Методы и приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 28.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе 5
1.1. Слово как предмет изучения лексики и орфографии 5
1.2. Психолого-педагогические особенности усвоения слов младшими школьниками 7
1.3. Особенности словарной работы в начальной школе 12
Глава 2. Методические основы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе 15
2.1. Методика проведения словарной работы на уроках русского языка в начальной школе 15
2.2. Пример урока по работе со словарными словами в начальной школе 18
Заключение 25
Список использованных источников 26
Деятельность учителя.Что мы с вами сейчас делали? Смогли ли вы проверить написание слова и решить орфографическую задачу?Какие слова вызвали затруднение?Что помешало вам подобрать проверочные слова?Что из этого следует?Значит, это другая орфограмма. Какая же?Как бы вы сами назвали эту орфограмму?Верно, тема нашего урока «Написание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова».Деятельность учащихсяМы подбирали проверочные слова, вставляли безударные гласные.Нет, ко всем.Вызвали затруднения слова: сороки, воробьи, синицы.Нет родственных слов, в которых буквы под ударением.Мы не можем проверить некоторые слова.Непроверяемые безударные гласные звуки.4. ЭТАП планирования.Преподаватель стремится к развитию умения анализировать и сравнивать имеющуюся информацию, а также к выработке навыков определения содержания и последовательности действий для решения задач. Его задача также включает в себя формирование культуры делового общения среди учеников и поощрение положительного отношения к мнению своих товарищей. Большое внимание уделяется развитию способности каждого ученика к сотрудничеству в рамках малых групп.Деятельность учителяПопробуйте вставить самостоятельно пропуски.Так как мы не можем проверить слова, что вы можете сделать, чтобы верно их написать?Какими словарями вы пользуетесь на уроках русского языка?Первые словари появились на Руси в 13 веке. Это были небольшие списки с толкованием ряда слов. С конца 14 века словари стали печатными (показ словарей В.Даля, С.Ожегова).Если нам надо проверить написание слова, то какой словарь нам потребуется?Деятельность учащихсяУзнать написание слова у взрослого, проверить в сети Интернет или обратить к словарю.Запомнить или посмотреть в словаре.Орфографический, толковый, этимологический, орфоэпический.Орфографический.5 ЭТАП"Открытие" нового знании.Учитель ставит перед собой ряд задач, включающих формирование базовых навыков теоретического мышления, развитие умения выявлять общие закономерности и выделение отличительных черт. Кроме того, важной целью является развитие способности к обобщению. Воспитание способности аргументированно выражать свое мнение относительно способов решения практических задач также находится в числе важных моментов. Важным направлением является формирование умения определять содержание и последовательность шагов для решения поставленных задач. Данной цели соответствует формирование умения сопоставлять свое планирование с финальным коллективно разработанным алгоритмом. Кроме того, важной является работа над приобретением навыков самоконтроля для обеспечения правильности получаемых результатов.Стимулирование развития навыков коллективного взаимодействия у учащихся является важной задачей образовательного процесса. Поддерживая положительное взаимодействие и уважение к разнообразию мнений, мы способствуем формированию у учащихся умения работать в команде. При этом важно также учитывать потребность каждого ученика в поддержке и готовность оказывать помощь другим.Деятельность учителяИтак, для запоминания написания слов с непроверяемой гласной в корне слова, нужно постараться увидеть сходство формы буквы и предмета, или найти созвучие или придумать смешную фразу. Будем действовать по алгоритму:• представь себе слово, которое нужно запомнить;• выдели в нем букву в слабой позиции;• придумай образ слова;• свяжи выделенную букву с образом любым способом. Например: сорока, у нее глаза круглые, похожи на букву «О», от сорок целый «ОР» - фразаДеятельность учащихсяДети ищут по словарю слова, проверяют написание.6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.