Развитие художественного восприятия младших школьников на урока Изо в процессе изучения народных промыслов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 29 29 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 29.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития художественного восприятия у детей младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие художественного восприятия в психологии 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 10
1.3 Особенности развития художественного восприятия у детей младшего школьного возраста 12
Глава 2. Методические основы развития художественного восприятия у детей младшего школьного возраста на уроках ИЗО в общеобразовательной школе 15
2.1. Методы и приемы развития художественного восприятия младших школьников 15
2.2 Урок ИЗО: структура, значение в развитии художественного восприятия у младших школьников 19
2.3. Методические рекомендации по развитию художественного восприятия младших школьников на уроке ИЗО в процессе изучения народных промыслов 24
Заключение 27
Список литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Образное мышление – это вид мышления, основанный на представленияхи образах. Важной характеристикой этого мышления является установлениенепривычных, невероятных связей предметов и их качеств. Как и взрослые,дети нередко используют прием гиперболизации (преувеличение отдельныхпризнаков). В изображаемом предмете или явлении они выделяют то, что на ихвзгляд, особенно значимо.Изучив внимательно требования к урокам изобразительного искусства в школе, было установлено, что помимо рисования с натуры в общую школьную программу включено следующее: задания на составление узоров, оформлению альбомов, задания по декоративному оформлению помещений. Такие задания направлены на развитие творческих способностей учащихся и привлечения их к общественно полезной работе.Задача декоративного рисования состоит в том, чтобы школьники могли ознакомиться с ключевыми принципами декоративно-прикладного искусства. На уроке изобразительного искусства (ИЗО) в школе при обучении навыкам декоративного рисования дети познают составление узоров, законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского народа, народов братских республик и других народов.На уроках изобразительного искусства в школе в рамках занятий тематическим рисованием дети получают следующие навыки: изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, изображения на темы, придуманные самими детьми. Рисование на темы направлено на развитие ребенка: развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства.На уроке ИЗО посредством рисунка-композиции дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Отдельно нужно упомянуть специальные беседы об изобразительном искусстве. Они организуются преимущественно во внеклассное время. Во время бесед учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов.Существуют различные типы урока:- урок изучения и первичного закрепления новых знаний;- закрепление новых знаний;- комплексное применение знаний, умений и навыков;- обобщение и систематизация знаний;- проверка, оценка и коррекция знаний, умений и навыков учащихся. Современный урок – урок, направленный на формирование и развитиеуниверсальных учебных действий. Отдельно нужно уделить внимание процедуре планирования структуры урока.Для этого необходимо следующее:1.Определение темы урока.2.Определение дидактической цели урока на определенную тему.3. Определение типа урока.4.Продумывание структуры урока.5.Обеспеченность урока.6.Отбор содержания учебного материала.7.Выбор методов обучения.8.Выбор форм организации педагогической деятельности.9.Оценка знаний, умений и навыков.10.Рефлексия урока.Также в настоящее время ФГОС озвучивает широкий спектр требований к уроку ИЗО. К их числу можно отнести как использование новейших достижений науки, так и построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Кроме этого, от учителя ИЗО требуется реализация всех дидактических принципов и обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов. Огромную роль играют и межпредметные связи и связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Важны также мотивация и активация всех сфер личности учащихся в процессе обучения на уроке изобразительного искусства.Дидактические принципы: наглядность, доступность, посильность, последовательность, активность и сознательность, систематичность, воспитывающее обучение.На уроке изобразительного искусства особый акцент необходимо делать на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие художественно творческих способностей учащихся, чтобы в последствии они были эмоционально богатыми и открытыми к миру прекрасного.2.3. Методические рекомендации по развитию художественного восприятия младших школьников на уроке ИЗО в процессе изучения народных промысловМетодические рекомендации созданы на основе урока изобразительного искусства на тему «Филимоновская игрушка», которая относится к циклу тем по изучению народных промыслов. При создании данных рекомендаций автор ориентировался на основные методы и приемы развития художественного восприятия младших школьников, а также структуру урока ИЗО и требования ФГОС. Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний «Филимоновская игрушка» может применяться в развитии художественного восприятия младших школьников. Филимоновская игрушка – это очень древний промысел. Его придумали в Тульской области. В деревне Филимоново, которое славилось своей ценной глиной. Филимоновская игрушка тоже стала очень знаменитой. Внешне она похожа на ярко раскрашенную скульптурку. Люди придумали делать такие игрушки давным-давно. Они яркие, нарядные и красивые. У почти всех игрушек необычная форма и длинная шея. Орнамент, которым они расписаны яркий и трехцветный. Это геометрический рисунок. Он очень простой, но яркий и жизнерадостный. Для детей младшего школьного возраста это наиболее приемлемый предмет художественного творчества для восприятия, анализа и дальнейшего воспроизведения. Изучения своей истории, создания интересных и актуальных образов. Проведение подобных уроков – это интегрированные занятия, которые можно совмещать с элементами уроков по развитию речи и окружающему миру.Структура урока: на уроке данного типа можно использовать методы: коллективных и групповых работ (для активизации деятельности и мышления детей); методдидактической игры(и его приемы загадывание и отгадывание загадок; введение элементов соревнования; создание игровой ситуации);метод диалога (рассказ и беса с детьми о изображаемом предмете); метод наглядности (демонстрация видео и иллюстративного материала);практические методы обучения(собственно сам процесс создания рисунка филимоновской игрушки). Для создания современного урока ИЗО необходимо использовать и современные методы, например новые компьютерные технологии. Это создаст особое отношение к уроку и к изучаемой теме у детей младшего школьного возраста. Например, при проведении данного урока связанного с изучением народных промыслов можно найти изображение филимоновской игрушки в 2Dили 3Dформате и вывести его с помощью проектора. Сопроводить данное действие музыкальным контентом. Урок может проходить так: ребята вместе создают иллюстрациифилимоновской игрушки, а затем поочередно рассказывают истории, про персонажей, существ и животных, которых они изобразили. Дети с большим удовольствием откликаются на предложение учителя нарисовать и разукрасить ярким орнаментом необычных существ. Итоговые работы можно наклеить на общий стендкласса.Во время теоретической части урока учитель рассказывает историю филимоновской игрушки, знакомит с ее особенностями и визуальными отличиями от других промыслов России. Можно задать ребятам вопрос о том знакомы ли были они ранее с таким видом творчества и какие ее особенности на их взгляд, затем можно обсудить ее внешний вид (про то, как расписывают игрушку. Разные элементы росписи и они всегда что-то означают. Круг – солнце, треугольник – земля, елочки – символ растения).Учителю необходимо учитывать особенности развития ребенка на данном этапе и включать в урок подвижные игры и физкультминутки. Поэтому, после рассказа и беседы учитель может предложить детям сделать пару упражнений, перед тем, как приступить к рисованию.Практическая часть урока состоит из двух видов деятельности: рисование и рассказ о том, что ребенок нарисовал. Такое совмещение видов разной деятельности способствует развитию художественного восприятия младших школьников, а также является и этапом рефлексии. Данный этап анализа своей деятельности – это неотъемлемая часть урока, которая также участвует в формировании основ художественного восприятия младших школьников. ЗаключениеВ данной работе былирассмотрены теоретические и методические основы развития художественного восприятия младших школьников на уроках ИЗО в процессе изучения народных промыслов. Были реализованы следующие задачи исследования: изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования; изучить сущность понятия художественного восприятия; изучить психолого-педагогическую характеристикудетей младшего школьного возраста; раскрыть особенности развития художественного восприятиядетей младшего школьного возраста; рассмотреть методы и приемы развития художественного восприятия младших школьников; изучить структуру урока изобразительного искусства в общеобразовательной школе, его значение в развитии художественного восприятия младших школьников. Итогом данной теоретической работы стала разработка методических рекомендаций по развитию художественного восприятия младших школьников на уроке изобразительного искусства. Можно также сделать основной вывод, что главными в этот возрастной период школьников становится разноплановый вид деятельности. Это стоит учитывать при планировании уроков ИЗО. Это помогает детям лучше воспринимать новую информацию. При развития художественного восприятия младших школьников на уроках ИЗО в процессе изучения народных промыслов также можно учитывать данный аспект. Применение различных методов и приемов способствует более рациональному и правильному планирования уроков. А также в процессе развития художественного восприятия младших школьников имеет больше значение настрой учителя и подача изучаемого материала. Список литературыВыготский Л. С.