Организация семейного досуга детей с учетом исламской этики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 45 45 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 23.06.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ИСЛАМСКОЙ ЭТИКИ 7
1.1.Роль семейного досуга в формировании этичного поведения детей 7
1.2.Исламская этика. Концепция, каноны, основные компоненты 12
Вывод по главе 1 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА С УЧЕТОМ ИСЛАМСКОЙ ЭТИКИ 18
2.1. Традиционные и новые формы семейного досуга, отвечающие требованиям современных условий жизни 18
2.2. Практическая организация семейного досуга детей с учетом исламской этики 26
Вывод по главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, во второй части исследования рассмотрены традиционные и новые формы семейного досуга, отвечающие требованиям современных условий жизни, дана классификация и описание. Также во второй части исследования на основе анализа теоретических источников разработаны рекомендации по организации семейного досуга с учетом основных требований времени и исламской этики.ЗАКЛЮЧЕНИЕДети – это воплощение любви, радость их родителей и драгоценность жизни. От их здоровья и общего благополучия зависит будущее общества, в котором они живут, а также будущее народов и культур, к которым они принадлежат. Чтобы найти причины сегодняшних радикальных социальных и общественных изменений, в исследовании проанализирована история последних 20-30 лет.По-настоящему прогрессивное общество, заботящееся о завтрашнем дне, помимо решения целого ряда насущных проблем и задач, должно изыскивать значительные средства и ресурсы на воспитание и образование будущих поколений – тех, кто в ближайшие годы будет составлять его основу в различных отраслях и структурах и возьмет бразды правления в свои руки. В противном случае, если дети не получат должного воспитания и образования, а если и получат, то из рук злоумышленников, ставящих перед ними деструктивные цели и задачи для их личного светлого будущего, ситуация постепенно и неизбежно приведет к разрушению основ общества и государства, либо идеологическому порабощению другой цивилизацией в результате.Воспитание молодого поколения в духе гуманности имеет решающее значение. В противном случае завтрашние общества превратятся в «культурных» дикарей и животных, пожирающих и угнетающих друг друга ради «куска хлеба с маслом».Не столь важна строгость, сколь выдержка, последовательность, умеренность эмоций, а самое главное – понимание. Не становитесь строги и не будьте излишне мягки, найдите необходимую середину, чтобы дети слушались любя.Молодые семьи испытывают определенные трудности в разных сферах семейной жизни. Организация семейного досуга – одна из основных функций, которую должна выполнять семья. Совместное проведение досуга – важный фактор, влияющий на сплоченность семьи, формирование благоприятного психологического климата и рациональное использование свободного времени. Существует множество видов семейного досуга, они перечислены во второй главе исследования.Целью исследованиябылоизучитьособенности организациисемейного досуга с учетом исламской этики посредством изучения теоретической научной литературы и анализа ранее проведенных социологических и педагогических исследований.Задачи исследованиярешены. Раскрыта научную сущность религиозного воспитания в целом;определены психолого-социальные основы организации семейного досуга;основные правила, постулаты, заложенные в исламской этике;подобраны и систематизированы формы организации семейного досуга детей с учетом исламской этики.Самые важные традиции в мусульманской семье, –поклонение толҗко Аллаху,быть добрым к окружающим людям, уважать старших,поддерживать родственные отношения и помогать нуждающимся. Самая лучшая традиция – учиться всему, чему должен учиться современный мусульманин.Когда наступает праздник, необходимо с радостью читать праздничный намаз, посещатьмечеть, а дома готовить праздничную еду, дарить подарки близким и навещать родственников.