Использование метода проектов в процессе формирования представлений об окружающей среде у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 25.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения метода проектов в процессе формирования представлений об окружающей среде у детей младшего дошкольного возраста 5
1.1. Метод проектов и его характеристика 5
1.2. Особенности формирования представлений об окружающей среде у детей младшего дошкольного возраста 5
1.3. Возможности метода проектов при формировании представлений об окружающей среде у детей младшего дошкольного возраста 9
Глава 2. Методические особенности применения метода проектов в процессе формирования представлений об окружающей среде у детей младшего дошкольного возраста 15
2.1. Состояние представлений об окружающей среде у детей младшего дошкольного возраста 15
2.2. Рекомендации по развитию представлений об окружающей среде у детей младшего дошкольного возраста с применением метода проектов 23
Заключение 26
Список использованных источников 28

Фрагмент для ознакомления

Следует отметить, что после дополнительных вопросов со стороны взрослых, дети рассказывают о примерах использования объектов неживой природы в повседневной жизни людей.Низкий уровень.Ребенок не всегда способен определить объекты неживой природы и дать им характеристику.Задание 4. Целью является изучение уровня знаний о временах года.Оборудование: Дидактическая игра «Времена года».Проведение: В процессе реализации дошкольнику предоставляются изображения различных времен года, к которым необходимо подобрать соответствующие картинки. Эти картинки отражают явления живой природы и деятельность людей в разное время года. Педагог задает вопросы по каждому времени года, чтобы углубить понимание учащихся.Оценка результатов деятельности.Высокий уровень.Владея знаниями о временах года, дети способны точно определять их. Они умеют распознавать особенности каждого сезона и называть характерные черты погоды и явлений природы, таких как тепло, холод, дождь, снег, солнце и ветер, их взаимосвязь с окружающей средой (например, солнечная погода – светло и тепло; отсутствие солнца – облачно и т.д.).Средний уровень.Дошкольник успешно идентифицирует временные периоды смены года. Однако в процессе называния различных феноменов природы, проявляет недостаточную точность, что может быть отнесено к возрастным особенностям. Его знания о характеристиках каждого времени года в целом достаточно точны, однако время от времени допускает незначительные неточности.Низкий уровень.Ребенок не всегда правильно называет времена года, а также допускает ошибки в соотнесении явлений и действий относительно конкретного времени года.Каждое задание проводилось с дошкольником индивидуально. Рассмотрим результаты диагностики по каждому заданию.Результаты задания № 1.Результаты представлены в виде диаграммы (рис. 2).Рис.2. Результаты задания № 1Согласно полученным данным, большая часть опрошенных дошкольников смогла указать вид животного, его части тела и место обитания, допустив лишь небольшие ошибки.Результаты задания № 2.Результаты представлены в виде диаграммы (рис. 3).Рис.3. Результаты задания № 2Согласно полученным данным, дошкольники младшего возраста умеют различать особенности растительного мира – траву от деревьев и кустов и т.д.Результаты задания № 3.Результаты представлены в виде диаграммы (рис. 4).Рис.4. Результаты задания № 3Согласно полученным данным, знания относительно неживой природы, ее особенностях и характеристик находятся на низком уровне.Результаты задания № 4.Результаты представлены в виде диаграммы (рис. 5).Рис.5. Результаты задания № 4Полученные данные указывают о достаточном уровне сформированности знаний у детей младшего дошкольного возраста относительно времен года.Таким образом, результаты исследования показали о необходимости расширения представлений детей младшего дошкольного возраста об окружающем нас мире.2.2. Рекомендации по развитию представлений об окружающей среде у детей младшего дошкольного возраста с применением метода проектовДля развития представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста можно предложить реализовать проект, направленный на опытно-экспериментальное наблюдение за водой.В процессе обучения маленьких детей научному методу использования проектов с проведением экспериментов и опытов необходимо учитывать несколько аспектов. Во-первых, активизировать у детей интерес к познанию, стимулируя их желание узнавать новое, наблюдать, сравнивать данные и экспериментировать. Во-вторых, способствовать развитию их любознательности, формируя понимание причинно-следственных связей в системе "действие-результат". Нельзя забывать о важности эмоциональной составляющей обучения, поэтому необходимо обращать особое внимание на эмоциональность речи, которая способствует вовлечению детей в деятельность и вызывает у них положительные эмоции, мотивируя к познанию окружающего мира.Реализация проектной деятельности может быть возможна благодаря проведению практических занятий (табл. 1).Табл. 1. План практических занятий№ТемаХарактеристикаФорма проведения1.Как вода помогает человеку?Сформировать знания о важности воды для очищения человека и предметов вокруг него.Режимные моменты, игра «Моем руки»2.Мелодия водыСформировать знания о том, что вода при переливании может издавать звукиИгра «Музыка воды»3.Вода - жидкостьСформировать знания о том, что вода может иметь жидкую формуПрактическое задание «Налей воду в чашку»4.Вода - прозрачнаяСформировать знания о том, что вода может быть прозрачнойИгра «Что на дне?»5.Вода - мутнаяСформировать знания о том, что вода может окрашиватьсяПрактическое задание «Цветная вода»6. Вода - твердаяСформировать знания о том, что вода может иметь твердую формуЭксперимент «Заморозим воду»7. Испарение водыСформировать знания о том, что вода может испаряться НаблюдениеПосле проведения занятий педагог предлагает сделать совместный плакат на тему воды. Для этого заранее подготавливаются изображения воды в разных состояниях и действиях, а затем вместе с воспитателем дошкольники оформляют плакат.