Нравственное воспитание учащихся в процессе изучения фразеологии на уроках русского языка.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 39 39 страниц
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 29.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3
1 Теоретические аспекты нравственного воспитания учащихся в процессе изучения фразеологии на уроках русского языка…………………………………………..…………………………...…………6
1.1 Нравственное воспитание младших школьников как дидактическая проблема……………………………………………………………….……………..6
1.2 Фразеология как средство формирования у младших школьников нравственного воспитания……………………...………………………...….…….11
1.3 Педагогические условия формирования нравственного воспитания младших школьников при изучении фразеологии……………….……………….17
2 Опытно-экспериментальная работа по изучению нравственного воспитания учащихся в процессе изучения фразеологии на уроках русского языка………………………………………………………………………………...24
2.1 Анализ действующих учебников для начальной школы по проблеме исследования………………………………………………………….…………….24
2.2 Показатели и уровни сформированности ценностных ориентаций младших школьников…………………………………………………………...….27
2.3 Планирование экспериментальной работы для развития ценностных ориентаций у младших школьников в процессе изучения фразеологии на уроках русского языка………………………………………………………...……………30
Заключение………………………………………………………..………….35
Список используемых источников……………………………...…………..37

Фрагмент для ознакомления

Для выявления представлений младших школьников об общечеловеческих ценностях были предложены три задания, требующие развернутых ответов на вопросы:1) Определение вещей, которые нужно ценить в жизни.2) Определение самой ценной вещи в жизни человека.3) Ранжирование предложенных ценностей от самой важной до самой неважной.Список предложенных ценностей включал:- Здоровье и спорт;- Безопасность;- Семья, близкие, родственники;- Друзья и знакомые;- Труд;- Добро и правильные поступки;- Еда;- Деньги;- Учеба;- Отдых;- Красота.В процессе выполнения задания некоторым школьникам было сложно. Некоторые из них не поняли, что такое ценности и не написали ни одной. Большинство смогло назвать только 2-3 ценности, которые пришли им в голову. Некоторые выбрали семью, здоровье и учебу как главные ценности, что показывает, что они понимают, что важно в жизни и придают этому значение. Однако, некоторые выбрали отдых, еду и деньги как главные ценности, что говорит о том, что они больше внимания уделяют развлечениям, чем более важным вещам. С такими детьми нужно работать над определением действительно важных ценностей.Для оценки интереса к ценностям у младших школьников использовалась методика "Сюжетные картинки" Р. Р. Калининой. В этой методике использовался наглядный материал. Ученикам предлагалось разделить рисунки, изображающие различные поступки, на хорошие и плохие и отметить их знаками "+" , "±", "–" в зависимости от их отношения к действию. В процессе выполнения задания ученики не всегда выбирали положительный вариант, некоторые даже правильно выбирали действие, но ставили знак "+" напротив него. Анализ методики учитывал поведение и характер учеников и показал, что не все из них хотят применять правила поведения на практике, хотя знают их.Из общего числа учеников 30% проявили активный интерес, правильно разделив картинки и отметив положительные действия. 50% учащихся отнеслись к заданию нейтрально, не всегда правильно определяя картинки, а 20% не распределили их и не выразили свое отношение к ситуациям. Для оценки отношения младших школьников к ценностям была проведена диагностика на основе анкет Н. В. Кулешовой "Что такое хорошо и что такое плохо" и Е. А. Коровиной "Я и моя семья". Диагностика включала 10 вопросов с тремя вариантами ответа, позволяя выявить эмоциональное отношение к действиям и ситуациям на основе ценностных ориентаций. Ученики показали хорошие результаты, большинство из них серьезно и с интересом отнеслись к вопросам, отвечая положительно и демонстрируя свою воспитанность. Большинство учеников имеют представление о нормах, ценностях и морали в современном обществе, как показывают результаты опроса. Первый этап диагностики показал начальный уровень сформированности ценностных ориентаций учеников. Они проявили активность и заинтересованность в выполнении предложенных заданий, различая хорошие и плохие действия и понимая, как нужно поступить в различных ситуациях. Однако были выявлены некоторые слабые стороны знаний учеников о нормах и ценностях, особенно среди мальчиков. При разработке второго этапа необходимо учесть результаты первого эксперимента, чтобы расширить представление младших школьников о ценностных ориентациях, используя фразеологию русского языка.2.3 Планирование экспериментальной работы для развития ценностных ориентаций у младших школьников в процессе изучения фразеологии на уроках русского языкаНа основе результатов, полученных на первом этапе эксперимента, мы разработали задания для второго этапа, чтобы проверить эффективность условий, предложенных в нашей гипотезе. При построении системы обучения с учетом компетентностного подхода, мы определили следующие задачи для формирования ценностных ориентаций учащихся:- развитие представления о фразеологизмах как источниках информации о ценностях, передаваемых русским народом;- анализ ценностных ориентаций, передаваемых говорящими на русском языке с помощью фразеологии.