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫСписок литературыАмонашвили Ш. Искусство семейного воспитания / Ш. Амонашвили. – М.: Амрита, 2015. – 296 c.БалогГабор История и культура ислама. Курс лекций / ГаборБалог. – Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2012. - 448 c.Богучарский Е. М. Мусульманский этикет / Е.М. Богучарский. – М.: Рипол Классик, 2010. – 773 c.Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. –2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 218 с.Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Юрайт, 2020. – 292 с.Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. – СПб.: Питер, 2019. – 464с.Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. Материалы VI Международного конгресса «Российская семья». – М.: РГСУ, 2019. – 288 c.Зверева О.С. Актуальные проблемы семейного воспитания / Ольга Зверева. –Москва: Огни, 2015. – 703 c.Канке В.А. Современная этика. – М.: Омега-Л, 2007. – 394 с. Каптерев П.И. Задачи семейного воспитания. Избранное / Петр Каптерев. – М.: Карапуз, 2020. – 859 c.Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. – М.: Юрайт, 2020. – 97 с.Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студентов / Т. А. Куликова. – Москва: Академия, 1999. – 232 с. – (Высшее образование). – ISBN 5-7695-0338-6 (в пер.)Максимов А. М. Как не стать врагом своему ребенку. Книга для детей и родителей, которые хотят быть вместе / А. М. Максимов. – Москва; Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 221, [3] с. – Библиогр.: с. 221-222. – ISBN 978-5-496-00666-8 (в пер.).Мутаххари Муртаза Образование и воспитание в исламе / Муртаза Мутаххари. – М.: Садра, 2013. – 875 c.Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО.– М.: Юрайт, 2019.– 307 с.Основы семейного воспитания: учебник / под редакцией В. П. Сергеевой. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва: Академия, 2011. – 185, [7] с. – (Среднее профессиональное образование. Педагогическое образование). – Библиогр. в конце глав. – ISBN 978-5-7695-8541-8 (в пер.).Павелко Н. Н., Павлов С. О. Психология и педагогика (для бакалавров). –М.: КноРус, 2018. –496 с.Пырикова Е.Н. Значение семьи в жизни детей и взрослых / Е. Пырикова. – Текст: непосредственный // Начальная школа: [журнал Издательского дома «Первое сентября»]. – 2018. – № 5/6. – С. 52-53Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 255-258.Семья, семейные ценности и вопросы воспитания: сборник научнометодических материалов / Министерство образования и науки РФ, Федеральный институт развития образования, Центр проблем социализации детей и молодежи; редактор Т. Ф. Акчурин. – Москва: Федеральный институт развития образования, 2008. – 255 с. – ISBN 978-5-8563-0012-2 (в пер.) Смирнова Е. О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте. — М.: Юрайт, 2023. — 164 с.Тарасова С. И. Основы народной педагогики. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 158 с.Электронные ресурсыМузыкина Е.В. Мусульманская этика и ее составляющие // Исламоведение. 2017. №4. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/musulmanskaya-etika-i-ee-sostavlyayuschie (дата обращения: 29.04.2024)Давыдова, О. И. Основы семейного воспитание: учебно-методическое пособие / О. И. Давыдова. – Барнаул: АлтГПУ, 2022. – 74 с. – [Электронный ресурс]URL: https://e.lanbook.com/book/292136 (дата обращения: 27.04.2024)Мардахаев Лев Владимирович Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник ЧелГУ. 2014. №13 (342). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-vospitanie-problemy-i-osobennosti (дата обращения: 29.04.2024).Мусульманская этика воспитания детей[Электронный ресурс] URL: https://umma.ru/musulmanskaya-etika-vospitaniya-detej?ysclid=lvo96pylr025758114 (дата обращения: 29.04.2024)Педагогика и психология родительства и семейного воспитания: учебное пособие / С. В. Бобрышов, Л. В. Суменко, И. В. Кольцова [и др.]; под общей редакцией С. В. Бобрышова. – Москва: Знание-М, 2020. – 368 с. – ISBN 978-5-907345-52-2. [Электронный ресурс]– URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44128514(дата обращения: 10.04.2024).