РОЛЬ ЗАНЯТИЯ ПО КОНСТВРУИРОВАНИЮ ИЗ БУМАГИ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 26.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты роли конструирования из бумаги в развитии мелкой моторики 4
1.1 Понятие и особенности мелкой моторики у детей дошкольного возраста 4
1.2 Конструирование как вид деятельности в детском дошкольном учреждения 9
1.3 Методические приемы обучения на занятиях по конструирование из бумаги старшего дошкольного возраста 15
Заключение 24
Список литературы 25
Важно, что уроки конструирования и лепки помогают организовать досуг дошкольников дома и в дошкольных образовательных учреждениях. Изготовление простых игрушек из бумаги знакомит ребенка с удивительным миром конструктивного и пластического творчества.Прежде чем приступить к обучению детей основным приемам и приемам конструирования и лепки, необходимо ознакомить их с правилами безопасной работы с бумагой, клеем, ножницами. Край бумаги нельзя провести пальцем; нельзя загонять края бумаги на кожу. Ножницами следует пользоваться очень осторожно: не размахивать ими, не оставлять ножницы открытыми; можно только передать ножницы закрытыми и кольцами вперед. Клей следует использовать очень осторожно: не допускать попадания клея в рот и глаза (при попадании немедленно промыть теплой водой), тщательно мыть руки после работы с клеем.В конструировании и моделировании из бумаги можно выделить несколько приемов:1. Декупаж(фр. decouper – вырезать) – это декоративная техника на тканях, посуде, мебели и т.п., заключающаяся в скрупулезном вырезании изображений из разных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т.п.), которые затем склеиваются. или иным образом прикреплены к различным поверхностям для украшения. Этот метод чрезвычайно трудоемок, требует много времени, терпения и требует множества попыток, прежде чем результат будет удовлетворительным.2. Выцинанка - вырезаем из бумаги симметричные узоры и создаем ажурные контуры. выцинанку издавна использовали для украшения дома. Узорчатыми полосками украшали окна, полки, столы, иконы.3. Квиллинг (бумагокручение) – техника изготовления цветов, животных и других поделок из бумажных лент. С одной стороны, эти работы близки к России, чем-то напоминают вологодское кружево, а с другой, на начальном этапе обучения техника позволяет добиться красивого результата при минимальных навыках.4. Бумажное конструирование (Origamic architecture) – это форма бумажного ремесла, основанная и развитая архитектором Масахиро Чатани (Masahiro Chatani) в 1980 г. Для изготовления используются листы бумаги или тонкого картона, которые надрезают и складывают.5. Оригами - древнее искусство складывания бумажных фигурок. Искусство оригами зародилось в древнем Китае, где была открыта бумага, и насчитывает более 2000 лет. Это искусство не знает границ и доступно людям всех возрастов – взрослым и детям. В древние времена оригами было не только искусством, но и наукой, которая учит точности и терпению. Кроме того, оригами всегда считалось на Востоке символом мира, мира и семейного очага. Бумага – материал, доступный детям и универсальный, широко используется не только в рисовании, аппликациях, но и в декорировании и даже лепке.Способность бумаги сохранять форму и известный запас прочности позволяют делать не только забавные поделки, но и весьма необходимые в повседневной жизни предметы (закладки, подарочную упаковку, подставки для карандашей, корзинки и т. д.). Изделия для дизайна и лепки из бумаги изготавливаются по четкой схеме, в определенном порядке и помогают детям освоить разнообразные технологии, начиная с самых простых конструкторских задач.В процессе складывания и склеивания поделок из бумаги дети знакомятся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т. д., учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнайте гораздо больше о геометрии и математике.Совершая различные действия с бумагой при ее обработке, используя разные методы и приемы, дети учатся эстетически понимать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая их особенности в преобразованном виде. При этом дошкольники создают модели предметов и предметов действительности, отображая их характеристики в обобщенном виде, отказываясь от второстепенных характеристик и выделяя наиболее яркие и подробные детали, привлекательные.Так, образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала: приемами гибки, складыванием деталей в определенной последовательности, склеиванием отдельных деталей. Несмотря на то, что поделки зачастую лишь отдаленно напоминают те или иные предметы и предметы, это не мешает ребенку узнавать их, ярко дополняя в воображении недостающие части.Подобные занятия имеют большое значение для развития у ребенка творческого воображения, воображения, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, планировать последовательность действий, активно стремиться к положительному результату, содержать рабочее место в порядке. Дети осваивают трудовые навыки и культуру, что важно для их подготовки к успеху в школе.