ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 100» В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 02.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Общие подходы к изучению нумерации чисел в пределах 100 в НОО 6
1.2 Изучение темы «Нумерация чисел в пределах 100» в различных УМК по математике для начальной школы 9
1.3 Общая характеристика понятия «дидактическая игра» в НОО 17
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Выявление уровня сформированности вычислительных умений по теме «Нумерация чисел в пределах 100» у детей младшего школьного возраста 24
2.2 Опыт работы по использованию дидактических игр в процессе изучения темы «Нумерация чисел в пределах 100» в НОО 27
Выводы по главе 2 33
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Например, «Со всех домов на улице сняли таблички с номерами, а Пете нужно попасть в 14 дом. На одном домике табличка осталась, как Петя сможет узнать, где же 14 дом?»Игра «Кто быстрее?»Цель игры: проверка усвоения знаний в рамках концентра «Числа в пределах 100»Материал: карточки с заданиями, чистые листы.Игра-соревнование, которую можно проводить как в форме индивидуальной работы, так и групповой. Позволяет создать ситуацию успеха у учащихся начальной школы.Игра «Математическая туча»Цель игры: создать условия для изучения правила сравнения чисел в пределах 100Материалы: иллюстрации тучек, капелек.При знакомстве с действием сравнения двухзначных чисел поможет такая наглядная игра. Учащиеся сравнивают тучки по количеству капелек в них. Какая тучка дольше будет лить, какая быстрее? Почему?Затем на этой основе делают вывод о том, как сравнивать числа.Игра «Цепочка»Цель игры: создать условия для умения присчитывать-отсчитывать десятками, группами единиц и т.д.Материал не требуется.Учащиеся, например, по рядам отсчитывают/присчитывают к определенному числу определенную группу чисел. Создаётся соревновательный эффект.Игра «Гном»Цель игры: создать условия для усвоения письменных вычислительных приёмов.Материал: интерактивная доска.Правила игры: учащиеся наблюдают за тем как Гном считает монетки, затем помогают ему, подходят к теме вычислительных приёмов.Игра «Проверяем Незнайку»Цель игры: закрепить полученные на уроке знания.Правила игры: учащимся предлагается проверить работу Незнайки и оценить ее (элемент ролевой игры).Также на уроках возможно использовать различные ролевые дидактические игры. Например, магазин, где продаются только те продукты, в ценнике которых указано число больше «15» и т.д.Возможна организация Викторин. Например, «Самый умный». Эту викторину стоит проводить уже на этапе закрепления всего изученного концентра, где учащиеся могут показать весь багаж знаний, который усвоили.Возможна организация квест-игры с разными станциями. Данная игра будет яркой и интересной, учитель может привлечь в процесс организации квест игры родителей учеников.В качестве примера можно привести Квест-игру со следующими станциями:- Расположение чисел в порядке убывания/возрастания.Учащимся даётся текст с числами. Они должны выписать из него все числа и расположить в определенном порядке.- Десятичный состав числаУчащиеся выбирают числа где цифра 2 находится в разряде единиц и составляют слово- Устные и письменные вычислительные приёмыВыполняя действия, учащиеся могут собрать паззл, слово, пословицу и т.д.- Сравнение чиселПо итогу проделанной работы, мы провели контрольный этап исследования. Учащиеся вновь выполнили проверочную работу, включающую 5 заданий (Приложение 2)Результаты исследования представлены в таблицеУчащиесяЗадание 1Задание 2Задание 3Задание 4Задание 5Общий уровеньИлья А.+ ++++Высокий Захар Б.-+--+НизкийОлеся В.++-++Средний Варвара Д.++--+СреднийСветлана З.+++++ВысокийКирилл И.+---+НизкийЕгор И.++-+-СреднийДмитрий К+++-+СреднийРинат К----+НизкийЮлия К+++++ВысокийМаксим Л+--++СреднийГлеб М+++-+ВысокийЕкатерина П++--+СреднийГлеб О+++++ВысокийГлеб Р++-+-СреднийАнна С-+-+-СреднийВиктор С++-++СреднийТимофей Ф++--+СреднийАрсений Ш+++--СреднийЕвгений Я++---СреднийТаблица .Таким образом, стоит отметить положительную динамику формирования знаний и умений в концентре «Числа в пределах 100» при использовании дидактических игр. Количество учащихся, показавших высокий уровень увеличилось (25 % против 15 %); количество учащихся, показавших низкий уровень наоборот сократилось (20 % против 25%).Выводы по главе 2В процессе выполнения практической части нашего исследования мы провели педагогический эксперимент, который состоял из трёх этапов.На констатирующем этапе мы провели первичную оценку уровня сформированности вычислительных умений у учащихся второго класса. На основе работ был сделан вывод, что многие умения, например, приёмы вычислений, вызывают у учащихся затруднения. Поэтому нами было принято решение разработать систему игр, которые возможно использовать на уроках математики при изучении концентра «Числа в пределах 100»На формирующем этапе мы разработали и апробировали систему дидактических игр. Игры подбирались с учётом возрастных и дидактических возможностей второго класса. Наиболее эффективные и целесообразные мы описали в пункте 2.2 своей работы.