Воспитание толерантности у подростков средствами физической культуры

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 35 35 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 27.06.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 5
1.1. Психолого-педагогические особенности подростков 5
1.2. Понятие толерантности 10
Вывод по главе 1 16
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 17
2.1. Формирование толерантности в подростковой среде как современная педагогическая проблема 17
2.2. Особенности формирования толерантности в подростковой среде средствами физической культуры и спорта 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Фрагмент для ознакомления

Физическая культура является частью общей культуры, поэтому ограничение возможностей ребенка в удовлетворении потребностей в физкультурной деятельности, как реализации его этнической идентичности, можно определить как этнофизкультурную депривацию. При этом полиэтничностьфизкультурнообразовательной среды (совместное образование в области физической культуры представителей разных этносов) еще не гарантирует ее поликультурности (педагогический процесс, отражающий взаимодействие и взаимопроникновение образцов физической культуры различных этносов). Исходя из этого, грамотная деятельность специалиста по физической культуре может способствовать преобразованию существующей физкультурно-образовательной среды, как правило, монокультурной, в среду, способствующую формированию физической культуры личности представителей различных этносов, то есть – в поликультурную[28].Т.В. Усова полагает, что в формировании толерантности у школьников необходимо опираться на игровые методы воспитания. Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии. Хорошим средством для воспитания толерантности на уроках физической культуры, являются командные игры (спортивные и подвижные). Играя командой, обучающиеся учатся сопереживать и поддерживать друг друга [27].Т.В. Данилова считает, что занятие физической культурой и спортом я рассматриваю как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Для воспитания толерантности на уроках физической культуры необходимо проводить практические занятия с элементами командных игр, эстафет, а так же включать в урок игры народов мира. Так же нельзя забывать про теоретические занятия, на которых учитель будет рассказывать учащимся об исторических моментах объединяющих разные народы, о понятии толерантности, так же дети будут самостоятельно работать в группах, создавать спортивные проекты (праздники, соревнования) и учиться отстаивать свое мнение и слушать мнение своих одноклассников. Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. В современных условиях внедрения третьего урока физической культуры, а так же возможность использования учителем и детьми информационных технологий, решение проблемы проведения теоретического урока становится более реальной. Так же автор отмечает роль учителя физической культуры в воспитание толерантности у школьников. Первым делом самому педагогу важно показывать пример нашим детям-ученикам. Ведь только одними словами не возможно, что-либо объяснить, нужно показывать и доказывать ученикам правильность тех или иных высказываний поступками и действиями [7].М.А. Янбухтина считает, что эффективность формирования толерантности у младших подростков в физкультурно-спортивной деятельности по месту жительства значительно повысится, если: дать сущностно-содержательную характеристику понятия «толерантность младших подростков»; определить критерии и показатели, охарактеризовать уровни сформированности толерантности у младших подростков; разработать и внедрить структурно-функциональную модель формирования толерантности у младших подростков в физкультурно-спортивной деятельности по месту жительства; теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования толерантности у младших подростков в физкультурно-спортивной деятельности по месту жительства [32].Последнее условие предполагает:создание толерантной среды в детских физкультурно-спортивных объединениях по месту жительства; сочетание систематического просвещения младших подростков по вопросам толерантности с организацией проявления у них этого качества в совместной деятельности;осуществление индивидуального подхода в формировании толерантности у младших подростков;интеграция всех субъектов социального окружения (педагогов, тренеров, родителей и членов семей, представителей структур муниципальной власти и др.) с целью формирования толерантности у младших подростков [32].Таким образом, физическая культура имеет большое значение для формирования у обучающихся толерантности.Выводы по главе 2Процесс становления толерантной личности – это процесс творения самого себя, и подростковый возраст является наиболее благоприятным. Основной базой формирования толерантности подрастающего поколения выступает сфера образования, а именно школа. Формирование толерантности в процессе воспитания, в первую очередь, должно опираться на учет психологических особенностей подростков. Толерантность должна формироваться на всех этапах и уровнях обучения по всем предметным областям. Это справедливо и для физической культуры. Активное взаимодействие участников образовательного процесса в рамках дисциплины «Физическая культура» позволяет развить терпимость в процессе позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя общения совместного сосуществования с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.