Формирование у младших школьников образа Родины посредством изучения северных сказок.
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 23.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. …. 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования образа Родины у младших школьников, посредством изучения северных сказок ………………………
5
1.1 Понятие и значение сказок в развитии младших школьников ………… 5
1.2 Описание концепции сказок народов Севера и их значимость для младших школьников………………………………………………………….
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования ………………………
2.1 Методики изучения ………………………………………………………...
2.2 Анализ исследования педагогического опыта на основе журнала «Начальная школа» …………………………………………………………….
2.3 Формирование карты народностей Севера ……………………………….
12
21
21
26
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 38
Список использованной литературы…………………………………………. 39
Отчетливо видно, что общее количество статей значительно превышает часть статей, относящихся к теме формирования Родины у младших школьников.Рис. 2 Анализ журнала "Начальная школа". Тема: "Формирование у младших школьников образа Родины".2.3 Формирование карты народностей СевераЭскимосыНа арктическом побережье США (Аляска), Канады, в Гренландии (Дания) и на юго-восточном побережье Чукотского полуострова (Россия) широко расселилась группа родственных народов – эскимосы. Они отчетливо противопоставляют себя в целом своим соседям – индейцам на американском континенте и чукчам в Азии. Однако эскимосская общность внутри себя распадается на более мелкие этнические группы со своими диалектами и особенностями культуры.Общая численность эскимосов, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 1 659 чел. (793 муж.и 866 жен.).Наименование «эскимос» прочно вошло в мировую литературу и стало общеупотребительным по всему миру. Оно ассоциируется с культурой арктических охотников – коренных жителей Гренландии, арктического побережья Северной Америки и части Чукотки. Однако этот термин – экзоэтноним, то есть привнесен из диалекта одной индейской общности, и переводится как «едящие сырое мясо».ЮкагирыОбщая численность юкагиров, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 1 813 чел. (847 муж.и 966 жен.).Общая численность юкагиров по переписи 2010 г. составила 1603 человека. Основная их часть проживала в Якутии (1281 чел.) на территории следующих районов: Нижнеколымский, Верхнеколымский, Усть-Янский, Аллаиховский, Среднеколымский; также юкагиры населяют Чукотский автономный округ (198 чел.) и Магаданскую область (71 человек). Расселение юкагирских групп было тесно связано с реками: хоромои проживали в нижнем течении реки Омолой и реки Яна; пространство среднего и верхнего Омолоя осваивали яндинцы; среднее и верхнее течение Яны занимали ононди. Восточнее, в верховьях Индигирки, проживали шоромба, а в среднем течении – янга. Север Индигирки населяли олюбенцы, их восточными соседями на Алазее были алаи. Восточнее, в среднем и нижнем течении Колымы, а также в нижнем течении Омолона, обитали омоки, с юга соприкасающиеся с обитателями верховий Колымы – когимэ. Средний участок Омолона занимали лавренцы; в бассейне верхнего и нижнего Анадыря жили их соседи ходынцы и анаулы. Севернее находились чуванцы, граничившие с чукчами.В Нижнеколымскомрайоне в советский период наибольшая плотность юкагиров отмечалась в трех наслегах гиперссылка: Наслег – низшая административная единица Республики Саха (Якутия), соответствующая сельсовету или сельскому поселению: Олёринском, Халарчинском и Походском. В Олёринском наслеге в 1959 г. всего проживало 92 юкагира, среди них 58 входили в однонациональные, а 34 в смешанные семьи: 13 юкагирских семей, 12 юкагирско-эвенских, 5 юкагирско-якутских, 2 юкагирско-чукотских, а также было записано 3 одиноких юкагира. Халарчинский наслег населяло 34 юкагира, 29 их них проживали в смешанных семьях: была зафиксирована лишь одна юкагирская семья, 12 юкагирско-чукотских, 3 юкагирско-эвенских и 2 юкагирско-якутских.ИтельменыИтельмены (самоназвание ительмень, итэнмэън - местный житель, старое название – камчадал) – народ в Российской Федерации. Проживают преимущественно в Корякском округе Камчатского края, где сосредоточены в четырех селах Тигильского района: Ковран, Усть-Хайрюзово, Тигиль, Хайрюзово, а также в административном центре округа – пгт Палана. В переписи 2020–2021 годов свою принадлежность к ительменам указали 2596 человек. Всесоюзная перепись 1926 г. зафиксировала 4207 камчадалов, в число которых вошли и ительмены. Всероссийской переписью 2002 г. было зарегистрировано 3180 ительменов, в том числе. 