Профилактика буллинга в школе как формы проявления отклоняющегося поведения подростков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 31 31 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 28.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
1. Особенности подросткового возраста. Понятие девиантного поведения у подростков 6
2. Буллинг как форма девиантного поведения у подростков 12
3. Профилактика буллинга как формы проявления отклоняющегося поведения подростков 19
Заключение 26
Список литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Оказание помощи жертвам буллинга (помощь психолога, привлечение родителей, коллектива класса).Разработка профилактических мер и включение их впрограмма внеклассных мероприятий на трех уровнях: школы, класса и индивидуально [20, с. 21].И.А. Ахметшина, Н.А. Балакирева, Х.Г. Юсупова полагают, что осуществление социальным педагогом мер по профилактике буллинга среди подростков в условиях образовательной организации эффективно, если проводится своевременная диагностика склонности обучающихся к буллингу, разработана и реализована программа профилактики, использованы эффективные формы (групповые и индивидуальные: консультации, классный час, встреча со специалистом, показ и обсуждение художественного фильма, ролевая игра, психолого-педагогический тренинг) и методы (беседа, объяснение, пример, демонстрация) работы. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс мероприятий в рамках профилактической программы может быть использован в практике работы социальных педагогов, педагогов-психологов и классных руководителей с обучающимися подросткового возраста[3, с. 42].А.А. Цепляева, Ю.М. Войтенкова изучают содержание деятельности классного руководителя по профилактике буллингана три блока.В рамках организационного блока классный руководитель анализирует социальные паспорта класса, собирает информацию о детях, подвергшихся насилию в семье или школе, разрабатывает планпрофилактических мероприятий, координирует работу всех участников профилактического процесса, контролирует выполнение плана работы.Диагностический блок работы предусматривает проведение диагностики межличностных отношений в классе, выявление проблем в межличностном взаимодействии обучающихся, создание банка данных о школьниках, их семьях, социальном статусе, состоянии здоровья, материальном положении, составление списка обучающихся группы риска, мониторинг осведомленности родителей обучающихся и педагогов о наличии проблем, формах проявления асоциального поведения несовершеннолетних.В рамках превентивного блока организуется профилактическая работа на трех уровнях: с обучающимися, с родителями и педагогами, работающими с классом. Классный руководитель организует внеурочную деятельность, направленную на профилактику буллинга в межличностных отношениях и устранение последствий притесняющего поведения; распределяет обучающихся на микрогруппы в зависимости от положения, которое они занимают в ситуации притеснения.Формами и методами организации педагогической профилактики буллинга выступают классные часы, диспуты, беседы, ролевые игры, родительские собрания, семинары, дискуссионный клуб, сказочный тренинг, волонтерский проект, сказкотерапия, игротерапия, совместный просмотр кинофильмов и др. Результатом профилактической работы классного руководителя должны стать оптимизация межличностных отношений обучающихся, снижение влияния внешних и внутренних факторов возникновения и распространения буллинга [28, с. 641-642].Е.Г. Норкина считает, что профилактика школьного буллинга может быть эффективной только в том случае, когда носит комплексный характер. Комплексный характер выражается в совокупности следующих направлений:повышение психолого-педагогической компетентности взрослых в осуществлении ненасильственной системы воспитания ребенка; повышение коммуникативной компетентности самого ребенка в организации отношений сотрудничества с окружающими людьми и вырабатывание у него навыков избегания ситуаций риска насилия;конструирование социально-культурной среды образовательного учреждения[22, с. 387].Н.А. Буравлева, В.В. Серяков говорят о значении театра в профилактике буллинга. Форум-театр можно рассматривать как инструмент, потенциально востребованный школами, поскольку помогает универсально работать с широким кругом социально значимых проблем, поднять дискуссию в группе, обществе. Универсальность метода обеспечивается за счет главных принципов построения действия:«Равный-равному». Спектакль предполагает равенство участников и исполнителей: как правило, это субъекты из одной возрастной и/или социальной группы (школьники, студенты, учителя и пр.), в действии заняты непрофессиональные актеры. «Интерактивность». Действие спектакля возможно при участии зрителей, правилами определен момент, когда они наравне с артистами выходят на сцену и пробуют предложенные варианты поведения.