ЗАКЛЮЧЕНИЕПолученные сведения позволяют заключить следующее:Подростки – это особая категория обучающихся, для которых характерно развитие самосознания, стремление к самореализации, негативизм, противоречивость в своих желаниях, реакции эмансипации, потребность в том, чтобы найти свое место в жизни в целом, среди сверстников в частности. Это сложный период в жизни человека и для него свойственны многочисленные нарушения, в т.ч. девиантного характера, в т.ч. и развитие интолерантности.В системе общечеловеческих ценностей толерантность является одной из фундаментальных категорий, обусловливающих гуманное отношение человека к миру, сознательное признание им прав и свобод другого вне зависимости от его отличительных характеристик, готовность к диалогу и сотрудничеству в различных ситуациях взаимодействия. Толерантность сегодня понимается как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Действенность социального терпения обнаруживается на уровне мировоззренческих позиций и отражается в поступках.В обзоре толерантности можно выделить взаимосвязанные понятия человеколюбия, умеренности, разумности, мудрости, добродетели, дружбы, прощения, равенства, милосердия, компромисса, сотрудничества и согласия.Процесс формирования толерантного отношения учащихся влияет ряд объективных и субъективных факторов: особенности окружающей действительности, индивидуально - психологические и возрастные характеристики личности, характер межличностных отношений и т.д. Одним из источников, условий и важнейших факторов развития толерантности подрастающего поколения является педагогическое общение, представляющее собой многоплановый творческий процесс субъект–субъектного взаимодействия педагога и учащихся.Физическая культура и спорт благодаря таким чертам как межнациональность, многоязыковость, универсальность выступают в роли эффективного средства формирования толерантности у подрастающего поколения. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАверьянова С.Ю. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства «школа – дополнительное образование – вуз» / С.Ю. Аверьянова, Л.И. Пилипенко; под общ.ред. В. Г. Гульчевской. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. – 252 с. – ISBN 978-5-9275-1168-6.Артемьева В.А. Формирование этнической толерантности у подростков в многонациональном коллективе / В.А. Артемова, М.В. Данилова // Успехи современной науки и образования, 2016. – Т. 1. – № 6. – С. 31-35.АсмоловА.Г. О смысле понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.Ч. Солдатова, Л.А. Шайгерова, Г.У. Солдатова // Век толерантности, 2001. – № 1-2. – С. 8-19.БахтаЕ.Ю. Игровые виды спорта как средство формирования этнической толерантности / Е.Ю. Бахта // Глобальное измерение в современной науке и образовании. Сборник трудов III Международной научно-практической конференции, 2014. – С. 58-63.Беляева Т.К. Основные формы отклоняющегося (девиантного) поведения подростков и их профилактика в школах с депривированным окружением / Т.К. Беляева, Н.Д. Базарнова, О.П. Королева // Проблемы современного педагогического образования, 2022. – № 76-4. – С. 28-30.ВетроваЕ.В. Причины формирования девиантного поведения / Е.В. Ветрова, А.В. Никишкин, В.М. Ветров // Государственная служба и кадры, 2021. – № 5. – С. 197-199.Данилова Т.В. Воспитание толерантности средствами физической культуры / Т.В. Данилова // Педагогический мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=111772 (дата обращения: 06.05.2024).Декларация принципов терпимости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901881384 (дата обращения: 06.05.2024).Жуков Д.А. Социальные нормы как регулятор общественных отношений / Д.А. Жуков, О.Н. Григоренко // Colloquium-journal, 2021. – № 33 (120). – С. 10-11.Забродина Л.А. Формирование толерантности и жизнестойкости у подростков как условие профилактики девиантного поведения / Л.А. Забродина, О.В. Забродина // Профилактика зависимости, 2018. – № 4 (16). – С. 126-130.Зенович Д.В. Воспитание толерантности и межэтнической толерантности у подростков – важная проблема современного образования / Д.В. Зенович // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2013. – № 37. – С. 25-27.Зенович Д.В. Проблема формирования толерантности и межэтнической толерантности у подростков – основа духовно-нравственного состояния общества в условиях глобализации / Д.В. Зенович // Сборник конференций НИЦ Социосфера, 2013. – № 51. – С. 28-32.КаиповаЖ.А. Причины девиантного поведения и факторы, влияющие на него / Ж.А. Каипова, Ж.М. Кабет, Е.Ч. Суеркулов // Вестник науки, 2023. – Т. 3. – № 6 (66). – С. 218-224.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с. – ISBN 978-5-7695-5690-6. КубееваА.С. Организационно-педагогические условия формирования толерантности у младших школьников / А.С. Кубеева // Научно-технический прогресс как фактор развития современной цивилизации. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Ч. 2, 2017. – С. 66-70.