Мотивация и стимулирование учебной активности учащихся младших классов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 43 43 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 24.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации и стимулирования учебной активности у младших школьников 7
1.1 Мотивация и активность как психолого-педагогические понятия 7
1.2 Возрастные особенности младшего школьного возраста (7 – 10 лет) 11
1.3 Педагогические условия повышения мотивации и познавательной активности 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию и формированию мотивации и учебной активности учащихся начальной школы 19
2.1 Методы и приёмы формирования познавательной мотивации и активности учащихся начальной школы 19
2.2 Программа по повышению уровня познавательной активности у учащихся начальной школы 22
2.3 Диагностика уровня развития мотивации и познавательной активности 26
Заключение 31
Приложение 1 34
Приложение 2 36
Приложение 3 38
Приложение 4 41

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, проделанная диагностика подтвердила нашу гипотезу и позволила сделать вывод, что проделанная работа доказала эффективность использования разных активных методов при работе по повышению уровня познавательной активности и мотивации.ЗаключениеВ процессе работы нами были решены следующие задачи:Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования и выявить подходы к определению понятий «мотивация» и «учебная активность» в исследованиях разных учёныхВыявить педагогические условия формирования мотивации к познавательной активности в младшем школьном возрасте.Подобрать методы диагностики формирования познавательной мотивации и учебной активности у учащихся начальной школы и провести исследование.Разработать программу повышения учебной мотивации и активности у младших школьников.Проанализировать и представить результаты проделанной работы.В теоретической части мы отметили для себя основные теоретические вопросы по проблеме исследования и сделали выводы по проделанному анализу психолого-педагогической литературы. В качестве выводов можно отметить следующие положения:нет единого подхода к определению понятий «мотивация» и «учебная активность»;мотивация и учебная активность важные составляющие учебной деятельности;младший школьный возраст является сенситивным для развития положительной мотивации к учению и активной позиции ученика;возрастные особенности младшего школьного возраста должны учитываться при работе по формированию мотивации и учебной активности;основные педагогические условия формирования познавательной аткивности: разнообразие форм, методов, дидактических материалов в процессе обучения, отношения в классе, дома и с учителем, создание ситуаций успеха и т.д.Практическая часть представляла собой экспериментальную работу, которая состояла из трёх этапов. Констатирующий этап был представлен подбором методов диагностики и проведением первичной диагностики, в результате которой мы подтвердили тезисы актуальности своей работы. На формирующем этапе мы отобрали методы и приёмы, а также разработали и реализовали программу по повышению познавательной мотивации и активности учащихся начальной школы.На контрольном этапе заново провели диагностику с целью сравнения результатов. Контрольная диагностика показала тенденцию к повышению уровня познавательной мотивации и активности, а также сдвиги в основных мотивах учения.Таким образом, гипотеза исследования была доказана опытно-экспериментальным путём. Цели и задачи курсовой работы достигнуты.Список использованной литературыАрутюнян ГаянеНориковна ПРОБЛЕМА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ // Проблемы Науки. 2021. №7 (164). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-uchebnoy-motivatsii-mladshih-shkolnikov-v-sovremennoy-pedagogike (дата обращения: 21.04.2024).Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243–244. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 15.04.2024).Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. – М. : «Педагогика», 2010. – 352 с.Бордовская Н.В. Педагогика [Текст]: уч. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2006. – 310 с.Грекова Вероника Александровна Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы // СевероКавказский психологический вестник. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-uchebnoy-motivatsii-obuchayuschihsyauchebnaya-motivatsiya-osnovnye-teorii-i-podhody (дата обращения: 10.04.2024).Давыдов, В.В., Ломшер, Й., Маркова, А.К. Формирование учебной деятельности школьника [Текст] / В.В.Давыдов, Й. Ломшер, А.К.Маркова. – М.: Просвещение, 1982.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2013 - 364 с.Зверева Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г. Ю. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 787-792. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23112/ (дата обращения: 10.04.2024).Зимняя И.А., Малахова В. А. учебник для вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Колеченко. – Санкт-Петербург.: КАРО, 2004.Кувалдина М. М. Условия формирования познавательной мотивации младших школьников // Вестник НовГУ. 2007. №40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-poznavatelnoy-motivatsiimladshih-shkolnikov (дата обращения: 12.03.2024).Кулагина И.Ю. Условия развития учебной мотивации в начальных классах. Текст / И.Ю. Кулагина // Психология обучения. – 2011. – № 2. – С. 13–23.Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении : Учеб.-метод. пособие / Н. Г. Лусканова. - М. :Фолиум, 1999. – 30 с.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б., Формирование мотивации учения. – М., 1990Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - М. : 2013. – 204 с.Медведева П.А. Исследование уровня школьной мотивации младших  школьников // БМИК. – 2015. – №5.Подласый И.П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах. Книга 1 : учебник для вузов / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 777 c.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2019. 705 с. 42. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 2019. 294 сР.Я. Юсупова, Ш.И. Булуева ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // МНКО. 2021. №6 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-motivatsii-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.04.2024).Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 2008. – 198 с.Статья: «Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Понятие, структура, сущность и виды мотивации), автор Анна Евкова, URL:http://www.wslon.ru/articles/deti/trudnosti-i-pomosh-v-uchyobe/sposoby-motivacii/ (Дата обращения: 05.04.2024) Столяренко Л.Д. Основы психологии и педагогики : учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 134 c.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2021.- 31сШамова Т.А. Активизация учения школьников / Т.А. Шамова. М.: Педагогика, 1982. 201 с. 46. Шаршов Игорь Алексеевич, Субботкина Марина Игоревна Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий // Вестник ТГУ. 2012. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-mladshego-shkolnika-v-kontekste-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy (дата обращения: 22.04.2024).Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников/И.В. Шпика. М., Начальная школа, 2007. 410 с.Щукина Г. И Пути формирования познавательных интересов учащихся на уроке в процессе сообщения новых знаний/ Г. И. Щукина. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2019. 415 с.Штуканова Т.А. Организация проектно-исследовательской деятельности как одно из средств личностного развития младших школьников / Т.А. Штуканова // Начальная школа. – 25.04.2014 – URL: https://nshkola.ru/articles/view/47. (дата обращения: 23.04.2024)Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 2004. – 352 с.Юзбашева, Ю. А. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста / Ю. А. Юзбашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 520-522. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97107/ (дата обращения: 05.04.2024).Приложение 1МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Н.В. ЕЛФИМОВОЙ «ЛЕСЕНКА ПОБУЖДЕНИЙ»Инструкция. Давай построим лесенку, которая будет называться «Зачем я учусь». Перед тобой разложены 8 карточек, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке. Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставшихся семи карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно. Мы закончили лесенку «Зачем я учусь». Проверь, правильно ли ты ее составил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже — то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе. Лесенка побуждений Здесь ученик в форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов учения — социальные и познавательные. Познавательные мотивы: 1) широкий познавательный — ориентация на овладение новыми знаниями; 2) процессуальный — ориентация на процесс учения; 3) результативный — ориентация на результат учения (оценку); 4) учебно–познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний. Социальные мотивы: 1) широкий социальный мотив — стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу; 2) «учительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя; 3) «родительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей; 4) «товарищеский мотив» — стремление заслужить уважение своих товарищей. Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам: Познавательные мотивы:1. Я учусь для того, чтобы все знать. 2. Я учусь потому, что мне нравится процесс учения. 3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки. 4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи. Социальные мотивы: 1. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям. 2. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами. 3. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей. 4. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи. Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).Приложение 2Методика диагностики учебной мотивации младших школьников Н.Ц. БадмаевойМетодика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников, разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации). Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность. Инструкция к тесту. Проводится три серии испытаний. Первая серия Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения. Вторая серия Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения. Третья серия Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения. Тестовый материал 1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться. 2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя. 3. Хочу окончить школу и учиться дальше. 4. Хочу быть культурным и развитым человеком. 5. Хочу получать хорошие отметки. 6. Хочу получать одобрение учителей и родителей. 7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне. 8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей. 9. Хочу быть лучшим учеником в классе. 10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех. 11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя. 12. Не хочу получать плохие отметки. 13. Люблю узнавать новое. 14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное. 15. Люблю думать, рассуждать на уроке. 16. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности. 17. Мне интересно беседовать с учителем на разные темы. 18. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному. 19. Люблю решать задачи разными способами. 20. Люблю все новое и необычное. 21. Хочу учиться только на «4» и «5». 22. Хочу добиться в будущем больших успехов. Ключ к тесту Мотивы: долга и ответственности: 1 – 2 суждения; самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4; благополучия: 5 - 6;аффилиации: 7 -8; престижа: 9 - 10; избегания неудачи: 11 - 12; учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14; учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16; коммуникативные: 17 - 18; творческой самореализации: 19 - 20; достижения успеха: 21 - 22. Обработка результатов теста. При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.Приложение 3ТЕСТИнструкция: Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подходящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой. Стимульный материал1. Тебе нравится в школе? а) не очень б) нравится в) не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома? а) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? а) часто б) редко в) не рассказываю 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы 9. У тебя в классе много друзей? а) мало б) много в) нет друзей 10. Тебе нравятся твои одноклассники? а) нравятся б) не очень в) не нравятсяОбработка.Для возможности дифференцироваю детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций – 3 баллов;нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл;ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации – 0 баллов.Интерпретация.1. 25 – 30 баллов высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и .п.2. 20 – 24 балла – средняя школьная мотивация.Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, в при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.3. 15 – 19 баллов – внешняя мотивация.Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.4. 10 – 14 баллов – неустойчивая мотивация.Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.5. Ниже 10 баллов – низкий уровень мотивации.Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.Приложение 4Уважаемые, коллеги! Прошу Вас ответить на 7 вопросов данной анкеты. Анкета для учителей начальной школы.Есть ли в Вашем классе учащиеся проявляющие высокую познавательную активность? Сколько их?Какую работу Вы выполняете по формированию познавательной мотивации и активности учащихся?Какие действия можно предпринять для формирования широких познавательных мотивов?Какие методы и приёмы целесообразно использовать для формирования положительной мотивации и активности?Какие действия вы предпримите если у Вашего ученика будет сформирована негативная мотивация к учению?Что важно учитывать в своей работе по формированию положительной познавательной мотивации и активности?Какую работу можно провести с родителями учащихся по формированию познавательной мотивации?

