Дистанционное обучение: опыт КНР
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 10.09.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1 Ключевые тенденции современного образования 4
1.1 Особенности цифровизации современного образования 4
1.2 Современные тенденции в международном образовании 9
2 Оценка современного состояния и перспектив дистанционного образования в Китае 18
2.1 Государственная образовательная политика Китая в процессе глобализации и цифровизации 18
2.2 Принятие онлайн-образования в Китае: переоценка в свете изменившихся обстоятельств из-за пандемии COVID-19 24
2.3 Результаты и обсуждение 29
2.4 Перспективы дистанционного образования в Китае 37
Заключение 41
Списокиспользованныхисточников 43
Отсутствие самодисциплины и/или самоконтроля. Почти все студенты заметили, что онлайн-обучение требует большей самодисциплины, чем очное обучение. Двадцать два из них изо всех сил пытались обрести такую самодисциплину. Они сообщили о потере энергии и мотивации, а также о том, что их легко отвлекают на различные другие занятия. Семеро сообщили, что испытывают трудности с тайм-менеджментом и откладывают выполнение заданий. Четверо участников отметили, что им скучно, они выполняют несколько задач одновременно и слышали, как другие ученики делают то же самое (заходят в свой урок, а затем смотрят развлекательные видео и/или занимаются другими неакадемическими делами во время урока). Студенты даже признали отсутствие мотивации для реализации некоторых преимуществ онлайн-образования (например, повторного просмотра видеолекций).Для троих студентов эти привычки привели к отсутствию успеха по курсу в целом. Один участник упомянул, что думал, что хорошо учится на курсе, пока не получил плохую оценку на выпускном экзамене. Четверо сообщили, что успешное прохождение курса без усилий удешевило их учебный опыт. Тем не менее, шестеро отметили, что им было легко найти ярлыки и способы получить помощь при выполнении заданий, включая использование переводчиков, поиск ответов в Интернете, получение помощи от других и поиск других способов списывания на экзаменах.Три участника отметили, что лишь некоторые студенты обладают необходимой самодисциплиной и мотивацией для достижения успеха в Интернете. Один участник предположил, что только действительно умные студенты могут добиться успеха в Интернете, а другой — что только студенты с сильным самоконтролем могут добиться успеха. Они также заметили, что такой тип студентов встречается редко. Одна участница зашла так далеко, что заявила, что именно по этой причине ей не нравится онлайн-обучение: успех зависит от индивидуальной мотивации учащихся. Другой участник пришел к выводу, что онлайн-образование полезно для развития хобби, но сосредоточиться на необходимых занятиях оказалось сложнее.Отсутствие подотчетности Еще одной сильной темой, возникшей в связи с отсутствием самодисциплины, было отсутствие подотчетности. Участники заметили, что учителя нет рядом, чтобы контролировать. Поскольку они не были привлечены к ответственности, шесть участников сообщили, что приложили лишь самые поверхностные усилия для выполнения классной работы. Эта ситуация также создала возможность студентам «пообщаться» во время экзамена. Фактически, пятеро участников назвали мошенничество распространенным и непродуктивным аспектом своих онлайн-занятий, а один даже отметил, что грань между сотрудничеством и мошенничеством неясна.Студенты были не единственными актерами, которым не хватало ответственности. По крайней мере, 5 участников высказали мнение, что учителя недостаточно строги, что и ученики, и учителя не прилагают особых усилий к урокам. Как минимум в трех случаях участники отметили отсутствие вовлеченности со стороны преподавателя: преподаватель просто размещал материалы в Интернете и никогда не общался со студентами.Отсутствие строгости и/или качества. По мнению 34 студентов, онлайн-курсы оказались менее эффективными, чем очные курсы. Пятеро предположили, что курсы были разработаны неэффективно или что методы обучения и техническая поддержка были не очень высокого качества.Двадцать шесть участников сообщили, что онлайн-курсы были проще, чем очные курсы, при этом 22 участника отметили, что средние оценки были выше. Это явление было названо как положительным, так и отрицательным аспектом онлайн-курсов. По крайней мере шесть участников отметили, что студенты сосредоточились только на получении баллов и не узнали так много: они не читали и не смотрели весь материал, а просто просматривали и извлекали только минимальное количество информации, необходимое для выполнения заданий. Дюжина участников отметила, что сильная зависимость от переводчиков мешает обучению. Одиннадцать участников отметили, что было очень легко свести к минимуму необходимые усилия и что экзамены не были строгими.