Эффективные формы, методы и приемы работы с учащимися при подготовке к написанию сочинения-рассуждения в средней общеобразовательной школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 27 27 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 13.06.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение………………………………………………………………….……3
Обзор литературы……………………………………………………………..5
Методология работы……………………………………………………..….20
Результаты предпроектного исследования……………………………...….21
Результаты проектирования………………………………………………...23
Выводы и обсуждения……………………………………………………….24
Список используемых источников………………………………………….29
Фрагмент для ознакомления

Эти тревожные сигналы от учителей и преподавателей ВУЗов, в основном гуманитарных факультетов, побудили Министерство образования РФ пересмотреть некоторые аспекты образовательных программ по русскому языку в школах. В настоящее время мы наблюдаем тенденцию возвращения школьным сочинениям прежней значимости.[5]Методология работыТретье задание ОГЭ состоит в написании сочинения-рассуждения на основе данного тезиса. Этот вид работы проверяет способность учащихся понимать содержание прочитанного текста и использовать информацию из него для аргументации. Сочинение-рассуждение проверяет умение создавать связное высказывание на заданную тему, основываясь на прочитанном тексте. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи "рассуждение" и следовать определенным композиционным законам. В начале учебного года в 9 классе была проведена диагностическая работа по написанию сочинения-рассуждения для всех трех вариантов заданий ОГЭ (15.1, 15.2, 15.3) с целью определить уровень подготовленности к этому виду работ. Учащимся предлагался текст Ю. Я. Яковлева. Из формулировок заданий третьей части видно, что стандартная структура сочинения-рассуждения дополняется некоторыми деталями, характерными для каждого варианта задания ОГЭ. Например, при подготовке к сочинению-рассуждению 15.1 необходимо работать с лингвистическим высказыванием, задание 15.2 предполагает понимание фрагмента текста и аргументацию на основе примеров из текста, а задание 15.3 проверяет понимание значения морально-этического содержания и способность иллюстрировать рассуждение примерами из текста и личного опыта.На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами был проведен анализ работ учащихся в соответствии скритериями оценивания сочинения-рассуждения.По результатам анализа работ можно сделать вывод, что учащиеся 8 класса показали недостаточный уровень подготовленности к выполнению задания 15.1. Большинство учеников столкнулись с трудностями в понимании тезиса, что привело к ошибкам по другим критериям выполнения задания. Дальнейшая работа учителя должна быть направлена на исправление ошибок, связанных с пониманием лингвистического тезиса.Наиболее сложным этапом написания сочинения-рассуждения 15.2 ОГЭ является подбор аргументов. Поэтому следующий этап работы должен быть направлен на развитие навыка нахождения и выбора соответствующих аргументов в данном тексте.Таким образом, становится ясно, что у учащихся возникли трудности при объяснении значения слова и его комментировании.Результаты предпроектного исследованияВ ходе исследования, направленного на подготовку учащихся 8 класса к написанию сочинения-рассуждения 15.3 (толкование значения морально-нравственного понятия и рассуждение на его основе), было проведено предпроектное исследование. В течение года было проведено 5 занятий, на которых ученики готовились к написанию мини-сочинения рассуждения. В процессе уроков использовались тексты, на основе которых можно было подобрать примеры и обосновать понятие для будущего сочинения. Для этого были взяты понятия из банка, предложенного на сайте ФИПИ, такие как дружба, милосердие, самовоспитание, человечность и любовь. Ниже представлены конспекты уроков, посвященных подготовке к написанию мини-сочинения рассуждения 15.3.Конспект урока по подготовке к заданию 15.3.Класс: 8.Учебник: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина. -4-е изд. –М.: Просвещение, 2007.Комментарии к уроку: данный урок входит в серию уроков по подготовке ктворческим работам в ОГЭ.Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ порусскому языку (15.3). Самовоспитание.Тип урока: урок-практикум.Цель: формировать речевые умения создания сочинения-рассуждения врамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).Задачи:1) Предметные: уточнение понимания структуры мини-сочинениярассуждения в формате ОГЭ; совершенствование умений самостоятельносоздавать собственное высказывание;2) Метапредметные: развивать познавательную активность учащихся, умениеанализировать полученную информацию;3) Личностные: формирование потребности у учащихся самовоспитанияморально-волевых качеств.