«Актуальная проблематика». Тему форум-спектакля так или иначе разделяют все участники. Создатели выбирают ее и конкретизируют за счет личного опыта. Как правило, это острая тема, актуальная для группы: межнациональная рознь, конфликты в классе, трудные взаимоотношения и др. «Сюжет из жизни». В форум-спектакле сюжет создается исключительно участниками на основе проблемной ситуации, пережитой большинством. В целом, несмотря на собирательный образ героев и придуманные обстоятельства, форум-спектакль кажется зрителям реальной историей, проигранной актерами[7, с. 123].Таким образом, на сегодняшний день нет единого подхода к профилактике буллинга. Особенно высока роль комплексной, систематической работы всего педагогического коллектива образовательного учреждения.ЗаключениеНа сегодняшний день буллинг– одна из основных проблем учебных заведений не только в России, но и в мире.Для решения этой проблемы необходимо понять, в чем заключается причина буллинга как социального явления.На основании результатов исследования можно сделать ряд выводов:Подростки – это особая категория обучающихся, для которых характерно развитие самосознания, стремление к самореализации, негативизм, противоречивость в своих желаниях, реакции эмансипации, потребность в том, чтобы найти свое место в жизни в целом, среди сверстников в частности. Это сложный период в жизни человека и для него свойственны многочисленные нарушения, в т.ч. девиантного характера. Буллинг (травля) – это особый вид насилия, проявляющийся в виде агрессивного преследования одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива (или его части), отличающийся систематичностью и регулярностью. Выделяют следующие виды буллинга: прямой и косвенный. Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а косвенная наиболее распространена в средней и старшей школе.Всовременном обществе проблема буллинга является одной из наиболее актуальных и острых. Это явление сказывается как на физическом, так и на психологическом здоровье человека, оказывая негативное влияние на развитие общества в целом. Противодействием этому социальному явлению должны выступать не только родители детей, но и образовательные учреждения, которые обязаны обучать педагогов тому, как выявлять и пресекать травлю в обществе учеников, а также давать обучающимся информацию по самозащите, предлагать помощь специалистов. Такого рода профилактика является необходимой для того, чтобы обеспечить безопасную и спокойную обстановку в школах, привить обучающимся положительные качества, искореняя травлю. Не менее важным является необходимость разработки и внедрения ясных и конкретных законодательных рамок, определяющих понятие буллинга и наказание за его проведение.Список литературыАмиржановаГ.К. Буллинг в школьной среде к его профилактика / Г.К. Амиржанова // Наукосфера, 2023. – № 5-2. – С. 81-89.АпинянГ.В. Девиантное поведение как культурно-историческийфеномер (введение в проблему) / Г.В. Апинян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. – № 115. – С. 171-174.АхметшинаИ.А. Формы и методы организации работы социального педагога по профилактике буллинга среди подростков / И.А. Ахметшина, Н.А. Балакирева, Х.Г. Юсупова // Проблемы современного педагогического образования, 2022. – № 75-3. – С. 39-42.Башмакова Е.А. Факторы и социальные причины буллинга и кибербурллинга в подростковом возрасте / Е.А. Башмакова, Е.А. Дегтярев // Проблемы современного педагогического образования, 2021. – № 71-1. – С. 36-38.Беляева Т.К. Основные формы отклоняющегося (девиантного) поведения подростков и их профилактика в школах с депривированным окружением / Т.К. Беляева, Н.Д. Базарнова, О.П. Королева // Проблемы современного педагогического образования, 2022. – № 76-4. – С. 28-30.Белякова Р.З. Профилактика буллинга и его последствий в образовательной среде / Р.З. Белякова, Г.В. Садыкова // Сафинские чтения – 2023. Материалы Международной научно-практической конференции, 2023. – С. 48-50.БуравлеваН.А. Профилактика буллинга среди подростков методами социального театра / Н.А. Буравлева, В.В. Серяков // Научно-педагогическое обозрение, 2024. – № 1 (53). – С. 123-132.ВетроваЕ.В. Причины формирования девиантного поведения / Е.В. Ветрова, А.В. Никишкин, В.М. Ветров // Государственная служба и кадры, 2021. – № 5. – С. 197-199ВоликоваС.В. Детско-родительские отношения как факторы школьного буллинга / С.В. Воликова, Е.А. Калинкина // Консультативная психология и психотерапия, 2015. – С. 138-161.Гарбузова В.С. Буллинг в современной школе / В.С. Гарбузова, В.А. Сковородко // Интерактивная наука, 2021. – № 5 (60). – С. 53-54.ГлазманО.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. – №105. – С. 159-165.