Пять участников отметили, что они уже не могут вспомнить ничего из того, что изучали на онлайн-курсе в предыдущем семестре. Даже когда им бросали вызов, они утверждали, что они лучше запоминали учебный материал на очных курсах. Один участник даже предположил, что на своих онлайн-курсах он узнал от семидесяти до восьмидесяти процентов того, что он обычно изучает на очном курсе.Трое участников также сообщили о разочаровании ценностью своих международных занятий. По словам некоторых студентов, эти курсы обычно обходятся студентам дороже, но иногда они состоят только из презентаций в PowerPoint. Студентам также было трудно понимать своих иностранных преподавателей и общаться с ними из-за разницы во времени. Общий вывод заключался в том, что, хотя их родители потратили много денег на эти курсы, они не получили адекватного обучения.Отсутствие взаимодействия По словам восьми участников, задавать вопросы было труднее. Это наблюдение отличалось от тех, кто считал, что это проще, но большинство участников считали, что общаться с учителем онлайн сложнее. Когда их спросили о причинах, по крайней мере трое участников ответили, что многие студенты стесняются инициировать общение в Интернете. Было трудно почувствовать, что знаешь преподавателя, особенно если преподаватель редко общался с учениками в режиме реального времени. Студентам также приходилось ждать, пока учитель ответит на вопросы, поэтому задавать вопросы отнимало много времени.Студенты также боролись с коммуникативными барьерами. Один участник отметил аспект, который его удивил: с учителями было трудно познакомиться… «Они были загадочными. Можно было услышать их голос, но не увидеть их лица». Студентам было трудно понять своих преподавателей, особенно на курсах английского языка с погружением. У студентов не было возможности немедленно попросить разъяснений или попросить преподавателя изменить их общение. Преподаватели иногда неправильно понимали их вопросы. Некоторые участники сообщили, что им «трудно найти помощь или знать, как ее искать».Помимо невозможности общаться со своим преподавателем, участники отметили, что они не могут общаться со своими одноклассниками так же, как на очных занятиях. Они сообщили, что «трудно понять, что думают» и/или испытывают другие студенты. Им также было «труднее [общаться] с другими студентами» или понимать материал, разговаривая с ними.Трудности в обучении Несмотря на то, что некоторые участники сообщили, что «онлайн-курсы были проще», другие отметили, что им действительно трудно понять материалы курса. Один участник отметил, что презентации PowerPoint и видео труднее усваиваются, чем личное общение с учителем. В частности, студент нашел международные (английские) занятия онлайн более сложными, потому что у студентов не было одноклассников, которые могли бы помочь им понять учителя.Другие негативные аспекты Участники упомянули ряд других негативных моментов, связанных с онлайн-курсами. По крайней мере десять кратко упомянули технологические трудности, в частности плохое подключение к Интернету. Один из участников отметил, что «даже учителям стало скучно» постоянно преподавать одно и то же на курсах китайского языка. Участники упомянули о физическом воздействии онлайн-курсов на их зрение, а один участник просто описал опыт постоянного просмотра компьютера или мобильного телефона как «очень ужасный».Говоря о своем опыте прохождения онлайн-курсов, участники, как правило, сравнивали этот опыт с опытом, полученным на очных курсах. Почти неизбежно онлайн-образование пострадало от этого сравнения. В дополнение к тому, что учителя используют лучшие методы и лекции являются эффективным способом преподавания, участники сообщили о лучшем взаимодействии, более богатой среде обучения и большей ответственности как о преимуществах очных курсов.Лучшее взаимодействие Участники отметили, что очные занятия лучше, потому что студент «может напрямую общаться с преподавателем и задавать вопросы» о тех частях лекции, которые он/она не понял. Преподаватель может ответить на вопрос в режиме реального времени. Это взаимодействие было очень значимым для студентов, помогая им найти способы ответить на вопросы. Один участник отметил, что «отношения с учителем становятся лучше», потому что ученик может собрать невербальные подсказки об учителе. Они видят лицо учителя. Даже когда на них давили по этому поводу (а как насчет онлайн-видео?), участники настаивали, что они могли бы более эффективно получать такого рода информацию лично. Студенты также отметили возможность взаимодействия и сотрудничества со своими одноклассниками как преимущество очных курсов. Только один участник отметил, что пребывание в физическом классе заставило его нервничать.