Техническое оборудование: презентация, раздаточный материал.Урок состоял из пяти этапов: опорное повторение, подход к теме сочинения-рассуждения, работа по составлению текста рассуждения, подведение итогов и домашнее задание.На первом этапе нами было предложено составление плана сочинения-рассуждения. Далее учащиеся рассуждали о предшествующей теме рассуждения. Третий этап был разделен на 4 шага: формулированиетезиса (опора натекстизложения), формулирования 1-го аргумента, формулирование 2-го аргумента, формулирование вывода. На четвертом этапе мы обсуждали урок, проводился самоанализ учащимися. На конечном этапе работы мы дали домашнее задание написать сочинение-рассуждение.Результаты проектированияК концу учебного года 2024 была проведена контрольная работа по написанию мини-сочинения рассуждения 15.3 в 9 классе с целью оценить умение восьмиклассников писать сочинение на тему данного нравственного понятия. Затем был проведен анализ работ учащихся согласно критериям оценивания. В диагностике участвовали те же учащиеся 9 класса.Анализ контрольной работы по написанию мини-сочинения рассуждения 15.3 показывает, что правильно организованная системная работа приводит к хорошим результатам. Процент выполнения критерия С3К1 (толкование значения слова) увеличился с 22,5% до 50%. Также отмечается улучшение по критериям С3К2 (наличие примеров-аргументов), С3К3 (смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения) и С3К4 (композиционная стройность).Рисунок 1 – Результаты на контрольном этапе исследованияРезультаты проектирования показали, что после проведения уроков по обучению написанию мини-сочинения рассуждения с дополнительной работой, уровень подготовки учеников к такому виду работы повысился. Исходя из данных контрольного этапа, можно с уверенностью сказать, что разработанная система подготовки к мини-сочинению рассуждению эффективна и может быть использована в обучении.Выводы и обсуждениеМетодика развития навыков письма сочинений и рассуждений у школьников имеет важное значение для улучшения качества их речевого развития. Это включает в себя развитие функционально-типизирующей направленности речи, структурное и лингвостилистическое оформление рассуждений, логичность и последовательность, доказательность и самостоятельность.Анализ рассуждений школьников, проведенный в ходе исследования, показал, что у них есть естественное влечение и интуитивная языковая способность понимать, воспринимать и строить связные мысли. Однако они нуждаются в выражении причинно-следственных отношений, но не обладают достаточными языковыми средствами для полноценного их выражения. Школьники строят элементы рассуждений на интуитивном уровне, но они еще несовершенны по структуре и языковому оформлению, поэтому им требуется помощь со стороны педагога.Особенности рассуждений в спонтанной речи включают: 1) отсутствие или неполное использование грамматических форм, необходимых для построения рассуждений и выражения причинно-следственных отношений; 2) отсутствие структуры и навыков использования синтаксических моделей рассуждений; 3) недостаточное содержание аргументов и доказательств; 4) незавершенность и недостаточная обоснованность суждений; 5) частое опускание тезиса с выводами при попытке построить рассуждения, выражая только аргументы; 6) начало обоснования и доказывания собственных суждений с придаточной части сложноподчиненного причинного предложения, частое использование союза "потому что" и бессоюзной связи тезиса с аргументами; 7) отсутствие примеров для усиления аргументации в рассуждениях на основе собственного опыта без явных мотивов.У школьников возникают различные трудности при попытке построить рассуждения - мотивационные, содержательные и операционные. Во-первых, они теряют мотивы деятельности при переходе от диалогической к монологической речи во время общения с учителем. Школьники не понимают, для чего и для кого им нужно писать сочинение-рассуждение, и у них нет стимула для этой интеллектуальной деятельности. Во-вторых, им трудно правильно построить и выразить рассуждения, если они не понимают причинно-следственные связи и зависимости в предметном мире. В-третьих, типичным препятствием в механизме построения рассуждения является отсутствие лексико-грамматических средств.