2296 чел. – в Камчатском крае и 643 чел. в Магаданской области. Перепись 2010 года зафиксировала 3193 ительмена, из которых 2361 чел. проживали в Камчатском крае и 600 – в Магаданской обл. При проведении Переписи 2020–2021 годов свою принадлежность к ительменам указали 2596 человек. Заметное сокращение численности ительменов в последней переписи по сравнению с двумя предыдущими было связано с тем, что с признанием камчадалов самостоятельным народом и включением их в 2000 г. в список КМНС те из них, кто ранее значился ительменами, предпочли вернуть себе ранее утраченное этническое имя. Это, прежде всего, относится к «магаданским ительменам», населяющим Охотское побережье Магаданской области, аналогичным по своему происхождению, культуре и самосознанию камчадалам, но официально значившихся ительменами.По антропологическому типу ительмены относятся к арктической расе большой монголоидной расы, хотя по своему физическому облику они существенно отличаются от других представителей арктической расы – своих соседей: чукчей, коряков, эскимосов. Многие ученые выделяют антропологический тип ительменов как самостоятельный.КорякиПерепись 2010 года показала наличие 7953 представителей корякской народности на территории России.Проживание ограничивается зонами исторических мест обитания. Среди них:Камчатский край — 6640 человек.Магаданская область — около 700 человек.Чукотский АО и другие регионы — около 600 человек.Коряки ассимилировались с русскими и другими соседскими народами, образовали единые населенные пункты. Представители народности составляют 30-40% в поселке Палана, Пенжинском, Карагинском районах Камчатского края.МансиТерритория расселения манси – западная часть Западно-Сибирской равнины, включая Кондинскую низменность и Северо-Сосьвинскую возвышенность, а также восточные склоны Северного (высшая точка гора Педы – 1010 м) и Приполярного (высшая точка гора Народная – 1895 м) Урала.Климат умеренный континентальный. Отличается резкой переменой погоды весной и осенью, перепадами температур в течение суток. Зимы продолжительные, снежные и холодные. Морозы могут установиться на несколько недель при температуре воздуха ниже минус 30 градусов по Цельсию. Лето короткое и теплое. Территория относится к районамКрайнего Севера.Недра районов расселения манси обладают значительным минерально-сырьевым потенциалом, основу которого составляют нефтегазовые ресурсы. Северный и Приполярный Урал богат месторождениями свинца, бокситов, меди, золота, железа, редких металлов (титана, циркония, ниобия), драгоценных и полудрагоценных камней. Начиная с 1937 г. Полярная Уральская экспедиция занималась добычей хрусталя и кварца для стекольного завода, а затем – для электронного космического оборудования. С 1976 г. разработку золотоносных руд вела Сосьвинская экспедиция (ОУПГП «Сосьвапромгеология»), промышленная добыча золота осуществлялась с 1995 г. (ПАО «Сосьвапромгеология» объявлено банкротом).НенцыОбщая численность ненцев, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 49 787 чел. (23 521 муж.и 26 266 жен.).Территориально ненцы делятся на европейских и азиатских (сибирских). Европейские ненцы проживают в Ненецком автономном округе (7504 чел.), Мезенском, Лешуконском и Приморском районахАрхангельской области (8020 тыс. чел.), незначительная их часть — в северных районах Республики Коми (503 чел.), ЛовозерскомрайонеМурманской области (149 чел.) и Санкт-Петербурге (109 чел.). Сибирские ненцы расселены преимущественно в Ямало-Ненецком автономном округе (29772 чел.) и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (3633 чел.). Лесные ненцы (около 1,5 тыс. чел.) проживают на пограничье Ямало-Ненецкого (Пуровском и Надымскомрайонах) и Ханты-Мансийского (Белоярском и Сургутскомрайонах) автономных округов (Всероссийская перепись 2010).Площадь распространения ненецкого языка достигает 1 млн. кв. км.: от устья Северной Двины вдоль берегов Ледовитого океана, охватывая п-ов Канин, Малоземельскую и Большеземельскую тундры, Полярный Урал, п-ов Ямал, тундры Обской губы, северную тайгу плато Нумто и бассейнаПура, п-ов Гыдан, тундры устья Енисея. При этом ненецкий язык, за исключением лесного диалекта, обнаруживает настолько незначительную внутреннюю дифференциацию, что ненец с Таймыра без труда понимает ненца с Канина. В диалекте (языке) лесных ненцев, распространенном на площади около 50 тыс. кв. км, различия между говорами глубже, он сильно отличается от тундрового и в ряде отношений ближе к энецкому языку (Головнёв 1995: 71–73; Головнёв 2004: 13–14).