Таким образом, проектная деятельность может стать отличным методом в расширении представлений об окружающей среде у детей младшего дошкольного возраста.ЗаключениеПроектная деятельность представляет собой инновационный подход, основанный на активном участии детей и взрослых в совместной работе, учитывающий индивидуальные особенности детей и педагогическую среду.Реализация образовательных проектов требует от педагогов гибкого подхода к планированию учебно-воспитательной работы. Необходимо, чтобы ведущий специалист обладал глубоким пониманием каждого этапа проектирования и мог ясно сформулировать план совместной деятельности с учащимися.В процессе формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста происходит важное развитие личности. Этот процесс способствует появлению бережного отношения к окружающей природе, формированию ответственности за нее, усвоению первых знаний об экологических связях и воспитанию чувства гуманизма в отношении окружающей среды.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность представляет собой организацию педагогического процесса, основанного на взаимодействии участников образовательного процесса с окружающей средой. Цель проектной деятельности заключается в достижении экологического характера и имеет определенную структуру, включающую следующие этапы: формирование интереса к проектной работе; введение в проблему; пошаговое решение проблемы в процессе работы, обсуждение результатов, систематизация информации; создание конечного продукта; представление результатов проекта.Результаты исследования показали о необходимости расширения представлений детей младшего дошкольного возраста об окружающем нас мире. Дошкольники имеют недостаточные представления относительно окружающего мира и его составляющих.Проектная деятельность может стать отличным методом в расширении представлений об окружающей среде у детей младшего дошкольного возраста.Список использованных источниковАсанова, З. Р. Роль проектной деятельности в практике дошкольной образовательной организации / З. Р. Асанова, Е. Н. Иваненко // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-1. – С. 12-16.Воропаева, Т. В. Особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста / Т. В. Воропаева, О. М. Асеева // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 408-410.Голубь, И. Б. Современное дошкольное учреждение и экологическое воспитание / И. Б. Голубь, С. А. Комарова // Архитектура многополярного мира в XXI веке: экология, экономика, геополитика, культура и образование. – Биробиджан: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 2022. – С. 209-217.Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. В. Гончарова.– Нижневартовск: Изд–во Нижневарт. гуманит. ун–та, 2008. – 326 с.Жирнова, О. В. Метод проекта в детском саду / О. В. Жирнова, О. И. Плотникова, Н. Н. Шатохина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2019. – Т. 2, № 3(4). – С. 104-106.Захарикова, Д. В. Опыт работы по созданию оптимальных условий для экологического воспитания и образования дошкольников / Д. В. Захарикова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2020. – № 8. – С. 183-184.Зебзеева, В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования/ В. А. Зебзеева // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2021. – с. 50–52.Козина, Е. Ф.  Теория и методика экологического воспитания дошкольников : учебник для среднего профессионального образования / Е. Ф. Козина. - 2-е изд., испр. и доп. — Москва :Юрайт, 2019.  - 454 с.Мавлютова, А. Ю. Метод проектов как образовательная технология в детском саду / А. Ю. Мавлютова, Р. Х. Мусина // Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы. – Стерлитамак: Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал, 2020. – С. 108-111.Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: Сфера, 2010. – 128 с.Мочалова, М. Н. Проектная деятельность в детском саду как инновационная технология / М. Н. Мочалова // Молодой исследователь: от идеи к проекту. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2021. – С. 240-242.Рындина, А. Г. Особенности применения метода проектов в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / А. Г. Рындина // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 5(71). – С. 131-141.Сабанцева, А. Н. Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент реализации ФГОС ДО / А. Н. Сабанцева // Дошкольное детство. – Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2023. – С. 82-86.Табукашвили, Т.Г. Содержательное и технологическое обеспечение процесса предшкольного экологического образования. Ценности экологической культуры дошкольников / Т. Г. Табукашвили // Предшкольное образование – проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. конф. – Ростов на Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2022. – С. 341–347.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : приказы и письма Минобрнауки / [ред.–сост. Т. В. Цветкова]. – Москва : Сфера, 2020. – 80 с..Федосеева, П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников / П. Г. Федосеева. – Волгоград : Корифей, 2012. – 96 с.Чибова, И. М. Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания дошкольников / И. М. Чибова, Е. В. Спирина // Научный альманах. – 2021. – № 4-1(78). – С. 245-248.Чуверова, Л. Н. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста / Л. Н. Чуверова // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (128). — С. 548-551.Шакирова, Е. В. Проектный метод в образовательной деятельности дошкольников: история понятия, технология / Е. В. Шакирова // Современное дошкольное образование. – 2022. – № 1(109). – С. 56-68.Экологическое воспитание дошкольников : практическое пособие / Л. Н. Прохорова, Н. В. Кунецова, Л. С. Скрипченко и др.под ред. Л. Н. Прохоровой – 3-е издю, испр. и доп. – Москва : АРКТИ, 2010. – 72 с.

