Педагогическая поддержка ребёнка младшего школьного возраста в пространстве школы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 46 46 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 23.07.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение………………………………………………………………….……3
1 Психолого-педагогические аспекты педагогической поддержки детей младшего школьного возраста в пространстве школы……………………………9
1.1. Педагогическая поддержка обучающихся как педагогический феномен………………………………………………………………………...…….9
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста …………………………………………………………….………….……13
1.3. Условия организации педагогической поддержки учащихся в образовательном процессе начальной школы. …………….……………..………17
2 Опытно-экспериментальная работа по апробации эффективности теоретических положений исследования, направленных на организацию педагогической поддержки в процессе саморазвития учащихся начальной школы……………………………………………………………………………….26
2.1 Диагностика результативности организации педагогической поддержки детей младшего школьного возраста в пространстве школы……...26
2.2 Рекомендации по организации педагогической поддержки детей младшего школьного возраста в пространстве школы………………….….……34
Заключение………………………………………………………………...…43
Список используемых источников…………………………………….……44


Фрагмент для ознакомления

Зона 4. Развитие самостоятельности мышления на хорошем уровне. Ребенок может найти адекватный алгоритм, рассуждая и вспоминая, если не видит его сразу. Он применяет только подходящие алгоритмы, замечает несоответствия и старается найти подходящее решение. Редко обращается за помощью, так как обычно справляется сам. Если ему нужна помощь, возможно, есть пробелы в знаниях или общей осведомленности.Зона 5. Высокий уровень самостоятельности мышления. Ребенок владеет своими интеллектуальными операциями. Он сразу видит, как действовать, и при сложных заданиях находит способ действия через рассуждения. При использовании памяти он логически оценивает подходящий способ. Обычно не нуждается в помощи взрослых, самостоятельно заполняет пробелы в знаниях и осведомленности.Если у ребенка несамостоятельное мышление сочетается со средним или слабым общим интеллектуальным развитием, то в первую очередь необходимо заниматься формированием основных интеллектуальных операций. Если основные операции мышления уже сформировались, но ребенок не умеет ими пользоваться, то его нужно учить следующим образом. Во-первых, следует успокоить ребенка, объяснив ему, что в жизни часто возникают ситуации, когда не сразу понятно, что и как делать. Взрослые также тратят много времени на понимание, как действовать, и уже сами по себе выполнение задач не вызывает трудностей. Непонимание - это нормальное состояние. Не нужно паниковать и сразу обращаться за помощью к родителям, а нужно научиться рассуждать и самостоятельно находить решения. Во-вторых, еще раз успокоить ребенка, объяснив, что невозможно помнить все правила, формулы и способы решений, но можно использовать справочную литературу. Когда задача не решается, лучше проанализировать ее и поискать подходящие методы решения. В-третьих, объяснить, что в домашних заданиях ничего принципиально нового не задается, и все необходимое уже было на уроках. Ребенок должен самостоятельно искать нужную информацию в учебнике или тетради. Родители могут поддерживать ребенка, но не спешить с объяснениями и подсказками.2. Тест «Проба на внимание»(П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля;Возраст: ступень начального образования (10.5 – 11 лет).Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос.Со слов П.Я.Гальперина внимание как идеальная, сокращенная автоматизированная форма контроля. В исследованиях П.Я.Гальперина и С.Л. Кабыльницкойбыло показано, что сензитивным периодом для формирования вниманиявляяется 3 класс, поскольку дети уже владеют навыками учебной работы, аошибки по невниманию еще не приобрели обобщенного характера.Инструкция: «Прочитайте этот текст. Проверьте его. Если найдете в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправьте их карандашом или ручкой».Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает ли про себя или вслух и прочее).Для нахождения и исправления ошибок не требуется знание правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.Текст 1«Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тратилось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине».Текст 2«На Крайнем Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бежал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грачи строят гнезда на деревьях. На новогодней ёлке висело много игрушек. Грачи для птенцов ищут червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отметки. На школьной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве встречает кузнечик. Зимой цветет в саду яблоня».Критерии оценивания:Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.