МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 29.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Сделать процесс изучения трудных слов более эффективным - непростая задача, требующая от современных учителей немалой изобретательности.Недостаточно, чтобы ученики знали грамматические явления. Важно, чтобы значение было прочно закреплено и могло быть "перенесено" на другие языковые явления, с которыми сталкивается ученик. Благодаря многократной отработке лексики ученики усваивают ее значение и могут быстро и точно применять полученные знания на практике.Практические упражнения не только закрепляют знания детей, но и помогают им уточнять, развивают способность к самостоятельной работе и укрепляют навыки мышления. Детям постоянно приходится анализировать, сравнивать, составлять словосочетания и предложения, абстрагироваться и обобщать. Благодаря упражнениям знания становятся систематическими и автоматическими.Цель данного материала - представить систему обучения лексике на уроках русского языка. Для этого фонетика, орфография, словообразование, морфология, лексика и синтаксис должны изучаться в определенных взаимосвязях, чтобы все аспекты слова рассматривались как единое целое. Таким образом, создаются условия для формирования у учащихся многогранного подхода к языку и исключения механического запоминания.Фонетика. Основные положения фонологической практики заключаются в том, что дети должны уметь легко слышать произносимые слова, соответствующие им звуки и расположение этих звуков, а также уметь внутренне анализировать звуковые формы слов при их произнесении. Все это способствует формированию фонематического слуха и речевой моторики.В результате практической деятельности дети приобретают знания о слогах, звонких и незвонких согласных, твердых и мягких согласных, ударении, ударных и неударных гласных, алфавите. В результате практических занятий они осознают, что звуки и буквы - это не одно и то же и что написание слов может отличаться от того, как они их слышат.Зрение играет важную роль в раннем обучении. Этот тип памяти имеет решающее значение при знакомстве с лексикой. Поэтому очень важны тренировка слов по карточкам, диктовка слов по картинкам и словарный диктант. Хотя эти виды тренировок используются очень часто, монотонные форматы, связанные со словами, написание которых невозможно проверить, как правило, не дают желаемых результатов.Особенно важно использовать разнообразные методы и приемы, которые более эффективно помогают надолго запомнить правильное написание словарных слов.Упражнения:Выпишите слова, содержащие мягкие согласные:бер…г, в..кзал, з..мл..ника, ж…л..зо, г..рох, уч..ник, пл..ток, с..рень, к…пуста.Выпишите слова, начинающиеся на букву:р, т, м, о, и,д.Запишите слова с мягкими знаками в середине слова и в конце слова.Орфография. Особое значение на уроках русского языка имеет развитие орфографической зоркости учащихся. Для этого ученики тренируются выделять "опасные" места в словах, то есть орфограммы; находить в тексте то, что "спрятал" автор; пропускать "дырявое" письмо, то есть буквы, которые можно перепутать; находить лишние слова с другим правописанием. Они также работают над исправлением грамматических ошибок там, где есть грамматические ошибки. Умение находить ошибки у других в предложенных заданиях помогает ученикам научиться устранять свои собственные ошибки и предотвращать их появление. Ученики проявляют большой интерес к составлению слов. Это следующее направление классификации. В результате повторения морфемного состава совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется понимание роли приставок и суффиксов в словообразовании, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение правильно употреблять в письменной речи приставочные и суффиксальные словарные слова. Эти способности развиваются с помощью разнообразных упражнений.Упражнения:От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.Найдите в тексте родственные слова.Железнодорожные станции - это ворота в город. В небольших городах есть одна или две железнодорожные станции. В некоторых городах много вокзалов. На вокзалах есть склады. С вокзального почтового отделения можно отправлять телеграммы. На станции есть медицинский центр. Он страстно хотел малины от медвежат. Он тайком от медведя убежал в малиновые поля. На малиновой грядке тихо и пахнет малиновым вареньем.Морфология. Морфологические упражнения направлены на ознакомление учащихся с морфологической структурой русского языка. Практические упражнения по различным типам частей речи включают группировку отдельных слов в определенные группы, различение и определение форм частей речи, падежа, времени, лица, числа и т.д.Упражнения:Выпишите в три столбика слова из словаря, в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.