Социализация личности в условиях современной школы
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 28.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Теоретические аспекты социализации личности в условиях современной школы 5
1.1 Подходы к социализации в современной психологии 5
1.2 Факторы, влияющие на социализацию в современной школе 8
1.3 Современные подходы к организации социализационной работы в школе 14
2. Исследование социализации личности в условиях современной школы 19
2.1 Подбор диагностических методик по выявлению личности в условиях современной школы 19
2.2 Анализ диагностики по выявлению личности в условиях современной школы 23
2.3 Программа по социализации личности в условиях современной школы 28
Заключение 34
Список литературы 35
В начале обучения ученики только поступали в школу, соответственно, первый этап обучения проходил в 1 «а» классе.В классе 20 учеников: 10 девочек и 10 мальчиков. Выбранные для исследования методы диагностики и проводимые в начале работы (конец первого триместра первого года обучения) и в конце (конец второго года обучения) направлены на выявление уровня развития компонента социализации учащихся и выявить этап развития классного коллектива.Вводно-диагностическая работа проводилась в конце первой четверти первого года обучения детей. Результаты диагностики анализировались и отображались в виде графиков по каждому компоненту социализации, а также стадии развития периодизации коллектива А. Н. Лутошкина, что также отражено на графике.Диагностика уровня развития познавательно-рефлексивного компонента социализации проводилась с помощью метода «Выявление интересов младших школьников». В ходе диагностики были выявлены основные сферы интересов студентов:- математика и техника (М);- гуманитарные науки (Д);- художественная деятельность (Х);- физическое и спортивное воспитание (Ф);- коммуникативные интересы (К);- природа и естественные науки (П);- домашние дела, работа по самообслуживанию (Е).Анализ результатов входной диагностики по рефлексивно-познавательному компоненту показал, что у мальчиков преобладает математико-техническая сфера интересов (М) (30%), на втором месте – физическое воспитание и спорт (Ф) (20%), а также как коммуникативные интересы (К) (20%).У девочек на одном уровне находится несколько сфер: гуманитарная сфера (д) (20%), творческая деятельность (Х) (20%), коммуникативные интересы (К) (20%), домашние дела (д) (20%). Полученные данные показаны на рисунке 1[6].Рис. 1. - Результаты входной диагностики на выявление интересов младших школьниковДиагностика уровня коммуникативного компонента социализации проводилась с помощью методики «Социометрия». Результаты диагностики показали следующие данные: выявлены дружеские отношения в 10 классе (50%), враждебные отношения в 8 классе (40%), в коллективе выявлены 2 посторонних человека (10%), явного лидера не выявлено. . Полученные данные представлены на рисунке 2[6].Рис. 2. - Результаты входной диагностики «Социометрия»Уровень развития ценностно-смыслового компонента социализации проверялся с помощью диагностики «Попроси волшебника». В ходе диагностики были выявлены следующие направления в ценностных ориентациях студенческой молодежи:- развлечения и комфорт (Р);- семья и здоровье (С);- образование (О);- признание (П);- уход за животными (З);- друзья (Д);- красота природы (К);- чужой труд (Ч);- счастье других (Cч) – терминальные ценности;- испольнительность (И); - аккуратность (А);- ответственность – (От) - инструментальные ценности.Результаты диагностики дали следующие данные: среди терминальных ценностей основными были ценности, связанные с развлечениями и комфортом (5 человек), на втором месте по ценностям находились семья и здоровье (3 человека). Среди инструментальных ценностей лидерами были точность (2 человека), оперативность и ответственность на одном уровне (один человек). Полученные данные показаны на рисунке 3[6].Рис. 3. - Результаты входной диагностики «Попроси волшебника»Кроме того, методика диагностики уровня образованности по М. И. Шиловой, проведенная среди классного руководителя и родителей учащихся, дала результаты по уровню развития ценностно-смыслового компонента социализации младших школьников.Результаты данной диагностики следующие:- процент академической неуспеваемости не выявлен (0%);- 10 учеников показали низкий уровень образования (50%);- средний уровень образования показали 8 учеников (40%);- 2 ученика в классе показали высокий уровень образования (10%). Полученные данные показаны на рисунке 4[6].