Комплексный опыт Участники также отметили качество своего опыта очного обучения как преимущество. Девять участников упомянули «опыт обучения в колледже», который, по-видимому, включал в себя построение отношений (как личных, так и профессиональных), развитие социальных навыков и идеалов, а также приобретение профессиональных знаний. Участники также охарактеризовали очное обучение как более реалистичное, возможно, ссылаясь на его осязаемость или практичность.Подотчетность Участники также отметили подотчетность как заметное преимущество очного обучения. Они сообщили, что проявляют больше терпения на очных занятиях и уделяют больше внимания. Участники заметили, что процесс подготовки и посещения физического класса помог им сосредоточиться так, как это не удалось сделать в других средах, таких как библиотеки и кафе. Им было легче преодолеть свою склонность к лени и сосредоточиться, когда их окружали другие, делающие то же самое под непосредственным руководством инструктора. Они сообщили о своем опыте, согласно которому присутствие инструкторов предотвращало мошенничество, как прямо, так и косвенно. Участники признали, что учащиеся все еще были озабочены оценками в очном классе, но структура уроков усложняла получение этих баллов, не выполняя задания. В физическом классе труднее понять суть, и для этого им приходится усваивать больше информации и понимать контекст (больше думать). Однако не все участники нашли эту структуру полезной. Одна участница отметила, что ей было труднее успевать на очных занятиях, возможно, потому, что это были занятия с погружением в английский язык. Пятеро отметили, что лекционные занятия более эффективны, а традиционные учителя имеют больше способов преподавания.Перспективы дистанционного образования в КитаеНа вопрос, будут ли они рассматривать возможность онлайн-диплома (исходя из текущих условий), 38 участников ответили отрицательно. Они беспокоились, что это «не официально» и «не будет принято бизнесом» в качестве законного удостоверения личности. Эта обеспокоенность отсутствием легитимности распространилась на восприятие общества в целом. В некоторых случаях участники предположили, что онлайн-образование имеет «низкое качество» и является «пустой тратой денег», и что студентам обычно не хватает самодисциплины, чтобы сделать его эффективным, ссылаясь на наблюдения из своего опыта использования онлайн-курсов. Пять студентов отметили, что, по их мнению, лично им не подходит онлайн-обучение, и что они лучше учатся на очных занятиях. Другие признают, что не стали бы поступать на онлайн-программу, потому что у них есть другие варианты. Некоторые участники четко оговорились, что они не будут рассматривать получение степени онлайн, но могут рассмотреть некую гибридную модель, включающую как онлайн, так и очную курсовую работу.Лишь около пяти участников заявили, что будут заинтересованы в онлайн-дипломе, и трое из них были условными. Эти участники выражают оптимизм по поводу того, что онлайн-образование станет тенденцией в будущем. Они отметили улучшения в онлайн-образовании после пандемии. Они сочли это эффективным способом обучения и предположили, что некоторые типы степеней/курсов могут быть приемлемыми. Трое участников отметили интерес к онлайн-дипломам. Участники также предположили, что онлайн-дипломы могут быть полезны другим людям — людям, которые обычно не смогли бы получить степень. Например, онлайн-образование «можно использовать в чрезвычайных ситуациях». Один участник сказал, что если студенты просто хотят получить сертификат без обучения, это предпочтительнее, а другой отметил, что получить степень онлайн может быть проще.Участников спросили, при каких условиях они рассматривают возможность получения онлайн-диплома, и они предоставили исследователям длинный список условий. Эти положения можно разделить на четыре категории: общественное мнение, качество, подотчетность и особые обстоятельства.Общественное мнение Тридцать восемь участников отметили, что восприятие онлайн-образования должно измениться. Не в последнюю очередь правительству необходимо было поддержать онлайн-образование. Такое одобрение может быть мотивировано общим мнением общества или влиять на это мнение. Мнения родителей должны были измениться, и в некоторых случаях это также зависело от изменения мнения участников. Предприятиям необходимо будет продемонстрировать, что они принимают онлайн-дипломы так же, как они ценят очные степени. Четверо студентов упомянули, что известные университеты, предлагающие такие степени, могут мотивировать их собственное мнение об онлайн-образовании.Качество Еще одной областью, которую участники отметили и которую необходимо изменить, было качество онлайн-образования. Они предположили, что онлайн-диплом мог бы быть привлекательным, если бы курсы были более строгими, если бы размер классов был ограничен десятью-двадцатью студентами, если бы существовали более эффективные средства взаимодействия с учителем и другими студентами и если бы технология была улучшена. Участники отметили, что учителям необходимо совершенствовать свои методы, чтобы сделать урок более интересным и создать «такую же атмосферу», как в обычном классе. Помимо улучшения дизайна и структуры онлайн-опыта, участники упомянули об увеличении ресурсов, доступных в онлайн-классах, предполагая, что доступные в настоящее время ресурсы не очень хороши.