Развитие творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 24.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие творческого мышления у детей 5
1.2 Особенности развития творческого мышления на уроках литературного чтения 7
2. Методы стимулирования творческого мышления на уроках литературного чтения 10
2.1 Методы и приемы развития творческого мышления на уроках литературного чтения 10
2.2 Роль литературного творчества в развитии творческого мышления 12
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 14
3.1 Анализ развития творческого мышления младших школьников 14
3.2 Методические приемы, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Алгоритм работы.1. Прочитайте текст.2. Отделите его.3. Составьте раскадровку по частям. Новая картина рисуется при изменении сцены, появлении героя или резком изменении настроения героя.4. Обсуждаем каждый кадр.- Что делает этот герой?- Почему он это делает?- Что он получает в результате?5. Составляем пословицы. Модель пословицы:Кто... (персонаж) тот... (результат).Кто...(действие), тот...(результат).Кто... (цель) такой... (результат).6. Выбираем ключевые кадры и определяем мораль.- Какие кадры для вас самые важные?- Какая пословица для вас самая главная?Одни и те же студенты выглядят по-разному, поэтому у каждого может быть своя мораль.7. Составляем пословицы о первом и последнем кадре.8.Каким рамкам соответствует основная пословица? (Несколько вариантов.)9. Подберите замену этой пословице. (Подборка знакомых пословиц.)Учащиеся открывают для себя, что пословицы успешно используются не только на уроках литературного чтения, но и по другим предметам. Пословица – это мораль, вывод в действии.Модель «Раскадровка» имеет ряд преимуществ:1) выделение отдельных кадров общего полотна сказки требует аналитического подхода;2) переход от близкого плана к общему заставляет ребенка обобщать, выделять существенное;3) выражая фразой суть каждого образа, мы получаем представление о сказке;4) раскадровка – это эталонная схема рассказа сказки. Через некоторое время все ученики отлично справляются с рассказом на раскадровке. Они получают огромное удовольствие, так хорошо рассказывая истории.Через некоторое время можно предложить детям раскадровку для домашнего задания. Это точно устранит проблему затрачиваемого на уроке времени и будет способствовать формированию умения самостоятельно осваивать сказки.Для определения характера или оценки действий героя можно использовать модель «Анализ характеров и поступков героев». Для каждого персонажа мы используем пять взаимосвязанных вопросов. Отношения позволяют использовать ответы на вопросы о поступке героя, цели этого действия, характере героя, результате и морали.Рассмотрим ход анализа характеров и поступков героев на примере русской народной сказки «Колобок».Колобок. Действия: полежал-полежал, покатился, катится, запел, прыгнул. Цель: увидеть мир, показать себя. Характер: веселый, жизнерадостный, недальновидный, эгоистичный.Результаты: Плюс: смотрел на мир, пел песни, был артистом. Недостатки: не предугадала результат, съели. Мораль: кто убегает из дома, тому беда.Одной из моделей технологии ТРИЗ является «Оксюморон». Оксюморон – это сочетание слов, противоположных по значению изображению. Например:Прямая закрученность для ремонта квартиры (обои). Острая тупость в проведении аппликаций (ножницами). Пушистая колючесть для новогоднего праздника(ель). Говорливая молчаливость для общения людей (телефон).Составление метафор. Метафора создается путем переноса свойств одного предмета на другой и основана на скрытом сравнении. Например: давайте придумаем метафору о моркови. Работаем по алгоритму:1. Что? Морковь.2. Какая? Красивая.3. Кто такой же? Принцесса.4. Где? В саду.5. В каком случае? В счастливом саду.6. Какого? Веселого сада.Что случилось? Счастливая садовая принцесса. Давайте выскажем предположение: Оранжевая принцесса из веселого сада красовалась на солнышке. Паспорт литературного героя создаем, изучая произведение П. П. Ершова «Конек-Горбунок»:Имя-ИванАвтор (создатель) - П.П. ЕршовРекорд - русская сказка «Конек-Горбунок».Где живет в град-столицеКем служит – конюхом у царяОсобые приметы-смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказы короля, не прилагая особых усилий (Конек-Горбунок во всем помогает).По составленным паспортам героев можно провести с учениками викторину, для этого я смешиваю левую и правую части паспорта и прошу их восстановить. Написав сказочные письма с описанием событий, происходящих с героем, но не называя его имени, задача учащихся - назвать героя, автора и произведение.Приемы фантазирования. «Перевирание сказки». Эта игра учит ребенка операциям разложения и композиции. Возьмем для примера известную сказку:- Жила-была девочка по имени Желтая Шапочка:- Не Желтая, а Красная.- Да, Красная. Потом ей позвонил отец и:- Нет, не папа, а мама.