Ученики сталкиваются с трудностями при написании сочинений-рассуждений по нескольким причинам. Во-первых, в образовательных учреждениях не проводится специальное обучение для развития навыков написания таких текстов. Во-вторых, у учащихся может быть ограниченный опыт или знания по теме, о которой они пишут. И, наконец, у них может не быть достаточно развитых речевых механизмов, таких как структурирование рассуждений, оперативная память и быстрое подбор слов в процессе написания текста.На уроках в 9 классе мы работали над сжатым изложением и сочинением-рассуждением. После проведения систематической работы мы проверили результаты и обнаружили, что уровень подготовки учащихся к речевым заданиям ОГЭ значительно повысился. Исходя из этих результатов, можно с уверенностью сказать, что разработанная система обучения сжатому изложению и сочинению-рассуждению является эффективной и может быть использована в обучении.Список используемых источников1. Алимбекова А. И. Как писать изложение в школе/ А. И. Алимбекова// Русский язык в школе.- 2002 г. -№ 29. -стр. 24-26. 2.Алдакаева Н. Г. Сочинения как основной вид творческой работы при обучении языку/Н. Г. Алкадаева// Русский язык в школе, -2001.-№6.- с. 10-15. 3.Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов/С. А. Арефьева // Русский язык в школе. -2007. -№ 5.- с.4-6. 4. Бурцева Е. В. Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему/Е.В. Бурцева //Международный научно-исследовательский журнал. -Екатеринбург: Литера, - 2012. - №7, ч.2.-с.42-45. 5.Басистов П. Е. Материалы к решению вопроса: что надобно знать, чтобы ознакомить учеников с рассуждением? /П. Е. Басистов. -М.: -1978.-с.141-146. 6. Волкова А. В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: методика и практика/ А. В. Волкова, Е. В. Кузнецова, Н. А. Шапиро, Е. Ю. Шувалова// Русский язык. Приложение «Первое сентября». – 2010. - №18.- с. 26-34. 7. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие для вузов/ Т. М. Воителева. – М.: Дрофа, 2006. – 320 с. 8. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов/ Н. А. Ипполитова.-М.: Флинта, Наука.-1998.- с. 68-83. 9. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения в 5-7 классах: книга для учителя/ В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик.- М.: Просвещение.- 1991.- с. 47- 60. 10. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации// Распоряжение правительства РФ от 09.04.2016 №637-р «Об утверждении концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации». [Электронный ресурс].- Точка доступа: http://www.apkpro.ru/doc/ Распоряжение правительства РФ от 09.04.2016 №637-р.pdf.11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПК и ПРО.- 2001.- с.10. 12. Кувайцева-Солодовник Е.А. Организация работы по формированию умения написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ГИА-9 [электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //pedsovet.org/component/option. 13.Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка/М. Р. Львов. – М.: РОСТ СКРИМ.- 1997.-254 с. 14.Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка/Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1990. 110-113 с. 15.Пинахина Л. И. Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках ГИА [Текст] / Л. И. Пинахина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.).-Уфа: Лето.- 2013.-С. 98-100. 16. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н. М. Шанский].- М.: Просвещение, 2013.-350 с. 17. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н. М. Шанский].- М.: Просвещение, 2014.-380 с. 18. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций/ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н. М. Шанский].- М.: Просвещение, 2015. -223 с. 19.Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ [Л.А. Тростенцова Т.А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский].- М.: Просвещение, 2007. -237 с. 20. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ [Л.А. Тростенцова Т.А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский].- М.: Просвещение, 2007. -206 с. 21. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, С. И. Львова, Т. Н. Роговик.- М.: Просвещение.- 2010.- с.87-93. 22.Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского; А. И. Власенкова/ сост. Г. М. Вялкова.-3-е изд.-М.: Глобус.- 2009. – 217 с. 23. Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант: учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ, абитуриентов и их родителей/ Н. Ю. Русова.- Нижний Новгород: Деком. – 1994. – с. 143-150. 24. Степанова Л.С., Цыбулько И.П. Методические рекомендации для экспертов по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений/Л. С. Степанова, И. П. Цыбулько.-М.: Федеральный институт педагогических измерений.- 2016. –с. 28-35.