На контрольном этапе мы вновь провели диагностику уровня сформированности вычислительных умений младших школьников и получили результаты, отражающие позитивное влияние дидактических игр на процесс изучения чисел в пределах 100.Таким образом, дидактическая игра доказала свою эффективность как метод изучения чисел в пределах 100 и должна быть включена в образовательный процесс.ЗаключениеВ процессе выполнения курсовой работы нами были выполнены следующие задачи:1. Представить общие подходы к изучению нумерации чисел в пределах 100 в НОО.2. Изучить различные УМК по математике для начальной школы в контексте проблемы исследования.3. Дать общую характеристику понятия «дидактическая игра» в НОО.4. Выявить уровень сформированности вычислительных умений по теме «Нумерация чисел в пределах 100» у детей младшего школьного возраста.5. Описать опыт работы по использованию дидактических игр в процессе изучения темы «Нумерация чисел в пределах 100» в НОО.В теоретической части исследования нами постепенно была раскрыта методика изучения концентра «Числа в пределах 100». При изучении подоходов мы отметили наиболее важные для исследования моменты: этапы изучения, задачи и ожидаемые результаты.Затем мы изучили два комплекта учебников математики (УМК «Школа России» и УМК «Гармония»). Анализ учебников показал логику построения дидактического материала при изучении концентра «Числа в пределах 100», а также открыл то, что большинство упражнений в учебнике носят репродуктивный характер.Третьим пунктом теоретической части стало изучение дидактической игры как метода обучения в начальной школе. В процессе написания данного пункта мы изучили психолого-педагогическую литературу и отметили подходы психологов и педагогов к понятию «дидактическая игра».Теоретическая часть позволила нам собрать основу для выполнения практической части нашего исследования.Практическая часть исследования была организована в виде педагогического эксперимента. Эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.База исследования:Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 25» г. Курска.Характеристика испытуемых: учащиеся второго класса в количестве 20 человек.Констатирующий этап показал изначальный уровень сформированности вычислительных умений и дал понять основные пробелы и трудности в изучении концентра «Числа в пределах 100».На формирующем этапе мы разработали и апробировали систему дидактических игр.Контрольный этап позволил нам, на основе проведенной диагностики, сделать вывод об эффективности и целесообразности систематического использования игр в процессе изучения чисел в пределах 100.Список использованной литературыБантова, М. А., Бельтюкова, Г. В. Методика преподавания математики в нач. классах [Текст]: учеб. Пособие / под ред. М. А. Бантовой. - 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2015 – 335 с.Белошистая, А. В. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / А. В. Белошистая. – Москва, Академия, 2013 – 335 с.Бугримова, Т. А. Математика. 2 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Н. Б. Истоминой / Т. А. Бугримова. – Волгоград : Учитель, 2006 – 286 с.Востриков, А.А., Фетисова, Н.В. Проблема становления математического мышления у младших школьников втехнологии продуктивного обучения в начальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. – № 5. – 2004. – с. 33 – 40.Галишникова, Н. В. Играть или не играть на современных уроках математики? / Н. В. Галишникова, Л. Ю. Галишникова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 77-78. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15432/ (дата обращения: 18.04.2024).Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.Зайко, В.В. Реализация преемственности в изучении натуральных чисел и дробей на начальной и основной ступенях обучения / В.В. Зайко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – № 5. – 2008. – с. 1 – 8.Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст] :учеб.пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н. Б. Итомина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002 – 288 с.Каирова, Л.А. Методика преподавания математики в начальной школе : учебно-методическое пособие / Л.А. Каирова. – Барнаул :АлтГПУ, 2017. – 166 с.Корепанова, О. В. Уроки в форме деловой игры [Текст] / О. В. Корепанова // Журнал «Начальная школа: плюс до и после». – 2007. – №3. – С. 59-62.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2007. – 220с.М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика в 2 частях. 1 – 2 класс. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова // - М.: «Просвещение», 2023 годПриемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя /А.А. Гин. – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004.Рождественская, Д. А. Сборник дидактических игр о числах и цифрах для детей раннего и дошкольного возраста / Д. А. Рождественская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 26-31. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4617/ (дата обращения: 20.04.2024).Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – 712 с.Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 2005. – 556 с.