Проектная деятельность старшеклассников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 46 46 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 30.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 4
Глава 1 . Теоретические аспекты организации проектной деятельности в современной педагогической литературе 9
1.1. Понятие и структура проектной деятельности 9
1.2. Современные методики проектной деятельности 16
1.3. Возрастные особенности учащихся в старших классах и особенности организации их учебного процесса 16
Глава 2. Методические аспекты организации проектной деятельности у учащихся старших классов 26
2.1. Условия и требования к выполнению проектов в образовательном учреждении 26
2.2. Методические особенности проектной деятельности старшеклассников 29
2.3. Анализ существующей практики по применению метода проектов в обучении старшеклассников 32
Заключение 41
Список литературы 43

Фрагмент для ознакомления

Учащиеся должны понимать, какую ответственность они несут и какие задачи им предстоит выполнить. Распределение ролей позволяет развивать навыки командной работы, сотрудничества и организации совместной деятельности.Важным аспектом организации проектной деятельности является выбор методов и форм работы. В процессе работы над проектом учащиеся могут использовать различные методы и формы, такие как исследование, анализ, моделирование, презентация и т.д. Это позволяет разнообразить процесс обучения и активизировать учащихся.Однако необходимо учитывать, что внедрение метода проектов требует дополнительных усилий со стороны педагогов. Педагоги должны быть готовы к изменениям в своей практике, адаптировать учебный материал и методики под требования проектной деятельности. Также необходимо обеспечить поддержку и содействие со стороны администрации и коллег.Рассмотрим пример проектно-исследовательской деятельности в ГБОУ Школа № 1955, Москва. Проектная и учебно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса в ГБОУ Школе № 1955. Школа предоставляет условия для реализации обучающимися разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности. Учебное исследование поддерживает мотивационно-смысловую составляющую жизни обучающихся через самостоятельный познавательный поиск. Учебное проектирование формирует способности к планированию собственной деятельности и построению жизненных планов. Концепция организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся ГБОУ Школы № 1955 подразумевает учебное исследование, которое поддерживает мотивационно-смысловую составляющую жизни обучающихся, которая реализуется через самостоятельный познавательный поиск. Учебное проектирование формирует способности к планированию собственной деятельности, построению жизненных планов во временной перспективе. В ходе исследования учащиеся открывают новые знания и пути их открытия, а в ходе проектирования используют эти знания как средство решения практически значимых ситуаций. Каждый выпускник основной школы должен защитить индивидуальный проект.Основные задачи по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в ГБОУ Школе № 1955. Появление новых образовательных организаций за счёт включения разных образовательных учреждений в комплексы ставит ряд задач перед коллективом и администрацией этих организаций, связанных с усилением роли проектной и исследовательской деятельности в современном образовательном процессе. Так для ГБОУ Школы № 1955 важным представляется выполнение следующих задач: - обобщение опыта работы по организации проектной и исследовательской деятельности, применение наиболее эффективных методических разработок в образовательном пространстве всего комплекса; - координация действий коллективов разных зданий по данному направлению с учётом новых требований ФГОС; - создание условий для реализации образовательного потенциала каждого обучающегося, в том числе с учётом возможной профессиональной ориентации; - выдвижение единых требований по выполнению обучающимися проектных и исследовательских работ; - организация инфраструктуры, поддерживающей проектную и исследовательскую работу обучающихся; - создание условий для поощрения активных, творческих учеников и педагогов; - организация психологического сопровождения проектной деятельности; - трансляция опыта организации проектных и исследовательских работ (в том числе инновационного) в образовательное пространство города Москвы и России. Выполнение этих задач позволит выстроить единое образовательное пространство, в котором будут созданы основные условия и возможности для воспитания, обучения и развития всех учащихся в рамках проектной и исследовательской деятельности.