Использование малых фольклорных жанров в формировании знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 06.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ 5
1.1 Основные задачи формирования знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста 5
1.2 Фольклорные жанры в формировании знаний о природе 9
1.3 Педагогические аспекты использования малых фольклорных жанров 13
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОЛЬКЛЕРА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ 18
2.1Определение уровня сформированности основ знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста 18
2.2 Содержание работы по использованию фольклора как средства формирования знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Знакомя детей с русским фольклором, мы знакомим их с общечеловеческими нравственными ценностями, делаем процесс формирования экологических представлений более занимательным и доступным для ребенка.У русского народа первоначальное знакомство детей с миром природы, с повадками птиц и животных, издаваемыми ими звуками, приметами растений осуществлялось через колыбельные песни, потешки:«Белка! Белка! Где бывала? Я орешки запасала. С ветки прыг на ветку скок. Скоро будет холодок. Чтобы зимовать в лесу, я припасы запасу. Принесу в дупло еды - шишки, ягоды, плоды».Обращения к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру), насекомым, птицам были широко распространены в детском фольклоре русского народа:«Жаворонки, прилетите, Красну весну принесите. Нам зима-то надоела, И весь хлеб у нас доела, И дрова все пожгла, Молоко все унесла». Эти сообщения отражают то, что происходит вокруг детей, что соответствует их интересам и уровню понимания.Следующим этапом знакомства детей с миром природы, к пониманию взаимосвязей в нем является знакомство детей с пословицами, поговорками, загадками. Они отражают мудрое и бережное отношение народа к природным ресурсам, накопленные веками знания о сложных явлениях окружающего мира.Например, «Весна придет – все оживет», «От осени к лету поворота нету». При изучении растений как одного из царств живой природы, а также при трудовых операциях важно пользоваться пословицами и поговорками экологического содержания («Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи; а кто лес сажает да сеет, тот влагу на полях имеет», «Одно дерево посадил, уже не зря жизнь прожил», «Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени»). Пословицы и поговорки, передающие многовековой опыт наших предков («В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся») позволяют педагогу усилить эмоциональное воздействие на детей, активизировать их самостоятельную и совместную деятельность. Благодаря своему образу и законченности мысли пословицы благотворно влияют не только на разум, но и на чувства детей.Их роль в экологическом воспитании дошкольников определяется тем, что они несут в себе высокие нравственные идеи, проверенные опытом предыдущих поколений. Дети учатся выбирать наиболее точную и точную пословицу или поговорку, подходящую к конкретной ситуации, обогащая при этом не только свой запас естественных знаний, но и активный словарный запас.Многие загадки, пословицы и поговорки привлекают внимание детей к признакам предметов и явлений природы, на которые они обычно не обращали бы внимания. Использование русских народных загадок вызывает чувство удивления, способствует произвольному запоминанию знаков и предметов природы. Таких загадок в русском фольклоре немало.Среди них загадки-описания «(«Не похожа на огонь, только ой как жжет ладонь», загадки-вопросы («Кто в лесу без топоров строит избу без углов?»), загадки-задачи «Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью летает»).Большинство из них дают ребенку характеристики растений и животных в необычной поэтической форме, что вызывает к ним интерес и эмоциональное желание правильно отгадать загадка.Загадка делает самые обычные предметы удивительно интересными, далекие и загадочные силы природы становятся более понятными и близкими. Содержание любой загадки направлено на поиск ответа. Но чтобы ответить, мы должны раскрыть его глубокую суть.Решение каждой загадки - это небольшое исследование. Дети должны сами разучивать и отгадывать загадки, используя ранее полученные знания о предмете или явлении природы. Необходимо знакомить детей с народными приметами, в которых проявляется народная мудрость.С древних времен люди замечали неоднократно повторяющиеся явления природы и делали выводы об их взаимозависимости. На основании этих наблюдений крестьяне планировали свою деятельность, старались проводить сезонные работы так, чтобы не наносить вред окружающей природе.Они прививали интерес к наблюдениям за погодой детям с раннего возраста. «Не примечаешь – и хлебушка не видать», - говорили наши предки. Они издавна учили своих детей определять изменение климата по определенным признакам: движению облаков, поведению насекомых, птиц, животных, продолжительности года и т. д. («осень короткая – зима будет долгая», «зима богата снегом, лето – зерном», «ласточки низко летают – к ненастью»).