- Это верно. Мать позвонила ей и сказала: иди к тете Марине и приведи ее:- Она сказала ему идти к бабушке, а не к тете.:И т. д.«Сказка наоборот». Это одна из вариаций игры «переворачивание» сказок. Он заключается в сознательном и более органичном «развороте» сказочной темы. Например, Красная Шапочка плохая, а волк хороший: Золушка, некачественная девица, довела до белого каления легкомысленную мачеху и оттолкнула скромных сводных сестер жениха:«Салат из сказок». В этой игре используются образы из двух разных сказок, а задача детей подумать и рассказать, как в этом случае будут развиваться события. Например, что будет, если Золушка выйдет замуж за Емелю. Или что будет, если Буратино очутится в домике Семи Гномов.Использование методик ТРИЗ на уроках литературного чтения способствует формированию навыков внимательного и осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы.Таким образом, использование технологии ТРИЗ РТВ делает учебный процесс эффективным, формирует системное диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания. Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка, его духовно-нравственное развитие. Научно-познавательная литература не только дает интересные знания, но и учит детей «читать» мир и осознавать себя в этом мире, пробуждает потребность и интерес к самостоятельному поиску знаний из различных источников, что становится особенно актуальным в настоящее время.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, исследования и практический опыт показывают, что развитие творческого мышления у младших школьников на уроках литературного чтения играет важную роль в их обучении и развитии. Литературное творчество не только способствует расширению кругозора детей и развитию их языковых навыков, но также активно стимулирует их креативное мышление.Через работу с литературными произведениями, учащиеся учатся видеть мир и искусство в новом свете, развивают свою способность к анализу, критическому мышлению и эмпатии. Постепенно формируется умение выражать свои мысли и чувства через слово, создавая собственные литературные произведения.Так, интеграция творческих методов и заданий на уроках литературного чтения способствует не только успешному усвоению учебного материала, но и развитию личностных качеств учеников. Этот подход помогает младшим школьникам стать более внимательными читателями, креативными мыслителями и уверенными в себе личностями, готовыми к творческому самовыражению и самореализации. Развитие творческого мышления у младших школьников на уроках литературного чтения также способствует формированию у них критического взгляда на окружающий мир и развитию эмоционального интеллекта.В целом, интеграция творческих методов в учебный процесс на уроках литературного чтения является важным шагом в развитии у младших школьников ценностей творчества, самовыражения и самореализации. Подход, основанный на поощрении креативности и индивидуальности, способствует формированию у учеников гармоничной личности, способной к самостоятельному мышлению и творческому подходу к жизни.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Агеева, Л.В. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.В. Агеева. // Педагогика сегодня: проблемы и решения. – Чита: Молодой ученый, 2022. – С. 79-82. 2. Барбашова Н. А. Творческое воображение: сущность содержания // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 5-2 (83). С. 63–65.3. Белкина В. Н. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Ярославскийпед. вестн. 2021. № 2. С. 95–98.4. Бердникова К.Э. Творческое мышление младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2022. №15. Волгсунова Е. А. Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников // Вестн. КГУ им. Н. А. Некрасова. 2022. Т. 20. С. 44–47.6. Динер Е.В. Развитие воображения в процессе чтения электронной книги // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та. 2022. Т. 7. №2. С. 34–48.7. Жданова, Л. У. Развитие творческих способностей в младших классах / Л. У. Жданова. // Школьная педагогика. - 2021. - № 1 (1). - С. 1-3. 8. Золотова М. В. Развитие творческого мышления в начальной школе на уроках литературного чтения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – Т. 38. – С. 56–60.9. Кудряшев, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы / Н.И. Кудряшев. – М.: Педагогика, 2022. – 190 с. 10. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 2020. – 127 с. 11. Матюшкина, А.М. Развитие творческой активности школьников: учеб.пособие. под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Наука, 2021. – 160 с. 12. Пономарев, Я.А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества / Под ред. Д.В. Ушакова. – М.: Педагогика, 2021. – 631 с. 13. Предеина, В. С. Особенности развития творческой активности учащихся в психолого-педагогическом аспекте / В. С. Предеина. // Молодой ученый. - 2023. - № 2 (49). - С. 395-397. 