Основным фактором формирования ценностных ориентаций у младших школьников являются фразеологические выражения с ценностно-ориентированным значением. Мы использовали фразеологические обороты, отобранные на основе принципов доступности и коммуникативной значимости, для формирования ценностных ориентаций.В рамках второго этапа эксперимента мы разработали несколько уроков по русскому языку для учащихся второго класса, чтобы формировать их ценностные ориентации на основе фразеологизмов.При выборе языковых выражений для ценностно-ориентированного обучения мы руководствовались принципами доступности, коммуникативной значимости и воспитывающего обучения. Учитывая ограниченное время на изучение темы "Фразеологизмы" (2 часа), мы предлагаем заменить некоторые фразеологические обороты на те, которые способствуют формированию ценностных ориентаций. После работы с фразеологизмами, имеющими ценностно-ориентированное значение, необходимо провести анализ и обсуждение, определить, какие ценности отражаются в этих фразеологизмах - положительные или отрицательные.При изучении темы "Значение фразеологизмов" на организационном этапе предлагается использовать стихотворение, содержащее фразеологизмы, которые могут мотивировать учеников к изучению темы. Эти фразеологизмы могут заинтересовать учащихся, так как многие из них могут неправильно понимать сочетания слов. Некоторые из предложенных фразеологизмов также имеют ценностно-ориентированный характер.На этапе целеполагания используются 3 изображения, к которым подбираются предложенные фразеологизмы. На этапе открытия новых знаний предлагаются предложения, содержащие фразеологизмы, которые определяют разные стороны человека.Для понимания значений фразеологизмов предлагается использовать «Большой фразеологический словарь для детей» Т.В. Розе и создать свой собственный словарик для лучшего запоминания и понимания значений. Например, в двух предложениях упоминаются рукава, но значения выражений различны. Историческая справка объясняет происхождение некоторых фразеологизмов, связанных с рукавами. В древние времена русские носили одежду с очень длинными рукавами, которые приходилось засучивать для удобства работы. Таким образом, выражение «засучив рукава» означает работать энергично, а «спустя рукава» - небрежно, ленцой.Из учебника С. В. Иванова и А. О. Евдокимовой предлагается выполнить упражнение, в котором нужно подобрать фразеологизмы, относящиеся к различным значениям. Задание включает 4 группы фразеологизмов, но для выполнения предлагается выбрать только 3 группы и распределить их по рядам: усердно трудиться, бездельничать, мало. Обращается внимание на ценности и ценностные ориентации, заключенные в первых двух группах фразеологизмов.На этапе закрепления знаний предлагаются фразеологизмы, которые укрепляют отношение к ценностям, таким как дружба, добро и труд. Необходимо объяснить предложенные фразеологизмы и подобрать к ним антонимы. Для формирования ценностных ориентаций при выполнении этого задания учащимся задаются вопросы о том, какие фразеологизмы определяют человека с хорошей стороны и как следует поступать. При изучении фразеологии важно использовать наглядные и игровые методы. Например, учащимся предлагается игра на выделение синонимичных выражений с помощью карточек. Метод иллюстрации или наглядный метод также может быть применен в творческих заданиях, где ученикам предлагается использовать картинки-подсказки для идентификации фразеологизмов в тексте и составления предложений с ними.Учитывая ограниченное время на изучение темы "Фразеологизмы" (2 часа), можно использовать фразеологизмы при изучении других тем, вставляя их на разные этапы урока. Например, при изучении структуры предложения можно использовать предложения, содержащие фразеологизмы. Предлагается найти ошибки, связанные с использованием фразеологизмов (нарушение компонентного состава, нарушение формы компонентов фразеологизмов) и записать исправленный вариант предложений. При затруднениях можно воспользоваться "Фразеологическим словарем русского языка".Для закрепления знаний можно предложить упражнение, в котором нужно найти предложения, в которых допущены ошибки, связанные с использованием фразеологизмов. Эти предложения разделить на три группы и выполнить задание коллективно. Каждая группа записывает исправленный вариант предложений на одном листе, чтобы в конце можно было оценить общий результат.После изучения фразеологизмов следует изучение разных типов текста. В процессе составления текстов можно вспомнить о фразеологизмах и использовать их. Существует множество фразеологизмов, которые можно использовать в своей речи, чтобы обозначить различные человеческие ценности. Особое внимание уделяется характеру и поступкам человека. При использовании этих фразеологизмов необходимо не только узнать их значение, но и понять, относятся ли они к хорошим или плохим поступкам. При выборе фразеологизмов следует учитывать те, которые относятся к хорошим поступкам и придерживаться таких же норм.