Особенности развития навыка здорового образа жизни у младших школьников в условиях детского оздоровительного лагеря.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 29 29 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 23.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования здорового образа жизни 6
1.1 Сущность здорового образа жизни 6
1.2 Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни 9
Выводы по первой главе 13
Глава 2. Методические особенности развития навыка здорового образа жизни у младших школьников в условиях детского оздоровительного лагеря 15
2.1 Роль детского оздоровительного лагеря в развитии навыка здорового образа жизни 15
2.2 Опыт работы детского оздоровительного лагеря в развитии навыка здорового образа жизни у младших школьников 18
Выводы по второй главе 22
Заключение 24
Список использованных источников 26

Фрагмент для ознакомления

Задачами данной программы являются: повышениеобщего уровня физических качеств, расширение диапазона двигательных навыков и умений, обучениепользованию спортивным инвентарем, привлечение детей к принятию решений; привитиенавыков командной игры.В данную программу входит каждодневное проведение утренней зарядки. Ведь утренняя зарядка – это заряд энергии на весь день. Каждый день, в любую погоду ребята выходят на утреннюю зарядку. Упражнения выполняет опытный тренер. Утренняя зарядка проводится с учетом возраста, способностей и интересов детей. Все дети разделены на отдельные группы, что позволяет каждого заметить, скорректировать и применить индивидуальный подход. Для детей младших отрядов упражнения выполняются в сочетании с ходьбой по росе. Программа также предусматривает: подвижные игры; ознакомление с правилами игры; освоение элементов игры и совершенствование индивидуальных навыков. В лагере есть секции по следующим видам спорта: секция по футболу, попионерболу, по настольному теннису, по гимнастике, по баскетболу, поволейболу, поаэробике.Традиционно в лагере проводятся спортивные соревнования в различных возрастных группах. Итоги подводятся по командному и личному зачету. В зачет идут следующие виды: легкая атлетика, эстафета, футбол, пионербол, настольный теннис. Одной из форм спартакиады являются зачетные дни: «День бегуна», «День прыгуна», «День метателя». Стандартные показатели для разных возрастных групп принимаются в два этапа: основные контрольные дни и улучшение спортивных результатов. Лучшие результаты регулярно отмечаются на спортивном стенде.Особый интерес у ребят вызывают и спортивно-театрализованные мероприятия. Такие мероприятия вписываются в тематику смены. Используются разные формы их реализации. В организации и реализации мероприятий выработана определенная система: ежедневное присутствие спорта в распорядке дня, участие всех детей лагеря. Интерес также поддерживается за счет использования театральных моментов и реквизита. Создается атмосфера спортивного праздника и зрелищного шоу.С целью развития навыка здорового образа жизни в течение лагерной смены проводится цикл бесед «Твое здоровье». Темы бесед в младших отрядах актуальны и разнообразны: «Нет – вредным привычкам!!!», «Чистота – залог здоровья (основы личной гигиены)», «Здоровое питание», «Сделай себя сильным и здоровым», «Здоровым быть модно» и др. В лагере также создана система мотивации детей к ведению здорового образа жизни: использование нетрадиционных форм развлекательной деятельности; система поощрений (сертификаты, дипломы и т.п.); пополнение портфолио.В начале и конце смены каждого ребенка осматривает медицинский работник, измеряют вес и рост и сравнивает результаты. Тем самым, оценивается оздоровительный эффект каждой лагерной смены. Медицинский пункт оснащен необходимым оборудованием и медицинскими препаратами. С 2002 года инфекционных заболеваний не зарегистрировано. Осуществляется лечение хронических заболеваний (минеральная вода, фитотерапия, массаж). Оздоровление детей в ДОЛ «Единство» является приоритетной задачей.Таким образом, рассмотренный опыт работы детского оздоровительного лагеря «Единство» в развитии навыка здорового образа жизни у младших школьников подчеркивает неоценимое значение таких учреждений в формировании здоровой и сбалансированной жизни у детей. Лагеря играют ключевую роль в обучении основам здорового образа жизни, физическом развитии, психологической поддержке, социализации и создании благоприятной среды для развития детей.Выводы по второй главеДетский оздоровительный лагерь (ДОЛ) – это внешкольное образовательное учреждение, созданное с целью укрепления здоровья детей, организации их активного отдыха, удовлетворения их интересов и потребностей.Основная цель организации оздоровительного лагеря – сохранение и укрепление здоровья детей в школе, развитие у детей мотивации к занятиям спортом.