Рис. 4. - Результаты входной диагностики уровня воспитанности по методике М.И. ШиловойПри реализации диагностического метода «Какой у нас коллектив» с целью выявления стадии развития классного коллектива были получены следующие данные: у абсолютного большинства учащихся класса (16 человек) имеется «песчаная россыпь» вариант, который указывает на то, что классная команда не сформирована. Полученные данные показаны на рисунке 5[6].Рис. 5. - Результаты входной диагностики «Какой у нас коллектив»В заключение можно сказать, что результаты входной диагностики в начале исследовательской работы показали преимущественно средние результаты, однако у большинства учащихся класса наблюдается низкий или близкий уровень развития компонентов социальной компетентности.Уровень подготовки классного коллектива находится на первом этапе периодизации А. Н. Лутошкина. Это говорит о том, что на данном этапе в классе еще не начался процесс сплочения и даже «обкатки», но предпосылки для формирования классного коллектива являются положительными и, соответственно, потенциалом для развития компонентов у детейвысокий.2.3 Программа по социализации личности в условиях современной школыКак только ребенок поступает в образовательное учреждение, он сразу участвует в освоении двух образовательных программ – официальной и неофициальной. Формальная программа – это развитие знаний, умений и навыков ученика, а неформальная программа, в свою очередь, способствует социализации ребенка.Для младшего школьника, который только начинает свой путь в воспитании себя не только как знающего человека, но и как личности, неформальная программа очень важна, она имеет большое значение. Для успешного развития социализации и выработки определенных методов и стратегий поведения в обществе ребенок в большей степени способен помочь коллективу, в котором он находится, члены которого, в свою очередь, находятся в условиях, равных образовательной среде, и , следовательно, развиваться вместе с ним.На основании вышеизложенного была разработана и апробирована программа развития социальных навыков школьников «Один за всех – все за одного». Цель программы – создание внутри класса благоприятных условий для успешного развития компонентов социализации младших школьников. Задачи программы:- выявить исходный уровень развития компонентов социализации учащихся 1 класса;- определить этап развития классного коллектива;- разработать и апробировать программу развития компонентов социализации и формирования классного коллектива учащихся средней школы;- способствовать развитию социальной составляющей студентов;- провести сравнительный анализ результатов исследования.Основополагающими принципами, лежащими в основе программы, являются:- уважение интересов детей (принцип определяет позицию педагогов, участвующих в реализации программы, которая будет реализована с максимальной эффективностью и в интересах учащихся);- систематизация (принцип обеспечивает единство всех методов диагностики и работы для достижения целей и задач);- преемственность (данный принцип гарантирует непрерывность реализации неформальной программы внутри образовательного учреждения).Содержание программы. Эта программа соотносится с первыми тремя основными этапами развития класса младших школьников по периодизации А. Н. Лутошкина, в которой всего 5 этапов.Программа первого года укрепления социальных навыков школьников включает в себя различные мероприятия, направленные на развитие компонентов социализации школьников. Практически вся деятельность учащихся в рамках программы так или иначе влияет на развитие компонентов социализации.Например, игровое обучение установлению доверительного контакта между детьми развивает познавательно-рефлексивный компонент за счет включения в деятельность учащихся моментов самоанализа и рефлексии, общения через сам процесс общения между детьми, ценностно-смысловой компонент закладывается на уровень подсознания после тщательного изучения информацииТаким образом, можно соотнести компонент социализации и вид программной деятельности, который в наибольшей степени способствует развитию этого компонента:- познавательно-рефлексивный компонент-выезд в парк «Олений Ручей» (повышение уровня познавательной деятельности), киноверсия фильма «Мост в Терабитию», классный час на тему «Я хочу, я буду», совместный визит на киностудию и др.;- коммуникативная составляющая «Давайте познакомимся», совместный поход в кино, совместный поход в батутный парк, мероприятие, посвященное Дню Защитника Отечества «Защитники наши» и многое другое;- ценностно-смысловая составляющая - крутые часы на темы «Я и мой класс», «Мои друзья», «Самое главное в жизни человека», киноверсия и многое другое.