Ролево-игровой проект как инструмент реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 10.09.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.1. Сущность деятельностного подхода в обучении 5
Глава 2. Реализация деятельностного подхода в обучении 9
младших школьников 9
2.1. Деятельностный подход в обучении младших школьников как средство реализации современных целей образования 9
2.2. Технология деятельностного метода обучения 22
2.3. Проектная деятельность младших школьников 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора [12].Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”. Использование данного метода в практикепозволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»нового знания.Структура уроков введения нового знанияобычно имеет следующий вид:I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) -1-2 минутыЦель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);устанавливаются тематические рамки (“могу”). Приёмыработы:учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии -4-5 минутЦель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.Возникновение проблемной ситуацииМетоды постановки учебной проблемы:побуждающий, подводящийдиалоги;мотивирующийприём«яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественнойлитературы,случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)III. Постановка учебной задачи -4-5 минут Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.IV. Открытие нового знания (построениепроекта выхода из затруднения) -7-8 минутНа данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.V. Первичное закрепление -4-5 минутЦель: проговаривание нового знания,(запись в виде опорного сигнала)фронтальная работа, работа в парах;комментирование, обозначение знаковыми символами;VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) -4-5 минут.Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).Самоконтроль, самопроверка.VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение -7-8 минут.Сначала детям предлагаются задания, которые содержатновый алгоритм, новое понятие.Затем предлагаются задания, в которых новое знание используетсявместе с изученными ранее.VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) -2-3 минуты.Цель: осознании обучающимисясвоей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.Вопросы:Какую задачу ставили на уроке?Удалось решить поставленную задачу?Каким способом?Какие получили результаты?Что нужно сделать ещё?Где можно применить новые знания?Что на уроке у вас хорошо получилось?Над чем ещё надо поработать?Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знанияи учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.2.3. Проектная деятельность младших школьниковДеятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным являетсяиспользованиеметода проектоввначальной школе.Как уже отмечалось в предыдущих главах работы, сущность овладения учебной деятельностью в младшем школьном возрасте состоит в усвоении ее структуры (учебные ситуации, учебные действия, действия контроля и оценки). В проектной деятельности структурные компоненты формируются в процессе выполнения заданий проекта [14]. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности.Алгоритм проектной деятельности способствует поэтапному формированию мыслительных операций.Проектная деятельность как средство развития личностиОдной из закономерностей развития психических образований является их опосредованность деятельностью, в которую включен субъект. Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности [7].Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.Выполнение творческих проектов,защита помогают школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определенных волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности. Технология выполнения творческих проектов в начальной школеПроектную деятельность школьниковорганизую с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также с помощью методов, соответствующих данному возрасту.Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Особенность содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности. Стараюсьтак формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна. Часто заинтересовать детей проектомпомогает его название. («Зелёный пылесос», «Деревня - деревянный мир», «Необычное в обычном», «Держи карман шире», «Виртуальный музей моей семьи» и.т.д.)[15].Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний.Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения. На исследовательском (подготовительном) этапе, когдаставитсяпроблемаперед учащимися, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), используются метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки.Провожу мозговуюатаку с целью коллективного поиска проблем. Для этого создается группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводит экспертизу и отбирает наиболее интересные из них.На следующем этапе,используя метод информационной поддержки, предоставляю учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники, полезные электронныеадреса и другие источники.На технологическом этапе широко использую метод упражнений, т.к. идёт формированиеу учащихся уменийи навыков деятельности.На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов),организую презентацию,конкурс творческихработ.ЗаключениеРеализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.Анализуспеваемостии качества знанийпо предметам, диагностика учебной мотивации, проведённыесреди моих учеников, наглядно демонстрируютэто утверждение.У обучающихсяформируютсяосновные учебные умения, позволяющие имуспешно адаптироватьсяв основной школеи продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятсяего способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представленийо собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.Список использованной литературыБеляева М.С. Ролевые игры и их влияние на социальную адаптацию младших школьников. - М.: Академия, 2012.Головина Л.С. Ролевые игры как средство развития детей младшего школьного возраста. - М.: Издательский дом «Вентана-Граф», 2016.Григорьева Е.С. Ролевые игры и их значение в формировании социальных компетенций у младших школьников. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006.Иванова О.В. Ролевые игры во внеурочной деятельности младших школьников. - СПб.: Питер, 2015.Казанцева И.В. Эффективность использования ролевых игр в работе с детьми младшего школьного возраста. - М.: Издательство «Вентана-Граф», 2008.Кукушкин А.В. Ролевые игры в обучении детей младшего школьного возраста: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2019.Ладеева Н.А. Развитие детской креативности через ролевые игры. - СПб.: Речь, 2018.Никитина Т.Г. Ролевые игры в обучении младших школьников: теория и практика. - СПб.: Питер, 2011.Петрова А.Н. Разработка и применение ролево-игровых проектов в обучении младших школьников. - СПб.: Речь, 2009.Попова Е.А. Роль ролевых игр в формировании личности младшего школьника. - М.: Педагогическое общество России, 2014.Смирнова Е.И. Ролево-игровые методы в образовательном процессе младших школьников. - М.: Педагогика, 2017.Соколова Л.М. Ролевые игры как средство развития личности младшего школьника. - М.: Педагогическое общество России, 2007.Трофимова Н.П. Ролевые игры как средство развития творческого мышления детей. - СПб.: БХВ-Петербург, 2013.Чернова Е.И. Роль ролевых игр в формировании коммуникативных навыков у младших школьников. - М.: Просвещение, 2010.Черных Д.Д. Ролево-игровые проекты в обучении младших школьников: опыт педагогов. - М.: Педагогика, 2005.
2.Головина Л.С. Ролевые игры как средство развития детей младшего школьного возраста. - М.: Издательский дом «Вентана-Граф», 2016.
3.Григорьева Е.С. Ролевые игры и их значение в формировании социальных компетенций у младших школьников. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006.
4.Иванова О.В. Ролевые игры во внеурочной деятельности младших школьников. - СПб.: Питер, 2015.
5.Казанцева И.В. Эффективность использования ролевых игр в работе с детьми младшего школьного возраста. - М.: Издательство «Вентана-Граф», 2008.
6.Кукушкин А.В. Ролевые игры в обучении детей младшего школьного возраста: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2019.
7.Ладеева Н.А. Развитие детской креативности через ролевые игры. - СПб.: Речь, 2018.
8.Никитина Т.Г. Ролевые игры в обучении младших школьников: теория и практика. - СПб.: Питер, 2011.
9.Петрова А.Н. Разработка и применение ролево-игровых проектов в обучении младших школьников. - СПб.: Речь, 2009.
10.Попова Е.А. Роль ролевых игр в формировании личности младшего школьника. - М.: Педагогическое общество России, 2014.
11.Смирнова Е.И. Ролево-игровые методы в образовательном процессе младших школьников. - М.: Педагогика, 2017.
12.Соколова Л.М. Ролевые игры как средство развития личности младшего школьника. - М.: Педагогическое общество России, 2007.
13.Трофимова Н.П. Ролевые игры как средство развития творческого мышления детей. - СПб.: БХВ-Петербург, 2013.
14.Чернова Е.И. Роль ролевых игр в формировании коммуникативных навыков у младших школьников. - М.: Просвещение, 2010.
15.Черных Д.Д. Ролево-игровые проекты в обучении младших школьников: опыт педагогов. - М.: Педагогика, 2005.