Уровни сформированности внимания:0—2 — высший уровень внимания,3—4 — средний уровень внимания,более 5 — низкий уровень внимания.2.2 Рекомендации по организации педагогической поддержки детеймладшего школьного возраста в пространстве школыДля достижения эффективности индивидуальной помощи в образовании, воспитательные организации должны создавать благоприятные условия жизнедеятельности и последовательно применять личностный, дифференцированный, возрастной и индивидуальный подходы. Это поможет людям приобрести необходимые знания, установки и навыки для удовлетворения своих потребностей и потребностей окружающих, осознавать свои ценности, установки и умения, развивать самосознание, самоопределение, самореализацию и самоутверждение, а также понимание и восприимчивость к себе и другим, к социальным проблемам, и чувство причастности к семье, группе и социуму.Педагогическая поддержка в процессе образования предполагает осознанное создание условий или помощь в решении проблем самопознания и самостоятельного принятия, определении перспектив, адаптации к реальным условиям жизни и установлении позитивных отношений с окружающими. В данном случае рекомендации предназначены для учителей начальной школы, которым необходимо учитывать особенности возраста при оказании педагогической поддержки младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении. Мы предполагаем, что данные рекомендации помогут учителям начальных классов успешно решать вопросы помощи детям с трудностями в обучении.В психолого-педагогической литературе основные рекомендации по этому вопросу такие:1. Сократить количество детей в группе и увеличить популярность "отвергаемых" путем выделения, воспитания и поощрения их положительных качеств. Целью является полное отсутствие "отвергаемых" в классе, что является показателем сплоченности коллектива.2. Избавиться от враждебных группировок и разобщенности в классе, если они существуют.3. Использовать положительные качества "лидеров" для воспитания остальных участников классного коллектива. Следует помнить, что разумное критическое отношение к действиям "лидера" воспринимается членами коллектива как отношение к ним самим.4. Обучать детей взаимному вниманию, пониманию, интересу друг к другу и доброжелательности.Н.Н. Палмышев сформулировал следующие 10 правил для работы с учащимися, испытывающими трудности в учебе:1. Верьте в способности каждого ученика и старайтесь передать ему эту веру. Радуйтесь каждому прогрессу, который делает ваш воспитанник.2. Помните, что слабоуспевающим ученикам требуется время для усвоения материала. Научитесь ждать успеха ученика.3. Начиная работу с слабыми учениками на их уровне, помните, что через некоторое время их группа разделится на способных, средних и слабых. Способные ученики быстрее усваивают материал и начинают прогрессировать, средние ученики стремятся догнать способных, а слабым требуется постоянная помощь.4. Многократное повторение основного материала - один из методов работы со слабыми учениками. Важно понимать, что каждый урок является продолжением предыдущего и вносит свой вклад в изучаемую тему.5. Не стремитесь охватить большой объем материала. Умейте выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.6. Не ограничивайте работу со слабоуспевающими только знаниями.При обучении таких учеников акцент делается на развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, а также на формирование общих учебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими учениками будет изменяться в соответствии с их развитием.7. Главной составляющей любой методики является общение. Без установления контакта со слабыми учениками невозможно достичь результатов в обучении.8. Необходимо научиться управлять классом. Во время изложения материала все ученики должны слушать, а не писать. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной.9. Важно научиться привлекать сильных учеников к помощи слабым. Необходимо сочетать фронтальную организацию класса с индивидуальной помощью каждому ученику.10. У слабоуспевающих учеников часто недостаточно развито абстрактное мышление. Поэтому следует использовать интересные методы, которые бы воздействовали на их эмоции, чувства и интерес к учению (например, книги, поэзия, живопись, слайды, образный показ).В организации учебного процесса очень важно начать не с отработки знаний, умений и навыков, а с создания необходимых условий для благоприятной адаптации учеников. Для этого можно использовать следующие приемы:1. Сотрудничество, которое включает сочувствие, сопереживание и понимание личности ребенка.2. Психотерапевтические приемы, такие как внушение и убеждение в дальнейшем успехе, а также сюжетно-ролевые психологические коррекционные игры, направленные на решение проблем учащихся.3. Создание внутреннего комфорта у ребенка через ситуации успеха и создание благоприятной атмосферы в классе для развития творческого мышления (только свободная личность способна к творчеству).4. Подчеркнутое уважение к ребенку, которое проявляется каждую минуту, каждый день и из года в год.