Сопоставьте лексику с похожими словами разных частей речи (адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер).Синтаксис.Практика синтаксиса призвана закрепить полученные детьми теоретические сведения о синтаксисе, показать им роль языковых единиц в речи и межличностном общении, помочь понять структуру словосочетаний и предложений, состав и организация которых просты, и дать им возможность осознанно конструировать словосочетания и предложения. Цель. Практика анализа предложенных словосочетаний и предложений и составления собственных предложений помогает учащимся понять синтаксическую структуру родного языка и успешно выражать свои мысли в форме предложений. Упражнения на пунктуацию обычно выполняются вместе с синтаксическими упражнениями.Упражнения:Составьте предложение с данными словами (Ветер, капуста, осина, товарищ).Составьте предложение (Огород, растет, в, картофель).Словарная работа содержит различные цели и содержание.1. иногда целью является ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), которые дети понимают неправильно или неточно2. иногда цель - грамматическая: освоить грамматические формы, которые трудны для детей (например, родительный падеж множественного числа существительных: носки, но чулки; волосы, голова, апельсин, килограмм).3. лексическая практика может быть направлена на обучение детей орфоэпическому произношению слов и соблюдению нормативных ударений (например, щавель, позвонит, красивее, километр) и др.4. словарно-орфографическая практика необходима для освоения написания слов, орфография которых не подтверждается.ЗаключениеМожем подвести итоги: мы рассматривали различные способы изучения лексики. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки. Изучение слов эффективно с точки зрения пополнения словарного запаса. Однако они быстро надоедают и не могут объяснить значение слов.Чтение по буквам развивает артикуляционный аппарат, а также орфографическую зоркость и особенно подходит для первоклассников. Однако при самостоятельном использовании этот метод не объясняет слова и не работает со словами. Этимология слов объясняет слова и поддерживает орфографию.Ассоциативный метод интересен и увлекателен, развивает ассоциативное мышление детей и эффективен, но не предполагает работы со словами и не объясняет значения слов.Учитывая, что большое количество механического запоминания может замедлить развитие способностей детей и снизить их творческий потенциал, необходимо всегда включать в уроки эмоциональное и метафорическое мышление, а также логическое мышление. Это сделает уроки более интересными и эффективными.Каждому приему в отдельности чего-то не хватает, но если хотя бы два из них сочетаются, то они уже дополняют друг друга, как будто всегда должны были быть вместе. Таким образом, гипотеза о том, что гармоничное сочетание приемов обучения лексике на уроках русского языка для детей младшего школьного возраста с учетом современных методик повышает эффективность усвоения материала и качество знаний учащихся средней школы, подтверждается.Гармоничное сочетание описанных методов мы представляем следующим образом:1. знакомство со словом (проговаривание, этимология)2. создание ассоциативного образа3. работа со словом 4. словарный диктантЭтот метод позволяет детям легко усваивать лексику, правильно использовать ее в разговоре, расширять словарный запас и развивать ассоциативные навыки. Кроме того, обучаясь таким образом, ученики получают удовлетворение от проделанной работы. Известно, что словарный запас велик, и ученики запоминают его как можно больше. Главная проблема заключается в умении их запоминать. Не все ученики умеют правильно владеть техникой запоминания. На мой взгляд, учителя русского языка могли бы помочь своим ученикам за один-два урока. Достаточно объяснить, как "работает" память, какие типы памяти выделяют психологи и как определить свой тип памяти. У одних людей высокая зрительная память, у других - слуховая. Поэтому на уроках нужно использовать как можно больше видов памяти и сложные методы запоминания.Словарные занятия на уроках русского языка в начальной школе - одно из главных звеньев в разнообразной работе по развитию речевых навыков учащихся. Овладение лексикой письменного языка является необходимым условием для овладения учащимися родным языком: его орфографией, правописанием, грамматикой, правильным словоупотреблением и, наконец, общей связной речью.Методы изучения правописания словарных слов необходимы. Это связано с тем, что эти слова составляют 10 % нашей речи и их трудно запомнить.Самое главное - гармонично сочетать различные методы. Это должно быть интересно детям, а поскольку каждое сложное слово индивидуально и каждый ученик индивидуален, необходимо прибегнуть к чему-то, что поможет детям лучше запомнить слова.