Давыдов И.А. Методы профилактики и правовые механизмы противодействия буллинга в образовательных учреждениях / И.А. Давыдов // Детство – территория безопасности. Сборник материалов конференции, 2023. – С. 301-303.ДайненкоВ.В. Профилактика буллинга в Российской школе / В.В. Дайненко // Подросток в мегаполисе: продолженное взросление: Сборник трудов XIIВсероссийской научно-практической конфеернции с международным участием, 2019. – С. 69-73.Жуков Д.А. Социальные нормы как регулятор общественных отношений / Д.А. Жуков, О.Н. Григоренко // Colloquium-journal, 2021. – № 33 (120). – С. 10-11.ИльминсковаВ.В. Буллинг как форма проявления девиантного поведения подростков / В.В. Ильминскова // Психологическая культура и психологическое здоровье личности в современных социокультурных условиях. Региональная научно-практическая конференция, 2015. – С. 118-121.Истомина А.А. Методы профилактики буллинга в современной школе / А.А. Истомина, К.А. Морнов // Труды Братского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки, 2018. – № 1 (12). – С. 15-20.КаиповаЖ.А. Причины девиантного поведения и факторы, влияющие на него / Ж.А. Каипова, Ж.М. Кабет, Е.Ч. Суеркулов // Вестник науки, 2023. – Т. 3. – № 6 (66). – С. 218-224.Князева М.С. Профилактика буллинга у подростков / М.С. Князева // Актуальные ориентиры профилактики социальных отклонений молодежи. Сборник трудов кафедры социальной педагогики и психологии, 2018. – С. 148-151.Кушка М.Г. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / М.Г. Кушка // Современное педагогическое образование, 2019. – № 10. – С. 135-137.Лоренц В.В. Проблема буллинга в общеобразовательной школе: исследования, поиски, профилактика / В.В. Лоренц, Е.Д. Полунина // Тенденции развития науки и образования, 2020. – № 61-13. – С. 19-22.ЛяпинА.С. Профилактика буллинга в образовательной организации / А.С. Ляпин, И.С. Попова // Неделя российской психологии в ГСГУ. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 2020. – С. 43-46.НоркинаЕ.Г. Особенности профилактики школьного буллинга / Е.Г. Норкина // Молодая наука. Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых, 2016. – С. 398-388.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л.Ф. /Обухова. – М.: Издательский центр Юрайт, 2013. – 460 с.Психология человека от рождения для смерти. – СПб.: Прайм-Еврощзнак, 2002. – 656 сСлепухина Г.В. Личностные особенности подростков с девиантным поведением / Г.В. Слепухина, Т.А. Безенкова, О.А. Андриенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2020. – Т. 9. – № 4 (33). – С. 396-401.Стороженко А.В. Теоретические аспекты подросткового буллинга и психологические особенности участников буллинг-структуры / А.В. Стороженко // Наука и образование в контексте глобальной трансформации. Сборник статей X Международной научно-практической конференции, 2023. – С. 89-93.ХвастуноваВ.С. Особенности проявления буллинга в детско-подростковой среде в современных социокультурных условиях / В.С. Хвастунова // Наследие, 2022. – № 1 (20). – С. 177-182.Цепляева А.А. Проблема и профилактика буллинга в школьной среде / А.А. Цепляева, Ю.М. Войтенкова // Современные научные исследования и разработки, 2018. – Т. 1. – № 12 (29). – С. 640-642.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарика, 2005. – 349 с.Шереметьева И.И. Отклоняющееся поведение подростков как актуальный раздел детской психиатрии / И.И. Шереметьева, В.Н. Ведяшкин, А.Е. Строганов // Бюллетень медицинской науки, 2022. – № 2 (26). – С. 67-71.

Список литературы
1. Амиржанова Г.К. Буллинг в школьной среде к его профилактика / Г.К. Амиржанова // Наукосфера, 2023. – № 5-2. – С. 81-89.
2. Апинян Г.В. Девиантное поведение как культурно-исторический феномер (введение в проблему) / Г.В. Апинян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. – № 115. – С. 171-174.
3. Ахметшина И.А. Формы и методы организации работы социального педагога по профилактике буллинга среди подростков / И.А. Ахметшина, Н.А. Балакирева, Х.Г. Юсупова // Проблемы современного педагогического образования, 2022. – № 75-3. – С. 39-42.
4. Башмакова Е.А. Факторы и социальные причины буллинга и кибербурллинга в подростковом возрасте / Е.А. Башмакова, Е.А. Дегтярев // Проблемы современного педагогического образования, 2021. – № 71-1. – С. 36-38.
5. Беляева Т.К. Основные формы отклоняющегося (девиантного) поведения подростков и их профилактика в школах с депривированным окружением / Т.К. Беляева, Н.Д. Базарнова, О.П. Королева // Проблемы современного педагогического образования, 2022. – № 76-4. – С. 28-30.
6. Белякова Р.З. Профилактика буллинга и его последствий в образовательной среде / Р.З. Белякова, Г.В. Садыкова // Сафинские чтения – 2023. Материалы Международной научно-практической конференции, 2023. – С. 48-50.