1. Алимбекова А. И. Как писать изложение в школе/ А. И. Алимбекова// Русский язык в школе.- 2002 г. -№ 29. -стр. 24-26.
2.Алдакаева Н. Г. Сочинения как основной вид творческой работы при обучении языку/Н. Г. Алкадаева// Русский язык в школе, -2001.-№6.- с. 10-15.
3.Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов/С. А. Арефьева // Русский язык в школе. -2007. -№ 5.- с.4-6.
4. Бурцева Е. В. Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему/Е.В. Бурцева //Международный научно-исследовательский журнал. -Екатеринбург: Литера, - 2012. - №7, ч.2.-с.42-45.
5.Басистов П. Е. Материалы к решению вопроса: что надобно знать, чтобы ознакомить учеников с рассуждением? /П. Е. Басистов. - М.: -1978.-с.141-146.
6. Волкова А. В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: методика и практика/ А. В. Волкова, Е. В. Кузнецова, Н. А. Шапиро, Е. Ю. Шувалова// Русский язык. Приложение «Первое сентября». – 2010. - №18.- с. 26-34.
7. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие для вузов/ Т. М. Воителева. – М.: Дрофа, 2006. – 320 с.
8. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов/ Н. А. Ипполитова.-М.: Флинта, Наука.-1998.- с. 68-83.
9. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения в 5-7 классах: книга для учителя/ В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик.- М.: Просвещение.- 1991.- с. 47- 60.
10. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации// Распоряжение правительства РФ от 09.04.2016 №637-р «Об утверждении концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации». [Электронный ресурс].- Точка доступа: http://www.apkpro.ru/doc/ Распоряжение правительства РФ от 09.04.2016 №637-р.pdf.
11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПК и ПРО.- 2001.- с.10.
12. Кувайцева-Солодовник Е.А. Организация работы по формированию умения написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ГИА-9 [электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //pedsovet.org/component/option.
13. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка/М. Р. Львов. – М.: РОСТ СКРИМ.- 1997.-254 с.
14. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка/Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1990. 110-113 с.
15. Пинахина Л. И. Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках ГИА [Текст] / Л. И. Пинахина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.).-Уфа: Лето.- 2013.-С. 98-100.
16. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н. М. Шанский].- М.: Просвещение, 2013.-350 с.
17. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н. М. Шанский].- М.: Просвещение, 2014.-380 с.
18. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций/ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н. М. Шанский].- М.: Просвещение, 2015. -223 с.
19.Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ [Л.А. Тростенцова Т.А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский].- М.: Просвещение, 2007. -237 с.
20. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ [Л.А. Тростенцова Т.А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский].- М.: Просвещение, 2007. -206 с.
21. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, С. И. Львова, Т. Н. Роговик.- М.: Просвещение.- 2010.- с.87-93.
22.Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского; А. И. Власенкова/ сост. Г. М. Вялкова.-3-е изд.-М.: Глобус.- 2009. – 217 с.
23. Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант: учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ, абитуриентов и их родителей/ Н. Ю. Русова.- Нижний Новгород: Деком. – 1994. – с. 143-150.
24. Степанова Л.С., Цыбулько И.П. Методические рекомендации для экспертов по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений/Л. С. Степанова, И. П. Цыбулько.-М.: Федеральный институт педагогических измерений.- 2016. –с. 28-35.