост. С. Н. Бабина. – Челябинск: ЧГПУ, 2020. – 28 с Семакова О.А. Формирование навыков здорового образа жизни, как направление социально-педагогической работы / О.А. Семакова // Первое сентября. – 2021. – № 2. – С. 4-7.Токач, Е.В. Использование основ здоровьесбережения в образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении / Е.В. Токач, Н.П. Бобкова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2023. – № 47. – С. 9–26. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование / Г.С. Туманян. – М.: Академия, 2021. – 336 с. Усова, М.С. Эффективные формы и методы оздоровления дошкольников в современных образовательных условиях / М.С. Усова, Е.В. Двурекова // Медико–биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сборник научных статей IV Всероссийской заочной научно–практической конференции с международным участием. –2022. – С. 498–503. Федоровская, О.М. Здоровьесберегающие аспекты использования образовательных технологий в системе физического воспитания дошкольников / О.М. Федоровская, Е.А. Бабенкова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. –2014.– № 24. – С. 162–180.Филлипова, С.О. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие / С.О. Филлипова, Г.О. Пономарева. – СПб.: «ДетствоПресс», 2021.– 221 с. Фурман Ю. Проблемы профилактики и коррекции нефиксированных нарушений опорно–двигательного аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста на современном этапе / Ю. Фурман // Молодежный научный вестник Волынского национального университета. – 2022. –№ 8. – С. 113–117.Хачикян, Е.В. Профилактика сколиоза у детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Хачикян, А.И. Петрова // Медицинская сестра. – 2021. – № 5. – С. 23–25. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта; учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: изд. Центр «Академия», 2024. – 264 с. Чичигина, Е.В. Физическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями опорно–двигательного аппарата / Е.В. Чичигина // Психология и медико–биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2023. – № 1. – С. 63–69.Шарикало, Н.А. Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста как приоритетное направление в физическом воспитании / Н.А. Шарикало // Здоровье для всех. – 2021. – № 2. – С. 43–47.Шарманова СБ, Федоров АИ. Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 4. – С. 51–54.Шебеко В.Н. Освоение детьми дошкольного возраста ценностей физической культуры // Педагогическое образование и наука. – 2023. – № 3. –С. 45–48.Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физическое воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 2022. – 302 с. Шилоносова А.Н., Ильина Г.В. Взаимосвязь развития физических качеств и познавательных способностей у старших дошкольников в подвижных играх // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 5–3. – С. 361–362. Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / В. А. Шишкина. – Минск: Нац. ин–т образования, 2021. – 136 с.Юракова С.В. Формирование осознанного отношения дошкольников к своему здоровью посредством игровой деятельности / С.В. Юракова // Перспективы развития науки в современном мире: сборник статей по материалам VIII международной научно–практической конференции. В 3–х частях. – 2022. – С. 81–85.
1. Асанова И.М. Организация культурно – досуговой деятельности: учебное пособие для студентов высш. проф. образования / И.М. Асанова. - М.: Издательский Центр «Академия», 2021. – 321с
2. Авакова С.Ю.Анимация и мультимедиа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://керби-дизайн.рф/design/media.aspx.
3. Елизарова Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе / Л.Н. Елизарова, С.Н. Чирихин // Начальная школа. – 2020. – № 9. – С. 93-97.
4. Зайцева С.А. Современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] / С.А. Зайцева, В.В. Иванов. – Режим доступа: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm.
5. Интернет и здоровый образ жизни [Электронный ресурс] // Студенческая газета «ModedelaVie». – Режим доступа: http://gazetafipip.blogspot.com/ 2011/05/blog-post_29.html.
6. Канаво В.А. Интернет-технологии в образовании / В.А. Канаво // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспектиы: Сб. науч. статей. – Вып. 1. – М.: ИОО МОН РФ, 2021. – С. 73-79.
7. Квест-технология. Что такое образовательный веб-квест? – Режим доступа: http://project.457spb.ru/p8aa1.html
8. Квесты для детей. – Режим доступа: http://www.jam-ru.ru/childrens-holidays/detkvest
9. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб. для вузов / Ю.П. Лисицын. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2020. – 520 с.
10. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: метод. рекомендации / сост. С. Н. Бабина. – Челябинск: ЧГПУ, 2020. – 28 с Семакова О.А. Формирование навыков здорового образа жизни, как направление социально-педагогической работы / О.А. Семакова // Первое сентября. – 2021. – № 2. – С. 4-7.
11. Токач, Е.В. Использование основ здоровьесбережения в образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении / Е.В. Токач, Н.П. Бобкова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2023. – № 47. – С. 9–26.
12. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование / Г.С. Туманян. – М.: Академия, 2021. – 336 с.
13. Усова, М.С. Эффективные формы и методы оздоровления дошкольников в современных образовательных условиях / М.С. Усова, Е.В. Двурекова // Медико–биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сборник научных статей IV Всероссийской заочной научно–практической конференции с международным участием. –2022. – С. 498–503.
14. Федоровская, О.М. Здоровьесберегающие аспекты использования образовательных технологий в системе физического воспитания дошкольников / О.М. Федоровская, Е.А. Бабенкова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. –2014.– № 24. – С. 162–180.
15. Филлипова, С.О. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие / С.О. Филлипова, Г.О. Пономарева. – СПб.: «ДетствоПресс», 2021.– 221 с.
16. Фурман Ю. Проблемы профилактики и коррекции нефиксированных нарушений опорно–двигательного аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста на современном этапе / Ю. Фурман // Молодежный научный вестник Волынского национального университета. – 2022. –№ 8. – С. 113–117.
17. Хачикян, Е.В. Профилактика сколиоза у детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Хачикян, А.И. Петрова // Медицинская сестра. – 2021. – № 5. – С. 23–25.
18. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта; учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: изд. Центр «Академия», 2024. – 264 с.
19. Чичигина, Е.В. Физическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями опорно–двигательного аппарата / Е.В. Чичигина // Психология и медико–биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2023. – № 1. – С. 63–69.
20. Шарикало, Н.А. Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста как приоритетное направление в физическом воспитании / Н.А. Шарикало // Здоровье для всех. – 2021. – № 2. – С. 43–47.
21. Шарманова СБ, Федоров АИ. Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 4. – С. 51–54.
22. Шебеко В.Н. Освоение детьми дошкольного возраста ценностей физической культуры // Педагогическое образование и наука. – 2023. – № 3. –С. 45–48.
23. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физическое воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 2022. – 302 с.
24. Шилоносова А.Н., Ильина Г.В. Взаимосвязь развития физических качеств и познавательных способностей у старших дошкольников в подвижных играх // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 5–3. – С. 361–362.
25. Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / В. А. Шишкина. – Минск: Нац. ин–т образования, 2021. – 136 с.
26. Юракова С.В. Формирование осознанного отношения дошкольников к своему здоровью посредством игровой деятельности / С.В. Юракова // Перспективы развития науки в современном мире: сборник статей по материалам VIII международной научно–практической конференции. В 3–х частях. – 2022. – С. 81–85.