дошкольное образование в Германии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 39 39 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 03.06.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ 5
1.1 Историческая справка о германском государстве 5
1.2 Немецкая система образования 8
1.3 Национальные особенности немецкого воспитания 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 15
ГЕРМАНИИ 15
2.1 Исторический обзор дошкольного образования Германии 15
2.2 Виды дошкольных образовательных учреждений 17
2.3. Цель и основные принципы воспитания в современного немецкого детского сада 21
2.4 Особенности организации педагогического процесса и воспитательно-образовательной работы с детьми 24
2.5 Взаимодействие детского сада с семьей 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 30
Фрагмент для ознакомления

Педагогическим коллективам детских садов предоставлена возможность выбирать педагогическую концепцию для работы: педагогика Монтессори, билингвальное обучение, детский сад с оздоровительным компонентом или собственная концептуальная комбинация. Группы могут быть сформированы по возрастному принципу, смешанного типа или быть открытыми.Образовательная работа в детских дошкольных учреждениях в соответствии с договоренностями между федеральными землями от 2004 года включена в комплексную систему общего развития ребенка. Она проводится в форме работы по проектам, в ходе которой дети получают учебную информацию, повышающую их образованность и интересную им. Посредством педагогических методов у ребенка должна возникнуть мотивация к процессу обучения. Педагогический коллектив должен осознавать свои ошибки и работать над ними, дети — учиться на своих ошибках, пробовать различные варианты для их анализа и корректировки. Так как в детском саду не предусмотрено выставление оценок, педагогический персонал, наблюдая и документируя особенности развития ребенка, сообщает родителям об успехах и возможных проблемных моментах в его поведении в группе.Согласно Акту о благосостоянии детей и молодежи от 1990 года, все дошкольные учреждения должны способствовать развитию ребенка как ответственного и независимого члена общества. Они заботятся о детях и обучают их. Дошкольное образование поддерживает и дополняет семейное воспитание, компенсирует все дефекты развития и предоставляет оптимальные возможности для развития и образования ребенка[12].Дошкольное образование играет важную роль в улучшении перехода детей из детского сада в школу, а также в развитии лингвистических навыков.В детском саду предметы и количество учебных часов не определены, и учебного расписания нет. Но организована деятельность, которая способствует развитию детей в возрасте от трех до шести лет: развитие физических, умственных, эмоциональных и социальных способностей, ответственности, привычки к быту и гигиене, игра и другая деятельность.Управляющий орган работает с образовательным персоналом для разработки основных педагогических принципов на основе элементарных образовательных целей и собственных идеологических, религиозных и образовательных направлений. Они отвечают за организацию образовательной работы и регулярно консультируются с родителями.Развитие ребенка в возрасте от трех до шести лет осуществляется через игры и жизненные ситуации.Прием детей в дошкольные учреждения в Германии регулируется законодательством и зависит от возраста ребенка. Обычно прием детей в детский сад начинается с трехлетнего возраста[6].Процесс приема детей в дошкольные учреждения обычно начинается с подачи заявления родителями или опекунами. Заявление подается в муниципалитет или непосредственно в дошкольное учреждение. В заявлении указываются личные данные ребенка, его возраст, адрес проживания и контактная информация родителей.Затем дошкольное учреждение проводит оценку наличия свободных мест и принимает решение о приеме ребенка. Если места есть, то ребенок принимается в дошкольное учреждение. Если мест нет, то ребенок может быть поставлен на очередь.При приеме ребенка в дошкольное учреждение родители должны предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка, а также документы, подтверждающие его личность и место жительства.Важно отметить, что в Германии существует принцип равенства доступа к дошкольному образованию, поэтому прием детей в дошкольные учреждения осуществляется без дискриминации по каким-либо признакам.Режим работы дошкольных учреждений в Германии может немного различаться в зависимости от конкретного учреждения и региона страны. Однако, в общем случае, дошкольные учреждения работают полный рабочий день, с понедельника по пятницу.Обычно детские сады открываются в 7-8 утра и закрываются в 16-17 часов вечера. Некоторые учреждения предлагают дополнительные часы работы, например, группы продленного дня (Hort), которые работают до 18-19 часов вечера[8].Существуют также круглосуточные детские сады, которые принимают детей на ночь или выходные дни. Такие учреждения особенно популярны среди работающих родителей.