Профилактика буллинга в школе как формы проявления отклоняющегося поведения подростков
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 30 + 30 источников
- Добавлена 28.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Особенности подросткового возраста. Понятие девиантного поведения у подростков 6
2. Буллинг как форма девиантного поведения у подростков 12
3. Профилактика буллинга как формы проявления отклоняющегося поведения подростков 19
Заключение 26
Список литературы 28
Оказание помощи жертвам буллинга (помощь психолога, привлечение родителей, коллектива класса).Разработка профилактических мер и включение их впрограмма внеклассных мероприятий на трех уровнях: школы, класса и индивидуально [20, с. 21].И.А. Ахметшина, Н.А. Балакирева, Х.Г. Юсупова полагают, что осуществление социальным педагогом мер по профилактике буллинга среди подростков в условиях образовательной организации эффективно, если проводится своевременная диагностика склонности обучающихся к буллингу, разработана и реализована программа профилактики, использованы эффективные формы (групповые и индивидуальные: консультации, классный час, встреча со специалистом, показ и обсуждение художественного фильма, ролевая игра, психолого-педагогический тренинг) и методы (беседа, объяснение, пример, демонстрация) работы. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс мероприятий в рамках профилактической программы может быть использован в практике работы социальных педагогов, педагогов-психологов и классных руководителей с обучающимися подросткового возраста[3, с. 42].А.А. Цепляева, Ю.М. Войтенкова изучают содержание деятельности классного руководителя по профилактике буллингана три блока.В рамках организационного блока классный руководитель анализирует социальные паспорта класса, собирает информацию о детях, подвергшихся насилию в семье или школе, разрабатывает планпрофилактических мероприятий, координирует работу всех участников профилактического процесса, контролирует выполнение плана работы.Диагностический блок работы предусматривает проведение диагностики межличностных отношений в классе, выявление проблем в межличностном взаимодействии обучающихся, создание банка данных о школьниках, их семьях, социальном статусе, состоянии здоровья, материальном положении, составление списка обучающихся группы риска, мониторинг осведомленности родителей обучающихся и педагогов о наличии проблем, формах проявления асоциального поведения несовершеннолетних.В рамках превентивного блока организуется профилактическая работа на трех уровнях: с обучающимися, с родителями и педагогами, работающими с классом. Классный руководитель организует внеурочную деятельность, направленную на профилактику буллинга в межличностных отношениях и устранение последствий притесняющего поведения; распределяет обучающихся на микрогруппы в зависимости от положения, которое они занимают в ситуации притеснения.Формами и методами организации педагогической профилактики буллинга выступают классные часы, диспуты, беседы, ролевые игры, родительские собрания, семинары, дискуссионный клуб, сказочный тренинг, волонтерский проект, сказкотерапия, игротерапия, совместный просмотр кинофильмов и др. Результатом профилактической работы классного руководителя должны стать оптимизация межличностных отношений обучающихся, снижение влияния внешних и внутренних факторов возникновения и распространения буллинга [28, с. 641-642].Е.Г. Норкина считает, что профилактика школьного буллинга может быть эффективной только в том случае, когда носит комплексный характер. Комплексный характер выражается в совокупности следующих направлений:повышение психолого-педагогической компетентности взрослых в осуществлении ненасильственной системы воспитания ребенка; повышение коммуникативной компетентности самого ребенка в организации отношений сотрудничества с окружающими людьми и вырабатывание у него навыков избегания ситуаций риска насилия;конструирование социально-культурной среды образовательного учреждения[22, с. 387].Н.А. Буравлева, В.В. Серяков говорят о значении театра в профилактике буллинга. Форум-театр можно рассматривать как инструмент, потенциально востребованный школами, поскольку помогает универсально работать с широким кругом социально значимых проблем, поднять дискуссию в группе, обществе. Универсальность метода обеспечивается за счет главных принципов построения действия:«Равный-равному». Спектакль предполагает равенство участников и исполнителей: как правило, это субъекты из одной возрастной и/или социальной группы (школьники, студенты, учителя и пр.), в действии заняты непрофессиональные актеры. «Интерактивность». Действие спектакля возможно при участии зрителей, правилами определен момент, когда они наравне с артистами выходят на сцену и пробуют предложенные варианты поведения.