Кушка М.Г. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / М.Г. Кушка // Современное педагогическое образование, 2019. – № 10. – С. 135-137.ЛеситеЭ.Ю. От толерантности педагога к толерантности студента / Э.Ю. Лесите // Психология образования в поликультурном пространстве, 2011. – Т. 2. – № 14. – С. 12-16.МашановА.А. Толерантность и межэтническая толерантность / А.А. Машанов // Современные вызовы и психологические ресурсы, 2021. – С. 132-161.Меньшикова Н.С. Феномен «толерантность»: сущностная характеристика и правовые основы формирования культуры толерантности в эпоху мультикультурализма / Н.С. Меньшикова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2015. – № 3 (67) – С. 15-18Морозова Н.Э. Трудности подростков при профессиональном самоопределении / Н.Э. Морозова // Тенденции развития науки и образования, 2022. – № 90-1. – С. 96-99.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб.заведений / В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 .– 452 с. – ISBN 5-7695-0408-0.Поликарпова А.И. Основные направления и условия формирования толерантности подростков в системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений / А.И. Поликарпова, Т.И. Лихачева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2008. – № 3. – С. 222-227.СинкинаЕ.В. Воспитание толерантности на занятиях по немецкому языку в неязыковых вузах / Е.В. Синкина // Научные открытия, 2017. Материалы XXII Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 62-64.Слепухина Г.В. Личностные особенности подростков с девиантным поведением / Г.В. Слепухина, Т.А. Безенкова, О.А. Андриенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2020. – Т. 9. – № 4 (33). – С. 396-401.Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России / В.А. Тишков. – М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. – 531 с. – ISBN 5-85810-034-1.ТрощинаН.В. Воспитание межкультурной толерантности у детей как стержень образовательной стратегии современного мультикультурного общества / Н.В. Трошина // Теория и практика модернизации научной деятельности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Т. 2, 2019. – С. 250-253Усова Т.В. Формирование толерантности у школьников средствами физической культуры / Т.В. Усова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosonline.ru/vyisshee/formirovanie-tolerantnosti-u-shkolnikov-sredstvami-fizicheskoj-kultury/ (дата обращения: 06.05.2024).Филиппов Ю.В. Через толерантность в спорте к толерантности в обществе. Методическая разработка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gto653.do.am/Met/filippov_ju.v-metodicheskaja_razrabotka-tolerantno.pdf (дата обращения: 06.05.2024).Чекмарева Т.Н. Психологическая модель толерантности и ее механизм в развитии толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога / Т.Н. Чукмарева // Труды Бартского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки, 2015. – Т. 1. – С. 259-264.Шереметьева И.И. Отклоняющееся поведение подростков как актуальный раздел детской психиатрии / И.И. Шереметьева, В.Н. Ведяшкин, А.Е. Строганов // Бюллетень медицинской науки, 2022. – № 2 (26). – С. 67-71.Шишкина И.И. Пути формирования толерантности у детей и подростков / И.И. Шишкина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии, 2015. – № 3 (5). – С. 64-66.Янбухтина М.А. Формирование толерантности у младших подростков в физкультурно-спортивной деятельности по месту жительства: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / М.А. Янбухтина. – М., 2013. – 25 с.

1. Аверьянова С.Ю. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства «школа – дополнительное образование – вуз» / С.Ю. Аверьянова, Л.И. Пилипенко; под общ. ред. В. Г. Гульчевской. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. – 252 с. – ISBN 978-5-9275-1168-6.
2. Артемьева В.А. Формирование этнической толерантности у подростков в многонациональном коллективе / В.А. Артемова, М.В. Данилова // Успехи современной науки и образования, 2016. – Т. 1. – № 6. – С. 31-35.
3. Асмолов А.Г. О смысле понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.Ч. Солдатова, Л.А. Шайгерова, Г.У. Солдатова // Век толерантности, 2001. – № 1-2. – С. 8-19.
4. Бахта Е.Ю. Игровые виды спорта как средство формирования этнической толерантности / Е.Ю. Бахта // Глобальное измерение в современной науке и образовании. Сборник трудов III Международной научно-практической конференции, 2014. – С. 58-63.
5. Беляева Т.К. Основные формы отклоняющегося (девиантного) поведения подростков и их профилактика в школах с депривированным окружением / Т.К. Беляева, Н.Д. Базарнова, О.П. Королева // Проблемы современного педагогического образования, 2022. – № 76-4. – С. 28-30.
6. Ветрова Е.В. Причины формирования девиантного поведения / Е.В. Ветрова, А.В. Никишкин, В.М. Ветров // Государственная служба и кадры, 2021. – № 5. – С. 197-199.
7. Данилова Т.В. Воспитание толерантности средствами физической культуры / Т.В. Данилова // Педагогический мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=111772 (дата обращения: 06.05.2024).
8. Декларация принципов терпимости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901881384 (дата обращения: 06.05.2024).