В конце первого года работы над неформальной программой развития компонентов социализации учащихся первого цикла проводится текущий раздел уровня сформированности компонентов социализации и этапа развития классного коллектива.вне. оно было реализовано. Для наглядности использовались те же методы диагностики, что и для входной диагностики. На диаграммах ниже показан прогресс по ключевым показателям.Результаты текущего раздела по методике выявления интересов младших школьников дали следующие данные: практически у всех учащихся класса проявилось увлечение другой сферой деятельности (17 из 20 учащихся), соответственно уровень когнитивного компонента среди студентов возросла социализация. Полученные данные показаны на рисунке 6[6].Рис. 6. - Результаты текущего среза по диагностике на выявление интересов младших школьниковРезультаты текущей группы с использованием метода Социометрии дали следующие данные: дружба в классе увеличилась (с десяти до двенадцати) – 60%; враждебные ссылки уменьшились (с восьми до пяти) – 25%; количество иностранцев не изменилось (15%), но появились явные классовые лидеры в количестве трех человек (15%). Полученные данные показаны на рисунке 7[6].Рис. 7. - Результаты текущего среза по методике «Социометрия»Результаты текущего транша уровня развития ценностно-смысловой составляющей методом «Спроси мастера» дали следующие данные: существенно увеличился процент инструментальных ценностей, например, продуктивность выросла на 10%, а ответственность на 5. %. Терминальные ценности меняют свои качественные показатели: развлечения и комфорт снизились на 5%, а образование увеличилось на 10%.Эти результаты свидетельствуют о том, что у студентов начинают проявляться основные черты личности, они выходят на первый план, на первый план выходят материальные желания. Результаты показаны на рисунке 8[6].Рис. 2.8. - Результаты текущего среза по методике «Попроси волшебника»Результаты действующей группы по методике М. И. Шиловой дали следующие данные: низкий уровень образования снизился с десяти до шести учащихся, что составляет 30% класса, увеличился средний уровень, увеличившись на 2 учащихся ( 50%), высокий уровень также увеличился у 2 студентов (20%). Полученные данные показаны на рисунке 9[6].Рис. 2.9. - Результаты текущего среза по методике уровня воспитанности М.И. ШиловойТекущий транш уровня формирования команды класса по методике «Что такое наша команда» показал следующие результаты: этап развития команды «Мягкая глина» лидирует по отзывам учащихся (13 человек), а также 2 человека отметили более высокую стадию развития команды – «мерцающий маяк», а 5 человек получили данные, показанные на рисунке 10[6].Рис. 2.10. - Результаты текущего среза по методике «Какой у нас коллектив»Таким образом, текущий срез уровня развития компонентов социализации и этап развития классного коллектива показал, что программа «Один за всех – все за одного» успешно реализуется и способствует активному стимулированию развития обучающихся.ЗаключениеТаким образом, социализация личности в современной школе представляет собой сложный и многогранный процесс, который оказывает значительное влияние на формирование индивидуальности каждого ученика. Глава, посвященная теоретическим аспектам этого процесса, позволила более глубоко понять его сущность и особенности.В результате анализа было выявлено, что современная школа является не только местом передачи знаний, но и ключевым агентом социализации, формирующим социальные навыки, ценности и нормы поведения учеников. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей развитию самостоятельности, коммуникативных и адаптивных способностей, играет важную роль в этом процессе.Однако, эффективная социализация личности требует комплексного подхода, учитывающего разнообразные аспекты, такие как роль учителя, методики обучения, взаимодействие социокультурных групп и использование технологических инноваций. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и создавать условия для их полноценного развития.