В каждом здании ГБОУ Школы № 1955 имеется свой опыт организации проектной и исследовательской деятельности учащихся разных классов. Уже несколько лет в некоторых подразделениях проводится работа по созданию среды, в условиях которой обучающийся мог бы приобрести опыт этого вида деятельности. Мини-проекты используются на уроках и при подготовке домашнего задания; многие программы внеурочной деятельности, а также курсы дополнительного образования фиксируют результаты образовательного процесса в форме защиты проектов. Почти в каждом здании проходят конференции по проектам и исследованиям в конце учебного года, а в некоторых случаях — также в конце первого семестра. Выставки проектов также организуются. Учащиеся представляют свои проекты на различных площадках внешкольного уровня (окружного, городского, регионального, национального и даже международного масштаба). В школе давно существуют коллективные проекты, такие как театральные и художественные проекты, а также музейные проекты. Это свидетельствует о значительном потенциале для развития проектной и исследовательской деятельности на уровне всего образовательного комплекса.В процессе научных исследований учащиеся расширяют свои знания и открывают новые подходы к исследованию, а при выполнении проектов применяют свои знания для решения практических задач. Обучающиеся могут развить навыки формулирования гипотез и приобрести опыт в решении сложных задач. Работа над проектами способствует развитию самостоятельности, активности, ответственности и увеличению интереса к учебной деятельности.Основные позиции проектной деятельности в данной школе включают в себя следующие аспекты:- Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС СОО. - Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся самостоятельно под руководством педагога (руководитель проекта) в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).- Обучающиеся сами выбирают тему работы исходя из своих интересов, практической и социальной значимости проекта, возможностей развития образовательной среды школы. Проект может быть только индивидуальным. - Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.Результаты индивидуального проекта представляются публично на специальном мероприятии - защите проекта. Для очной защиты проекта образуется специальная комиссия или жюри (по возможности по секциям). Эта комиссия оценивает выполнение работ, их соответствие общим и специальным требованиям на основе утверждённых критериев. По завершении индивидуального проекта студентам необходимо представить продукт (в случае проекта) или обоснованные выводы (если это исследование), а также текстовую часть работы, оформленную в соответствии с определенной структурой.Опыт работы по организации проектной и исследовательской деятельности в ГБОУ Школе 1955 может заинтересовать другие образовательные учреждения. Поэтому предлагается распространить этот опыт на уровень городских и федеральных образовательных структур. Уже существуют уникальные подходы к организации проектной деятельности в области художественного и эстетического образования учащихся, разработан цикл защиты проектов, а также применены различные методики работы с обучающимися. Дальнейшая работа должна включать в себя следующие мероприятия: публикация результатов в методических изданиях (в том числе посвященных инновациям в образовании); организация семинаров и круглых столов на городском уровне (а также участие в событиях, проводимых другими учебными заведениями); активное участие учащихся в конференциях по проектной и исследовательской деятельности на городском и федеральном уровнях.При реализации практической деятельности старшеклассников необходимо применять ряд педагогических средств:1. Вовлечение учащихся в разнообразные внеучебные занятия: кружки, факультативы, курсы по выборам, спецкурсы , выставки, заседания клуба «Эйкос» или «Юный эколог» и т. д. 2. Использование разнообразных форм и методов организации внеурочной деятельности, способствующих активизации познавательной деятельности и творческой инициативы учащихся. Круглый стол «Природный материал: мастерство и фантазия»; пресс – конференция «Отходы в доходы»; занятие – презентация «Рациональное питание»; вечер вопросов и ответов «Жить здраво – это здорово»; брейн – ринг «Чтобы жить»; просмотр и обсуждение видеофрагментов «Особенности растений тропиков», «Животные пустыни»; диагностика по выявлению творческой активности учащихся; инструкционные карты, схемы, вопросники, таблицы, памятки; слайд – лекции, занятия с видеоподдержкой. Также на помощь приходят различные приёмы педагогической деятельности: алгоритм, инструкция, упражнения, работа по образцу, беседа, рассказ, проблемные задачи и вопросы, приёмы стимулирования, приёмы оценивания и контроля.Анализ существующей практики по применению метода проектов в обучении старшеклассников показывает, что данный подход имеет множество преимуществ и может значительно повысить эффективность образовательного процесса. Одним из основных плюсов метода проектов является возможность стимулировать творческое мышление учащихся, развивать их коммуникативные навыки и способность к самостоятельной работе. Исследования показывают, что учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью, более активно вовлечены в учебный процесс и лучше усваивают материал. Кроме того, метод проектов помогает развивать у студентов аналитическое мышление, способность к самоорганизации и планированию работы над задачей. Однако, несмотря на все достоинства метода проектов, существует ряд проблем и ограничений. Некоторые учителя сталкиваются с трудностями в проведении проектов из-за ограниченности времени, ресурсов и недостаточной подготовки. Также возникают сложности с оценкой результатов проектной деятельности и определением критериев успеха. Для успешного применения метода проектов в обучении старшеклассников необходимо обеспечить поддержку со стороны учебного заведения, обучить учителей методике работы с проектами, разработать ясные рекомендации по оценке и организации проектной деятельности. Только в таком случае метод проектов сможет раскрыть свой потенциал и стать эффективным инструментом обучения.