Деятельность учителя1. Откройте учебник на с. 104 и прочтите текст сверху.2. А теперь откройте с. 105 упр.167 На какую орфограмму запишем слова?Как проверить безударную гласную в корне слова?во вторую: слова, в которых написание пропущенных букв надо запомнить.На какую орфограмму запишем слова? Как правильно записать эти слова?(вернемся еще раз к правилу, прочтем все вместе его)3. Учебник стр. 104 упр.164Прочитайте.Найдите слова с непроверяемыми гласными в корне.Ответьте на вопросы упражнения, посовещавшись в группе.Почему эти слова называются «словарными»?4. Самостоятельная работа.Учебник стр. 104 упр.163Поднимите руки, кто смог справиться с этим заданием.Деятельность учащихсяКоллективная работа у доски и в тетрадях под руководством учителя.На проверяемую безударную гласную в корне слова.Подобрать однокоренное слово так, чтобы гласная стала ударной.Ученик зачитывает слово, называет проверочное слово (помощник), доказывает свой выбор. Все варианты проверочных слов с объяснением записываются на доске.На непроверяемую безударную гласную в корне слова.Запомнить или посмотреть в орфографическом словаре.Находят орфограммы в словах, объясняют происхождение слов "земляника", "черника", "голубика", "костяника".Проводят проверку задания при помощи специальных сигнальных карточек.7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).Цель урока заключается в развитии навыков самооценки и сопереживания товарищам. Учитель ставит перед собой задачу формирования у учеников способности объективно оценивать свой прогресс и реакцию на успехи и неудачи товарищей.Деятельность учителяСмогли ли вы достигнуть поставленной цели урока?Что было новым на уроке?Что было вам известно?Чему вы научились?Перед вами лежат изображения смайликов, где вам необходимо указать сложность, с которой вы выполняли задания на уроке:Зеленый – легко;Желтый – средняя сложность;Красный – тяжело.Деятельность учащихсяПроводят рефлексию пройденного урока.8 ЭТАП Домашнее задание Учебник, с. 105, упр. 166.Таким образом, данный урок является примером реализации словарной работы на начальном этапе обучения.ЗаключениеСлово – это одна из основных единиц русского языка, которая активно изучается в школьной практике. Полноценное и всестороннее изучение слова – длительный и трудоемкий процесс, успех которого зависит от подготовки педагога. Изучением слова занимаются различные науки, в том числе лексикология и орфография. Лексикология уточняет смысловую наполненность слова, а орфография – его грамотное написание.Словарная работа на начальном этапе обучения заключается в расширении и активизации словарного запаса ребенка, в устранении ненормативной лексики, а также уточнении уже имеющихся слов.Словарная работа занимает важную часть в методике обучения русскому языку. Отличительной особенностью реализации словарной работы в начальной школе является активное обогащение, уточнение и активизация словарного запаса ребенка. Младшие школьники должны научиться не только определять орфограммы и верно подбирать буквы на письме, но и знакомиться с лексическим значением слова.Организация словарной работы предусмотрена в обоих учебно-методических комплектах, однако является недостаточной для полноценного формирования орфографической грамотности учащихся начальных классов.Чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя при работе над орфограммами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания орфограмм. То есть нужен новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка.Нами был рассмотрен пример урока по реализации словарной работы на начальном этапе обучения. С помощью проблемной ситуации младшие школьники поняли различие между словами с проверяемыми орфограммами и с теми, что надо запомнить.Список использованных источниковАзанова, Г.И. Организация словарной работы [Текст] / Г. И. Азанова // Русский язык в школе. – 2019. – №5. – С. 54-58.Арефьева, C.А. Методика обучения орфографии: страницы истории [Текст] / C. А. Арефьева // Вестник научных конференций. – 2016. – №3. – 3(7). – С. 11-12.Бессонова, Н.В. Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / Н. В. Бессонова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2020. – №4(9). – С. 142-144.Болтасева, Т.А. Словарная работа на уроках русского языка [Текст] / Т. А. Болтасева // Начальная школа. – 1999. – № 8. – С. 23-26.