Что нельзя делать мусульманам: список, описание и особенности [Электронный ресурс] URL: https://fb.ru/article/462736/chto-nelzya-musulmanam-spisok-opisanie-i-osobennosti?ysclid=lvo8p6z6sj313937184(дата обращения: 29.04.2024ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Познавательный курс бесед «Рамадан в юных сердцах»серия занятий с детьми по расширению знаний о мусульманских обычаях и традицийХод бесед: Вступительные слова «С именем Аллаха Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам!Ассалямуалейкум!!»Дети – это наша паства. И на нас лежит ответственность за их воспитание. Религиозное воспитание так же должно даваться с малых лет. Цель курса: Формирование правильного отношения к обязательному посту. Изучение некоторых норм ислама относительно поста. Пробуждение познавательного интереса к Рамадану.Задачи: Обеспечить в ходе уроков усвоение,повторение и закрепление базовых понятий ислама, вопросов о Рамадане и нравственности мусульманина.Содействовать в ходе бесед формированию интереса и позитивного отношения к посту.Курс рассчитан для девочек в возрасте от 7 до 13 лет. Основная программа курса – это уроки поста, а завершающим мероприятием явился детский ифтар, который специально был организован для детей. Это было сделано с целью,чтобы дети почувствовали значимость своего поста, среди детей были те, кто уже держали полноценный пост, дети,которым было еще трудно держать пост целый день, по обоюдному согласию держали пост на время занятий (2-3 часа), так называемый «птичкин пост». Кроме того, в проведении детского ифтара был еще и воспитательный момент. Задача была показать на практике адабы разговения, как нужно себя вести во времяифтара в мечети либо в гостях.На протяжении восьми дней дети получают базу знаний о Рамадане, о нравственности мусульманина и о важности получения знаний, так же в программу включены уроки арабского языка, где дети учили слова и разыгрывали небольшие диалоги в игровой форме. Занятия проходят в игровой форме. Более того, в программу входят ежедневные мастер классы, в которых дети участвуют с удовольствием. В проведении мастер классов можно задействовать и родителей, и других уважаемых взрослых.День 1. Беседа первая: «Знакомство. Правила приветствия между мусульманами.»-Важность приветствия между мусульманами. Как правильно нужно приветствовать друг друга.Беседа проходит в игровой форме, держа в руках игрушку в виде сердца, сначала знакомится ведущий, далее передавая друг другу «сердце» каждый ребенок проговаривает слова: «АссалямуалейкумварахмэтуЛлахивабаракэтух»,называет своеимя и любимое занятие либо хобби. После того, как все познакомились, дети хором отвечают: «ВаалейкумассалямварахмэтуЛлахивабаракэтух!». После знакомства следует ознакомление с правилами поведения в мечети.Беседа вторая: «Рамадан - время поста» Знакомство с Рамаданом.Что такое пост? Важность поста.Этика  сухура и ифтара.Дуаво времяифтара. Задание: выучить дуаифтара.День 2. Беседа первая: «Рамадан - время Корана»История о ниспослании Корана.Важность изучения и чтения Корана.Разучивание суры «Ляйлятуль Кадр» 1,2,3 аят с переводом.Беседа вторая: Арабский язык «Как нужно приветствовать и знакомится на арабском языке».Беседа третья: Творческое занятие «Мастерим шкатулку знаний»-Из коробки из-под обуви каждый ребенок мастерит себе шкатулку. Для занятия выдаются цветная бумага, декоративный скотч, фигурные ножницы, стразы,разноцветные стикеры, все, что может помочь фантазии ребенка. В дальнейшем эта шкатулка будет ежедневно пополняться карточками-шпаргалками с разными дуа, которые нужны ежедневно, схемами совершения намаза, карточки столпы ислама и имана.День 3. Беседа первая: «Рамадан – время поклонения»Столпы ислама.Важность совершения намаза, вспомним название намазов, сколько ракатов читается каждый намаз.Виды поклонения. Поклонение-это не только намаз. Это любое благое дело, совершенное ради довольства Аллаха.