Основной целью обучения детей с трудностями в обучении является создание условий для успешной внеклассной деятельности, которая поможет корректировать их личность, формировать положительные устремления и мотивации поведения, а также обогащать их новым положительным опытом отношений с окружающим миром. Для достижения этой цели необходимо:1. Обеспечить благоприятную обстановку и щадящий режим для учащихся.2. Направить всю педагогическую работу на коррекцию обучения.3. Использовать методы обучения, соответствующие возможностям учащихся, чтобы обеспечить успешность учебной деятельности.4. Дифференцировать требования и индивидуализировать обучение, модифицировать учебную программу, чтобы сократить объем материала и уделить больше времени на заполнение пробелов в знаниях и умениях учащихся.5. Организовать внеклассную и кружковую работу с целью повышения уровня развития учащихся и пробуждения интереса к знаниям.6. Учитывать особенности психического развития и причины трудностей в поведении и обучении при планировании обучения и коррекционной воспитательной работы с этими детьми.Одна из основных форм решения задач педагогической поддержки неуспевающего ребенка на начальной ступени обучения - создание учебного сообщества, где дети и взрослые объединяются для совместного выполнения учебных заданий.Деловое взаимодействие и согласование действий и мнений всех участников совместной работы являются более эффективными, чем простое суммирование индивидуальных достижений.Это условие способствует развитию "успешности" у ребенка, его социальному становлению и определяет траекторию его личностного развития.Детям, которые испытывают трудности с литературным чтением, необходимо читать как можно больше дома, не только учебную, но и художественную литературу, а также заучивать стихи для улучшения памяти.Учитель должен следить за детьми, которые испытывают трудности в обучении русскому языку, не только чтобы они учили правила, но и чтобы они умели применять их на практике. Дети должны самостоятельно переписывать тексты из учебников и как можно больше писать под диктовку с помощью родителей, а также расширять свой словарный запас.С детьми, которые испытывают трудности в математике, необходимо проводить дополнительные занятия с учителем и родителями (особое внимание следует уделять решению текстовых задач), использовать задания, которые развивают логическое, образное и абстрактное мышление детей, а также основные психические функции, такие как внимание, память и мышление.Ученые отмечают, что важными факторами в предотвращении и устранении неуспеваемости в школе являются:1. Работа классного руководителя;2. Внутришкольный контроль;3. Рекомендации по работе с неуспевающими;4. Поддержка и помощь со стороны родителей.По мнению К.Н. Волкова, все методы педагогической помощи и профилактики можно разделить на 2 группы:1) Организация дополнительных занятий во внеурочное время, повторяющих методы обучения на уроке;2) Применение известных методов давления, таких как привлечение родителей.Для слабоуспевающих учеников важна поддержка со стороны учителя и одноклассников.При работе с такими детьми необходимо следовать определенной последовательности действий, так как неуспевающие ученики нуждаются в четком регламенте каждого шага в процессе обучения.Преодоление отставания в учебной деятельности и доброжелательное отношение к детям достигается через систематическую и индивидуальную работу учителя с отстающими учениками. Также важно установить хорошие отношения между такими учащимися и классным коллективом на основе общественно-полезной деятельности.Для детей, сталкивающихся с трудностями в обучении, необходимо проводить специальную работу по стимулированию их интереса к знаниям. В изменении мотивационной сферы важную роль играет формирование правильного отношения к труду.Для учащихся с плохими успехами в школе важно постоянно напоминать, что труд - это обязанность каждого человека. Система трудовых задач должна быть организована таким образом, чтобы все такие ученики были вовлечены в трудовую деятельность.Полезно давать им постоянные задания, так как любое поручение для них является проявлением доверия.Среди рекомендаций, помогающих преодолеть неуспеваемость учащихся, эффективным методом считается выполнение дифференцированных заданий.Уменьшение объема заданий для учеников с плохими успехами оправдано в случае выявления повышенной утомляемости некоторых детей. Один из наиболее распространенных методов дифференциации заданий - это помощь ученику, то есть упрощение задания не по содержанию, а по методике его выполнения. Важно, чтобы ученики чувствовали себя успешными после самостоятельного решения задачи.Экспериментальные исследования, проведенные в различных научных центрах страны (в Москве, Нижнем Новгороде, Прибалтике), показали, что одним из возможных способов профилактики и преодоления трудностей в обучении является обучение в специально организованных классах.