«Актуальная проблематика». Тему форум-спектакля так или иначе разделяют все участники. Создатели выбирают ее и конкретизируют за счет личного опыта. Как правило, это острая тема, актуальная для группы: межнациональная рознь, конфликты в классе, трудные взаимоотношения и др. «Сюжет из жизни». В форум-спектакле сюжет создается исключительно участниками на основе проблемной ситуации, пережитой большинством. В целом, несмотря на собирательный образ героев и придуманные обстоятельства, форум-спектакль кажется зрителям реальной историей, проигранной актерами[7, с. 123].Таким образом, на сегодняшний день нет единого подхода к профилактике буллинга. Особенно высока роль комплексной, систематической работы всего педагогического коллектива образовательного учреждения.ЗаключениеНа сегодняшний день буллинг– одна из основных проблем учебных заведений не только в России, но и в мире.Для решения этой проблемы необходимо понять, в чем заключается причина буллинга как социального явления.На основании результатов исследования можно сделать ряд выводов:Подростки – это особая категория обучающихся, для которых характерно развитие самосознания, стремление к самореализации, негативизм, противоречивость в своих желаниях, реакции эмансипации, потребность в том, чтобы найти свое место в жизни в целом, среди сверстников в частности. Это сложный период в жизни человека и для него свойственны многочисленные нарушения, в т.ч. девиантного характера. Буллинг (травля) – это особый вид насилия, проявляющийся в виде агрессивного преследования одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива (или его части), отличающийся систематичностью и регулярностью. Выделяют следующие виды буллинга: прямой и косвенный. Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а косвенная наиболее распространена в средней и старшей школе.Всовременном обществе проблема буллинга является одной из наиболее актуальных и острых. Это явление сказывается как на физическом, так и на психологическом здоровье человека, оказывая негативное влияние на развитие общества в целом. Противодействием этому социальному явлению должны выступать не только родители детей, но и образовательные учреждения, которые обязаны обучать педагогов тому, как выявлять и пресекать травлю в обществе учеников, а также давать обучающимся информацию по самозащите, предлагать помощь специалистов. Такого рода профилактика является необходимой для того, чтобы обеспечить безопасную и спокойную обстановку в школах, привить обучающимся положительные качества, искореняя травлю. Не менее важным является необходимость разработки и внедрения ясных и конкретных законодательных рамок, определяющих понятие буллинга и наказание за его проведение.Список литературыАмиржановаГ.К. Буллинг в школьной среде к его профилактика / Г.К. Амиржанова // Наукосфера, 2023. – № 5-2. – С. 81-89.АпинянГ.В. Девиантное поведение как культурно-историческийфеномер (введение в проблему) / Г.В. Апинян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. – № 115. – С. 171-174.АхметшинаИ.А. Формы и методы организации работы социального педагога по профилактике буллинга среди подростков / И.А. Ахметшина, Н.А. Балакирева, Х.Г. Юсупова // Проблемы современного педагогического образования, 2022. – № 75-3. – С. 39-42.Башмакова Е.А. Факторы и социальные причины буллинга и кибербурллинга в подростковом возрасте / Е.А. Башмакова, Е.А. Дегтярев // Проблемы современного педагогического образования, 2021. – № 71-1. – С. 36-38.Беляева Т.К. Основные формы отклоняющегося (девиантного) поведения подростков и их профилактика в школах с депривированным окружением / Т.К. Беляева, Н.Д. Базарнова, О.П. Королева // Проблемы современного педагогического образования, 2022. – № 76-4. – С. 28-30.Белякова Р.З. Профилактика буллинга и его последствий в образовательной среде / Р.З. Белякова, Г.В. Садыкова // Сафинские чтения – 2023. Материалы Международной научно-практической конференции, 2023. – С. 48-50.БуравлеваН.А. Профилактика буллинга среди подростков методами социального театра / Н.А. Буравлева, В.В. Серяков // Научно-педагогическое обозрение, 2024. – № 1 (53). – С. 123-132.ВетроваЕ.В. Причины формирования девиантного поведения / Е.В. Ветрова, А.В. Никишкин, В.М. Ветров // Государственная служба и кадры, 2021. – № 5. – С. 197-199ВоликоваС.В. Детско-родительские отношения как факторы школьного буллинга / С.В. Воликова, Е.А. Калинкина // Консультативная психология и психотерапия, 2015. – С. 138-161.Гарбузова В.С. Буллинг в современной школе / В.С. Гарбузова, В.А. Сковородко // Интерактивная наука, 2021. – № 5 (60). – С. 53-54.ГлазманО.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. – №105. – С. 159-165.