Подотчетность Участники предположили, что онлайн-образование требует большей подотчетности. Популярным было предложение о том, что онлайн-курсы нуждаются в каком-то личном контроле, чтобы студенты могли сосредоточиться и препятствовать списыванию, хотя многие участники признали, что установить такие меры защиты будет сложно. Участники согласились, что преподавателям придется найти системный способ помочь учащимся сосредоточиться на учебе.Доступность Наконец, участники признали, что существуют внешние смягчающие обстоятельства, которые могут мотивировать более широкое признание онлайн-образования. Они отметили, что относительно низкая стоимость онлайн-обучения может способствовать более широкому признанию. Они предположили, что некоторые занятия можно проводить онлайн, что повышает вероятность получения гибридных степеней. Они признали, что для некоторых людей онлайн-диплом лучше, чем отсутствие диплома вообще, и что даже в их собственных ситуациях им может быть легче получить некоторые виды сертификации или рабочих навыков в Интернете. Кроме того, участники отметили, что некоторым студентам по темпераменту подходит онлайн-обучение, хотя подразумевалось, что такие студенты оказались в меньшинстве.Таким образом, можно заключить следующее по результатам второй главы.Это исследование сосредоточено на китайских студентах, посещающих университеты в одной провинции. Было бы полезно провести параллельные исследования в других провинциях. В данной статье также уделяется внимание взглядам студентов. В будущем получение информации от других заинтересованных сторон, например, преподавателей, руководителей университетов или членов правительства, позволит глубже изучить китайское население в более широком смысле.До того, как пандемия COVID-19 вынудила заниматься онлайн, китайские студенты крайне негативно относились к онлайн-образованию как к средству получения высшего образования. Онлайн-образованию не хватало легитимности традиционных университетов, а также имелись значительные технические и практические препятствия, которые препятствовали всеобщему признанию. В результате пандемии образовательные учреждения были вынуждены использовать эту среду и вкладывать значительные средства в инфраструктуру онлайн-образования. Таким образом, студенты, которые в противном случае не стали бы использовать онлайн-обучение, были вынуждены это сделать. Опыт студентов в онлайн-обучении по-прежнему, как правило, был неоптимальным, при этом большинство студентов по-прежнему предпочитали очное обучение. Однако большинство студентов признали, что их общие впечатления от онлайн-обучения оказались более позитивными благодаря полученному опыту. Кроме того, если бы было более широкое признание легитимности онлайн-дипломов и улучшения в сфере подотчетности как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей, тогда онлайн-образование могло бы стать потенциально жизнеспособным вариантом для обслуживания другой половины населения Китая. Таким образом, общий вывод этого исследования заключается в том, что Китай, возможно, постепенно приближается к более широкому принятию онлайн-образования. Хотя в настоящее время Китай, похоже, не готов принимать онлайн-дипломы, недавний опыт онлайн-образования еще больше открыл дверь к его допустимости в будущем.ЗаключениеТакимобразом,можно сделать следующие выводы.Следовательно, на основе нашего анализа можно сделать следующие выводы о том, как оптимизировать взаимодействие в международном образовании.1. Инвестирование в научно-исследовательскую деятельность с привлечением широкого круга заинтересованных специалистов, потенциальных работодателей и выполнение функций популяризации науки и образования. Правительство Китая реализует долгосрочные масштабные проекты по финансированию и развитию образования и науки. Эти проекты предусматривают расширение потенциала педагогов как за счет государственных расходов на обучение, так и за счет использования дистанционного обучения.2. Внедрение мировых стандартов сертификации качества, прозрачности содержания и результатов образовательного процесса. Известно, что Китай предоставляет образовательные услуги почти 10% всех иностранных студентов в мире (). Среди мировых рейтингов университетов страны Азии, в частности Китай, создают значительную конкуренцию университетам Европы и США.3. Поощрение и национальное признание международного опыта сотрудничества в сфере образования. Таким образом, к 2015 году правительство Китая подписало соглашения о признании степеней и квалификаций с 34 странами мира.4. Формирование эффективной системы управления коммуникациями в высших учебных заведениях с целью развития диверсификации экспорта/импорта образовательных услуг. Широкая государственная поддержка языковых курсов, как для освоения китайского иностранцами, так и создания в стране двуязычной системы образования.5. Либерализация образовательного пространства, которое будет состоять из его пластичности, прагматизма, инновационности и инклюзивности. Некоторые позитивные сдвиги в этом отношении уже имеют место в образовании Китая, но этот принцип, скорее всего, станет направлением возможных дальнейших реформ и преобразований.