14. Юдина, Н. В. Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения / Н. В. Юдина. // Теория и практика образования в современном мире. - СПБ : Реноме, 2023. - С. 117-119. 15. Юскова, Е. А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения / Е. А. Юскова. // Молодой ученый. - 2022. - № 30 (268). - С. 133-136. Электронные ресурсы16. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01002711542?ysclid=lvcmancog020290010 (дата обращения: 23.04.2024)17. Мамырова А.Ю. Вопросы развития творческой деятельности учащихся младших классов на уроках литературного чтения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-razvitiya-tvorcheskoy (дата обращения: 23.04.2024)18. МБОУ Школы № 9 - URL: https://school9nnov.ru/ (дата обращения: 23.04.2024)19. Печенежская Н.В. Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы. - URL: https://nounpg.ucoz.org/katakog_statey/Koncept-ART16038.pdf (дата обращения: 23.04.2024)20. Прудникова Т.И. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изучения литературных произведений на уроках литературного чтения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey (дата обращения: 23.04.2024)ПРИЛОЖЕНИЕТаблица 1. Уровень сформированности креативного мышления обучающихся на констатирующем этапе исследованияФ.И.1 задание2задание3задание4задание5заданиеОбщее количество балловУровень развития1 Дима Т.3233213средний2 Катя С.212139низкий3 Таня В.211239низкий4 Игорь Ф.211127низкий5 Оля С.4344415средний6. Лена П.2233111низкий7. Толя М.4444521высокий8.Света2232211низкий9. Инга Р.3444318средний10. Юля Д.5444522высокий11 Петя Р.2233212низкий12 Вера В.212229низкий13.Дина П.221229низкий14. Женя И.3555523высокий15. Леша Г.3455522высокий16. Рита М.2233212низкий17 Марго М.211127низкий18. Юра В.2222210низкий19. Боря Ю.5342418средний20. Даша Л.2222210низкий21 Ринат Т.2333516средний22 Рома С.4333417средний23. Витя Ч.2333415средний24. Саша Ш.2232211низкий25. Люда У.2133211низкийРис. 1. Уровни развития креативного мышления младших школьников
2. Барбашова Н. А. Творческое воображение: сущность содержания // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 5-2 (83). С. 63–65.
3. Белкина В. Н. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Ярославский пед. вестн. 2021. № 2. С. 95–98.
4. Бердникова К.Э. Творческое мышление младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2022. №1
5. Волгсунова Е. А. Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников // Вестн. КГУ им. Н. А. Некрасова. 2022. Т. 20. С. 44–47.
6. Динер Е.В. Развитие воображения в процессе чтения электронной книги // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та. 2022. Т. 7. №2. С. 34–48.
7. Жданова, Л. У. Развитие творческих способностей в младших классах / Л. У. Жданова. // Школьная педагогика. - 2021. - № 1 (1). - С. 1-3.
8. Золотова М. В. Развитие творческого мышления в начальной школе на уроках литературного чтения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – Т. 38. – С. 56–60.
9. Кудряшев, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы / Н.И. Кудряшев. – М.: Педагогика, 2022. – 190 с.
10. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 2020. – 127 с.
11. Матюшкина, А.М. Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Наука, 2021. – 160 с.
12. Пономарев, Я.А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества / Под ред. Д.В. Ушакова. – М.: Педагогика, 2021. – 631 с.
13. Предеина, В. С. Особенности развития творческой активности учащихся в психолого-педагогическом аспекте / В. С. Предеина. // Молодой ученый. - 2023. - № 2 (49). - С. 395-397.
14. Юдина, Н. В. Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения / Н. В. Юдина. // Теория и практика образования в современном мире. - СПБ : Реноме, 2023. - С. 117-119.
15. Юскова, Е. А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения / Е. А. Юскова. // Молодой ученый. - 2022. - № 30 (268). - С. 133-136.
Электронные ресурсы
16. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01002711542?ysclid=lvcmancog020290010 (дата обращения: 23.04.2024)
17. Мамырова А.Ю. Вопросы развития творческой деятельности учащихся младших классов на уроках литературного чтения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-razvitiya-tvorcheskoy (дата обращения: 23.04.2024)
18. МБОУ Школы № 9 - URL: https://school9nnov.ru/ (дата обращения: 23.04.2024)
19. Печенежская Н.В. Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы. - URL: https://nounpg.ucoz.org/katakog_statey/Koncept-ART16038.pdf (дата обращения: 23.04.2024)
20. Прудникова Т.И. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изучения литературных произведений на уроках литературного чтения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey (дата обращения: 23.04.2024)