7. Буравлева Н.А. Профилактика буллинга среди подростков методами социального театра / Н.А. Буравлева, В.В. Серяков // Научно-педагогическое обозрение, 2024. – № 1 (53). – С. 123-132.
8. Ветрова Е.В. Причины формирования девиантного поведения / Е.В. Ветрова, А.В. Никишкин, В.М. Ветров // Государственная служба и кадры, 2021. – № 5. – С. 197-199
9. Воликова С.В. Детско-родительские отношения как факторы школьного буллинга / С.В. Воликова, Е.А. Калинкина // Консультативная психология и психотерапия, 2015. – С. 138-161.
10. Гарбузова В.С. Буллинг в современной школе / В.С. Гарбузова, В.А. Сковородко // Интерактивная наука, 2021. – № 5 (60). – С. 53-54.
11. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. – №105. – С. 159-165.
12. Давыдов И.А. Методы профилактики и правовые механизмы противодействия буллинга в образовательных учреждениях / И.А. Давыдов // Детство – территория безопасности. Сборник материалов конференции, 2023. – С. 301-303.
13. Дайненко В.В. Профилактика буллинга в Российской школе / В.В. Дайненко // Подросток в мегаполисе: продолженное взросление: Сборник трудов XII Всероссийской научно-практической конфеернции с международным участием, 2019. – С. 69-73.
14. Жуков Д.А. Социальные нормы как регулятор общественных отношений / Д.А. Жуков, О.Н. Григоренко // Colloquium-journal, 2021. – № 33 (120). – С. 10-11.
15. Ильминскова В.В. Буллинг как форма проявления девиантного поведения подростков / В.В. Ильминскова // Психологическая культура и психологическое здоровье личности в современных социокультурных условиях. Региональная научно-практическая конференция, 2015. – С. 118-121.
16. Истомина А.А. Методы профилактики буллинга в современной школе / А.А. Истомина, К.А. Морнов // Труды Братского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки, 2018. – № 1 (12). – С. 15-20.
17. Каипова Ж.А. Причины девиантного поведения и факторы, влияющие на него / Ж.А. Каипова, Ж.М. Кабет, Е.Ч. Суеркулов // Вестник науки, 2023. – Т. 3. – № 6 (66). – С. 218-224.
18. Князева М.С. Профилактика буллинга у подростков / М.С. Князева // Актуальные ориентиры профилактики социальных отклонений молодежи. Сборник трудов кафедры социальной педагогики и психологии, 2018. – С. 148-151.
19. Кушка М.Г. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / М.Г. Кушка // Современное педагогическое образование, 2019. – № 10. – С. 135-137.
20. Лоренц В.В. Проблема буллинга в общеобразовательной школе: исследования, поиски, профилактика / В.В. Лоренц, Е.Д. Полунина // Тенденции развития науки и образования, 2020. – № 61-13. – С. 19-22.
21. Ляпин А.С. Профилактика буллинга в образовательной организации / А.С. Ляпин, И.С. Попова // Неделя российской психологии в ГСГУ. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 2020. – С. 43-46.
22. Норкина Е.Г. Особенности профилактики школьного буллинга / Е.Г. Норкина // Молодая наука. Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых, 2016. – С. 398-388.
23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л.Ф. /Обухова. – М.: Издательский центр Юрайт, 2013. – 460 с.
24. Психология человека от рождения для смерти. – СПб.: Прайм-Еврощзнак, 2002. – 656 с
25. Слепухина Г.В. Личностные особенности подростков с девиантным поведением / Г.В. Слепухина, Т.А. Безенкова, О.А. Андриенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2020. – Т. 9. – № 4 (33). – С. 396-401.
26. Стороженко А.В. Теоретические аспекты подросткового буллинга и психологические особенности участников буллинг-структуры / А.В. Стороженко // Наука и образование в контексте глобальной трансформации. Сборник статей X Международной научно-практической конференции, 2023. – С. 89-93.
27. Хвастунова В.С. Особенности проявления буллинга в детско-подростковой среде в современных социокультурных условиях / В.С. Хвастунова // Наследие, 2022. – № 1 (20). – С. 177-182.
28. Цепляева А.А. Проблема и профилактика буллинга в школьной среде / А.А. Цепляева, Ю.М. Войтенкова // Современные научные исследования и разработки, 2018. – Т. 1. – № 12 (29). – С. 640-642.
29. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарика, 2005. – 349 с.
30. Шереметьева И.И. Отклоняющееся поведение подростков как актуальный раздел детской психиатрии / И.И. Шереметьева, В.Н. Ведяшкин, А.Е. Строганов // Бюллетень медицинской науки, 2022. – № 2 (26). – С. 67-71.