После прочтения текста предлагается определить его тему и выделить в нем фразеологизмы, объяснив их значение. Затем, используя фразеологизмы, описывающие положительные качества человека, написать рассказ о человеческих ценностях. Для этого следует обратиться к предложенным фразеологизмам. После написания рассказа необходимо придумать заголовок.Фразеологизмы для справок: дорогу осилит идущий, не покладая рук, стоять горой, крепкий духом, вольная пташка, в здравом рассудке, воспрянуть духом.В разделе "Повторение" также предлагается работа с фразеологизмами. Упражнение заключается в правильном заполнении пропущенных букв в фразеологизмах, а затем их классификации на положительные и отрицательные качества человека. При объяснении некоторых фразеологизмов можно использовать исторические сведения.Таким образом, можно сделать вывод о том, что при изучении разных тем на всех этапах урока, используя различные методы и приемы, можно работать с фразеологизмами, имеющими ценностный смысл. При этом особое внимание следует уделять принципам доступности, коммуникативной значимости и воспитывающего обучения.Во второй главе мы провели анализ действующих учебников, чтобы изучить проблему, которую мы разрабатываем, и описали ход и результаты экспериментальной работы по формированию ценностных ориентаций у младших школьников. Из анализа учебников можно сделать вывод, что при изучении темы "Фразеологизмы" учащимся предлагается большой список фразеологических единиц, на изучение которого уделяется недостаточно времени. Не было обнаружено упражнений на обсуждение ценностных ориентаций, но фразеологизмы, несущие ценностный смысл, присутствуют. Эксперимент состоял из двух этапов: констатирующего и формирующего. На констатирующем этапе мы определили критерии, по которым оценивался уровень сформированности ценностных ориентаций у младших школьников. Из результатов опроса и наблюдений стало ясно, что большинство детей все же имеют определенное представление о жизненных ценностях. Результаты анкетирования показали, что 20,7% учащихся продемонстрировали высокий уровень сформированности ценностных ориентаций, 55,2% - средний уровень, и 24,1% - низкий уровень.На формирующем этапе мы ставили задачу расширить представление о ценностных ориентациях у младших школьников с помощью различных форм, методов и приемов работы над русской фразеологией. На разных этапах урока мы предлагали анализировать фразеологизмы, несущие ценностно-ориентированный смысл. Мы проводили беседы о том, какие качества и ценности закладываются в значении выражения, и одновременно с этим проводили семантическую и грамматическую работу над фразеологическими оборотами с целью усвоения и закрепления их категориальных свойств как языковых единиц.ЗаключениеВ ходе исследования было выявлено, что проблема нравственного воспитания остается актуальной всегда из-за изменения ценностей в обществе. Существует определенное представление о ценностях, таких как отношение к труду, дружбе, характеру, поведению, здоровью, мужеству и свободе.В заключении работы можно сделать следующие выводы. Подробное изучение понятия "нравственность" позволяет сделать вывод, что оно не является врожденным качеством человека, а формируется в процессе различных видов деятельности. Особое внимание следует уделять воспитанию моральных норм и ценностей в младшем школьном возрасте, когда ребенок готов принимать все общепринятые правила поведения.Анализируя психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста, мы выяснили, что он охватывает период с 6 до 10 лет. Именно в этом возрасте формируется нравственное отношение ребенка к окружающим и устанавливаются моральные нормы поведения. Основное внимание уделяется учебной деятельности, в которой ребенок учится взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Характерной особенностью этого этапа является то, что ребенок на основе собственного опыта формирует свою реакцию на происходящее и учится планировать свои действия. Также важно отметить, что учитель начальных классов обладает особой авторитетностью для младшего школьника.Ценностные ориентации отражают ценности, которые человек считает важными в жизни и в своем мировоззрении. Формирование ценностных ориентаций должно начинаться с детства. Вопросы формирования ценностных ориентаций в процессе изучения родного языка становятся все более важными для младших школьников.В первой части исследования рассматривается проблема формирования нравственного воспитания у младших школьников, изучается использование фразеологии русского языка для формирования ценностных ориентаций и описываются педагогические методы работы с ценностными ориентациями у детей.Во второй части исследования проводится анализ учебников по русскому языку на данную тему и описывается эксперимент по формированию ценностных ориентаций учащихся на уроках русского языка через изучение фразеологии. На первом этапе эксперимента был определен уровень сформированности ценностных ориентаций учащихся. На втором этапе была разработана система упражнений, направленная на улучшение уровня сформированности учащихся, учитывая их возраст и уровень подготовки.