Давыдов И.А. Методы профилактики и правовые механизмы противодействия буллинга в образовательных учреждениях / И.А. Давыдов // Детство – территория безопасности. Сборник материалов конференции, 2023. – С. 301-303.ДайненкоВ.В. Профилактика буллинга в Российской школе / В.В. Дайненко // Подросток в мегаполисе: продолженное взросление: Сборник трудов XIIВсероссийской научно-практической конфеернции с международным участием, 2019. – С. 69-73.Жуков Д.А. Социальные нормы как регулятор общественных отношений / Д.А. Жуков, О.Н. Григоренко // Colloquium-journal, 2021. – № 33 (120). – С. 10-11.ИльминсковаВ.В. Буллинг как форма проявления девиантного поведения подростков / В.В. Ильминскова // Психологическая культура и психологическое здоровье личности в современных социокультурных условиях. Региональная научно-практическая конференция, 2015. – С. 118-121.Истомина А.А. Методы профилактики буллинга в современной школе / А.А. Истомина, К.А. Морнов // Труды Братского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки, 2018. – № 1 (12). – С. 15-20.КаиповаЖ.А. Причины девиантного поведения и факторы, влияющие на него / Ж.А. Каипова, Ж.М. Кабет, Е.Ч. Суеркулов // Вестник науки, 2023. – Т. 3. – № 6 (66). – С. 218-224.Князева М.С. Профилактика буллинга у подростков / М.С. Князева // Актуальные ориентиры профилактики социальных отклонений молодежи. Сборник трудов кафедры социальной педагогики и психологии, 2018. – С. 148-151.Кушка М.Г. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / М.Г. Кушка // Современное педагогическое образование, 2019. – № 10. – С. 135-137.Лоренц В.В. Проблема буллинга в общеобразовательной школе: исследования, поиски, профилактика / В.В. Лоренц, Е.Д. Полунина // Тенденции развития науки и образования, 2020. – № 61-13. – С. 19-22.ЛяпинА.С. Профилактика буллинга в образовательной организации / А.С. Ляпин, И.С. Попова // Неделя российской психологии в ГСГУ. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 2020. – С. 43-46.НоркинаЕ.Г. Особенности профилактики школьного буллинга / Е.Г. Норкина // Молодая наука. Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых, 2016. – С. 398-388.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л.Ф. /Обухова. – М.: Издательский центр Юрайт, 2013. – 460 с.Психология человека от рождения для смерти. – СПб.: Прайм-Еврощзнак, 2002. – 656 сСлепухина Г.В. Личностные особенности подростков с девиантным поведением / Г.В. Слепухина, Т.А. Безенкова, О.А. Андриенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2020. – Т. 9. – № 4 (33). – С. 396-401.Стороженко А.В. Теоретические аспекты подросткового буллинга и психологические особенности участников буллинг-структуры / А.В. Стороженко // Наука и образование в контексте глобальной трансформации. Сборник статей X Международной научно-практической конференции, 2023. – С. 89-93.ХвастуноваВ.С. Особенности проявления буллинга в детско-подростковой среде в современных социокультурных условиях / В.С. Хвастунова // Наследие, 2022. – № 1 (20). – С. 177-182.Цепляева А.А. Проблема и профилактика буллинга в школьной среде / А.А. Цепляева, Ю.М. Войтенкова // Современные научные исследования и разработки, 2018. – Т. 1. – № 12 (29). – С. 640-642.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарика, 2005. – 349 с.Шереметьева И.И. Отклоняющееся поведение подростков как актуальный раздел детской психиатрии / И.И. Шереметьева, В.Н. Ведяшкин, А.Е. Строганов // Бюллетень медицинской науки, 2022. – № 2 (26). – С. 67-71.
1. Амиржанова Г.К. Буллинг в школьной среде к его профилактика / Г.К. Амиржанова // Наукосфера, 2023. – № 5-2. – С. 81-89.
2. Апинян Г.В. Девиантное поведение как культурно-исторический феномер (введение в проблему) / Г.В. Апинян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. – № 115. – С. 171-174.
3. Ахметшина И.А. Формы и методы организации работы социального педагога по профилактике буллинга среди подростков / И.А. Ахметшина, Н.А. Балакирева, Х.Г. Юсупова // Проблемы современного педагогического образования, 2022. – № 75-3. – С. 39-42.
4. Башмакова Е.А. Факторы и социальные причины буллинга и кибербурллинга в подростковом возрасте / Е.А. Башмакова, Е.А. Дегтярев // Проблемы современного педагогического образования, 2021. – № 71-1. – С. 36-38.
5. Беляева Т.К. Основные формы отклоняющегося (девиантного) поведения подростков и их профилактика в школах с депривированным окружением / Т.К. Беляева, Н.Д. Базарнова, О.П. Королева // Проблемы современного педагогического образования, 2022. – № 76-4. – С. 28-30.
6. Белякова Р.З. Профилактика буллинга и его последствий в образовательной среде / Р.З. Белякова, Г.В. Садыкова // Сафинские чтения – 2023. Материалы Международной научно-практической конференции, 2023. – С. 48-50.