Формирование интереса к знакам способствует развитию у детей наблюдательности, внимания и памяти. Очень важным инструментом в воспитательном процессе была сказка, сопровождающая человека от рождения до старости. В них можно найти не только запоминающиеся яркие образы, объяснения явлений природы, но даже элементы сложных природных взаимоотношений, например, «хищник – жертва».Сказки знакомят детей с флорой и фауной, повадками животных и птиц; дети изучают строение животных (почему у зайца короче передние ноги, а задние длиннее; причина отсутствия хвоста у медведя), приспособление животных к условиям жизни. Сказки в увлекательной форме помогают ребенку понять законы природы, понять ее значение в жизни человека, понять ценность и уникальность живых организмов, взаимосвязь живого и неживого, живого в природе.Следует особо отметить, что в сказках проявляется одна из особенностей народной педагогики – обучение подрастающего поколения жить в гармонии с природой. В народных сказках сурово наказываются отрицательные персонажи, жестокие и корыстные по отношению к дарам природы, растениям и животным.Важное место в экологическом воспитании дошкольников занимают народные праздники, развлечения и досуг, которые в полной мере отражают взаимоотношения человека и природы, развивают эстетическое, доброе и бережное отношение к природе. Их сюжеты богаты и разнообразны (времена года, встреча птиц, зима, береза как символ России и др.).Формирование знаний о природе дошкольников посредством использования малых фольклорных жанров возможно при ряде условий:- наличие копилки с произведениями русского фольклора, мультимедийными пособиями;- наличие сценариев и описаний традиций и праздников;- владение учителем художественными средствами, искусством;- активное включение всех детей.Использование фольклорных произведений для ознакомления дошкольников с природой и формирования их экологической культуры способствует всестороннему развитию личности ребенка. Дети углубляют и конкретизируют представления о предметах и явлениях природы, их взаимозависимости и взаимосвязи; представления о правилах и нормах поведения в природе, о природных факторах, влияющих на здоровье человека; развивает эмоционально-положительное отношение к объектам живого мира, к красоте окружающей природы.Таким образом, Использование малых фольклорных жанров в формировании знаний о природе у дошкольников позволяет развивать познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческую активность, то есть личностные качества, на которые направлен ФГОС дошкольного образования. Формирующий эксперимент был направлен на формирование знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста.ЗАКЛЮЧЕНИЕИспользование малых фольклорных жанров в формировании знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста является эффективным и перспективным подходом в образовательном процессе. Этот метод позволяет не только углубить знания о природе, но и способствует развитию креативности, культурной идентичности, а также экологической осознанности у детей.Использование малых фольклорных жанров, таких как загадки, пословицы, песни и считалки, в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста знаниям о природе представляет себя важный и эффективный подход. Эти жанры не только помогают детям углубленно изучать окружающий мир, но и способствуют развитию их когнитивных, эмоциональных и социокультурных навыков.Малые фольклорные жанры создают увлекательную и интерактивную образовательную среду, стимулируя интерес детей к природе и способствуя их креативному мышлению. Использование этих жанров не только обогащает знания детей о мире вокруг них, но и способствует формированию у них глубокого уважения и заботы о природе.Таким образом, интеграция малых фольклорных жанров в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста является важным шагом к созданию гармоничного и всесторонне развитого поколения, способного ценить и беречь окружающую среду для будущих поколений.Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы, что Использование малых фольклорных жанров в формировании знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста имеет ряд значимых преимуществ:1. Поддержка обучения: Малые фольклорные жанры обогащают образовательный процесс, делая его более интересным и увлекательным для детей. Они помогают запомнить информацию о природе легче и эффективнее.2. Развитие креативности: Использование различных жанров способствует развитию креативного мышления у детей, побуждая их к творческому подходу к изучению окружающего мира.3. Формирование ценностного отношения к природе: Малые фольклорные жанры помогают детям развивать уважение и заботу о природе, что важно для формирования экологической культуры среди будущих поколений.4. Социокультурное воспитание: Через фольклорные жанры передаются ценности и традиции народа, что способствует формированию культурного самосознания у детей.