Список использованной литературы
1. Арутюнян Гаяне Нориковна ПРОБЛЕМА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ // Проблемы Науки. 2021. №7 (164). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-uchebnoy-motivatsii-mladshih-shkolnikov-v-sovremennoy-pedagogike (дата обращения: 21.04.2024).
2. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243–244. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 15.04.2024).
3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. – М. : «Педагогика», 2010. – 352 с.
4. Бордовская Н.В. Педагогика [Текст]: уч. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2006. – 310 с.
5. Грекова Вероника Александровна Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы // СевероКавказский психологический вестник. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-uchebnoy-motivatsii-obuchayuschihsyauchebnaya-motivatsiya-osnovnye-teorii-i-podhody (дата обращения: 10.04.2024).
6. Давыдов, В.В., Ломшер, Й., Маркова, А.К. Формирование учебной деятельности школьника [Текст] / В.В.Давыдов, Й. Ломшер, А.К.Маркова. – М.: Просвещение, 1982.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2013 - 364 с.
8. Зверева Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г. Ю. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 787-792. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23112/ (дата обращения: 10.04.2024).
9. Зимняя И.А., Малахова В. А. учебник для вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010.
10. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Колеченко. – Санкт-Петербург.: КАРО, 2004.
11. Кувалдина М. М. Условия формирования познавательной мотивации младших школьников // Вестник НовГУ. 2007. №40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-poznavatelnoy-motivatsiimladshih-shkolnikov (дата обращения: 12.03.2024).
12. Кулагина И.Ю. Условия развития учебной мотивации в начальных классах. Текст / И.Ю. Кулагина // Психология обучения. – 2011. – № 2. – С. 13–23.
13. Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении : Учеб.-метод. пособие / Н. Г. Лусканова. - М. : Фолиум, 1999. – 30 с.
14. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б., Формирование мотивации учения. – М., 1990
15. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - М. : 2013. – 204 с.
16. Медведева П.А. Исследование уровня школьной мотивации младших школьников // БМИК. – 2015. – №5.
17. Подласый И.П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах. Книга 1 : учебник для вузов / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 777 c.
18. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2019. 705 с. 42. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 2019. 294 с
20. Р.Я. Юсупова, Ш.И. Булуева ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // МНКО. 2021. №6 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-motivatsii-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.04.2024).
21. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 2008. – 198 с.
22. Статья: «Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Понятие, структура, сущность и виды мотивации), автор Анна Евкова, URL:http://www.wslon.ru/articles/deti/trudnosti-i-pomosh-v-uchyobe/sposoby-motivacii/ (Дата обращения: 05.04.2024)
23. Столяренко Л.Д. Основы психологии и педагогики : учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 134 c.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2021.- 31с
25. Шамова Т.А. Активизация учения школьников / Т.А. Шамова. М.: Педагогика, 1982. 201 с. 46.
26. Шаршов Игорь Алексеевич, Субботкина Марина Игоревна Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий // Вестник ТГУ. 2012. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-mladshego-shkolnika-v-kontekste-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy (дата обращения: 22.04.2024).
27. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников/И.В. Шпика. М., Начальная школа, 2007. 410 с.
28. Щукина Г. И Пути формирования познавательных интересов учащихся на уроке в процессе сообщения новых знаний/ Г. И. Щукина. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2019. 415 с.
29. Штуканова Т.А. Организация проектно-исследовательской деятельности как одно из средств личностного развития младших школьников / Т.А. Штуканова // Начальная школа. – 25.04.2014 – URL: https://nshkola.ru/articles/view/47. (дата обращения: 23.04.2024)
30. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 2004. – 352 с.
31. Юзбашева, Ю. А. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста / Ю. А. Юзбашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 520-522. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97107/ (дата обращения: 05.04.2024).