Список использованных источников
1. Асанова, З. Р. Роль проектной деятельности в практике дошкольной образовательной организации / З. Р. Асанова, Е. Н. Иваненко // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-1. – С. 12-16.
2. Воропаева, Т. В. Особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста / Т. В. Воропаева, О. М. Асеева // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 408-410.
3. Голубь, И. Б. Современное дошкольное учреждение и экологическое воспитание / И. Б. Голубь, С. А. Комарова // Архитектура многополярного мира в XXI веке: экология, экономика, геополитика, культура и образование. – Биробиджан: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 2022. – С. 209-217.
4. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд–во Нижневарт. гуманит. ун–та, 2008. – 326 с.
5. Жирнова, О. В. Метод проекта в детском саду / О. В. Жирнова, О. И. Плотникова, Н. Н. Шатохина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2019. – Т. 2, № 3(4). – С. 104-106.
6. Захарикова, Д. В. Опыт работы по созданию оптимальных условий для экологического воспитания и образования дошкольников / Д. В. Захарикова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2020. – № 8. – С. 183-184.
7. Зебзеева, В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования / В. А. Зебзеева // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2021. – с. 50–52.
8. Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников : учебник для среднего профессионального образования / Е. Ф. Козина. - 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2019. - 454 с.
9. Мавлютова, А. Ю. Метод проектов как образовательная технология в детском саду / А. Ю. Мавлютова, Р. Х. Мусина // Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы. – Стерлитамак: Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал, 2020. – С. 108-111.
10. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: Сфера, 2010. – 128 с.
11. Мочалова, М. Н. Проектная деятельность в детском саду как инновационная технология / М. Н. Мочалова // Молодой исследователь: от идеи к проекту. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2021. – С. 240-242.
12. Рындина, А. Г. Особенности применения метода проектов в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / А. Г. Рындина // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 5(71). – С. 131-141.
13. Сабанцева, А. Н. Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент реализации ФГОС ДО / А. Н. Сабанцева // Дошкольное детство. – Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2023. – С. 82-86.
14. Табукашвили, Т.Г. Содержательное и технологическое обеспечение процесса предшкольного экологического образования. Ценности экологической культуры дошкольников / Т. Г. Табукашвили // Предшкольное образование – проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. конф. – Ростов на Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2022. – С. 341–347.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : приказы и письма Минобрнауки / [ред.–сост. Т. В. Цветкова]. – Москва : Сфера, 2020. – 80 с..
16. Федосеева, П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников / П. Г. Федосеева. – Волгоград : Корифей, 2012. – 96 с.
17. Чибова, И. М. Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания дошкольников / И. М. Чибова, Е. В. Спирина // Научный альманах. – 2021. – № 4-1(78). – С. 245-248.
18. Чуверова, Л. Н. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста / Л. Н. Чуверова // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (128). — С. 548-551.
19. Шакирова, Е. В. Проектный метод в образовательной деятельности дошкольников: история понятия, технология / Е. В. Шакирова // Современное дошкольное образование. – 2022. – № 1(109). – С. 56-68.
20. Экологическое воспитание дошкольников : практическое пособие / Л. Н. Прохорова, Н. В. Кунецова, Л. С. Скрипченко и др.под ред. Л. Н. Прохоровой – 3-е издю, испр. и доп. – Москва : АРКТИ, 2010. – 72 с.