Беседа вторая: Арабский язык «Повторение диалогов, разыгрывание вариантов знакомства на улице, в общественных местах. Дети на свое усмотрение подбирают ситуацию».Мастер класс по завязыванию платка-Для начала предыстория, рассказ о том, что в разных странах народы, исповедующие ислам, имеют разные виды покрывания головы. Время движется вперед, и образы мусульманок в разных странах меняются по-своему и по-разному, но суть и правила одеяния и покрывание для мусульманки должны быть неизменными.Как вариант мы показали, как завязывали платок татарские девушки в былые времена. Повязали платок, так как это делают турчанки, и продемонстрировали вариант арабского головного покрывала. После чего, показали ошибки, которые не стоит допускать при завязывании платка. Кроме того, девочки имели возможность завязать платок друг другу.День 4. Беседа первая. «Рамадан – время укрепления веры»Что такое иман 6 Столповимана(короткое разъяснение о каждом столпе имана)Беседа вторая:Проверка чтения суры «Ляйлятуль Кадр» 1,2,3 аяты.Разбор 4 и 5 аятов суры «Ляйлятуль Кадр» с переводом.Беседатретья. Арабский язык. Изучение группы слов «фрукты»,«овощи», «цвета».Кулинарный мастер класс «Сладкий ифтар»-учимся готовить фруктовый салатик для ифтара с семьей.Ребёнку выдается маленький ножик, доска и контейнер (можно дать задание, чтобы принесли родители).Для этого мастер класса необходима помощь нескольких родителей, чтобы обеспечить безопасность детям во время работы с ножом.Ингредиенты: банан, груша, киви, маршмеллоу или зефир, йогурт.День 5. Беседа первая: «Рамадан - время щедрости и милосердия»Важность милосердия в рамадан.Что такое садака? Виды садака.Как нужно давать садака.Беседа вторая: Практическое занятие по теме «Рамадан – время щедрости и милосердия»Закрепляем изученный материал по теме садака. Для этого вместе с детьми, предварительно купив корм,мы покормили кошек и птиц. Показывая примером, что, когда кормишь животных – это тоже садака. При этом давать еду зверушкам нужно правой рукой, говоря: «Бисмильлях».День 6. Беседа первая: «Рамадан - время принятия дуа и прощения грехов»-Важность дуа.-Что такое грех?Беседа вторая: «Ляйлятуль кадр-лучше тысячи месяцев»-Что такое ночь предопределения?-Достоинства Ляйлятуль кадр.Беседа третья: Проверка выученной суры «Ляйлятулькадр»Мастер класс по мехенди. Для этого мастер класса были приглашены специалисты по мехенди.День 7. Беседа первая: «Ид аль Фитр –Ураза Байрам»- Рассказ о празднике Ид аль Фитр или Ураза байрам-Закят аль фитр,что это?-Как нужно праздновать мусульманские праздники-Необходимость посещать родственников и дарить подарки для укрепления родственных связей.Мастер класс по мыловарению и технологии росписи витражного рисунка. Готовим подарки для своих близких на Ид аль Фитр.День 8. Мероприятие, посвященное окончанию курса.«Пиратская история или как вызволяли ключ от сундука с подарками Рамадана»Действующие лица:Ведущие - 2 человека (В1,В2)Пираты -2 человека (П1,П2)Реквизиты: коробка для игрушек в виде сундука, золотой ключик в коробке.Часть первая: приветствие.В1 -АссалямуалейкумварахмэтуЛлахивабаракэтух,дорогие дети и уважаемые родители. Мы с вами прошли немалый путь. Побывали в путешествии в стране Рамадана. Узнали много нового и получили полезные знания о Рамадане.В2 -Я знаю, что вы пришли не с пустыми руками, а подготовили для нас стихи. Так давайте же послушаем стихи наших маленьких сестрёнок о Рамадане, что нового они о нем узнали: (Стихи о Рамадане. Источник http://ped.mzagadki.ru/stixi-pro-ramadan/В1 -Молодцы девочки, вы у нас умницы!Вторая часть:В1 -Ну, что ребята, в конце каждого путешествия путешественника ждет награда. И вы не исключение. Мы приготовили вам целый сундук с подарками. -обращаясь к соведущей.-Лейла, принесите ключ от нашего драгоценного сундука.(Выносит коробку с ключом)Открывают коробку,а ключа нет!!!В2 - А где же наш ключ? Его украли? Кто же мог его украсть?В это время появляются пираты:-Аха!!!А ваш ключик - то у нас!