Пандемия внесла значительные коррективы в привычную жизнь людей, не оставив без изменения ни одну сферу, в том числе, и сферу образования, показав все минусы и плюсы действующих систем. Дистанционный формат обучения стал возможностью, находясь вне образовательного учреждения, обучаться и получать качественные знания. Данный формат стал новой точкой в образовании, которую необходимо было пройти, изучить и преобразовать в будущем. Онлайн-обучение – это и плюсы, и минусы, но, безусловно, для ситуаций, когда нет возможности учиться в режиме офлайн, данная система работает.СписокиспользованныхисточниковБорисова Е. В. Роль преподавания в цифровой системе образования // Человеческий капитал. - 2020. - № 3. -С. 104-110. - DOI: 10.25629/HC.2020.03.11.Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25–36. DOI: 10.18 384/2310-7219-2018-3-25-36.Ивановский Б. Г. Цифровизация высшего образования в Европе и России: преимущества и риски // Соц. новации и соц. науки. - 2021. - № 1. - С. 80-95. - DOI: 10.31249/snsn/2021.01.07.Киселев А. А. Дистанционное обучение студентов: проблемы и перспективы его развития после пандемии коронавируса // Развитие образования. - 2020. - № 2. - С. 97-100. - D0I:10.31483/r-75354.Кузнецов,Н.В.Онлайн-образование:ключевыетрендыи препятствия//E-Management.–2019.–Т. 2,No 1.–С.19–25.https://doi.org/10.26425/2658-3445-2019-1-19-25.Лабуз Л. С., Мазаева Л. Н. Информационные технологии в высшем профессиональном образовании: проблемы и перспективы // Концепт. - 2016. - Т. 37. - С. 90-95.Леган М. В., Рояк М. Э., Горбунов М. А. Система электронного обучения DiSpace 2.0 – основополагающий элемент цифровой образовательной среды (экосистемы) НГТУ // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3520–3531. DOI: 10.15372/ PEMW20200115.Логинова А. С., Одинокова А. В., Гаврилова В. Е. Внедрение цифровых технологий в образовательные процессы: теория и практика [Электронный ресурс] // Вестн. Воронежского гос. университета. Серия: Право. -2020. - № 4. - С. 317-331. - URL: https://doi.Org/10.17308/vsu.proc.law.2020.4/3180.Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты [Электронный ресурс] // Вестн. Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2020. - Т. 13, вып. 1. - С. 84-101. - URL: https:// doi.org/10.21638/spbu12.2020.106Москалюк В. С. Понятие и сущность цифровизации системы образования // Наука и образование сегодня. -2019. - № 10. - С. 15-17.Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Цифровое образовательное пространство: проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3418–3427. DOI: 10.15372/PEMW2020.Неборский Е. В., Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., Наумова Т. А., Анисимов А. Е. Переход на дистанционное обучение в условиях COVID-19 в оценках профессорско-преподавательского состава // Перспективы науки и образования. 2020. No 4. С. 99–110. DOI: 10.32744/ pse.2020.4.6.Об университете 20.35: АНО «Университет НТИ 2035» [Электронный ресурс]. - URL: https://2035.university/ about (дата обращения: 22.03.2024).Петрунева Р. М., Васильева В. Д., Петрунева Ю. В. Цифровое студенчество: мифы и реальность // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 11. С. 47–55. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-11-47-55.Собольников В. В. Цифровая трансформация как фактор развития виртуальной личности // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3601–3610. DOI: 10.15 372/ PEMW20200123. Соколовская И. Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID19 и самоизоляции // Цифровая социология. 2020. Т. 3, № 2. С. 46–54. DOI: 10.26425/2658-347X-2020-2-46-54Черная Е. А. Понятия дистанционного и электронного (дистанционного) обучения, опыт применения в Великобритании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 171–174.Черных С. И. Личностная экосистема в условиях цифровизации // Проблемы формирования правового социального государства в современной России : материалы XV Всерос. нац. науч. -практ. конф. Новосибирск, 2019. С. 8–11.Черных С. И. Цифровизация образования как дизруптивная инновация // Проблемы высшего образования и современные тенденции социогуманитарного знания (VIII Арсентьевские чтения) : сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Чебоксары, 2020. С. 254–258. DOI: 10.31483/r-53748.