Глизерина, Н.Д. Обучение младших школьников правописанию в процессе работы над орфографическими ошибками [Текст] / Н. Д. Глизерина // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации : материалы X Всероссийской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 01–02 ноября 2019 года. Том Выпуск 10. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2019. – С. 44-48.Демидова, Н.И. Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений [Текст] / Н. И. Демидова. – М.: Академия, 2017. – 320 с.Ераткина, В.В. Работа над непроверяемыми написаниями[Текст] /В. В. Ераткина//Начальная школа.– 2019. –№6. – С. 94.Захарова, И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями [Текст] / И. В. Захарова // Начальная школа. – 2018. –№11. – С. 25Золотых, Н.А. Приёмы и формы работы над словарными словами на уроках русского языка [Текст] / Н. А. Золотых // Начальная школа. – 2017 – №3. – С. 9-16.Комиссарова, Л.Ю. Содержание и организация словарно-орфографической работы в непрерывном курсе русского языка [Текст] / Л. Ю. Комиссарова // Начальная школа. – 2017. – №6. – С. 84-86.Кулакова, Н.В. Словарная работа на уроках русского языка [Текст] / Н. В. Кулакова, Л. И. Автушко, М. В. Веккессер, С. В. Мамаева // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – №4. – С. 53-58.Лагун, Н.Е. Изучаем словарные слова [Текст] / Н. Е. Лагун // Пеагогика и психология. – 2019. – №11. – С.19–23.Львов, М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе [Текст] / М. Р. Львов. – М. : Прометей, 1988. – 388 с.Мали, Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах (развитие речи) [Текст] / Л. Д. Мали, С. А. Климова. – Пенза : Издательство ПГУ, 2019. – 81 с.Методика обучения русскому языку и литературному чтению : Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / под.ред. Т. И. Зиновьевой. – Москва :Юрайт, 2016. – 468 с.Окулова, Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / Г. Е. Окулова. – М.: Просвещение, 2017. – 450 с.Погодина, А.В. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций [Текст] / А. В. Погодина //Начальная школа. – 2018. – № 13. – С. 48.Подгайская, Ж.Е. Трудные слова без ошибок [Текст] / Ж. Е. Подгайская // Русский язык. – 2019. – №6. – С.10.Пономаренко, О.В. Виды словарной работы на уроках русского языка [Текст] / О. В. Пономаренко // Начальная школа. – 2016. – №5. – С. 18-20.Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1979. – 431 с.Савельева, Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе[Текст] / Л. В. Савельева //Начальная школа. – 2015. – № 7. – С. 39-47.Савинова, З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости [Текст] / З. А. Савинова // Начальная школа. – 2018. –№1. – С. 52.Самолина, Т.А. Изучение безударных гласных в корне слова во 2-4 классе [Текст] / Т. А. Самолина // Начальная школа. – 2017. – №8. – С.19-21.Симакова, Е.С. Самостоятельная работа над словарными словами: учебно-методическое пособие [Текст] / Е. С. Симакова – М.: Экзамен, 2018. – 256 с.Хритенко, М.А. Резервы орфографической грамотности младшего школьника / М. А. Хритенко // Начальная школа – 2016. №2. – с. 33-38.Шахбанова, Д. Н. Методические рекомендации по использованию упражнений при обучении орфографии в начальной школе / Д. Н. Шахбанова, Г. А. Джаватова // Материалы научной сессии профессорско-преподавательского состава, 2021. – С. 133-135.Штец, А.А. Обучение правописанию младших школьников на основе орфографических задач [Текст] / А. А. Штец // VIII Международные Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения: сборник научных работ. – Севастополь : «Шико-Севастополь», 2014. – С. 227–236.Юрина, Т.А. Принципы русской орфографии в аспекте их мотивированности языковыми законами [Текст] / Т. А. Юрина // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – №11. – С. 139–146.
2. Арефьева, C.А. Методика обучения орфографии: страницы истории [Текст] / C. А. Арефьева // Вестник научных конференций. – 2016. – №3. – 3(7). – С. 11-12.
3. Бессонова, Н.В. Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / Н. В. Бессонова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2020. – №4(9). – С. 142-144.
4. Болтасева, Т.А. Словарная работа на уроках русского языка [Текст] / Т. А. Болтасева // Начальная школа. – 1999. – № 8. – С. 23-26.