Психология искусства [Текст] / Общ. ред. Вяч. Иванова ; [Предисл. А. Н. Леонтьева] ; Коммент. Л. С. Выготского, Вяч. Вс. Иванова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Искусство, 1968. - 576 с.Батюта М.Б. Психологические условия развития восприятия и понимания художественных произведений у детей 10-12 лет: на материале живописи: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2007. 231 сГлезер В. Д. Зрение и мышление / В. Д. Глезер; Рос. АН, Ин-т физиологии им. И. П. Павлова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Наука : Санкт-Петербург. изд. фирма, 1993. - 22 см.Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика, 2004. № 12. 70-86 с.Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 2002. № 3-4. 14-19 с.Кузин В.С. Психология: [Учеб. для сред. спец. учеб. заведений] / В. С. Кузин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Агар, 1982. – стр.104.Кузин В. С. Психология живописи : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобраз. искусство" / В. С. Кузин. - Изд. 4-е, испр. - Москва : ОНИКС, 2005. - 303, [1] с. : ил., портр., цв. ил.; 26 см.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания вшколе: Учебник. – М.: АГАР, 2006.Кривцун, О.А. Эстетика: учеб. пособие / О.А. Кривцун. – Москва: Изд- во Аспект Пресс, 2003. – 447 c.Неменский Б. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. С. 109—124.Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы: Программа общеобразовательных учреждений: Учебное издание / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011. – 141 с.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. М.: Академия, 2005. –272 с.Изобразительное искусство в современной школе / Н. И. Пьянкова. - Москва : Просвещение, 2006. - 174 с. : ил., табл.; 21 см. - (Библиотека учителя. Изобразительное искусство).Урок ИЗО по ФГОС [Электронный ресурс] URL: https://imc-svg.ru/images/2022DOWNLOAD/Урок%20ИЗО%20по%20ФГОС.pdf (дата обращения 27.04.24)Структурные особенности урока ИЗО [Электронный ресурс] URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13917 (дата обращения 27.04.24)Стандарты второго поколения. Примерные программы основногообщего образования. Искусство. – М.: Просвещение, 2010 г.Методы обучения, Инфоурок [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/konspekt-po-pedagogike-metody-obucheniya-4992827.html (дата обращения 26.04.24)Методы и приемы работы с детьми [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/05/19/metody-i-priemy-raboty-s-detmi (дата обращения 26.04.24)

1) Выготский Л. С. Психология искусства [Текст] / Общ. ред. Вяч. Иванова ; [Предисл. А. Н. Леонтьева] ; Коммент. Л. С. Выготского, Вяч. Вс. Иванова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Искусство, 1968. - 576 с.
2) Батюта М.Б. Психологические условия развития восприятия и понимания художественных произведений у детей 10-12 лет: на материале живописи: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2007. 231 с
3) Глезер В. Д. Зрение и мышление / В. Д. Глезер; Рос. АН, Ин-т физиологии им. И. П. Павлова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Наука : Санкт-Петербург. изд. фирма, 1993. - 22 см.
4) Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика, 2004. № 12. 70-86 с.
5) Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 2002. № 3-4. 14-19 с.
6) Кузин В.С. Психология: [Учеб. для сред. спец. учеб. заведений] / В. С. Кузин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Агар, 1982. – стр.104.
7) Кузин В. С. Психология живописи : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобраз. искусство" / В. С. Кузин. - Изд. 4-е, испр. - Москва : ОНИКС, 2005. - 303, [1] с. : ил., портр., цв. ил.; 26 см.
8) Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
9) школе: Учебник. – М.: АГАР, 2006.
10) Кривцун, О.А. Эстетика: учеб. пособие / О.А. Кривцун. – Москва: Изд- во Аспект Пресс, 2003. – 447 c.
11) Неменский Б. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. С. 109—124.
12) Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы: Программа общеобразовательных учреждений: Учебное издание / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011. – 141 с.
13) Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. М.: Академия, 2005. –272 с.
14) Изобразительное искусство в современной школе / Н. И. Пьянкова. - Москва : Просвещение, 2006. - 174 с. : ил., табл.; 21 см. - (Библиотека учителя. Изобразительное искусство).
15) Урок ИЗО по ФГОС [Электронный ресурс] URL: https://imc-svg.ru/images/2022DOWNLOAD/Урок%20ИЗО%20по%20ФГОС.pdf (дата обращения 27.04.24)
16) Структурные особенности урока ИЗО [Электронный ресурс] URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13917 (дата обращения 27.04.24)
17) Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М.: Просвещение, 2010 г.
18) Методы обучения, Инфоурок [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/konspekt-po-pedagogike-metody-obucheniya-4992827.html (дата обращения 26.04.24)
19) Методы и приемы работы с детьми [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/05/19/metody-i-priemy-raboty-s-detmi (дата обращения 26.04.24)