9. Жуков Д.А. Социальные нормы как регулятор общественных отношений / Д.А. Жуков, О.Н. Григоренко // Colloquium-journal, 2021. – № 33 (120). – С. 10-11.
10. Забродина Л.А. Формирование толерантности и жизнестойкости у подростков как условие профилактики девиантного поведения / Л.А. Забродина, О.В. Забродина // Профилактика зависимости, 2018. – № 4 (16). – С. 126-130.
11. Зенович Д.В. Воспитание толерантности и межэтнической толерантности у подростков – важная проблема современного образования / Д.В. Зенович // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2013. – № 37. – С. 25-27.
12. Зенович Д.В. Проблема формирования толерантности и межэтнической толерантности у подростков – основа духовно-нравственного состояния общества в условиях глобализации / Д.В. Зенович // Сборник конференций НИЦ Социосфера, 2013. – № 51. – С. 28-32.
13. Каипова Ж.А. Причины девиантного поведения и факторы, влияющие на него / Ж.А. Каипова, Ж.М. Кабет, Е.Ч. Суеркулов // Вестник науки, 2023. – Т. 3. – № 6 (66). – С. 218-224.
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с. – ISBN 978-5-7695-5690-6.
15. Кубеева А.С. Организационно-педагогические условия формирования толерантности у младших школьников / А.С. Кубеева // Научно-технический прогресс как фактор развития современной цивилизации. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Ч. 2, 2017. – С. 66-70.
16. Кушка М.Г. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / М.Г. Кушка // Современное педагогическое образование, 2019. – № 10. – С. 135-137.
17. Лесите Э.Ю. От толерантности педагога к толерантности студента / Э.Ю. Лесите // Психология образования в поликультурном пространстве, 2011. – Т. 2. – № 14. – С. 12-16.
18. Машанов А.А. Толерантность и межэтническая толерантность / А.А. Машанов // Современные вызовы и психологические ресурсы, 2021. – С. 132-161.
19. Меньшикова Н.С. Феномен «толерантность»: сущностная характеристика и правовые основы формирования культуры толерантности в эпоху мультикультурализма / Н.С. Меньшикова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2015. – № 3 (67) – С. 15-18
20. Морозова Н.Э. Трудности подростков при профессиональном самоопределении / Н.Э. Морозова // Тенденции развития науки и образования, 2022. – № 90-1. – С. 96-99.
21. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 .– 452 с. – ISBN 5-7695-0408-0.
22. Поликарпова А.И. Основные направления и условия формирования толерантности подростков в системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений / А.И. Поликарпова, Т.И. Лихачева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2008. – № 3. – С. 222-227.
23. Синкина Е.В. Воспитание толерантности на занятиях по немецкому языку в неязыковых вузах / Е.В. Синкина // Научные открытия, 2017. Материалы XXII Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 62-64.
24. Слепухина Г.В. Личностные особенности подростков с девиантным поведением / Г.В. Слепухина, Т.А. Безенкова, О.А. Андриенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2020. – Т. 9. – № 4 (33). – С. 396-401.
25. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России / В.А. Тишков. – М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. – 531 с. – ISBN 5-85810-034-1.
26. Трощина Н.В. Воспитание межкультурной толерантности у детей как стержень образовательной стратегии современного мультикультурного общества / Н.В. Трошина // Теория и практика модернизации научной деятельности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Т. 2, 2019. – С. 250-253
27. Усова Т.В. Формирование толерантности у школьников средствами физической культуры / Т.В. Усова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosonline.ru/vyisshee/formirovanie-tolerantnosti-u-shkolnikov-sredstvami-fizicheskoj-kultury/ (дата обращения: 06.05.2024).
28. Филиппов Ю.В. Через толерантность в спорте к толерантности в обществе. Методическая разработка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gto653.do.am/Met/filippov_ju.v-metodicheskaja_razrabotka-tolerantno.pdf (дата обращения: 06.05.2024).
29. Чекмарева Т.Н. Психологическая модель толерантности и ее механизм в развитии толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога / Т.Н. Чукмарева // Труды Бартского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки, 2015. – Т. 1. – С. 259-264.
30. Шереметьева И.И. Отклоняющееся поведение подростков как актуальный раздел детской психиатрии / И.И. Шереметьева, В.Н. Ведяшкин, А.Е. Строганов // Бюллетень медицинской науки, 2022. – № 2 (26). – С. 67-71.
31. Шишкина И.И. Пути формирования толерантности у детей и подростков / И.И. Шишкина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии, 2015. – № 3 (5). – С. 64-66.
32. Янбухтина М.А. Формирование толерантности у младших подростков в физкультурно-спортивной деятельности по месту жительства: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / М.А. Янбухтина. – М., 2013. – 25 с.