Сегодня Ненецкий автономный округ (площадь — 176810 кв. м, плотность населения — 0,25 чел. / кв. км, административный центр — Нарьян-Мар), Ямало-Ненецкий автономный округ (площадь — 769250 кв. м, плотность населения — 0,7 чел. / кв. км, административный центр — Салехард) и Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края (площадь — 769250 кв. м, плотность населения — 0,7 чел. / кв. км, административный центр — Дудинка), расположенные в центре евразийской Арктики, занимают ключевые позиции в циркумполярной коммуникации. Среди коренных малочисленных народов России ненцы — лидеры по использованию родного языка (им владеют 75 % ненцев в местах традиционного расселения) и опыту успешного сохранения потенциала собственной этнической культуры «на душу населения» (оригинальная религия, мифология, кочевой оленеводческий культурно-хозяйственный комплекс) (Головнёв 2012: 9–10).ЯкутыПо результатам переписи 2010 в России проживало 478 тыс. якутов, в конце 2014 г. численность превысила 500 тыс.Являются наиболее многочисленным народом в Якутии.Часть якутов осталась в Казахстане— 415 (2009), Украине — 304 (2001), Белоруссии — 52 (2009), Киргизии — 35 (2009), Латвии — 28 (2011), Эстонии — 15 (2011) и других странах бывшего СССР.ЭвенкиЭвенки населяют обширную территорию от Енисея на западе до Охотского моря на востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре.Численность эвенков к моменту их вхождения в состав России (XVII век) оценивалась приблизительно в 36135 человек.Сегодня в стране насчитывается около сотни населенных пунктов, где они живут, но в большинстве поселений их численность колеблется от нескольких десятков до 150-200 человек. Так, в Эвенкийском автономном округе — эвенков сравнительно немного — 11,6 % от их общей численности.ХантыАнтропология – ханты являются наиболее характерными представителями уральского антропологического типа , к которому относятся также манси, селькупы и западные ненцы. По своим основным признакам этот тип занимает промежуточное положение между монголоидной и европеоидной большими расами.Общая численность хантов, по данным Всероссийских переписей населения, составляла: в 2002 г. – 28 678 чел. (13033 муж., 15 645 жен.); в 2010 г. – 30 943 чел. (14134 муж., 16809 жен.), в 2020 г. – 31 467 чел. (14 560 муж., 16 907 жен.).В настоящее время большинство хантов проживает в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (62 %) и в Ямало-Ненецком автономном округе (32 %); а также в Тюменской области (без ХМАО–Югры и ЯНАО), в Томской, Свердловской областях и Республике Коми (см. таблицу).НганасаныСтаринное русское название – тавги, тавгийцы, от нен. тавы, прил. тавгы (тавгийскаясамоядь); энец. тау; также по месту обитания – авамские и вадеевские самоеды или те же авамские и вадеевскиетавги.Нганасаны – искусственный этноним (также как «ненцы» и «энцы»), придуманный советским лингвистом и этнографом Г.Н.Прокофьевым, означает «настоящий человек» (по типу чукотского луораветлан). Живой иллюстрацией смены этих этнонимов представляют книги А.А. Попова Тавгийцы – 1936 года издания и того же автора Нганасаны – 1948 года издания (см. список литературы). Самоназвание – ня («друг, товарищ»).Исследователи различают Аваамскую (западную) и Вадеевскую (восточную) этнографические группы. Численность народа по переписи 2010г. - 862 чел.Общая численность нганасан, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 687 чел. (293 муж.и 394 жен.). Основная территория расселения – Красноярский край.Перед советизацией, происходившей в 1930-е гг., нганасаны занимали северную часть Таймыра от зоны леса (зимуя в лесотундре) до предгорий Бырранга (летом). С запада они кочевали по левобережью р. Гольчихи, впадающей в Енисей и в бассейнах ближних к ней рек, впадлающих в Пясину – Пуры, Моховой, Агапы и Дудыпты. На востоке они обитали севернее р. Хатанги и доходили почти до самого побережья.СаамыСаамы (Sámi) — коренной народ Фенноскандииобщей численностью более 80 тыс. чел. Традиционно страна саамов называется Лапландией (фин. Lappi, швед.Lappland, норв. Lapland) или, по-саамски, Sápmi (Sámeednam) и представляет собой огромную территорию протяженностью до 2000 км и шириной до 400 км, включающую северные районы четырех государств: Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Саамы России считаются восточной этнографической группой и, по одноименному полуострову, где они в основном проживают, именуются кольскими (самоназвание — саами, также бытует название — лопь, лопари). По данным Всероссийской переписи 2010 г. на территории страны зарегистрировано 1771 человек, большинство из них (1599) — в Мурманской области.Общая численность саамов, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 1 550 чел. (690 муж.и 860 жен.).