Оздоровительно-воспитательная система ДОЛ, ориентированная на формирование здорового образа жизни детей, реализуется через определенные виды деятельности: воспитательно-педагогическую, воспитательно-оздоровительную, социально-психологическую, релаксационно-творческую, программно-образовательную, инновационно-методическую и компетентностно-педагогическую (подготовку кадров). Общий результат работы – повышение общего уровня знаний детей о здоровом образе жизни. У детей формируется понимание того, что такое правильное питание, здоровое питание, осмысленное отношение к окружающему миру с точки зрения влияния воздуха, воды и растительности на здоровье. Дети начинают осознанно относятся к укреплению своего здоровья.В параграфе 2.2 мы рассмотрели опыт работы детского оздоровительного лагеря «Единство», который способствует развитию навыка здорового образа жизни у детей. Рассмотренный опыт работы детского оздоровительного лагеря «Единство» в развитии навыка здорового образа жизни у младших школьников подчеркнул неоценимое значение таких учреждений в формировании здоровой и сбалансированной жизни у детей. Таким образом, лагеря играют ключевую роль в обучении основам здорового образа жизни, физическом развитии, психологической поддержке, социализации и создании благоприятной среды для развития детей. ЗаключениеАктуальность проблемы формирования навыков здорового образа жизни у младших школьников в условиях детского оздоровительного лагеря не вызывает сомнений. Современные школьники сталкиваются с множеством вызовов и проблем, связанных с недостаточной двигательной активностью, неправильным питанием и отсутствием режима дня. Поэтому организация детских лагерей, где дети могут провести свой досуг с пользой для здоровья, является важной задачей.Здоровье — это естественная, абсолютная и неизменная ценность в жизни, занимающая высшую ступень иерархической лестницы ценностей, а также в системе таких категорий человеческого существования, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье в жизни. Большинство отечественных и зарубежных исследователей определяют здоровый образ жизни как активную деятельность людей, которая в первую очередь направлена ​​на сохранение и улучшение здоровья. Одной из ключевых особенностей формирования навыков здорового образа жизни, выявленных в нашем исследовании, является интегративный подход.Детский оздоровительный лагерь предоставляет уникальную среду, где дети могут погрузиться в здоровый образ жизни с полной отдачей и без внешних отвлекающих факторов. В такой среде дети могут учиться не только правильно питаться и заниматься спортом, но и развивать навыки самоорганизации, самоконтроля и сотрудничества.Другой важной особенностью является роль педагогов и руководителей лагеря в формировании здорового образа жизни у детей. Они не только являются примером для подражания, но и организуют разнообразные мероприятия и занятия, направленные на развитие физических и психологических навыков здорового образа жизни. Благодаря их усилиям дети в лагере получают не только знания, но и практические навыки, которые помогут им сохранить здоровье и в дальнейшей жизни.Также следует отметить важность вовлечения родителей в процесс формирования здорового образа жизни у детей. Родители играют ключевую роль в поддержке и поощрении здоровых привычек у своих детей. Важно, чтобы родители поддерживали интерес своих детей к здоровому образу жизни и продолжали практиковать здоровые привычки в семейной обстановке после окончания пребывания в оздоровительном лагере.Несмотря на значимость детских оздоровительных лагерей в формировании здорового образа жизни у младших школьников, следует признать, что самих лагерей недостаточно для полноценного развития этого навыка. Важно, чтобы образ жизни, приобретенный в лагере, был поддержан и укреплен в повседневной жизни школьников после возвращения домой.Таким образом, детские оздоровительные лагери играют важную роль в развитии навыка здорового образа жизни у младших школьников. Они предлагают детям разнообразные активности, обучают правильному питанию и гигиене, способствуют формированию социальных навыков и ценностей. Нахождение в детском оздоровительном лагере помогает детям не только провести летние каникулы с пользой, но и приобрести опыт и знания, которые они смогут использовать на протяжении всей жизни.Список использованных источниковАйзман, Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р. И. Айзман. — Новосибирск, 2021. — 198с.Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2020. - 368 c.Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1-4 кл. ФГОС. - Москва: СИНТЕГ, 2021. - 978 c.Барышникова, Г.Ю. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Настольная книга вожатого / Г.Ю. Барышникова. - М.: Академия развития, 2021. - 192 c.Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Наука, 2024. - 125 c.Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - М.: Феникс, 2022. - 126 c.Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2021. - 560 c.Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2020. - 304 c.Копаев, В.С. Здоровье и работоспособность человека / В.С. Копаев. - М.: Знание, 2023. - 346 c.Красоткина, И.Н. Биоритмы и здоровье. Серия: Здоровый образ жизни / И.Н. Красоткина. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2024. - 224 c.Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. - М.: Профиздат, 2020. - 256 c.Луговская, Ю. П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов / Ю.П. Луговская. - М.: Феникс, 2022. - 416 c.Митяева, А. М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. - М.: Academia, 2021. - 144 c.Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / М.А. Морозов. - М.: СпецЛит, 2020. - 176 c.Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2023. - 256 c.Панченко, С.И. День за днем в жизни вожатого: в помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере / С.И. Панченко. - М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2024. - 932 c.Пискунов, В. А. Здоровый образ жизни / В.А. Пискунов. - М.: Прометей, 2023. - 487 c.Рассел, Дж. Детский лагерь / Дж. Рассел. - М.: VSD, 2022. - 505 c.Рассел, Дж. Здоровый образ жизни / Дж. Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2020. - 732 c.Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2021. - 111 с.Текучева, Л.Ю. Здоровый образ жизни. Правильное питание / Л.Ю. Текучева. - М.: DrugoeReshenie, 2020. - 449 c.Тетерский, С. В. Детский оздоровительный лагерь. Воспитание, обучение, развитие. Практическое пособие / С.В. Тетерский, И.И. Фришман. - М.: АРКТИ, 2021. - 104 c.Трча, С.В. Искусство вести здоровый образ жизни / С.В. Трча. - М.: Медицина, 2019. - 232 c.Шицкова, А.В. Здоровье здоровых / А.В. Шицкова, Ю.С. Новиков. - М.: Знание, 2024. - 187 c.Юнас, Д.Я. Детская энциклопедия здоровья / Д.Я. Юнас. - М.: Освета, 2021. - 262 c.Лепко, А. К. Режим дня в детском оздоровительном лагере как основа формирования здорового образа жизни. / А. К. Лепко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58470/ (дата обращения: 23.04.2024).

Список использованных источников


1. Айзман, Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р. И. Айзман. — Новосибирск, 2021. — 198с.
2. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2020. - 368 c.
3. Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1-4 кл. ФГОС. - Москва: СИНТЕГ, 2021. - 978 c.
4. Барышникова, Г.Ю. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Настольная книга вожатого / Г.Ю. Барышникова. - М.: Академия развития, 2021. - 192 c.
5. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Наука, 2024. - 125 c.
6. Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - М.: Феникс, 2022. - 126 c.
7. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2021. - 560 c.
8. Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2020. - 304 c.
9. Копаев, В.С. Здоровье и работоспособность человека / В.С. Копаев. - М.: Знание, 2023. - 346 c.
10. Красоткина, И.Н. Биоритмы и здоровье. Серия: Здоровый образ жизни / И.Н. Красоткина. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2024. - 224 c.
11. Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. - М.: Профиздат, 2020. - 256 c.
12. Луговская, Ю. П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов / Ю.П. Луговская. - М.: Феникс, 2022. - 416 c.
13. Митяева, А. М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. - М.: Academia, 2021. - 144 c.
14. Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / М.А. Морозов. - М.: СпецЛит, 2020. - 176 c.
15. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2023. - 256 c.
16. Панченко, С.И. День за днем в жизни вожатого: в помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере / С.И. Панченко. - М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2024. - 932 c.
17. Пискунов, В. А. Здоровый образ жизни / В.А. Пискунов. - М.: Прометей, 2023. - 487 c.
18. Рассел, Дж. Детский лагерь / Дж. Рассел. - М.: VSD, 2022. - 505 c.
19. Рассел, Дж. Здоровый образ жизни / Дж. Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2020. - 732 c.
20. Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2021. - 111 с.
21. Текучева, Л.Ю. Здоровый образ жизни. Правильное питание / Л.Ю. Текучева. - М.: Drugoe Reshenie, 2020. - 449 c.
22. Тетерский, С. В. Детский оздоровительный лагерь. Воспитание, обучение, развитие. Практическое пособие / С.В. Тетерский, И.И. Фришман. - М.: АРКТИ, 2021. - 104 c.
23. Трча, С.В. Искусство вести здоровый образ жизни / С.В. Трча. - М.: Медицина, 2019. - 232 c.
24. Шицкова, А.В. Здоровье здоровых / А.В. Шицкова, Ю.С. Новиков. - М.: Знание, 2024. - 187 c.
25. Юнас, Д.Я. Детская энциклопедия здоровья / Д.Я. Юнас. - М.: Освета, 2021. - 262 c.
26. Лепко, А. К. Режим дня в детском оздоровительном лагере как основа формирования здорового образа жизни. / А. К. Лепко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58470/ (дата обращения: 23.04.2024).