Поставленные цели были успешно достигнуты. По завершении второго этапа учащиеся стали использовать изученные фразеологизмы в своей речи, проявлять интерес к новым выражениям и задавать вопросы о происхождении фразеологизмов. Положительная динамика на втором этапе подтвердила гипотезу и позволила сделать вывод о ее подтверждении.Список используемых источников1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В.Г. Алексеев. – М.: Академия, 2009. – 409 с. 2. Алефиренко Н.Ф. Фразеология в системе современного русского языка / Н.Ф. Алефиренко. – Волгоград: Перемена, 1993. – 147с. 3. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. – М.: Мысль, 1988. – 255 с. 4. Аристотель Метафизика: Сочинения в 4 т. Т. 4/ Аристотель. – М., 1975. – С. 286. 5. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание / Ю.В. Артюхова // Педагогика. – 1999. – №4. – С. 117–121. 6. Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентации личности / С.С. Бубнова. – М., 1995. 7. Буслаев Ф.И. Исторические очерки народной словесности и искусства (т. I–II) / Ф.И. Буслаев. – СПб., 1861. – 244 с. 8. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. – М.: Просвещение, 1992. – 251 с. 9. Васильева Т.В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов / Т.В. Васильева // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – №2. – С. 32–35. 10. Вебер М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Западноевропейская социология ХIX–начала ХХ веков. – М., 1996. – С. 455–491. 11. Воителева Т.М. Культуроведческий подход к обучению русскому языку как способ формирования ценностных ориентаций школьников / Т.М. Воителева // Рема, 2014. 12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с. 13. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии / Ю.А. Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с. 14. Дерманова И.Б. Методика «Как поступать» / Диагностика эмоциональнонравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. – С. 114. 15. Жуков В.П. Словарь фразеологических синонимов русского языка / В.П. Жуков, М.И. Сидоренко, В.Т. Шкляров. – М.: Русский язык, 1987. – 448 с. 16. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков, А.В. Жуков. М.: Просвещение, 2001. – 576 с. 17. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с. 18. Знанецкий Ф. Методологические заметки / У. Томас, Ф. Знанецкий // Американская социологическая мысль. – М., 1994. 19. Зотова О.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения / О.И. Зотова, М.И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975. 20. Казначеева Н.Н. Развитие ценностных ориентаций личности при изучении литературы в условиях информационной социализации / Н.Н. Казначеева // Вестник Костромского государственного университета, 2016. – С. 42–44. 21. Камбарова К.У. Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности / К.У. Камбарова // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 180–181. 22. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования / Г.М. Коджаспирова. – М.: Владос, 2004. – 352 с. 23. Копылова В.Е. Фразеология русского языка как отражение языковой картины мира / В.Е. Копылова // Лингвокультурология. – 2010. – 317 с. 24. Краснобаева-Черная Ж.В. Аксиологический феномен жизни во фразеологии: жизнь как ценность и жизнь как система ценностей / Ж.В. Краснова-Черная // Вестник Вгу. серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2015. – № 4. 25. Лихачев Д.С. Заметки о русском (сборник) / Д. Лихачев (наследники). – Спб.: «Издательская Группа «Азбука–Аттикус», 2014. – 247 с. 26. Методики исследования ценностных ориентаций / сост. Е.Б. Фанталова. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с. 27. Общая психология: Курс лекций для первой степени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 448 с. 28. Пахомова Е.В. Методика диагностики ценностных ориентаций (МДЦО) / Е.В. Пахомова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – 2011. – № 2(10). 29. Попов В.А. Изучение мотивационно-ценностных ориентаций молодежи / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социологические исследования. – 1999. – № 6. – С. 53–59. 30. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей / Т.В. Розе. – Челябинск: издательство «ОЛМА», 2018. – 224 с. 31. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии / Н.С. Розов. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. Ун-та., 1998. – 299 с. 32. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития / Н.С. Розов. – Новосибирск: Изд–во Новосиб. гос. ун-та, 1992. – 312 с. 33. Розов. Н.С. Философия и теория истории. Книга 1. Пролегомены / Н.С. Розов. – М.: Логос, 2002. – 268 с. 34. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. для вузов / С.Л. Рубенштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 442 с. 35. Рязанцева Т.А. Изучение фразеологических единиц в начальной школе / Т.А. Рязанцева // Начальное образование. – 2015. – №4. – С. 39–41. 36. Савченко Н.В. Особенности художественного чтения сказок / Н.В. Савченко // Начальная школа. – 2005. – № 4. – С. 23–29. 37. Сагатовский В.Н. Системный подход к классификации ценностей / В.Н. Сагатовский. – М., 1979. – 119 с.