Важно отметить, что в Германии существует принцип гибкости в работе дошкольных учреждений, чтобы соответствовать потребностям родителей. Поэтому режим работы может быть адаптирован под конкретные нужды семьи.2.4 Особенности организации педагогического процесса и воспитательно-образовательной работы с детьмиВ Германии дошкольное образование является обязательным для всех детей от трех лет. Оно включает в себя не только обучение чтению, письму и счету, но также физическое воспитание, музыкальное образование и развитие социальных навыков.Воспитательно-образовательная работа с детьми в Германии основана на принципах свободы, игры и индивидуального подхода. Дети активно участвуют в процессе обучения, а педагоги создают условия для их самостоятельного исследования и познания мира.Важной особенностью организации педагогического процесса в Германии является его инклюзивность. Здесь уделяется большое внимание потребностям различных групп детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них создаются специальные условия и предоставляется индивидуальная поддержка.Ключевая особенность дошкольного воспитания в Германии заключается в поддержке игровой деятельности детей[12]:Деятельность детей регламентирована незначительно, большая часть времени отведена на свободную игру.Все занятия существуют в форме совместной деятельности взрослого и одного ребенка или группы детей.Со старшими детьми проводится еженедельное занятие по подготовке к школе.Типичной формой организации образовательного процесса в немецких детских садах является проектная деятельность.Для немецкого детского сада характерно не коллективное действие, а индивидуальное. Дети должны сами сделать свой выбор и прийти в выбранное место, а если оно занято, — вновь совершить выбор и пойти в другое место.Особенности организации педагогического процесса и воспитательно-образовательной работы с детьми в Германии[2]:В большинстве дошкольных образовательных организаций существует не программа, а «концепция образования». В теории вырабатываются, а в практике принимаются только основные концептуальные основы организации дошкольного образования, и уже в каждом конкретном детском саду педагоги самостоятельно принимают решение, что и как они будут делать, чтобы им соответствовать. В центре внимания — интересы и активность детей. Задача детского сада не в передаче детям глубоких академических знаний, а в том, чтобы поддержать их стремление к самостоятельному поиску знаний, исследованию окружающего мира, к приобретению опыта межличностных взаимоотношений, то есть к выстраиванию собственной картины мира. Каждый детский сад развивает свою педагогическую концепцию и направления в работе с детьми, делая акценты на определённом профиле, например, активность (спорт), здоровьесберегающие технологии, окружающая среда и экология (занятия при этом проходят в естественной среде, на природе), творческое развитие и так далее. План работы педагогов в немецких детских садах составляется всеми педагогами, участвующими в педагогическом процессе, на день в «живом», неформальном виде, то есть не фиксируется на бумаге и не хранится как свидетельство профессиональной деятельности педагогов. Отличительной особенностью работы педагога открытого детского сада в Германии является отсутствие внешних контролирующих инстанций. Детские учреждения не отчитываются перед государственными органами о своей работе. 2.5 Взаимодействие детского сада с семьейВзаимодействие детского сада с семьей в Германии играет очень важную роль. Педагоги стремятся поддерживать тесный контакт с родителями, чтобы совместно решать вопросы воспитания и обучения детей. Один из способов взаимодействия - это регулярные встречи и консультации с родителями. Педагоги проводят индивидуальные беседы с родителями, обсуждают успехи и проблемы каждого ребенка, дают рекомендации по его развитию.Кроме того, в Германии широко практикуется участие родителей в жизни детского сада. Родители могут посещать занятия вместе с детьми, участвовать в мероприятиях и праздниках, помогать в организации экскурсий и поездок.Важным аспектом взаимодействия является также информационная поддержка. Детские сады регулярно рассылают родителям новости, объявления и другую полезную информацию. Кроме того, многие дошкольные учреждения имеют собственные веб-сайты, где родители могут получить дополнительную информацию о работе детского сада. В целом, взаимодействие детского сада с семьей в Германии направлено на создание благоприятной атмосферы для развития и воспитания детей.Родители проявляют интерес к жизни детей в детском саду и принимают активное участие в его работе. Они делятся своими знаниями и умениями, помогают друг другу, устраивают благотворительные распродажи детских вещей, организуют субботники и веселые ярмарки перед Рождеством и Пасхой. Проходят беседы, консультации со специалистами, родительские собрания с просмотром видео и лекциями. Ежегодно устраивается общий праздник для детей, родителей и персонала детского сада. Для общения с детьми и родителями оборудуется «коммуникационный центр», где взрослые могут поделиться своими переживаниями и впечатлениями о событиях дня.