Роль семьи в процессе социализации детей
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 24 + 24 источника
- Добавлена 28.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы социализации ребенка в семье 6
1.1. Понятие и особенности социализации 6
1.2. Семья как социальный институт и её функции 12
1.3. Рекомендации по успешной социализации ребенка в семье 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список используемой литературы 30
Одно из главнейших условий для повышения воспитательного потенциала современной семьи заключается в возрождении ценностной составляющей семейного воспитания. Ценностно-смысловой контекст играет решающую роль в развитии социальных явлений ответственного родительства и родительской культуры. В ценностном подходе к родительству подразумевается, что это не просто обучение ребенка, но и привитие набора ценностных ориентаций, установок и норм, а также разнообразные аспекты родительских чувств. Необходимо корректировать нормативно-правовую базу, которая определяет, в какой мере родители несут ответственность за своих детей, а также повысить готовность родителей к обучению и социализации своих детей и принять комплекс мер по формированию современной семейной культуры воспитания, чтобы способствовать развитию адекватного родительства как социального явления. 1.3. Рекомендации по успешной социализации ребенка в семьеГлавным условием успешности в семейном воспитании ребенка следует называть сформированность благоприятного психологического климата в семье, наличие родительского авторитета. Так же важна выработанность нормального распорядка дня, приобщения с раннего детства ребенка к литературе, развитие эстетического вкуса, грамотное трудовое воспитание.Благоприятная атмосфера в семье– это понимание родителями своих обязанностей и наличие у них ответственности за воспитание ребенка. Важно так же взаимное уважение обоих родителей, уделение внимания образованию ребенка, его трудовому воспитанию и социальной жизни. Необходимо также, чтобы родители помогали ребенку и поддерживали его в разнообразных делах. Очень важно, разумеется, уважение друг друга, как личностей, достойное отношение друг к другу всех членов семьи, постоянная тактичность. Следующим важным аспектом является уклад жизни и бытовое устройство семьи, основа которого – равноправие каждого члена семьи, задействование детей в семейных делах, привлечение их к хозяйственным делам семьи, заботы о быте, к посильной по возрасту и способностям трудовой деятельности. Важны и рациональная организация досуга и совместного отдыха. Положительным моментом будет занятие спортом, в участие в экскурсиях, походы в музеи, совместный туризм, выходы на природу, прогулки, чтение книг, приобщение детей к миру музыки. Необходимы для гармонического развития детей и посещения культурно-досуговых мероприятий: театральных постановок и кинотеатра.В семейных отношениях важна принципиальная требовательность друг к другу, то есть общее соблюдение установленных правил, вежливые и доброжелательные манеры в общении, теплая душевная атмосфера, любовь и умение радоваться жизни в семье.Формированию благоприятного нравственного облика семьи помогают традиции семьи, прочные устои и принципиальность. Например, такой традицией может быть отмечание государственных и личных праздников: дней рождения взрослых членом семьи и детей. Приготовление детьми и взрослыми друг для друга подарков, дарение их в радостном настроении, помогают укреплению благоприятного психологического климата в семье, создают обстановку жизнерадостности, которая духовно сплачивает членов семьи, делает семью единым, сплоченным коллективом.Условием гармонического развития детей в семье можно назвать выполнение установленного распорядка дня детьми. Распорядок дня представляет собою все расписание дня для детей на протяжении суток – определенное, достаточное время должно отводиться на сон, гигиенические процедуры, на полноценные завтрак, обед и ужин, на разнообразные виды труда и досуга. При выработке режима дня обязательно должны учитываться возраст и особенности здоровья детей. Распорядок дня имеет не только функцию поддержание здорового образа жизни, но и воспитательный смысл. Необходимо со стороны детей обязательное привыкание к его соблюдению без напоминания и принуждения взрослых. Родители (взрослые члены семьи) должны контролировать качественное соблюдение распорядка дня и трудовых дел, оценивать их, помогать при появлении трудностей.Важную роль в формировании личности ребенка родителям необходимо отводить литературе. В дошкольный период жизни дети очень любят, когда им рассказывают сказки, рассказы про людей и животных. В этом возрасте ему ещё читают взрослые. Из сказок и рассказов он получает первые нравственные представления, получает знания о животных и растениях. В сказках одерживает победу всегда сильный, ловкий, справедливый, добрый и трудолюбивый герой, а злой, недобрый наказывается людьми и судьбой. Слушая сказки, дети сопереживают судьбе персонажей, они сочувствуют, переживают, чувствуют радость и огорчение, то есть у них развивается сфера чувств и эмоций, формируется эмпатия, закладывается любовь и интерес к литературе. С вхождением ребенка в школьную жизнь, в младший школьный возраст, когда школьник уже сам умеет читать, необходимо поддержать этот интерес и сформировать умение к самостоятельному и регулярному чтению. Это умение не возникает автоматически, необходима осмысленная и грамотная деятельность в этом направлении педагогов и родителей. Необходимо планомерно приобщить ребенка к литературе, и он искренне полюбит книги, и они станут для него главными помощниками в получении новых знаний. Сформировавшаяся любовь к литературе приведет ребенка в библиотеку или в книжный магазин. У него будут любимые герои, с которых он станет брать пример.