Неслучайно А. Лилов рассматривает творчество как деятельность человека высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. Творческие способности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети делают множество открытий и создают интересные, иногда оригинальные изделия в виде рисунков, конструкций, стихов.Однако для достижения такого развития необходимы условия, в которых дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и клеят, конструируют различные предметы. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочную основу для его творческой деятельности.В основе личности человека, как говорил В. В. Давыдов, лежит творческое начало: сущность личности человека связана с потребностью и способностью творить. Именно потребность и способность являются фундаментальными составляющими процесса – процесса творчества. И в данном случае не имеет значения, рассматриваем ли мы творчество взрослого или ребенка. В обоих случаях необходим мотив (потребность к творчеству в виде побудительной реакции на действие) и способности (интеграция природной предрасположенности и имеющегося опыта в конкретной деятельности), без которых трудно представить творческую деятельность. Исходя из этого, стоит выделить последовательность творческого развития, выделенную на уроках художественного конструирования из бумаги:1. Усвоение детьми опыта художественного оформления, проявление интереса к процессу работы.2. Возникновение замысла и отражение его в предварительном наброске, рисунке.3. Интерпретация художественного образа.4. Интеграция того, что ребенок усвоил.5. Трансформация, трансформация полученного изображения и его создание.Материалы исследования выявили уровень владения дошкольниками умениями и навыками работы с бумагой и возможность использования их в собственном конструктивном и пластическом творчестве. Установлено, что для старших дошкольников характерны неполные и поверхностные представления об основных приемах работы с бумагой, ее конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. Как правило, дошкольники в большинстве своем не могут уследить за всеми этапами самостоятельной работы, но в процессе целенаправленной воспитательной работы устраняют имеющиеся проблемы. Это позволяет сделать вывод, что старшие дошкольники способны освоить не только элементарные приемы работы с бумагой, но и освоить сложные многоэтапные действия для получения определенного конструктивного и пластического образа.В результате можно сделать вывод, что в результате обучения детей приемам конструирования и лепки из бумаги развиваются конструктивные навыки, являющиеся основой конструктивного и пластического творчества, в результате чего у детей формируется самостоятельное творчество, связанное интерпретацией, интеграцией и трансформацией усвоенного опыта. Все это приводит к развитию у детей умений и навыков создавать новые оригинальные поделки, умения выполнять собственные проекты, находить нестандартные решения, вносить существенные изменения и знакомить с разнообразным сочетанием известных операций, часто приводящих к представление о новых способах действий детей. Это подтверждает возможность развития творческих способностей на уроках конструирования и лепки из бумаги.ЗаключениеИзучение роли занятий по конструированию из бумаги в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:1. Занятия конструированием из бумаги способствуют развитию мелкой моторики у детей. Процесс сгибания, скручивания и складывания бумаги требует точности движений рук, что способствует улучшению моторики.2. Конструирование из бумаги стимулирует творческое мышление у детей, помогая им развивать воображение, усидчивость и творческий потенциал.3. При работе с бумагой дети улучшают свою координацию движений, что положительно сказывается на их общем физическом развитии.4. Занятия конструированием из бумаги могут способствовать развитию навыков сотрудничества, обмена опытом и коммуникации между детьми в группе.Таким образом, занятия по конструированию из бумаги играют важную роль в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, способствуя их физическому, творческому и социальному развитию.В заключении, роль занятий по конструированию из бумаги в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста является значительной и перспективной. Этот метод не только способствует физическому развитию, но и оказывает положительное влияние на разностороннее развитие детей, делая процесс обучения увлекательным и эффективным.Список литературы1. Белова, Е. А. Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка / Е. А. Белова. // Молодой ученый. - 2021. - № 46 (232). - С. 274-277. 