В заключение, методические аспекты организации проектной деятельности у учащихся старших классов являются важным элементом успешного внедрения метода проектов в образовательный процесс. Организация проектной деятельности требует анализа существующей практики, выбора интересной и актуальной темы, определения целей и задач проекта, распределения ролей и задач, выбора методов и форм работы. Кроме того, необходима готовность педагогов к изменениям и поддержка со стороны администрации. Правильная организация проектной деятельности позволяет стимулировать активность и творческое мышление учащихся, развивать их коммуникативные и организационные навыки.ЗаключениеВ заключение данной работы можно отметить, что данная тема является актуальной и важной в современном образовании. Проектная деятельность представляет собой эффективный инструмент развития учащихся, позволяющий им применять полученные знания и навыки на практике, развивать творческое мышление, самостоятельность, коммуникативные и организационные умения.В ходе исследования были рассмотрены теоретические аспекты организации проектной деятельности в современной педагогической литературе. Было выявлено, что проектная деятельность способствует активизации учебной деятельности учащихся, формированию их познавательного интереса, стимулирует их самостоятельность и творчество. Также было отмечено, что проектная деятельность позволяет учащимся осознать свои сильные и слабые стороны, развить навыки работы в команде и управления временем.В рамках исследования были рассмотрены методические аспекты организации проектной деятельности у учащихся старших классов. Были предложены различные методики и подходы к организации проектной деятельности, включающие выбор темы проекта, формирование команды, планирование и реализацию проекта, а также оценку результатов. Было выявлено, что успешная организация проектной деятельности требует от педагога грамотного подхода к выбору методов и приемов работы, а также учета индивидуальных особенностей учащихся.В ходе исследования было выявлено, что проектная деятельность способствует развитию у учащихся таких важных компетенций, как умение анализировать и синтезировать информацию, принимать решения, работать в команде, коммуницировать и презентовать результаты своей работы. Было отмечено, что проектная деятельность способствует формированию у учащихся ценностных ориентаций, таких как ответственность, трудолюбие, инициативность, толерантность.Однако, несмотря на все преимущества проектной деятельности, были выявлены и некоторые трудности, которые могут возникать при ее организации. К ним относятся необходимость большого объема времени и ресурсов для проведения проекта, сложность оценки результатов и организации обратной связи, а также некоторые трудности, связанные с работой в команде.В целом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность является эффективным инструментом развития учащихся старших классов. Она способствует развитию различных компетенций, формированию ценностных ориентаций и активизации учебной деятельности. Однако, для успешной организации проектной деятельности необходимо учитывать различные методические аспекты и трудности, которые могут возникать при ее проведении.Проектная деятельность является важным элементом современной педагогики, способствующим развитию учащихся старших классов. Она предоставляет учащимся возможность активно применять полученные знания и навыки на практике, развивать творческое мышление и самостоятельность. Организация проектной деятельности требует грамотного подхода со стороны педагога, но при правильной организации может стать эффективным средством достижения образовательных целей.Таким образом, проектной деятельности отводится важное место в образовании. Она способствует развитию учебных и социальных навыков, мотивации к обучению и повышению успеваемости, а также помогает педагогам в реализации образовательного процесса и вовлечении детей в научную сферу деятельности. Дальнейшие исследования данной темы позволят разработать более эффективные методики работы с проектами и выявить лучшие практики и опыт в данной области.Список литературыАлдошина М. И., Фарафонова И. В. Проектная деятельность младших школьников в профессиональном образовании педагогов. – 2023. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54514953 (дата обращения: 27.04.2024).Антонова Е. И. Методика формирования проектной деятельности учащихся при изучении геометрии в профильных классах: дисс.… канд. пед. наук // ЕИ Антонова–М. – 2007. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01003358338.pdf?ver=2 (дата обращения: 26.04.2024).