5. Глизерина, Н.Д. Обучение младших школьников правописанию в процессе работы над орфографическими ошибками [Текст] / Н. Д. Глизерина // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации : материалы X Всероссийской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 01–02 ноября 2019 года. Том Выпуск 10. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2019. – С. 44-48.
6. Демидова, Н.И. Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений [Текст] / Н. И. Демидова. – М.: Академия, 2017. – 320 с.
7. Ераткина, В.В. Работа над непроверяемыми написаниями [Текст] / В. В. Ераткина // Начальная школа. – 2019. – №6. – С. 94.
8. Захарова, И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями [Текст] / И. В. Захарова // Начальная школа. – 2018. – №11. – С. 25
9. Золотых, Н.А. Приёмы и формы работы над словарными словами на уроках русского языка [Текст] / Н. А. Золотых // Начальная школа. – 2017 – №3. – С. 9-16.
10. Комиссарова, Л.Ю. Содержание и организация словарно-орфографической работы в непрерывном курсе русского языка [Текст] / Л. Ю. Комиссарова // Начальная школа. – 2017. – №6. – С. 84-86.
11. Кулакова, Н.В. Словарная работа на уроках русского языка [Текст] / Н. В. Кулакова, Л. И. Автушко, М. В. Веккессер, С. В. Мамаева // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – №4. – С. 53-58.
12. Лагун, Н.Е. Изучаем словарные слова [Текст] / Н. Е. Лагун // Пеагогика и психология. – 2019. – №11. – С.19–23.
13. Львов, М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе [Текст] / М. Р. Львов. – М. : Прометей, 1988. – 388 с.
14. Мали, Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах (развитие речи) [Текст] / Л. Д. Мали, С. А. Климова. – Пенза : Издательство ПГУ, 2019. – 81 с.
15. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / под.ред. Т. И. Зиновьевой. – Москва :Юрайт, 2016. – 468 с.
16. Окулова, Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / Г. Е. Окулова. – М.: Просвещение, 2017. – 450 с.
17. Погодина, А.В. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций [Текст] / А. В. Погодина // Начальная школа. – 2018. – № 13. – С. 48.
18. Подгайская, Ж.Е. Трудные слова без ошибок [Текст] / Ж. Е. Подгайская // Русский язык. – 2019. – №6. – С.10.
19. Пономаренко, О.В. Виды словарной работы на уроках русского языка [Текст] / О. В. Пономаренко // Начальная школа. – 2016. – № 5. – С. 18-20.
20. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1979. – 431 с.
21. Савельева, Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе [Текст] / Л. В. Савельева // Начальная школа. – 2015. – № 7. – С. 39-47.
22. Савинова, З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости [Текст] / З. А. Савинова // Начальная школа. – 2018. – №1. – С. 52.
23. Самолина, Т.А. Изучение безударных гласных в корне слова во 2-4 классе [Текст] / Т. А. Самолина // Начальная школа. – 2017. – № 8. – С. 19-21.
24. Симакова, Е.С. Самостоятельная работа над словарными словами: учебно-методическое пособие [Текст] / Е. С. Симакова – М.: Экзамен, 2018. – 256 с.
25. Хритенко, М.А. Резервы орфографической грамотности младшего школьника / М. А. Хритенко // Начальная школа – 2016. №2. – с. 33-38.
26. Шахбанова, Д. Н. Методические рекомендации по использованию упражнений при обучении орфографии в начальной школе / Д. Н. Шахбанова, Г. А. Джаватова // Материалы научной сессии профессорско-преподавательского состава, 2021. – С. 133-135.
27. Штец, А.А. Обучение правописанию младших школьников на основе орфографических задач [Текст] / А. А. Штец // VIII Международные Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения: сборник научных работ. – Севастополь : «Шико-Севастополь», 2014. – С. 227–236.
28. Юрина, Т.А. Принципы русской орфографии в аспекте их мотивированности языковыми законами [Текст] / Т. А. Юрина // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – №11. – С. 139–146.