Список используемых источников

1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В.Г. Алексеев. – М.: Академия, 2009. – 409 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Фразеология в системе современного русского языка / Н.Ф. Алефиренко. – Волгоград: Перемена, 1993. – 147с.
3. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. – М.: Мысль, 1988. – 255 с.
4. Аристотель Метафизика: Сочинения в 4 т. Т. 4/ Аристотель. – М., 1975. – С. 286.
5. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание / Ю.В. Артюхова // Педагогика. – 1999. – №4. – С. 117–121.
6. Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентации личности / С.С. Бубнова. – М., 1995.
7. Буслаев Ф.И. Исторические очерки народной словесности и искусства (т. I–II) / Ф.И. Буслаев. – СПб., 1861. – 244 с.
8. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. – М.: Просвещение, 1992. – 251 с.
9. Васильева Т.В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов / Т.В. Васильева // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – №2. – С. 32–35.
10. Вебер М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Западноевропейская социология ХIX–начала ХХ веков. – М., 1996. – С. 455–491.
11. Воителева Т.М. Культуроведческий подход к обучению русскому языку как способ формирования ценностных ориентаций школьников / Т.М. Воителева // Рема, 2014.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
13. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии / Ю.А. Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
14. Дерманова И.Б. Методика «Как поступать» / Диагностика эмоциональнонравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. – С. 114.
15. Жуков В.П. Словарь фразеологических синонимов русского языка / В.П. Жуков, М.И. Сидоренко, В.Т. Шкляров. – М.: Русский язык, 1987. – 448 с.
16. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков, А.В. Жуков. М.: Просвещение, 2001. – 576 с.
17. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.
18. Знанецкий Ф. Методологические заметки / У. Томас, Ф. Знанецкий // Американская социологическая мысль. – М., 1994.
19. Зотова О.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения / О.И. Зотова, М.И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975.
20. Казначеева Н.Н. Развитие ценностных ориентаций личности при изучении литературы в условиях информационной социализации / Н.Н. Казначеева // Вестник Костромского государственного университета, 2016. – С. 42–44.
21. Камбарова К.У. Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности / К.У. Камбарова // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 180–181.
22. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования / Г.М. Коджаспирова. – М.: Владос, 2004. – 352 с.
23. Копылова В.Е. Фразеология русского языка как отражение языковой картины мира / В.Е. Копылова // Лингвокультурология. – 2010. – 317 с.
24. Краснобаева-Черная Ж.В. Аксиологический феномен жизни во фразеологии: жизнь как ценность и жизнь как система ценностей / Ж.В. Краснова-Черная // Вестник Вгу. серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2015. – № 4.
25. Лихачев Д.С. Заметки о русском (сборник) / Д. Лихачев (наследники). – Спб.: «Издательская Группа «Азбука–Аттикус», 2014. – 247 с.
26. Методики исследования ценностных ориентаций / сост. Е.Б. Фанталова. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.
27. Общая психология: Курс лекций для первой степени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 448 с.
28. Пахомова Е.В. Методика диагностики ценностных ориентаций (МДЦО) / Е.В. Пахомова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – 2011. – № 2(10).
29. Попов В.А. Изучение мотивационно-ценностных ориентаций молодежи / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социологические исследования. – 1999. – № 6. – С. 53–59.
30. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей / Т.В. Розе. – Челябинск: издательство «ОЛМА», 2018. – 224 с. 31. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии / Н.С. Розов. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. Ун-та., 1998. – 299 с.
32. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития / Н.С. Розов. – Новосибирск: Изд–во Новосиб. гос. ун-та, 1992. – 312 с.
33. Розов. Н.С. Философия и теория истории. Книга 1. Пролегомены / Н.С. Розов. – М.: Логос, 2002. – 268 с.
34. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. для вузов / С.Л. Рубенштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 442 с.
35. Рязанцева Т.А. Изучение фразеологических единиц в начальной школе / Т.А. Рязанцева // Начальное образование. – 2015. – №4. – С. 39–41.
36. Савченко Н.В. Особенности художественного чтения сказок / Н.В. Савченко // Начальная школа. – 2005. – № 4. – С. 23–29.
37. Сагатовский В.Н. Системный подход к классификации ценностей / В.Н. Сагатовский. – М., 1979. – 119 с.