Также крайне важна роль труда для человека. Физическая работа даёт хороший тонус мышцам и всему организму человека, способствует улучшению всех процессов физиологии – нормальное дыхание, кровообращение, обмен веществ, развитие мускулатуры, всего организма, и различных органов. Физическая работа - эффективный способ борьбы со стрессом, особенно для людей занимающимся преимущественно интеллектуальным трудом. Разнообразие деятельности, смена её видов в течение дня, гармоничное их соотношение для детей определяют их успешное интеллектуальное и физическое развитие, снижают утомляемость, помогают сохранить на высоком уровне работоспособность. Трудовое воспитание – важнейший аспект гармонического развития личности ребенка. По отношению ребенка к труду, и числу его трудовых способностей и навыков, социум во многом и будет оценивать.Значимым фактором удачного воспитания ребенка в семье можно назвать единство правил, установленных по отношению к детям всеми взрослыми членами семьи, и, кроме того, нельзя, чтобы противоречили требования к ребенку от родителей и от педагогов в школе. Противоречия и разнородность требований между учителями и родителями шатает авторитет и педагогов и семьи, приводит к утрате уважения ко взрослым.Заложенные в раннем детстве духовные и культурные качества, способность к коммуникации с детьми и взрослыми людьми развивают, как личность ребенка, помогают ему успешно взаимодействовать в социуме. Важным фактором успешности в воспитании детей в семье является авторитетность взрослых членов семьи и старших братьев и сестер. Родители стремятся вырастить достойного члена социума, поэтому для них крайне важно иметь авторитет в глазах детей. Родители должны быть самыми родными и дорогими людьми для своих детей. Обыкновенно дети стараются копировать поведение отца или матери, желают походить на них. В связи с этим родители должны подавать детям достойный пример в различных аспектах жизни. Благоприятные отношения ребенка и родителей в семейной жизни основываются на чувстве взаимного уважения и доверительном отношении друг к другу. В благополучной семье ребенок воспринимает родителей как советчиков в возникающих трудностях и проблемах, подлинных друзей, готовых всегда разделить с ними и печали и радости.Родителям следует ставить перед детьми довольно высокие требования, но при этом никогда не забывать об уважении к детям, как к личностям и к их достоинству.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. В 20 веке начался уход от традиционной патриархальной структуры, где главенствовал мужчина, а женщины и дети подчинялись его власти. Семьи стали меньше по численности и более изолированными, при этом женщины и дети обрели больше независимости и свободы. Воспитание претерпело изменения в сторону большей демократичности, где основой стали взаимное уважение и доверие. Однако, эти изменения также повлекли за собой новые сложности и проблемы. В условиях городской среды и сокращения времени, которое родители проводят с семьей, возникает сложность в обеспечении должного ухода и необходимого внимания к своим детям. Необходимо корректировать нормативно-правовую базу, которая определяет, в какой мере родители несут ответственность за своих детей, а также повысить готовность родителей к обучению и социализации своих детей и принять комплекс мер по формированию современной семейной культуры воспитания, чтобы способствовать развитию адекватного родительства как социального явления. Главным условием успешности в семейном воспитании ребенка следует называть сформированность благоприятного психологического климата в семье, наличие родительского авторитета. Так же важна выработанность нормального распорядка дня, приобщения с раннего детства ребенка к литературе, развитие эстетического вкуса, грамотное трудовое воспитание.Благоприятная атмосфера в семье– это понимание родителями своих обязанностей и наличие у них ответственности за воспитание ребенка. Важно так же взаимное уважение обоих родителей, уделение внимания образованию ребенка, его трудовому воспитанию и социальной жизни. Необходимо также, чтобы родители помогали ребенку и поддерживали его в разнообразных делах. Очень важно, разумеется, уважение друг друга, как личностей, достойное отношение друг к другу всех членов семьи, постоянная тактичность.