-Проморгали ваше сокровище?Ведущие: -Почему же проморгали? Мы его тщательно хранили.Пираты:-Вы его тщательно хранили, а мы его тщательно утащили(смеются)!!!В1 - Ну,так же нельзя! Что нам теперь делать?В2 - Это что же получается, наши детки без подарков останутся?П1 - Ну, останутся, ну и что теперь?П2 - Вот беда... Хотя... у нас есть для вас загадки и каверзные задания-испытания, угадайте, справитесь - ключ ваш!П1 -А если нет,то унесём ваш сундук с собой!В2 - Ну,что дети, не отдадим свои подарки? Нет! - Задавайте свои загадки и испытания. Ничего мы не боимся, справимся со всем!3 часть: пираты загадывают загадки.Загадки о Рамадане (автор: Лада Суюнова)От рассвета до закатаПроявлять терпенье надо,Чтоб не скушать ни кусочкаИ не выпить ни глоточка;Не ругаться и не злиться,Помогать родным, молиться.Воздержанья путь непрост,Называется он _._._._.***Что нам важно во всех делах,Ведь судит по нему Аллах?И без чего, сказать неловко,Наш пост – простая голодовка?***В трапезе какой премногоБлагодати есть от БогаСовершив ее, ребята,Мы постимся до заката.***Нелегко весь день поститься!Солнце за реку садится,На закате млад и старС нетерпеньем ждут _._._._._.***После трапезы вечернейНе ложатся люди спать.Наполняются мечети –Все идут намаз читать.Непростой намаз, ребята,Целых двадцать в нем ракатов!***Эта ночь благодатью светится,Она лучше тысячи месяцев.Кто не спит в эту ночь и молится,Тем великая милость откроется.***В Рамадан понять мы можемТех, кто вдоволь есть не может,Кто страдает без водицы,Даже если не постится.И поэтому легкаВ этот месяц _._._._._._.***Вот название ворот.В Рай сквозь них пройдет лишь тот,Кто постился без обманаВсе денечки рамадана.Игра 1«Фанты»В мешке находятся билетики с заданиями, пираты подходят к каждому ребенку. Ребенок достает билет с заданием и выполняет его. Задания могут быть разного рода – расскажи суру, дуа, любой вопрос о рамадане, попрыгай на одной ноге, спой песенку, расскажи скороговорку... и т.д. Игра 2 Игра с родителями. Приглашаются двое детей с родителями. Ребенок и мама меняются ролями. Задача собрать и одеть "ребёнка" в школу. Для этого даётся куча одежды,рюкзак и обувь. Кто быстрее и лучше соберёт, та команда выиграла.Игра 3 На растянутую веревку на ниточки подвешиваются конфеты. Веревку с двух сторон держат ведущие.Приглашаются двое детей. По очереди с завязанными глазами, за 30 сек. ребенок должен отрезать ножницами веревочки с конфетами. Кто быстрее и больше набрал конфет, тот и выиграл.4 часть.П1 - Фу! уморили вы нас, как вы много знаете, оказывается.П2 –Да! А как много умеете. Так и быть. Возвращаем мы вам ключ. Мы хоть и пираты, но обещанное слово держим! Держите ключ!Ведущие, обращаются к пиратам:-Спасибо, что вернули нам ключ, но вы знаете, что чужое брать нельзя. Всевышний запретил. И нужно быть добрее, любить и уважать друг друга.П1 - Да, мы ведь и не злые, это жизнь такая.П2 - А у вас тут хорошо, нам даже уходить не хочется. А то все скитаемся и скитаемся, - плача отвечает, - хочется вот так добра и любви почувствовать.П1 - Ну, ладно, пора нам, уходим. До свидания дети, вассалямуалейкум.Ведущие:Ну, что открываем сундук?Далее вручение подарков и грамот.Кульминация:В1 - Вот и закончилось наше приключение, вы получили свои подарки. Но ещё больше, дети, вы получили аджра, пройдя с нами весь этот путь.В2 - Пусть знания, которые вы приобрели несут вам пользу. Не забывайте о том, чему мы вас учили.Нам грустно с вами расставаться, но мы не прощаемся. Мы будем делать дуа, просить у Аллаха и надеяться на то,что встретимся в следующем году, чтобы вновь отправится в путешествие, в страну Рамадана!После мероприятия детей и родителей ждет вкусный ифтар.

Список литературы

1. Амонашвили Ш. Искусство семейного воспитания / Ш. Амонашвили. – М.: Амрита, 2015. – 296 c.
2. Балог Габор История и культура ислама. Курс лекций / Габор Балог. – Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2012. - 448 c.
3. Богучарский Е. М. Мусульманский этикет / Е.М. Богучарский. – М.: Рипол Классик, 2010. – 773 c.
4. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 218 с.
5. Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Юрайт, 2020. – 292 с.
6. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. – СПб.: Питер, 2019. – 464с.
7. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. Материалы VI Международного конгресса «Российская семья». – М.: РГСУ, 2019. – 288 c.
8. Зверева О.С. Актуальные проблемы семейного воспитания / Ольга Зверева. – Москва: Огни, 2015. – 703 c.
9. Канке В.А. Современная этика. – М.: Омега-Л, 2007. – 394 с.
10. Каптерев П.И. Задачи семейного воспитания. Избранное / Петр Каптерев. – М.: Карапуз, 2020. – 859 c.
11. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. – М.: Юрайт, 2020. – 97 с.
12. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студентов / Т. А. Куликова. – Москва: Академия, 1999. – 232 с. – (Высшее образование). – ISBN 5-7695-0338-6 (в пер.)
13. Максимов А. М. Как не стать врагом своему ребенку. Книга для детей и родителей, которые хотят быть вместе / А. М. Максимов. – Москва; Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 221, [3] с. – Библиогр.: с. 221-222. – ISBN 978-5-496-00666-8 (в пер.).
14. Мутаххари Муртаза Образование и воспитание в исламе / Муртаза Мутаххари. – М.: Садра, 2013. – 875 c.
15. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 307 с.
16. Основы семейного воспитания: учебник / под редакцией В. П. Сергеевой. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва: Академия, 2011. – 185, [7] с. – (Среднее профессиональное образование. Педагогическое образование). – Библиогр. в конце глав. – ISBN 978-5-7695-8541-8 (в пер.).
17. Павелко Н. Н., Павлов С. О. Психология и педагогика (для бакалавров). – М.: КноРус, 2018. – 496 с.
18. Пырикова Е.Н. Значение семьи в жизни детей и взрослых / Е. Пырикова. – Текст: непосредственный // Начальная школа: [журнал Издательского дома «Первое сентября»]. – 2018. – № 5/6. – С. 52-53
19. Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 255-258.
20. Семья, семейные ценности и вопросы воспитания: сборник научнометодических материалов / Министерство образования и науки РФ, Федеральный институт развития образования, Центр проблем социализации детей и молодежи; редактор Т. Ф. Акчурин. – Москва: Федеральный институт развития образования, 2008. – 255 с. – ISBN 978-5-8563-0012-2 (в пер.)
21. Смирнова Е. О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте. — М.: Юрайт, 2023. — 164 с.
22. Тарасова С. И. Основы народной педагогики. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 158 с.

Электронные ресурсы

23. Музыкина Е.В. Мусульманская этика и ее составляющие // Исламоведение. 2017. №4. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/musulmanskaya-etika-i-ee-sostavlyayuschie (дата обращения: 29.04.2024)
24. Давыдова, О. И. Основы семейного воспитание: учебно-методическое пособие / О. И. Давыдова. – Барнаул: АлтГПУ, 2022. – 74 с. – [Электронный ресурс] URL: https://e.lanbook.com/book/292136 (дата обращения: 27.04.2024)
25. Мардахаев Лев Владимирович Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник ЧелГУ. 2014. №13 (342). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-vospitanie-problemy-i-osobennosti (дата обращения: 29.04.2024).
26. Мусульманская этика воспитания детей [Электронный ресурс] URL: https://umma.ru/musulmanskaya-etika-vospitaniya-detej?ysclid=lvo96pylr025758114 (дата обращения: 29.04.2024)
27. Педагогика и психология родительства и семейного воспитания: учебное пособие / С. В. Бобрышов, Л. В. Суменко, И. В. Кольцова [и др.]; под общей редакцией С. В. Бобрышова. – Москва: Знание-М, 2020. – 368 с. – ISBN 978-5-907345-52-2. [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44128514 (дата обращения: 10.04.2024).
28. Что нельзя делать мусульманам: список, описание и особенности [Электронный ресурс] URL: https://fb.ru/article/462736/chto-nelzya-musulmanam-spisok-opisanie-i-osobennosti?ysclid=lvo8p6z6sj313937184 (дата обращения: 29.04.2024