1. Борисова Е. В. Роль преподавания в цифровой системе образования // Человеческий капитал. - 2020. - № 3. -С. 104-110. - DOI: 10.25629/HC.2020.03.11.
2. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25–36. DOI: 10.18 384/2310-7219-2018-3-25-36.
3. Ивановский Б. Г. Цифровизация высшего образования в Европе и России: преимущества и риски // Соц. новации и соц. науки. - 2021. - № 1. - С. 80-95. - DOI: 10.31249/snsn/2021.01.07.
4. Киселев А. А. Дистанционное обучение студентов: проблемы и перспективы его развития после пандемии коронавируса // Развитие образо-вания. - 2020. - № 2. - С. 97-100. - D0I:10.31483/r-75354.
5. Кузнецов,Н.В.Онлайн-образование:ключевыетрендыи препят-ствия//E-Management.–2019.–Т. 2,No 1.–С.19–25.https://doi.org/10.26425/2658-3445-2019-1-19-25.
6. Лабуз Л. С., Мазаева Л. Н. Информационные технологии в высшем профессиональном образовании: проблемы и перспективы // Концепт. - 2016. - Т. 37. - С. 90-95.
7. Леган М. В., Рояк М. Э., Горбунов М. А. Система электронного обучения DiSpace 2.0 – основополагающий элемент цифровой образовательной среды (экосистемы) НГТУ // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3520–3531. DOI: 10.15372/ PEMW20200115.
8. Логинова А. С., Одинокова А. В., Гаврилова В. Е. Внедрение циф-ровых технологий в образовательные процессы: теория и практика [Элек-тронный ресурс] // Вестн. Воронежского гос. университета. Серия: Право. -2020. - № 4. - С. 317-331. - URL: https://doi.Org/10.17308/vsu.proc.law.2020.4/3180.
9. Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты [Электронный ресурс] // Вестн. Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2020. - Т. 13, вып. 1. - С. 84-101. - URL: https:// doi.org/10.21638/spbu12.2020.106
10. Москалюк В. С. Понятие и сущность цифровизации системы обра-зования // Наука и образование сегодня. -2019. - № 10. - С. 15-17.
11. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Цифровое образовательное пространство: проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3418–3427. DOI: 10.15372/PEMW2020.
12. Неборский Е. В., Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., Наумова Т. А., Анисимов А. Е. Переход на дистанционное обучение в условиях COVID-19 в оценках профессорско-преподавательского состава // Перспективы науки и образования. 2020. No 4. С. 99–110. DOI: 10.32744/ pse.2020.4.6.
13. Об университете 20.35: АНО «Университет НТИ 2035» [Электронный ресурс]. - URL: https://2035.university/ about (дата обращения: 22.03.2024).
14. Петрунева Р. М., Васильева В. Д., Петрунева Ю. В. Цифровое сту-денчество: мифы и реальность // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 11. С. 47–55. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-11-47-55.
15. Собольников В. В. Цифровая трансформация как фактор развития виртуальной личности // Профессиональное образование в современном ми-ре. 2020. Т. 10, № 1. С. 3601–3610. DOI: 10.15 372/ PEMW20200123.
16. Соколовская И. Э. Социально-психологические факторы удовле-творенности студентов в условиях цифровизации обучения в период панде-мии COVID19 и самоизоляции // Цифровая социология. 2020. Т. 3, № 2. С. 46–54. DOI: 10.26425/2658-347X-2020-2-46-54
17. Черная Е. А. Понятия дистанционного и электронного (дистанци-онного) обучения, опыт применения в Великобритании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 171–174.
18. Черных С. И. Личностная экосистема в условиях цифровизации // Проблемы формирования правового социального государства в современной России : материалы XV Всерос. нац. науч. -практ. конф. Новосибирск, 2019. С. 8–11.
19. Черных С. И. Цифровизация образования как дизруптивная инновация // Проблемы высшего образования и современные тенденции социогуманитарного знания (VIII Арсентьевские чтения) : сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Чебоксары, 2020. С. 254–258. DOI: 10.31483/r-53748.