Понимание теоретических аспектов социализации личности в условиях современной школы является основой для разработки эффективных стратегий образовательного процесса, способствующих гармоничному развитию личности и успешной интеграции учеников в общество. Развитие таких стратегий становится ключевым аспектом современной образовательной практики, направленной на создание условий для разностороннего и полноценного развития каждого учащегося.Список литературы1. Валентиров, М. Ю. Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной и отечественной психологии / М. Ю. Валентиров. // Молодой ученый. - 2023. - № 12 (59). - С. 804-809. 2. Деньгин, И. Д. Школа как агент социализации / И. Д. Деньгин.// Юный ученый. - 2023. - № 3 (66). - С. 366-368. 3. Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota4. Игнатова, Л. Ю. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых / Л. Ю. Игнатова.// Образование и воспитание. - 2021. - № 1.1 (11.1). - С. 13-15. 5. Каменева Е.Г. Научные подходы к исследованию социализации личности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-podhody-k-issledovaniyu6. МБОУ «Школа № 9» URL: https://school9nnov.ru/7. Методика «Попроси волшебника» Саганенко, Г. И., Гегер, А. Э., Степанова, Е. И. URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=2384&id=3687&ysclid=lvun5jxlmm2573340378. МетодикаЛутошкина А. Н. «Какой у нас коллектив» URL: https://tolbazschool2.ucoz.ru/social_/metodika_izuchenija_urovnja_razvitija 9. Методика Социометрия (Дж. Морено) URL: https://sc5-surgut.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/3.2.4._Sotsiometriya.pdf10. Носко, И.В Современные проблемы социализации подростков в школе // Социодинамика. 2023. № 10. С. 1-8. 11. Овчинников Д.А. Современные проблемы социализации подростков в школе. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-sotsializatsii 12. Рожкова, Л. К. Факторы социализации: роль образования / Л. К. Рожкова. // Молодой ученый. - 2020. - № 18 (98). - С. 316-318. 13. Сплочение коллектива URL: https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/monitoring-splochenosti-klasnogo14. Сушко В.А. Социализация подростков в современном российском обществе: социологический анализ. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-podrostkov 15. Тихонова, П. А. Социализированность школьников в условиях цифровизации / П. А. Тихонова. // Молодой ученый. - 2023. - № 47 (494). -С. 202-203.
1. Валентиров, М. Ю. Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной и отечественной психологии / М. Ю. Валентиров. // Молодой ученый. - 2023. - № 12 (59). - С. 804-809.
2. Деньгин, И. Д. Школа как агент социализации / И. Д. Деньгин.// Юный ученый. - 2023. - № 3 (66). - С. 366-368.
3. Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota
4. Игнатова, Л. Ю. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых / Л. Ю. Игнатова.// Образование и воспитание. - 2021. - № 1.1 (11.1). - С. 13-15.
5. Каменева Е.Г. Научные подходы к исследованию социализации личности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-podhody-k-issledovaniyu
6. МБОУ «Школа № 9» URL: https://school9nnov.ru/
7. Методика «Попроси волшебника» Саганенко, Г. И., Гегер, А. Э., Степанова, Е. И. URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=2384&id=3687&ysclid=lvun5jxlmm257334037
8. МетодикаЛутошкина А. Н. «Какой у нас коллектив» URL: https://tolbazschool2.ucoz.ru/social_/metodika_izuchenija_urovnja_razvitija
9. Методика Социометрия (Дж. Морено) URL: https://sc5-surgut.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/3.2.4._Sotsiometriya.pdf
10. Носко, И.В Современные проблемы социализации подростков в школе // Социодинамика. 2023. № 10. С. 1-8.
11. Овчинников Д.А. Современные проблемы социализации подростков в школе. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-sotsializatsii
12. Рожкова, Л. К. Факторы социализации: роль образования / Л. К. Рожкова. // Молодой ученый. - 2020. - № 18 (98). - С. 316-318.
13. Сплочение коллектива URL: https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/monitoring-splochenosti-klasnogo
14. Сушко В.А. Социализация подростков в современном российском обществе: социологический анализ. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-podrostkov
15. Тихонова, П. А. Социализированность школьников в условиях цифровизации / П. А. Тихонова. // Молодой ученый. - 2023. - № 47 (494). -С. 202-203.