Игра как средство формирования интереса к обучению у младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 28 28 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 24.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава I. Теоретические основы исследования игры как средства формирования интереса к обучению у младших школьников……………….6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника……6
1.2 Особенности формирования интереса к обучению младших школьников……………………………………………………………………….….8
1.3 Понятие «игра», классификация игр, используемых в начальной школе………………………………………………………………………………..13
1.4 Педагогические условия (или особенности организации и применения) применения игры как средства формирования интереса к обучению у младших школьников…………………………………………………………………………16
Глава II. Практическое исследование, направленное на выявление педагогических условий применения игры как средства формирования интереса к обучению у младших школьников……………………………..….19
2.1. Диагностика учащихся, направленная на выявление уровня сформированности интереса к обучению у младших школьников………….…..19
Заключение………………………………………………………...…………25
Список литературы…………………………………………………………..27


Фрагмент для ознакомления

Для анализа результатов исследования были выделены три уровня сформированности развития познавательных интересов у младших школьников: низкий, средний и высокий. Низкий уровень характеризуется отсутствием инициативности и самостоятельности, средний - большей самостоятельностью, а высокий - проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи.Из анализа данных следует, что 48% учащихся имеют низкий уровень развития познавательного интереса, 38% - средний уровень, и только 14% - высокий уровень. Особенно плохо обстоят дела с эмоциональной вовлеченностью школьников в учебный процесс.Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство испытуемых имеют низкий и средний уровень познавательных интересов, что указывает на необходимость их развития.Для адаптации предложенных заданий для взрослых с учетом интересов младших школьников рекомендуется использовать игры и задания, которые эффективно работают с логопедами, воспитателями, учителями, педагогами-психологами и в процессе взаимодействия родителей с детьми.При успешной реализации этих игр можно наблюдать положительную динамику в развитии познавательной деятельности, а также в мотивационной, эмоциональной и коммуникативной сферах.Дифференциация учащихся второго класса по уровню развития познавательного интереса показала, что большинство учащихся находятся на низком уровне развития познавательности.Для развития познавательного интереса на уроках активно использовались познавательные и занимательные задания. В целом, познавательные интересы развиваются в сторону произвольности, а также развития внимания, памяти, мышления и воображения.Для развития внимания были использованы следующие упражнения:- "Корректурная проба": дети зачеркивают любую букву в тексте или любую геометрическую фигуру в течение 5 минут, а затем меняются журналами (таблицами) и проверяют, нет ли ошибок. Это упражнение тренирует внимание и концентрацию.- "Сколько чего?": дети осматривают комнату и называют как можно больше предметов, начинающихся на определенную букву или имеющих определенные характеристики.- "Дорисуй": детям предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их.- "Разведчики": детям предлагается рассмотреть сложную сюжетную картинку и запомнить все детали, а затем отвечать на вопросы по этой картинке.Для тренировки памяти использовались задания, такие как "Жил-был кот...", где участники составляют ряд определений к существительному и повторяют весь предыдущий ряд, добавляя свое определение.Важно обратить внимание на индивидуальные особенности и темп каждого ребенка при выполнении упражнений по развитию внимания. Рекомендации по совершенствованию стиля работы каждого ребенка могут быть даны в зависимости от выявленных особенностей их деятельности.- "Это был красивый кот..."- "Это был красивый пушистый кот..."- "Это был красивый пушистый кот с зелеными глазами..." и другие варианты.В игре "Бабушка укладывает в свой чемодан..." взрослый начинает фразу, а следующий игрок повторяет ее и добавляет следующий предмет. Игра продолжается до тех пор, пока список предметов не станет слишком длинным для воспроизведения. Если кто-то забывает предмет, ему дается фант и задание.В игре "Запомни и воспроизведи" есть несколько вариантов. Ребенку могут называть числа или слова, и он должен их воспроизвести. Количество чисел или слов может постепенно увеличиваться. Также ребенку могут называть числа или слова в произвольном порядке, и он должен воспроизвести их в обратном порядке.Для помощи в запоминании слов или фраз, ребенку можно предложить нарисовать к ним рисунки. Это поможет ему вспомнить прочитанное.Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обратить внимание на отдельные детали. Задайте вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что ребенок хорошо знает, или с аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает и выражает свои мысли в речи, проявляя активность. Такая беседа активизирует память и мышление ребенка. Попросите ребенка сделать пересказ еще раз, и вы увидите, насколько он стал точным и осмысленным.