7. Буравлева Н.А. Профилактика буллинга среди подростков методами социального театра / Н.А. Буравлева, В.В. Серяков // Научно-педагогическое обозрение, 2024. – № 1 (53). – С. 123-132.
8. Ветрова Е.В. Причины формирования девиантного поведения / Е.В. Ветрова, А.В. Никишкин, В.М. Ветров // Государственная служба и кадры, 2021. – № 5. – С. 197-199
9. Воликова С.В. Детско-родительские отношения как факторы школьного буллинга / С.В. Воликова, Е.А. Калинкина // Консультативная психология и психотерапия, 2015. – С. 138-161.
10. Гарбузова В.С. Буллинг в современной школе / В.С. Гарбузова, В.А. Сковородко // Интерактивная наука, 2021. – № 5 (60). – С. 53-54.
11. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. – №105. – С. 159-165.
12. Давыдов И.А. Методы профилактики и правовые механизмы противодействия буллинга в образовательных учреждениях / И.А. Давыдов // Детство – территория безопасности. Сборник материалов конференции, 2023. – С. 301-303.
13. Дайненко В.В. Профилактика буллинга в Российской школе / В.В. Дайненко // Подросток в мегаполисе: продолженное взросление: Сборник трудов XII Всероссийской научно-практической конфеернции с международным участием, 2019. – С. 69-73.
14. Жуков Д.А. Социальные нормы как регулятор общественных отношений / Д.А. Жуков, О.Н. Григоренко // Colloquium-journal, 2021. – № 33 (120). – С. 10-11.
15. Ильминскова В.В. Буллинг как форма проявления девиантного поведения подростков / В.В. Ильминскова // Психологическая культура и психологическое здоровье личности в современных социокультурных условиях. Региональная научно-практическая конференция, 2015. – С. 118-121.
16. Истомина А.А. Методы профилактики буллинга в современной школе / А.А. Истомина, К.А. Морнов // Труды Братского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки, 2018. – № 1 (12). – С. 15-20.
17. Каипова Ж.А. Причины девиантного поведения и факторы, влияющие на него / Ж.А. Каипова, Ж.М. Кабет, Е.Ч. Суеркулов // Вестник науки, 2023. – Т. 3. – № 6 (66). – С. 218-224.
18. Князева М.С. Профилактика буллинга у подростков / М.С. Князева // Актуальные ориентиры профилактики социальных отклонений молодежи. Сборник трудов кафедры социальной педагогики и психологии, 2018. – С. 148-151.
19. Кушка М.Г. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / М.Г. Кушка // Современное педагогическое образование, 2019. – № 10. – С. 135-137.
20. Лоренц В.В. Проблема буллинга в общеобразовательной школе: исследования, поиски, профилактика / В.В. Лоренц, Е.Д. Полунина // Тенденции развития науки и образования, 2020. – № 61-13. – С. 19-22.
21. Ляпин А.С. Профилактика буллинга в образовательной организации / А.С. Ляпин, И.С. Попова // Неделя российской психологии в ГСГУ. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 2020. – С. 43-46.
22. Норкина Е.Г. Особенности профилактики школьного буллинга / Е.Г. Норкина // Молодая наука. Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых, 2016. – С. 398-388.
23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л.Ф. /Обухова. – М.: Издательский центр Юрайт, 2013. – 460 с.
24. Психология человека от рождения для смерти. – СПб.: Прайм-Еврощзнак, 2002. – 656 с
25. Слепухина Г.В. Личностные особенности подростков с девиантным поведением / Г.В. Слепухина, Т.А. Безенкова, О.А. Андриенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2020. – Т. 9. – № 4 (33). – С. 396-401.
26. Стороженко А.В. Теоретические аспекты подросткового буллинга и психологические особенности участников буллинг-структуры / А.В. Стороженко // Наука и образование в контексте глобальной трансформации. Сборник статей X Международной научно-практической конференции, 2023. – С. 89-93.
27. Хвастунова В.С. Особенности проявления буллинга в детско-подростковой среде в современных социокультурных условиях / В.С. Хвастунова // Наследие, 2022. – № 1 (20). – С. 177-182.
28. Цепляева А.А. Проблема и профилактика буллинга в школьной среде / А.А. Цепляева, Ю.М. Войтенкова // Современные научные исследования и разработки, 2018. – Т. 1. – № 12 (29). – С. 640-642.
29. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарика, 2005. – 349 с.
30. Шереметьева И.И. Отклоняющееся поведение подростков как актуальный раздел детской психиатрии / И.И. Шереметьева, В.Н. Ведяшкин, А.Е. Строганов // Бюллетень медицинской науки, 2022. – № 2 (26). – С. 67-71.