ЗАКЛЮЧЕНИЕПод социализацией личности понимают вхождение личности в общество, процесс адаптации личности к социуму. Процесс социализации активно исследовался как российскими, так и зарубежными учеными. Интерес к теме социализации личности проявляют социологи, педагоги, психологи, да и, фактически самые различные ученые гуманитарного профиля. Существуют разнообразные подходы к определению понятия социализации. Множество российских и зарубежных ученых рассматривали процесс социализации. Подходы и теории отличаются между собою, однако, фактически все исследователи сходятся во мнении, что именно семья является ключевым фактором для социализации личности.Семья играет роль в общественной жизни каждого человека. Она обеспечивает своих членов финансовой, хозяйственной, социальной и физической поддержкой, заботится о детях и пожилых людях, а также создает условия для их включения в общество. Главное, что семья объединяет своих членов чувством любви и принадлежности.Семья играет роль в обществе и выполняет несколько функций, которые являются важными для каждого человека в повседневной жизни.В сущности, семья представляет собой важное и связующее звено для передачи ребенку социально-культурных ценностей, а также опыта общения и отношений между людьми, а также взглядов на явления жизни и деятельность общества.Для благоприятной социализации ребенка необходимо чтобы родители помогали ребенку и поддерживали его в разнообразных делах. Очень важно, разумеется, уважение друг друга, как личностей, достойное отношение друг к другу всех членов семьи, постоянная тактичность.Список используемой литературыЗаконодательные и нормативные документы:Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»Литература:Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 2005. – 40 с.Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 2020. —415 с.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2018.Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 2008. – С 234 с.Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издат. центр «Академия», 2019. – С. 289.Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 2019.- № 4.- С. 27-39Дюркгейм Э.: Методы социологии. М.: Наука, 2011. — 572 с.Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: Педагогика, 2009Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 2009. – 340 с.Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива.). — М.: Наука, 2011. — 270 с.Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1019. – 238 с.Мастюкова Е.М., А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 256 с.Педагогика: Учеб пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 2005.- 456 с.Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 476 с.Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина, - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.Раттер М. Помощь трудным детям.- М., 2009.- 432 с.Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС », 2020. – 272 с.Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой.- М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013.- 416 с.Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В.Шеляг. М.: ИСР, 2005.Сухомлинский В.А. О воспитании.— М., 1973.Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 2017. – С. 176.Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений.- М., 2000.Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов.- М.: ВЛАДОС, 2014- 321 с.
Законодательные и нормативные документы:
1. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Литература:
1. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 2005. – 40 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 2020. —415 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2018.
4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 2008. – С 234 с.
5. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издат. центр «Академия», 2019. – С. 289.
6. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 2019.- № 4.- С. 27-39
7. Дюркгейм Э.: Методы социологии. М.: Наука, 2011. — 572 с.
8. Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: Педагогика, 2009
9. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 2009. – 340 с.
10. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива.). — М.: Наука, 2011. — 270 с.
11. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1019. – 238 с.
12. Мастюкова Е.М., А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
13. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 256 с.
14. Педагогика: Учеб пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 2005.- 456 с.
15. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 476 с.
16. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина, - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
17. Раттер М. Помощь трудным детям.- М., 2009.- 432 с.
18. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС », 2020. – 272 с.
19. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой.- М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013.- 416 с.
20. Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В.Шеляг. М.: ИСР, 2005.
21. Сухомлинский В.А. О воспитании.— М., 1973.
22. Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 2017. – С. 176.
23. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений.- М., 2000.
24. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов.- М.: ВЛАДОС, 2014- 321 с.