Итак, использование малых фольклорных жанров в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста является эффективным инструментом для формирования знаний о природе, развития креативности и экологической осознанности у детей, что способствует их всестороннему развитию и подготовке к будущему. Использование малых фольклорных жанров представляет собой значимый ресурс для обогащения образовательной практики и формирования гармоничного отношения детей к окружающей их природе.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1. Акимова, Е. В. Опыт реализации ФГОС ДОпо формированию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности [Текст] / Е. В. Акимова. // Актуальные вопросы современной педагогики. - Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2020. - С. 29-31. 2. Алексеева, Н.В. Методологическое сопровождение деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по приобщению дошкольников к фольклору [Текст] // Международный студенческий научный вестник. - 2022. - № 5–2. - С. 263–264.3. Архипенко, Я. Р. Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. - № 3. - С. 1–4.4. Бреднева, Ю. П. Формирование экологической культуры дошкольников по средствам использования русского фольклора [Текст] / Ю. П. Бреднева. // Педагогическое мастерство. – М.: Буки-Веди, 2020. - С. 64-67. 5. Воликова, И. Ф. Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности [Текст] / И. Ф. Воликова. // Молодой ученый. - 2021. - № 13.1 (199.1). - С. 11-15. 6. Гаврилова, О. В. Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога) [Текст]/ О. В. Гаврилова. // Молодой ученый. - 2021. - № 15.2 (149.2). - С. 47-49. 7. Дремлюга, В. Н. Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды [Текст] / В. Н. Дремлюга. // Молодой ученый. - 2023. - № 23.2 (127.2). - С. 30-42. 8. Еременко, С. В. Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы) [Текст] / С. В. Еременко. // Инновационные педагогические технологии. - Казань : Бук, 2021. - С. 98-101. 9. Королева, Н. А. Содержание экологических знаний у старших дошкольников о природе [Текст] / Н. А. Королева. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - № 7 (34). - С. 19-22. 10. Лапицкая, С. А. Воспитание основ экологической культуры старших дошкольников посредством создания видовых точек на экологической тропинке детского сада [Текст] / С. А. Лапицкая. // Молодой ученый. - 2022. - № 34.1 (168.1). - С. 41-47. 11. Мухатдинова, С. С. Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста [Текст] / С. С. Мухатдинова.// Молодой ученый. - 2022. - № 45 (179). - С. 244-246. 12. Федотова, О. А. Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ [Текст] / О. А. Федотова, А. О. Родионова. // Молодой ученый. - 2020. - № 14 (304). - С. 43-4513. Чуева, И. Г. Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм [Текст] / И. Г. Чуева.// Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. - № 3 (6). - С. 77-79. 14. Чумаченко, С. Н. Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором[Текст] / С. Н. Чумаченко. // Молодой ученый. - 2023. - № 47.1 (181.1). - С. 163-16615. Щаева, А. В. Использование русского фольклора в развитии младших дошкольников [Текст]/ А. В. Щаева. // Молодой ученый. - 2021. - № 43 (229). - С. 94-97. Электронные ресурсы16. Божок А.Л. Фольклор как средство развития личности младшего школьника. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/folklor-kak-sredstvo-razvitiya 17. МБДОУ Детский сад № 301 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ds301.mbdou.org/18. Методика Т. А. Серебряковой. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://andreeva92.netfolio.ru/files/13a5b5df8335082ff 19. Первова Г.М. Использование произведений малых фольклорных жанров в учебно-воспитательном процессе. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-proizvedeniy-malyh 20. Шевчук И.В. Роль устного народного творчества в воспитании младших школьников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ustnogo-narodnogo-tvorchestvaПРИЛОЖЕНИЕТаблица 1Уровни сформированности у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры (констатирующий этап)ФИЗадания 1 группыЗадания 2 группыОбщее кол-во балловУровень№ 1№ 2№ 3№ 1№ 21Олег Н.111115Средний2 Ира П.111115Средний3 Кати И.001113Низкий4 Маши Т.101103Средний5 Дима С.010012Низкий6 Коля Б.112116Средний7 Дана Р.000112Низкий8 Рита П.111126Средний9. Саша Г.001113Низкий10 Таня Ч111115Средний11 Женя Д2222210Высокий12 Ваня Ю001102Низкий13 Лена В.111115Средний14 Боря К101103Низкий15 Рома Ш111216Средний16 Света Ф122218ВысокийТаблица 2Процентное соотношение уровней сформированности основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста (констатирующий этап)УровниКоличество детейПроцентное соотношениеВысокий212%Средний850%Низкий638%
2. Алексеева, Н.В. Методологическое сопровождение деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по приобщению дошкольников к фольклору [Текст] // Международный студенческий научный вестник. - 2022. - № 5–2. - С. 263–264.