Байбародова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2013.Байбородова Л. В. Особенности проектной деятельности сельских школьников // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т. 2. – №. 1. – С. 54-59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proektnoy-deyatelnosti-selskih-shkolnikov (дата обращения: 20.04.2024).Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения школьников // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – Т. 2. – №. 2. – С. 65-70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-professionalnogo-samoopredeleniya-shkolnikov.Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование инновационной деятельности: учебное пособие. Краснодар, 2018. С. 54.Бехтенова Е. Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования. – 2006. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01003028320.pdf (дата обращения: 20.04.2024).Борисова А. С., Тупикова С. Е. Проектная деятельность на уроке английского языка в старших классах // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты. – 2020. – С. 253-258. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44521505 (дата обращения: 21.04.2024).Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова.-2-е изд. - М.: Просвещение. 2010. - 176с.-(Стандарты второго поколения).Гилева Е. А. Проектная деятельность в технологическом образовании как средство подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению // ЕА Гилева–Москва. – 2009. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004418053.pdf?ver=4 (дата обращения: 21.04.2024).Давыдов Д. Ж. Проектная деятельность как ресурс преодоления школьной неуспешности подростков :дис. – М. : ДЖ Давыдов, 2017. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2017/Давыдов.pdf (дата обращения: 21.04.2024).Джужук И. И. Метод проектов в контексте личностно ориентированного образования :дис. – Ростов н/Д : [Рост.гос. пед. ун-т], 2004. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002739235.pdf (дата обращения: 21.04.2024).Зайцева О. А. Проектная деятельность студентов-бакалавров педагогического вуза как условие подготовки к организации научно-исследовательской деятельности школьников // Самарский научный вестник. – 2019. – Т. 8. – №. 3 (28). – С. 280-285. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-studentov-bakalavrov-pedagogicheskogo-vuza-kak-uslovie-podgotovki-k-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy (дата обращения: 25.04.2024).Зaкон РФ «Об обрaзовaнии» от 29 декaбря 2012 г. № 273 – ФЗ // Принят Госудaрственной Думой 21 декaбря 2012 годa, одобрен Советом Федерaции 26 декaбря 2012 годa. М.: Просвещение, 2010.Зиятдинова Е. В. Формирование коммуникативных компетенций школьников в проектной деятельности // автореф. канд. пед. наук/ЕВ Зиятдинова. – 2012. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01005482308.pdf (дата обращения: 23.04.2024).Иванова Н. В. Личностно-развивающий потенциал проектной деятельности для младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №. 6. – С. 843-843. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21163278 (дата обращения: 22.04.2024).Кисляков В.В., Бурякова Т.С., Ткачева Г.А. [и др.] // Электрон. науч.-образоват. журнал ВГСПУ «Грани познания». 2022. № 6(83). С. 55–61. [Электронный ресурс]. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1670334761.pdf (дата обращения: 22.04.2024).Климова А. А. Методические аспекты реализации технологии проектного обучения на уроках математики в старших классах. – 2019. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/42517/1/Klimova_Metodicheskie_19.pdf (дата обращения: 22.04.2024).Козлова О. А. Организация проектной деятельности как фактор социализации старшеклассников :дис. – Козлова ОА–Пенза, 2007.–35 с, 2007. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2007/Kozlova_O_A_2007.pdf (дата обращения: 23.04.2024).Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 2. - С. 15-18.Куртеева, О. В. Организация проектной деятельности: методологический аспект / О. В. Куртеева. // Педагогическая квалиметрия : материалы семинара. – Глазов, 2010. – С. 79-86.Мелехина С. И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности (на примере обучения технологии) // Ярославль.–2005.–23с. – 2005. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002749937.pdf?ver=2 (дата обращения: 23.04.2024).Мирюгина Е.А. Метод проектов - эффективная педагогическая технология обучения школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2020. - № 3. - С. 75-83.Павлова, М. Б. Образовательная область «Технология» : Теоретические подходы и методические рекомендации. / М. Б. Павлова, Дж. Питт. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. – 456 с.Полат Е. С. «Метод проектов»//Новые педагогические и информационные технологии. М., 2018. С.66.Полат Е.С,Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования образования. М.: Издат. центр «Академия», 2005.Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса [Электронный ресурс] / Е.