Старостенко, Н. В. Использование дидактических игр на уроках математики в рамках ФГОС / Н. В. Старостенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12252/ (дата обращения: 18.04.2024).Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации- 6-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2017- 53 с.Щедровицкий, Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры [Текст]/Г.П. Щедровицкий // Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред. Запорожца – М.:Просвещение,1996. – С.123.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М. : Просвещение, 2009. – 160с.Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. – М., 2002.Приложение 1Контрольно-измерительный материал для первичной диагностики.Вариант 1Вариант 2Запиши десятичный состав числа: 78, 23, 451.Запиши десятичный состав числа: 67, 54, 39Представь в виде суммы разрядных слагаемых2.Представь числа в виде суммы разрядных слагаемых. 68 = 19 = Дедушке 74 года, а бабушке 70. На сколько лет дедушка старше бабушки?3. Папе 37 года, а мама на 7 года моложе. Сколько лет маме?Реши примеры: 79 + 1 = 5 + 40 =36 – 30 = 60 – 1 = 49 – 9 =– 20 =4.Реши примеры: 6 + 40 = 59 + 1 = 44 – 4 = 97 – 70 = 80 – 1 = 60 – 30 =Сравни. 8 м … 7 дм1 м … 88 см 35 мм … 4 см 35 мм … 5 с5.Сравни. 5 м … 8 дм1 м … 95 см 13 м … 2 см 68 мм … 6 смПриложение 2Контрольно-измерительный материал для контрольной диагностики.Вариант 1Вариант 2Запиши десятичный состав числа: 56, 25, 431.Запиши десятичный состав числа: 26, 74, 91Представь в виде суммы разрядных слагаемых24622.Представь числа в виде суммы разрядных слагаемых. 9814 3. Мама купила 23 тетради в линейку, а тетрадей в клетку на 10 меньше. Сколько тетрадей в клетку купила мама?3. В коробке с игрушками лежало 56 кубиков, а машинок 30. На сколько кубиков было больше, чем машинок?Реши примеры: 40 + 5 = 30 + 20 = 26 + 2 = 70 + 13 = 76 – 70 = 28 – 8 = 60 – 40 = 37 – 6 =4.Реши примеры: 50 + 5 = 70 + 20 = 46 + 3 = 80 + 17 = 36 – 20 = 39 – 9 = 80 – 40 = 56 – 4 ==Сравни. 6 м … 6 дм1 м … 74 см 40 мм … 4 см 23 мм … 5 см5.Сравни. 1 м … 8 дм45 см … 95 см 13 мм … 1 см 64 мм … 8 см
2. Белошистая, А. В. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / А. В. Белошистая. – Москва, Академия, 2013 – 335 с.
3. Бугримова, Т. А. Математика. 2 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Н. Б. Истоминой / Т. А. Бугримова. – Волгоград : Учитель, 2006 – 286 с.
4. Востриков, А.А., Фетисова, Н.В. Проблема становления математического мышления у младших школьников в технологии продуктивного обучения в начальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. – № 5. – 2004. – с. 33 – 40.
5. Галишникова, Н. В. Играть или не играть на современных уроках математики? / Н. В. Галишникова, Л. Ю. Галишникова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 77-78. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15432/ (дата обращения: 18.04.2024).
6. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.
7. Зайко, В.В. Реализация преемственности в изучении натуральных чисел и дробей на начальной и основной ступенях обучения / В.В. Зайко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – № 5. – 2008. – с. 1 – 8.
8. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст] : учеб.пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н. Б. Итомина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002 – 288 с.
9. Каирова, Л.А. Методика преподавания математики в начальной школе : учебно-методическое пособие / Л.А. Каирова. – Барнаул : АлтГПУ, 2017. – 166 с.
10. Корепанова, О. В. Уроки в форме деловой игры [Текст] / О. В. Корепанова // Журнал «Начальная школа: плюс до и после». – 2007. – №3. – С. 59-62.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2007. – 220с.
12. М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика в 2 частях. 1 – 2 класс. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова // - М.: «Просвещение», 2023 год
13. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя /А.А. Гин. – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004.
14. Рождественская, Д. А. Сборник дидактических игр о числах и цифрах для детей раннего и дошкольного возраста / Д. А. Рождественская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 26-31. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4617/ (дата обращения: 20.04.2024).
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – 712 с.
16. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
17. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 2005. – 556 с.
18. Старостенко, Н. В. Использование дидактических игр на уроках математики в рамках ФГОС / Н. В. Старостенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12252/ (дата обращения: 18.04.2024).
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации- 6-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2017- 53 с.
20. Щедровицкий, Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры [Текст]/Г.П. Щедровицкий // Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред. Запорожца – М.:Просвещение,1996. – С.123.
21. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М. : Просвещение, 2009. – 160с.
22. Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. – М., 2002.