2. Бычкова З. Н. Конструирование из бумаг как средство развития творческих способностей у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. - 2021. - № 5 - С. 1–8 3. Васенина, С. И. Развитие конструктивного мышления у детей 6–7 лет в процессе продуктивной деятельности / С. И. Васенина.// Молодой ученый. - 2022. - № 22 (417). - С. 456-459.4. Гурвиц В. Н. Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста // Наука и школа. - 2022. -№ 3. - С. 121–124.5. Гучанова, А. С. Условия развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста / А. С. Гучанова. // Молодой ученый. - 2021. - № 40 (226). - С. 184-187. 6. Донцова, М. А. Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста / М. А. Донцова. // Молодой ученый. - 2022. - № 9.1 (247.1). - С. 62-66. 7. Ливадная, Е. А. Конструирование в развитии дошкольника / Е. А. Ливадная, Н. М. Максимова, Л. А. Салихова. // Молодой ученый. - 2023. -№ 42 (489). - С. 118-120.8. Пастухова, И. В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи / И. В. Пастухова, Н. А. Бацаева. // Молодой ученый. - 2023. - № 10 (114). - С. 1370-1372. 9. Третьякова, Е. В. Мелкая моторика и почему ее так важно развивать / Е. В. Третьякова. // Молодой ученый. - 2021. - № 13 (355). - С. 284-286.10. Часовских, А. В. Развитие мелкой моторики у детей / А. В. Часовских, С. А. Тетерева. // Молодой ученый. - 2022. - № 45 (440). - С. 403-404. Электронные ресурсы11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001754689?ysclid=lvf32n9ckb103143453 (дата обращения: 25.04.2024).12. Дронжек Н.В. Развитие творческих проявлений старших дошкольников в конструировании из бумаги. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-proyavleniy-starshih (дата обращения: 25.04.2024).13. Лашкова Л.Л. Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в детском саду. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-formirovaniyu (дата обращения: 25.04.2024).14. Лилов А. Природа художественного творчества. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001063373?ysclid=lvf31v794h644032860 (дата обращения: 25.04.2024).15. Плахотник Н.В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-melkoy-motoriki-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.04.2024).16. Хоросцева Е.В. Конструирование, как вид деятельности детей дошкольного возраста. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-kak-vid-deyatelnosti (дата обращения: 25.04.2024).
1. Белова, Е. А. Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка / Е. А. Белова. // Молодой ученый. - 2021. - № 46 (232). - С. 274-277.
2. Бычкова З. Н. Конструирование из бумаг как средство развития творческих способностей у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. - 2021. - № 5 - С. 1–8
3. Васенина, С. И. Развитие конструктивного мышления у детей 6–7 лет в процессе продуктивной деятельности / С. И. Васенина.// Молодой ученый. - 2022. - № 22 (417). - С. 456-459.
4. Гурвиц В. Н. Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста // Наука и школа. - 2022. -№ 3. - С. 121–124.
5. Гучанова, А. С. Условия развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста / А. С. Гучанова. // Молодой ученый. - 2021. - № 40 (226). - С. 184-187.
6. Донцова, М. А. Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста / М. А. Донцова. // Молодой ученый. - 2022. - № 9.1 (247.1). - С. 62-66.
7. Ливадная, Е. А. Конструирование в развитии дошкольника / Е. А. Ливадная, Н. М. Максимова, Л. А. Салихова. // Молодой ученый. - 2023. -№ 42 (489). - С. 118-120.
8. Пастухова, И. В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи / И. В. Пастухова, Н. А. Бацаева. // Молодой ученый. - 2023. - № 10 (114). - С. 1370-1372.
9. Третьякова, Е. В. Мелкая моторика и почему ее так важно развивать / Е. В. Третьякова. // Молодой ученый. - 2021. - № 13 (355). - С. 284-286.
10. Часовских, А. В. Развитие мелкой моторики у детей / А. В. Часовских, С. А. Тетерева. // Молодой ученый. - 2022. - № 45 (440). - С. 403-404.
Электронные ресурсы
11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001754689?ysclid=lvf32n9ckb103143453 (дата обращения: 25.04.2024).
12. Дронжек Н.В. Развитие творческих проявлений старших дошкольников в конструировании из бумаги. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-proyavleniy-starshih (дата обращения: 25.04.2024).
13. Лашкова Л.Л. Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в детском саду. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-formirovaniyu (дата обращения: 25.04.2024).
14. Лилов А. Природа художественного творчества. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001063373?ysclid=lvf31v794h644032860 (дата обращения: 25.04.2024).
15. Плахотник Н.В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-melkoy-motoriki-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.04.2024).
16. Хоросцева Е.В. Конструирование, как вид деятельности детей дошкольного возраста. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-kak-vid-deyatelnosti (дата обращения: 25.04.2024).