Территория расселения — восточная Лапландия («русская» Лапландия) в прошлом распространялась южнее, до Ладоги и Онеги (Валонен 1982: 59–96). Есть версии более широкого расселения кольских саамов — до Волхова на юге и Мезени на востоке (Лукьянченко 1990: 205–215). В Карелии до середины XVIII в. сохранялось несколько лопарских погостов (Озерецковский 1804: 60, 61). В конце XIX в. саамы занимали почти весь Кольский полуостров, за исключением части Терского берега от Кандалакши до р. Пялицы, где преобладали русские поморы. Административно территория расселения лопарей делилась на Понойскую (с управлением в с. Поной) и Кольско-Лопарскую (с управлением в с. Кола) волости. В середине 1930‐х гг. на территории кольскихлопарей было создано два национальных района — Саамский и Ловозерский, население которых состояло из саамов, коми-ижемцев, ненцев и русских. В 1964 г. Саамский район был объединен с Ловозерским, где сегодня живет основная часть кольских саамов (Лукьянченко 1971: 7, 10; Головнёв и др. 2018: 266).ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате изучения целесообразности использования северных сказок для формирования у детей представления о Родине, было установлено, что эти произведения обладают ценными педагогическими аспектами. Образы и сюжеты северных сказок способствуют воспитанию патриотических чувств, уважения к истории, культуре и природе своей страны.Также, в процессе исследования было выявлено, что использование северных сказок в образовательной деятельности позволяет успешно передавать особенности северной культуры, обогащая кругозор младших школьников и способствуя формированию их мировоззрения.С учетом полученных результатов, можно сделать вывод о целесообразности включения северных сказок в образовательную программу, призванную формировать образ Родины у младших школьников. Данное исследование подтверждает, что использование северных сказок в образовательной практике способствует формированию патриотических чувств у школьников, помогая им лучше понять и полюбить свою Родину, а также сформировать уважительное отношение к культурному наследию своего народа.Таким образом, включение северных сказок в учебный план для младших школьников может быть существенным шагом в направлении формирования образа Родины, способствуя укреплению патриотического воспитания детей.В итоге, проведенное исследование выявляет важность использования северных сказок в формировании образа Родины у младших школьников и предлагает практические рекомендации для педагогов и образовательных учреждений в целях улучшения образовательной программы и развития у детей патриотических чувств и привязанности к своей стране.Список использованной литературы Латышина, Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа / Д.И. Латышина. – М.: Школьная пресса, 2004. – С. 126.Хаитова, Н.И. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста / Н.И. Хаитова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2015. – №1. – С. 21.Крестовский, А.В. Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников / А.В. Крестовский // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №2. – С. 325.Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.Барышников Н. В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 9-14.Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1–4 классы. – М.: Издательство «Просвещение», 2014. – 127 с.Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет. – М.: Издательство УРАО, 1999. – 175 с.Маховский Я. Огненный шар. – Магадан: Магаданское книжное издательство, 1981. – 318 с. Моторова Ч. Расскажи мне сказку. – Магадан: Издательство «Охотник», 2016. – 86 с.Усачёв А. А. Волшебная Колыма. Сказки старого ворона Юкагирыча. – Магадан: Издательство «Охотник», 2019. – 80 с.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – URL: https://fgos.ru (дата обращения: 10.03.2021).
1. Латышина, Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа / Д.И. Латышина. – М.: Школьная пресса, 2004. – С. 126.
2. Хаитова, Н.И. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста / Н.И. Хаитова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2015. – №1. – С. 21.
3. Крестовский, А.В. Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников / А.В. Крестовский // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №2. – С. 325.
4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
5. Барышников Н. В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 9-14.
6. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1–4 классы. – М.: Издательство «Просвещение», 2014. – 127 с.
7. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет. – М.: Издательство УРАО, 1999. – 175 с.
8. Маховский Я. Огненный шар. – Магадан: Магаданское книжное издательство, 1981. – 318 с.
9. Моторова Ч. Расскажи мне сказку. – Магадан: Издательство «Охотник», 2016. – 86 с.
10. Усачёв А. А. Волшебная Колыма. Сказки старого ворона Юкагирыча. – Магадан: Издательство «Охотник», 2019. – 80 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – URL: https://fgos.ru (дата обращения: 10.03.2021).