С. Полат // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: изд. центр «Академия». – 2010. – С. 193-200 – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/6306194/.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебник / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Педагогика, 1999. –478 с.Сафонова О. В. Проектная деятельность школьников при изучении монографической темы (на примере творчества АС Пушкина в 9 классе) // Москва. – 2010. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004635154.pdf (дата обращения: 23.04.2024).Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – 2005. URL: https://nngolovas.ucoz.ru/6/kak_organizavat_proektnuju_dejatelnost_v_shkole.pdf (дата обращения: 27.04.2024).Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) // ФГОС. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 22.04.2024).Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.04.2024).Турабаева Г.К., Маханов Т.Ш., Битемирова Ш.А., Оспанова Г.С., Бозшатаева Г.Т. Анализ применения метода проектов в общеобразовательной школе // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 86-88; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9655 (дата обращения: 25.04.2024).Шацкий С. Т. Мой педагогический путь // Соч. в 4 тт. Т.1. М. 2019. С.25.Шевцова Т. В. Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. URL: http:// nauka-pedagogika. com/pedagogika. – 2005. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002934150.pdf (дата обращения: 25.04.2024).Щедловицкий Г.П. Наука. Инженерия. Проектирование. Организация//Избранные труды. М., 2017. С. 327.Южакова Е. Д., Андреева Е. В. Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса младших школьников. Выпускная квалификационная работа. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8236/Южакова Е.Д. ВКР ОФ-318-165-3-2.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 20.04.2024).Янушевский В. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие. – Litres, 2017. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=PhQJDgAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT3&ots=I7k8I7y9fv&sig=uF2FLuzYoeOEnKDI4tN3nuhjCng (дата обращения: 20.04.2024).

1. Алдошина М. И., Фарафонова И. В. Проектная деятельность младших школьников в профессиональном образовании педагогов. – 2023. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54514953 (дата обращения: 27.04.2024).
2. Антонова Е. И. Методика формирования проектной деятельности учащихся при изучении геометрии в профильных классах: дисс.… канд. пед. наук // ЕИ Антонова–М. – 2007. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01003358338.pdf?ver=2 (дата обращения: 26.04.2024).
3. Байбародова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2013.
4. Байбородова Л. В. Особенности проектной деятельности сельских школьников // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т. 2. – №. 1. – С. 54-59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proektnoy-deyatelnosti-selskih-shkolnikov (дата обращения: 20.04.2024).
5. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения школьников // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – Т. 2. – №. 2. – С. 65-70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-professionalnogo-samoopredeleniya-shkolnikov.
6. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование инновационной деятельности: учебное пособие. Краснодар, 2018. С. 54.
7. Бехтенова Е. Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования. – 2006. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01003028320.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
8. Борисова А. С., Тупикова С. Е. Проектная деятельность на уроке английского языка в старших классах // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты. – 2020. – С. 253-258. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44521505 (дата обращения: 21.04.2024).
9. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова.-2-е изд. - М.: Просвещение. 2010. - 176с.-(Стандарты второго поколения).
10. Гилева Е. А. Проектная деятельность в технологическом образовании как средство подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению // ЕА Гилева–Москва. – 2009. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004418053.pdf?ver=4 (дата обращения: 21.04.2024).
11. Давыдов Д. Ж. Проектная деятельность как ресурс преодоления школьной неуспешности подростков : дис. – М. : ДЖ Давыдов, 2017. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2017/Давыдов.pdf (дата обращения: 21.04.2024).
12. Джужук И. И. Метод проектов в контексте личностно ориентированного образования : дис. – Ростов н/Д : [Рост. гос. пед. ун-т], 2004. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002739235.pdf (дата обращения: 21.04.2024).
13. Зайцева О. А. Проектная деятельность студентов-бакалавров педагогического вуза как условие подготовки к организации научно-исследовательской деятельности школьников // Самарский научный вестник. – 2019. – Т. 8. – №. 3 (28). – С. 280-285. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-studentov-bakalavrov-pedagogicheskogo-vuza-kak-uslovie-podgotovki-k-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy (дата обращения: 25.04.2024).