Для развития мышления можно использовать следующие игры и упражнения:- "Назови одним словом": ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Задавайте ребенку вопросы, чтобы он представлял себе то, что будет сравнивать. После таких вопросов предложите сравнить каждое слово. Затем задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?" Ребенок должен правильно производить сравнение, выделять черты сходства и различия по существенным признакам. Примеры пар слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.- "Отгадывание небылиц": взрослый рассказывает о чем-то, включая несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. Например: "Вчера я шел по дороге, солнышко светило, листочки шуршали под ногами. И вдруг из-за угла выскочила собака и закричала: 'Ку-ка-ре-ку!' и у нее были рога. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?" - Дорисовывание незаконченных фигурок и сочинение истории по картинке.Процесс формирования интеллектуально-познавательной деятельности не должен быть ограничен рамками. Внутренний мир ребенка включает не только знания и конкретные представления, но и причудливые образы, невероятные аналогии и фантазию. Ребенку следует позволять самому осмыслить новую информацию, чтобы повысить развитие его умения актуализировать по-новому стороны собственного опыта и побуждатьДля оценки эффективности выполненной работы, через полгода была проведена повторная диагностика. Методика повторной диагностики была аналогична методике первичной диагностики уровня развития познавательного интереса учащихся начальной школы (таблица 3). Из полученных данных можно сделать вывод, что 3 учащихся остались на высоком уровне развития познавательного интереса, при этом процентный показатель увеличился. Например, у ученика Багаева Виктора при первичной диагностике процентный показатель составлял 83%, а при повторной диагностике вырос до 100%.Семнадцать учащихся данного класса оказались на среднем уровне развития познавательного интереса, что составляет 80%. Например, Мусияка Кирилл ранее был на низком уровне развития познавательного интереса (34%), а сейчас уже на 67%. Низкий уровень познавательного интереса значительно снизился. Омаева Амина осталась на низком уровне, что указывает на необходимость продолжения работы по его развитию. Повторная диагностика уровня познавательного интереса у учащихся начальной школы показала его повышение.Почти у всех детей заметно увеличение инициативности в поиске новых способов обращения с предлагаемым объектом. Дети начали "обдумывать" - в определенный момент, исчерпав свои возможности, они не уходят из ситуации, не повторяют уже сделанные варианты, а внимательно рассматривают кубики и пытаются найти новое решение. Если случайно в процессе манипулирования с кубиками они находят новый вариант, который им ранее не удалось, они это замечают.Таким образом, уровень развития познавательного интереса значительно повысился. Большинство учащихся находятся на среднем уровне, в то время как ранее были на низком. Практика показывает, что использование занимательного материала должно стать неотъемлемой частью каждого урока, так как это эффективно формирует познавательный интерес, умения и навыки школьников.Исходя из результатов, можно сделать следующие выводы:1. Занимательный материал развивает интерес учащихся к урокам, умение анализировать, сравнивать, обобщать.2. Развивает память, речь, мышление, внимание и другие познавательные процессы.3. Повышает мотивацию при изучении программного материала, осознанность, умение слушать товарища, логично излагать свои мысли.4. Целесообразно включать занимательный материал для активизации деятельности учащихся на уроках.Проблема развития познавательного интереса у младших школьников не имеет однозначного решения из-за ее многофакторности. Познавательный интерес формируется в начальной школе, поэтому важно не упустить момент и сосредоточить внимание ребенка на будущем. Для правильного процесса развития личности необходимо направлять ученика в верное направление и использовать методы стимулирования, соответствующие его возможностям. ЗаключениеАнализ литературы в области психологии и педагогики позволяет сделать выводы и обобщения по теме курсовой работы. Познавательный процесс является важным фактором обучения и одновременно необходим для развития личности. Познавательный интерес способствует общей направленности ученика. В ходе исследования было установлено, что проблема развития интереса к обучению в начальной школе является актуальной и требует постоянной работы преподавателя над методами и способами передачи информации. В настоящее время основы развития познавательного интереса изменились, что приводит к изменению отношений между субъектами образования и требует изменений в образовательной системе. Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании и проверке на практике эффективности педагогических приемов и методов развития познавательного интереса у младших школьников. Для достижения этой цели были поставлены ряд задач. Изучив теоретические основы развития интереса к обучению у учащихся начальной школы, мы определили принципы, цели и задачи познавательной деятельности, а также дали психолого-педагогическую характеристику младшего школьника. На практике были выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические методы и приемы, способствующие развитию познавательного интереса у младших школьников. Для выявления уровня развития познавательного интереса были использованы методы наблюдения и тестирования. Были составлены и проверены рекомендации по оптимизации развития познавательного интереса у учащихся начальной школы. Повторная диагностика показала, что уровень развития познавательного интереса вырос. Дети стали более заинтересованы в получении новых знаний. Исходя из результатов повторной диагностики, можно сделать вывод, что эффективность развития познавательных интересов младших школьников повышается, если учебный процесс основан на творческой познавательной деятельности и создает ситуацию успеха для каждого школьника, позволяющую реализовать его творческие возможности. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, исследовательская цель достигнута.Список литературыАникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. – 144с.Ахмарова Е. С. Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности/ Е.С. Ахмарова // Современная начальная школа: воспитание, обучение, развитие: сборник статей по материалам VII краевой научно-практической конференции (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова). 2016. С. 128-133.Барышникова Г.Б. Формирование экологической культуры во внеурочной деятельности: игровые занятия / Г. Б. Барышникова [Текст] // Начальная школа. - 2013. - № 12. - С. 76-81. Барышникова Е.В., Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: учебное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – Москва: Просвещение, 1991. – 207с.Выготский Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо: Смысл, 2004. − 508с.Дудчик, С. В. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения [Электронный ресурс] :автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. В. Дудчик ; Ин-т теории и истории педагогики РАО. – Mосква, 2010. – 26 с. – Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/razvitie-poznavatelnogointeresa-mladshikh-shkolnikov-sredstvami-tyutorskogo-soprovozhdeniya. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. – 2009. - №11. Игровые технологии обучения в начальной школе: Практ. пос. / Авт.- сост. Е.В. Калмыкова. – М.: АРКТИ, 2007. – 164 с. Капустина Н. Г. Познавательные интересы младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 2. – С. 3-8. 17.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. С. 177. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников // Начальная школа. – 2004. – №11. – С.49–52. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. //Учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. ДП и ПД. Екатеринбург, 2005 Королева С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий. – Волгоград, 2010. Косточакова, М. Г. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] / М. Г. Косточакова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. – № 8. – С. 49-53. – Режим доступа :http://elibrary.ru/item.asp?id=20585285. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. - М. Логос, 2009

Список литературы

1 Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. – 144с.
2 Ахмарова Е. С. Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности/ Е.С. Ахмарова // Современная начальная школа: воспитание, обучение, развитие: сборник статей по материалам VII краевой научно-практической конференции (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова). 2016. С. 128-133.
3 Барышникова Г.Б. Формирование экологической культуры во внеурочной деятельности: игровые занятия / Г. Б. Барышникова [Текст] // Начальная школа. - 2013. - № 12. - С. 76-81.
4 Барышникова Е.В., Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: учебное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.
5 Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – Москва: Просвещение, 1991. – 207с.
6 Выготский Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо: Смысл, 2004. − 508с.
7 Дудчик, С. В. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. В. Дудчик ; Ин-т теории и истории педагогики РАО. – Mосква, 2010. – 26 с. – Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/razvitie-poznavatelnogointeresa-mladshikh-shkolnikov-sredstvami-tyutorskogo-soprovozhdeniya.
8 Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. – 2009. - №11.
9 Игровые технологии обучения в начальной школе: Практ. пос. / Авт.- сост. Е.В. Калмыкова. – М.: АРКТИ, 2007. – 164 с.
10 Капустина Н. Г. Познавательные интересы младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 2. – С. 3-8. 17.
11 Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. С. 177.
12 Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников // Начальная школа. – 2004. – №11. – С.49–52.
13 Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. //Учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. ДП и ПД. Екатеринбург, 2005
14 Королева С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий. – Волгоград, 2010.
15 Косточакова, М. Г. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] / М. Г. Косточакова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. – № 8. – С. 49-53. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=20585285.
16 Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. - М. Логос, 2009