Список используемой литературыАгафонов В. В. "Неправильные правила" для словарных слов - и не только".Ассоциативный орфографический словарик для начальной школы. — М.: Ювента, 2007. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии. – М.: Просвещение, 1989.Волина В. В. «1000 игр с буквами и словами» -м.: Аст-пресс,1996г. Волина В.В. «Откуда пришли слова» С – П., «Дидактика плюс» 1997 гВыготский Л.С. «Мышление и речь» - Астрель - 2011Гобова Е. Понимать детей — дело интересное. — М., 1999.Гордеев Э.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. 1995. № 1.Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»— М.: Русский язык, 1978Дубовец З.В. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи // Начальная школа.- 2004.-№ 3.Емельянова Е. Н. Соболева А. Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом.Ераткина В.В. Приемы обучения непроверяемым написаниям // НШ.- 1992. - №7-8Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск, 1992.Зегебарт Г. М. "Учение без мучения. Коррекция дисграфии" Издательство Генезис М.Иншакова О. Б «Словарные слова в образах и картинках», Владос, 2004Канакина В. П. Работа с трудными словами в начальной школе: пособие для учителя/ В. П. Канакина.- М.: Просвещение, 2007.Кирюшкина Е.А. «Удивительный словарь. Посмотрел и запомнил», ТЦ Сфера 2007 г.Конкина Ю.А. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. 2004. № 7.Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3.Пб.: Питер, 2009. -96.: ил. – (Серия “Детскому психологу”).Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. — М.: Дрофа, 2002.Леонтьев А.А. «Язык, речь, речевая деятельность» - М.: Просвещение, 1969.Лопухина И.С «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи» - «Аквариум», 1995 г.М.Р. Львов, В.Г. Горецкий , О.В. Сосновская «Методика преподавания русского языка в начальных классах» Академия, 2007Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. - 2-е изд. - М., 2001Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс"Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. «Русский язык в школе» № 3, 2000г.Парамонова Л. Г. "Как овладеть правописанием "словарных" слов". Союз, 2005Погодина А. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций // Начальная школа. 2010. № 13.Ржавичева Н.В. Методическая разработка по русскому языку на тему: «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
2. Ассоциативный орфографический словарик для начальной школы. — М.: Ювента, 2007.
3. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии. – М.: Просвещение, 1989.
4. Волина В. В. «1000 игр с буквами и словами» -м.: Аст-пресс,1996г.
5. Волина В.В. «Откуда пришли слова» С – П., «Дидактика плюс» 1997 г
6. Выготский Л.С. «Мышление и речь» - Астрель - 2011
7. Гобова Е. Понимать детей — дело интересное. — М., 1999.
8. Гордеев Э.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. 1995. № 1.
9. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»— М.: Русский язык, 1978
10. Дубовец З.В. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи // Начальная школа.- 2004.-№ 3.
11. Емельянова Е. Н. Соболева А. Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом.
12. Ераткина В.В. Приемы обучения непроверяемым написаниям // НШ.- 1992. - №7-8
13. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск, 1992.
14. Зегебарт Г. М. "Учение без мучения. Коррекция дисграфии" Издательство Генезис М.
15. Иншакова О. Б «Словарные слова в образах и картинках», Владос, 2004
16. Канакина В. П. Работа с трудными словами в начальной школе: пособие для учителя/ В. П. Канакина.- М.: Просвещение, 2007.
17. Кирюшкина Е.А. «Удивительный словарь. Посмотрел и запомнил», ТЦ Сфера 2007 г.
18. Конкина Ю.А. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. 2004. № 7.
19. Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3.Пб.: Питер, 2009. -96.: ил. – (Серия “Детскому психологу”).
20. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. — М.: Дрофа, 2002.
21. Леонтьев А.А. «Язык, речь, речевая деятельность» - М.: Просвещение, 1969.
22. Лопухина И.С «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи» - «Аквариум», 1995 г.
23. М.Р. Львов, В.Г. Горецкий , О.В. Сосновская «Методика преподавания русского языка в начальных классах» Академия, 2007
24. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. - 2-е изд. - М., 2001
25. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс"
26. Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. «Русский язык в школе» № 3, 2000г.
27. Парамонова Л. Г. "Как овладеть правописанием "словарных" слов". Союз, 2005
28. Погодина А. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций // Начальная школа. 2010. № 13.
29. Ржавичева Н.В. Методическая разработка по русскому языку на тему: «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"