14. Зaкон РФ «Об обрaзовaнии» от 29 декaбря 2012 г. № 273 – ФЗ // Принят Госудaрственной Думой 21 декaбря 2012 годa, одобрен Советом Федерaции 26 декaбря 2012 годa. М.: Просвещение, 2010.
15. Зиятдинова Е. В. Формирование коммуникативных компетенций школьников в проектной деятельности // автореф. канд. пед. наук/ЕВ Зиятдинова. – 2012. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01005482308.pdf (дата обращения: 23.04.2024).
16. Иванова Н. В. Личностно-развивающий потенциал проектной деятельности для младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №. 6. – С. 843-843. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21163278 (дата обращения: 22.04.2024).
17. Кисляков В.В., Бурякова Т.С., Ткачева Г.А. [и др.] // Электрон. науч.-образоват. журнал ВГСПУ «Грани познания». 2022. № 6(83). С. 55–61. [Электронный ресурс]. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1670334761.pdf (дата обращения: 22.04.2024).
18. Климова А. А. Методические аспекты реализации технологии проектного обучения на уроках математики в старших классах. – 2019. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/42517/1/Klimova_Metodicheskie_19.pdf (дата обращения: 22.04.2024).
19. Козлова О. А. Организация проектной деятельности как фактор социализации старшеклассников : дис. – Козлова ОА–Пенза, 2007.–35 с, 2007. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2007/Kozlova_O_A_2007.pdf (дата обращения: 23.04.2024).
20. Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 2. - С. 15-18.
21. Куртеева, О. В. Организация проектной деятельности: методологический аспект / О. В. Куртеева. // Педагогическая квалиметрия : материалы семинара. – Глазов, 2010. – С. 79-86.
22. Мелехина С. И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности (на примере обучения технологии) // Ярославль.–2005.–23с. – 2005. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002749937.pdf?ver=2 (дата обращения: 23.04.2024).
23. Мирюгина Е.А. Метод проектов - эффективная педагогическая технология обучения школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2020. - № 3. - С. 75-83.
24. Павлова, М. Б. Образовательная область «Технология» : Теоретические подходы и методические рекомендации. / М. Б. Павлова, Дж. Питт. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. – 456 с.
25. Полат Е. С. «Метод проектов»//Новые педагогические и информационные технологии. М., 2018. С.66.
26. Полат Е.С, Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования образования. М.: Издат. центр «Академия», 2005.
27. Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса [Электронный ресурс] / Е.С. Полат // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: изд. центр «Академия». – 2010. – С. 193-200 – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/6306194/.
28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебник / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Педагогика, 1999. –478 с.
29. Сафонова О. В. Проектная деятельность школьников при изучении монографической темы (на примере творчества АС Пушкина в 9 классе) // Москва. – 2010. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004635154.pdf (дата обращения: 23.04.2024).
30. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – 2005. URL: https://nngolovas.ucoz.ru/6/kak_organizavat_proektnuju_dejatelnost_v_shkole.pdf (дата обращения: 27.04.2024).
31. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) // ФГОС. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 22.04.2024).
32. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.04.2024).
33. Турабаева Г.К., Маханов Т.Ш., Битемирова Ш.А., Оспанова Г.С., Бозшатаева Г.Т. Анализ применения метода проектов в общеобразовательной школе // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 86-88; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9655 (дата обращения: 25.04.2024).
34. Шацкий С. Т. Мой педагогический путь // Соч. в 4 тт. Т.1. М. 2019. С.25.
35. Шевцова Т. В. Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. URL: http:// nauka-pedagogika. com/pedagogika. – 2005. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002934150.pdf (дата обращения: 25.04.2024).
36. Щедловицкий Г.П. Наука. Инженерия. Проектирование. Организация//Избранные труды. М., 2017. С. 327.
37. Южакова Е. Д., Андреева Е. В. Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса младших школьников. Выпускная квалификационная работа. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8236/Южакова Е.Д. ВКР ОФ-318-165-3-2.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 20.04.2024).
38. Янушевский В. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие. – Litres, 2017. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=PhQJDgAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT3&ots=I7k8I7y9fv&sig=uF2FLuzYoeOEnKDI4tN3nuhjCng (дата обращения: 20.04.2024).