3. Архипенко, Я. Р. Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. - № 3. - С. 1–4.
4. Бреднева, Ю. П. Формирование экологической культуры дошкольников по средствам использования русского фольклора [Текст] / Ю. П. Бреднева. // Педагогическое мастерство. – М.: Буки-Веди, 2020. - С. 64-67.
5. Воликова, И. Ф. Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности [Текст] / И. Ф. Воликова. // Молодой ученый. - 2021. - № 13.1 (199.1). - С. 11-15.
6. Гаврилова, О. В. Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога) [Текст]/ О. В. Гаврилова. // Молодой ученый. - 2021. - № 15.2 (149.2). - С. 47-49.
7. Дремлюга, В. Н. Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды [Текст] / В. Н. Дремлюга. // Молодой ученый. - 2023. - № 23.2 (127.2). - С. 30-42.
8. Еременко, С. В. Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы) [Текст] / С. В. Еременко. // Инновационные педагогические технологии. - Казань : Бук, 2021. - С. 98-101.
9. Королева, Н. А. Содержание экологических знаний у старших дошкольников о природе [Текст] / Н. А. Королева. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - № 7 (34). - С. 19-22.
10. Лапицкая, С. А. Воспитание основ экологической культуры старших дошкольников посредством создания видовых точек на экологической тропинке детского сада [Текст] / С. А. Лапицкая. // Молодой ученый. - 2022. - № 34.1 (168.1). - С. 41-47.
11. Мухатдинова, С. С. Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста [Текст] / С. С. Мухатдинова.// Молодой ученый. - 2022. - № 45 (179). - С. 244-246.
12. Федотова, О. А. Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ [Текст] / О. А. Федотова, А. О. Родионова. // Молодой ученый. - 2020. - № 14 (304). - С. 43-45
13. Чуева, И. Г. Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм [Текст] / И. Г. Чуева.// Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. - № 3 (6). - С. 77-79.
14. Чумаченко, С. Н. Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором[Текст] / С. Н. Чумаченко. // Молодой ученый. - 2023. - № 47.1 (181.1). - С. 163-166
15. Щаева, А. В. Использование русского фольклора в развитии младших дошкольников [Текст]/ А. В. Щаева. // Молодой ученый. - 2021. - № 43 (229). - С. 94-97.
Электронные ресурсы
16. Божок А.Л. Фольклор как средство развития личности младшего школьника. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/folklor-kak-sredstvo-razvitiya
17. МБДОУ Детский сад № 301 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ds301.mbdou.org/
18. Методика Т. А. Серебряковой. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://andreeva92.netfolio.ru/files/13a5b5df8335082ff
19. Первова Г.М. Использование произведений малых фольклорных жанров в учебно-воспитательном процессе. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-proizvedeniy-malyh
20. Шевчук И.В. Роль устного народного творчества в воспитании младших школьников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ustnogo-narodnogo-tvorchestva