Эти классы эффективны для детей с наименьшей способностью к обучению. Основная цель таких классов - выравнивание уровня образования для детей, которые пришли в школу менее подготовленными, чем их сверстники, и предоставление им возможности для получения полноценного образования.Семья также оказывает значительное влияние на успеваемость. Поэтому при работе над преодолением неуспеваемости учащихся, учитель должен хорошо знать семью и ее воспитательное воздействие на ребенка.А.С. Еропкина рекомендует родителям постоянно объяснять правила семейного воспитания на конкретных примерах. Она также советует вовлечь ребёнка в общественно-полезную деятельность, чтобы развить у него положительные качества. Учитель и родители должны подчёркивать все хорошие стороны поведения ребёнка и его успехи в учёбе, а также поддерживать его желание стать лучше. Родителям полезно получить советы по организации культуры умственного труда школьника и приучению его к выполнению режима дня.Таким образом, успешное завершение начального образования можно определить по следующим критериям:1. Ученики уже умеют работать вместе, помогать друг другу в учебе.2. Дети с удовольствием проводят время вместе после уроков.3. Каждый ребёнок освоил большую часть учебного материала и умеет работать в группе, оценивает свои достижения и может самостоятельно ставить цели для дальнейшего развития учебных навыков.4. Дети регулярно выполняют домашние задания без постоянной помощи родителей, обращаясь за помощью только в исключительных случаях.Мы считаем, что в начальной школе важно использовать педагогические техники и приемы, которые помогут детям чувствовать себя комфортно в учебном процессе. Вот некоторые примеры:1. Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха:- Снятие страха - говорить "Ничего страшного...".- Скрытая инструкция - напоминать "Ты же помнишь, что...".- Авансирование - уверять "У тебя получится...".- Персональная исключительность - говорить "Только у тебя и может получиться...".- Усиление мотивации - объяснять "Нам это нужно для...".- Педагогическое внушение - приказывать "Приступай же!".- Высокая оценка детали - отмечать "Вот эта часть у тебя получилась замечательно...".2. Техники экстренного педагогического воздействия для привлечения внимания ученика:- Игнорирование демонстративного поведения.- Установление контакта глазами.- Приближение к ученику.- Включение имени ученика в объяснение урока.- Использование секретного знака.- Отправка письменных замечаний.3. Техника "Делайте неожиданности":- Выключение света.- Воспроизведение музыкального звука.- Говорить громким голосом.- Изменение голоса.- Общение со стеной или портретом.- Временное прекращение проведения урока.Все эти методы являются эффективными и помогают создать комфортную обстановку для детей в учебном процессе.Техника "Помощь ученикам в ощущении своей интеллектуальной состоятельности" включает следующие приемы:- Нормализация и признание ошибок как неотъемлемой части процесса обучения.- Поддержка веры в собственные способности и успех.- Фокусировка на достижениях, которые ученики уже имели в прошлом.- Создание ощущения осязаемости и значимости процесса обучения.- Подчеркивание и поощрение достижений.Мы считаем, что эти приемы помогут преодолеть трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники, и способствуют их продуктивному развитию. Для того чтобы оказывать педагогическую помощь и поддержку, учителю начальной школы необходимо:- Адекватно оценивать внутреннее состояние учеников, проявлять сочувствие и эмпатию.- Вдохновлять учеников на желание и стремление к самосовершенствованию.- Находить подходящий стиль общения с каждым учеником.- Уметь создавать условия для успеха каждого ученика с самого начала формирования классного коллектива.Таким образом, поддержка требует особого стиля общения, который должен быть доброжелательным, доверительным и честным. Она должна быть исключительно позитивной, и даже в случае необходимости критики или неодобрения, они должны быть тактичными и помогать ученику осознать последствия проблемы самостоятельно.ЗаключениеМы провели исследование, чтобы обосновать формы, техники и приемы поддержки младших школьников. Для этого мы решали группу задач, которые были связаны с данной работой. В результате исследования мы получили следующие результаты:1. Перед тем, как рассматривать вопросы о конкретной педагогической поддержке, необходимо проанализировать современные тенденции развития начального образования и рассмотреть особенности курса, по которому движется измененное начальное образование.2. Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. В этот период на первый план выступает не игра, а познавательная деятельность. Ребенок входит в социум, примеряет различные социальные роли и адаптируется в новых условиях.3. Нам необходимо выявить сущность и условия педагогической поддержки. Мы должны понимать, что поддержать – не значит решить. Помощь в данном случае рассматривается как взаимодействие учащегося и учителя. Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий: согласие ребенка на помощь и поддержку, приоритет самого ребенка в решении собственных проблем, совместность, сотрудничество, содействие, соблюдение принципа конфиденциальности, доброжелательность и безоценочность, защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни.4. При переходе к конкретным случаям поддержки мы классифицировали основные трудности на основе наблюдений и экспертных оценок. Мы выделили виды и причины трудностей в обучении и выразили все это в схемах.5. На основе работ психологов и педагогов мы разработали способы оказания педагогической поддержки в конкретных случаях, которые могут использоваться в дальнейшей педагогической деятельности.Список используемых источников1. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.2. Блинов В. И. Введение в педагогическую деятельность. М.: Юрайт, 2023. 130 с.3. Блинов В. И. Профессиональная педагогика. М.: Юрайт, 2024. 692 с.4. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. М.: Юрайт, 2023. 478 с.5. Быстрова Ю. А. Педагогика. Основы специальной психологии и педагогики. Учебник для СПО. М.: КноРус, 2023. 142 с.6. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.7. Дорохова Т. С., Галагузова Ю. Н. Основы педагогики. Учебник. М.: Инфра-М, 2020. 272 с.8. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.9. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.10. Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2023. 488 с.11. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.12. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.13. Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.14. Лукашевич В. В, Пронина Е.Н. Психология и педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 296 с.15. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 307 с.16. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 130 с.17. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей. Учебник для академического бакалавриата / ред. Байбородова Л. В. М.: Юрайт, 2019. 364 с.18. Подласый И. П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 1. Теоретическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Юрайт, 2019. 404 с.19. Подласый И. П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 2. Практическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Юрайт, 2019. 492 с.20. Российская Федерация. Законы. Об образовании вРоссийской Федерации: Федеральный закон №273-ФЗ: принятГосдумой 21 декабря 2012 года: одобрен СоветомФедерации26декабря 2012 года. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.02.2020). –Текст: электронный.21. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Латышева А. Т. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: КноРус, 2023. 490 с.22. Юркина Л. В., Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник и практикум. М.: Проспект, 2023. 240 с.


1. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
2. Блинов В. И. Введение в педагогическую деятельность. М.: Юрайт, 2023. 130 с.
3. Блинов В. И. Профессиональная педагогика. М.: Юрайт, 2024. 692 с.
4. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. М.: Юрайт, 2023. 478 с.
5. Быстрова Ю. А. Педагогика. Основы специальной психологии и педагогики. Учебник для СПО. М.: КноРус, 2023. 142 с.
6. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
7. Дорохова Т. С., Галагузова Ю. Н. Основы педагогики. Учебник. М.: Инфра-М, 2020. 272 с.
8. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
9. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
10. Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2023. 488 с.
11. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.
12. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.
13. Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
14. Л укашевич В. В, Пронина Е.Н. Психология и педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 296 с.
15. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 307 с.
16. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 130 с.
17. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей. Учебник для академического бакалавриата / ред. Байбородова Л. В. М.: Юрайт, 2019. 364 с.
18. Подласый И. П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 1. Теоретическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Юрайт, 2019. 404 с.
19. Подласый И. П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 2. Практическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Юрайт, 2019. 492 с.
20. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26декабря 2012 года. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.02.2020). – Текст: электронный.
21. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Латышева А. Т. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: КноРус, 2023. 490 с.
22. Юркина Л. В., Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник и практикум. М.: Проспект, 2023. 240 с.