В немецких детских садах, в отличие от России, гораздо теснее сотрудничество с родителями. Воспитатели ведут активную работу, задействуют воспитательный потенциал родителей, в том числе по передаче ценностей. Формы работы с родителями[4]:родительские собрания; индивидуальные встречи с родителями; посещение семьи на дому; совместное проведение свободного времени; регулярные встречи (родительские вечера, родительские кафе); совместные прогулки и поездки; письма; родительский комитет (совет) и т. п.. Примеры присутствия родителей в детском саду:Завтрак с родителями. К нему дети готовятся: делают небольшие подарки для родителей или мастерят украшения для декорирования стола, разучивают песни. Праздники. Подготовка к праздникам связана с распределением обязанностей. Значительную часть этой деятельности берут на себя и выполняют родители. Экскурсии детей на рабочие места родителей. Благодаря таким экскурсиям родители лучше узнают друзей своего ребёнка, воспитателей. Да и контакт с собственным ребёнком приобретает новое содержание. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе исследования особенностей образования и дошкольного воспитания в Германии были рассмотрены исторические аспекты, немецкая система образования и национальные особенности немецкого воспитания. Также были изучены особенности дошкольного образования в Германии, включая исторический обзор, виды дошкольных образовательных учреждений, цель и принципы воспитания в современных немецких детских садах, организацию педагогического процесса и взаимодействие с семьёй.Образование в Германии характеризуется высоким качеством и доступностью, а немецкая система образования известна своей эффективностью и инновационностью. Национальные особенности немецкого воспитания основаны на принципах уважения к личности ребёнка, сотрудничества между педагогами и родителями, а также акценте на развитии творческих способностей и самостоятельности детей.Дошкольное образование в Германии предоставляет разнообразные возможности для развития детей, включая различные виды дошкольных образовательных учреждений, индивидуальный подход к каждому ребёнку и активное взаимодействие с семьёй.Таким образом, исследование особенностей образования и дошкольного воспитания в Германии позволяет сделать вывод о том, что немецкая система образования и дошкольное воспитание являются примером успешного сочетания традиций и инноваций, способствующих гармоничному развитию личности ребёнка.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВНеборский Егор Валентинович Развитие системы высшего образования Германии // Проблемы современного образования. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-vysshego-obrazovaniya-germanii (дата обращения: 04.05.2024).Лысова Е.Б. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе. // Педагогика, 2006. №3. – с. 12-15Малькова З.А., Вульфсон Б.Л. Современная педагогика в капиталистических странах. М., 2005. – 230 с.Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. М., 2008. – 260 с.Педагогика и народное образование за рубежом. М., 2009. – 266 с.Сергеева Н.Б. Впечатления о современном немецком дошкольном образовании // Педагогика, М., 2010., №3. – с.22-27Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. М., 2008. – 300 с.Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. М., 2008. – 170 с.Даурова Х.М., Апиш Ф.Н. Система дошкольного и среднего образования современной Германии. Майкоп, 2004.Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2003.Ильина А.Н. Система школьного образования ФРГ. //Биология в школе. 2004. № 6.Клячко Т. Модернизация российского образования: проблемы и решения. //Отечественные записки. 2002. № 2.Сорокова М.Г. США, Германия: общие подходы к воспитанию и образованию. //Дошкольное воспитание. 2000. № 1.Филиппов В.М. Модернизация российского образования. //Педагогика. 2004. № 3.https://www.bauernhofkindergarten-hoeri.de/https://bauernhofkindergarten-lindenbaum.de/waldkindergarten/

1.Неборский Егор Валентинович Развитие системы высшего образования Германии // Проблемы современного образования. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-vysshego-obrazovaniya-germanii (дата обращения: 04.05.2024).
2.Лысова Е.Б. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе. // Педагогика, 2006. №3. – с. 12-15
3.Малькова З.А., Вульфсон Б.Л. Современная педагогика в капиталистических странах. М., 2005. – 230 с.
4.Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. М., 2008. – 260 с.
5.Педагогика и народное образование за рубежом. М., 2009. – 266 с.
6.Сергеева Н.Б. Впечатления о современном немецком дошкольном образовании // Педагогика, М., 2010., №3. – с.22-27
7.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. М., 2008. – 300 с.
8.Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. М., 2008. – 170 с.
9.Даурова Х.М., Апиш Ф.Н. Система дошкольного и среднего образования современной Германии. Майкоп, 2004.
10.Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2003.
11.Ильина А.Н. Система школьного образования ФРГ. //Биология в школе. 2004. № 6.
12.Клячко Т. Модернизация российского образования: проблемы и решения. //Отечественные записки. 2002. № 2.
13.Сорокова М.Г. США, Германия: общие подходы к воспитанию и образованию. //Дошкольное воспитание. 2000. № 1.
14.Филиппов В.М. Модернизация российского образования. //Педагогика. 2004. № 3.
15.https://www.bauernhofkindergarten-hoeri.de/
16.https://bauernhofkindergarten-lindenbaum.de/waldkindergarten/