Роль игры в обучении младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 17 + 17 источников
- Добавлена 09.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава I. Теоретические основы игры как формы обучения младших школьников 5
1.1. Сущность понятия «игра». Классификация игр 5
1.2. Роль дидактических игр в процессе обучения 6
1.3 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника 8
1.4. Возможности применения игры в процессе обучения младших школьников 10
Вывод по первой главе 11
Глава II. Исследование проблемы применения игр, как средства обучения грамоте младших школьников 12
2.1. Диагностика сформированности читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения 12
2.2. Комплекс игр, направленный на развитие читательского интереса младших школьников 17
Вывод по второй главе 22
Заключение 23
Список литературы 25
Приложение 27
Пока старшеклассники проверяли ответы команд, учитель зачитывал правильные ответы. В квизе было пять раундов: «Фотовопрос» (по картинке определить, какому герою принадлежит данная вещь), «По тропинкам сказок» (географические вопросы о сказках), «Полезные советы героев книг» (нужно было определить, кто мог дать такой совет), «Кто автор произведения?» (назвать автора произведения), «Крылатые сказочные выражения» (из предложенного набора слов собрать фразу, которая часто встречается в сказках). По итогам игры победила дружба.По нашим наблюдениям за учащимися, разработанный комплекс уроков с использованием разнообразных игр способствует развитию интереса к чтению у младших школьников.Вывод по второй главеТаким образом, практическая работа по развитию интереса к чтению у младших школьников путем использования комплекса игр показала, что в ходе диагностики у большинства учащихся был выявлен низкий и средний уровень развития читательского интереса. В связи с этим нами была спланирована и проведена работа, направленная на формирование комплексного подхода к развитию читательского интереса у младших школьников посредствам игр.Мы убедились, что для развития интереса к чтению у младших школьников необходимо применять различные игровые приемы, направленные на расширение читательского кругозора, формирование личной заинтересованности чтением и его осознанности.ЗаключениеВ процессе выполнения данной работы удалось сформировать следующие обобщающие выводы:– изучили сущность понятия «игра» и классификацию игр, ввиду чего можно сказать, что «игра» – это особый вид деятельности, который характеризуется свободным, добровольным участием людей в ситуации, заданной правилами, целью которой является удовлетворение потребности в развлечении, удовольствии, общении, обучении или совершенствовании навыков. Игра может иметь различные формы и типы, в зависимости от ее целей, правил и характера;– рассмотрели роль дидактических игр в процессе обучения и выяснили, что Использование игры в обучении и воспитании это уже готовность к изменению мышления. Игра в учебно-воспитательном процессе одновременно является и формой, и методом обучения вполне самостоятельной категории;– ознакомились с психолого-педагогической характеристикой младшего школьника, ввиду чего можно сказать, что младший школьный возраст, с точки зрения психолого-педагогического подхода является еще восприимчивым к процессу игры, поддается развитию на фоне игровой деятельности, формирует характер и личностные характеристики. В данный период, важно подбирать методы развития учебных и познавательных навыков, которые способствуют дальнейшему обучению, в соответствии с этим игровые включения, которые будут целенаправленно соответствовать тому развитию, которое необходимо ребенку, по итогу покажут положительный результат в обучении;– выявили возможности применения игры в процессе обучения младших школьников, на основании чего можно сказать, что и так, игры являются не только веселым и увлекательным занятием для детей, но и инструментом обучения и развития младших школьников в различных аспектах их развития. Они стимулируют умственный, физический, социальный и эмоциональный рост детей, делая процесс обучения интересным и эффективным;– провели диагностику сформированности читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения, на основании выбранных методик: методика изучения читательского кругозора младших школьников И.Б. Ильинова; тестирование на осознанность прочитанного текста Е.А. Коровиной;– сформировали комплекс игр, направленных на развитие читательского интереса младших школьников, с помощью которого предполагается способствование развития интереса к чтению у младших школьников.В завершении хочется подчеркнуть, что правильное использование игры в начальной школе имеет огромное значение для развития детей. Игры помогают им учиться, развиваться и обретать важные навыки для успешной адаптации к образовательному и социальному окружению. Поэтому игра должна быть неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе.Игры играют важную роль в жизни человека, начиная с самого детства. Они способствуют развитию физических, интеллектуальных, социальных и эмоциональных навыков, помогая человеку адаптироваться к окружающему миру, решать проблемы, развивать творческое мышление и общаться с другими людьми. В образовательном процессе игры играют ключевую роль, помогая детям учиться и познавать мир с удовольствием и эффективности.Список литературы1. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / Сост. и ред. А.И. Липкина, Т.Д. Марцинковская. – М.: Воронеж: Изд-во Института практической психологии, 2018. – 575 с.2. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности / Л. А. Байкова, Л.К. Гребенкина – М.: Просвещение, 1994. – 160 с. 3. Батраева, О. М. Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций / О. М. Батраева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2022. – С. 311–314. 4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитииребенка / Л.С. Выгодский // Вопросы психологии, 1966 – № 6 – С. 65-805. Воюшина, М. П., Кислинская, С.А., Николаева, И. Р.Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб.заведений[Текст] / под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 - 288 с.6. Горлач Е.Я. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. В сборнике: Педагог-профессионал в школе будущего. Материалы IV Всероссийской молодежной конференции. Элиста, 2021. С. 206. 7. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие / Под ред. А. В. Запорожец. М. : Просвещение, 1967. – 327 с.8. Ланин, Б. А., Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия- практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Б.А. Ланин. - М.: Эксмо, 2017 - 512 с.9. Обухов А.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. 2017. – 400 с. 10. Попова Ю.А. Активизация учебно-познавательной деятельности средствами игрового моделирования: Автореферат дис... канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2018. – 190 с.11. Плотникова, С. В.Теория и технология начального литературного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, А. А. Краева; Урал.гос. пед. ун-т. – Электрон.дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – 129 с.12. Сорокина И.В. Технология продуктивного чтения, интерес к чтению младших классов / М.В. Сорокина // Modern Science. – 2019. – № 6-1. – С. 61-64.13. Толстопятых Л.Е., Акинина Л.И., Секишева Т.А. Место и роль игровой технологии в образовательном процессе начального общего образования. В сборнике: Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Сборник трудов. Двадцать седьмой международной научно-практической конференции. 2020. С. 206-208.14. Трубинова, К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова. – Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань: Молодой ученый, 2017. – С. 9-14. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12881/ (дата обращения: 08.05.2024).15. Удальцева Е.А. Дидактические игры: Пособие для студентов-заочников дошкольных фак. пед. ин-тов. М., Учпедгиз, 200. – 450 с.16. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И.Щукина. – М.: Просвещение, 1986 – 144 с.17. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.:Педагогика, 1978 – 269 с.ПриложениеПриложение 1Вопросы и показатели уровня эмоционально-ценностного отношения к книге(по методике И.Б. Ильинова)№ п/пВопросПоказатели уровняВысокий уровень (2 балла)Средний уровень (1 балл)Низкий уровень (0 баллов)1.Как ты думаешь, может ли человек жить и обходиться без книги? Почему ты так думаешь?Обучающийся понимает познавательную и эстетическую ценность книги в жизни каждого человека и доказывает свое мнение.Обучающийся понимает нужность книги в жизни человека, но затрудняется доказать свою точку зрения.Обучающийся не задумывается о пользе книг, не видит необходимости в их чтении.2.Нравится ли тебе читать книги? Почему?Нравится читать, потому что это интересноЧитаю, потому что «заставляют» родителиНе люблю читать, не нравится3.Какие книги ты читаешь с удовольствием?Обучающийся называет два и более жанра Обучающийся называет один жанр или тему Обучающийся выбирает по одной тематике, но с яркими иллюстрациями4.Назови своих любимых писателей, поэтов и их книгиОбучающимися названы две и более фамилии авторов и названия книгОбучающимися названы одна-две фамилии авторов книгОбучающийся затрудняется назвать авторов5.Часто ли ты читаешь дома по собственному желанию?Обучающийся читает каждый день, 2-3 раза в неделюОбучающийся читает один раз в неделюОбучающийся читает 3 раза в месяц или реже6.Тебе нравится читать самому или когда тебе читают? Почему?Обучающийся читает сам, потому что это ему нравитсяКогда ему читают, то обучающийся лучше понимает о чем идет речьКогда читают обучающемуся. Не объясняет почему?7.Чему ты бы отдал предпочтение, книги или экранизации? Почему?Обучающийся отдает предпочтение чтению, потому что в книге написано по - другомуОбучающийся читает книгу и смотрит экранизациюОбучающийся лучше посмотрит кино8.Кто подбирает вам книги?Обучающийся сам, помогают друзьяБиблиотекарь, учительРодителиПриложение 2«Тест на осознанность прочитанного текста» (автор – Е.А. Коровина)Инструкция: вам необходимопрочитатьпроизведение А.И. Куприна «Скворцы» (отрывок) и ответить на предложенные вопросы.Мы дожидались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.Наконец девятнадцатого марта, вечером, кто-то закричал: «Смотрите – скворцы!»И правда, они сидели высоко на ветках тополей… Мы стали их считать: один, два, пять, десять, пятнадцать… В этот вечер у скворцов не было ни шума, ни возни.Два дня скворцы точно набирались сил и все навещали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев из скворечен.Обыкновенно скворцы по два дня сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собою, а сами одним глазом, искоса, пристально взглядывают вниз.Воробью жутко и трудно. Нет-нет – высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки – и назад.Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. И только успеет воробей отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству.Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит – другой летает по делам…Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный вздор: мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо он устраивает очень глубоко, для того чтобы туда не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Дальше им не проникнуть: входное отверстие довольно мало, не больше пятисантиметров в поперечнике.А тут скоро и земля обсохла, душистые березовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червяков, гусениц, слизней, жучков и личинок! То-то раздолье! Скворец никогда весною не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, как ласточки, ни на дереве, как поползень или дятел. Его корм на земле и в земле.И знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше собственного веса! Зато и проводит он весь свой день в непрерывном движении. Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца, а для этого надо и вставать пораньше. Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко…И настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники, которые всегда располагаются отверстием на восток.Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже рассеялись на высоких ветках и начали свой концерт.Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.1) О ком или о чѐм рассказывается в этом произведении?А) о хитростях воробьёвБ) о скворцахВ) о дружбе птиц Г) о воробьяхД) о приходе весны2) Когда впервые люди увидели вернувшихся скворцов?А) утром пятнадцатого марта Б) вечером в субботуВ) днѐм двадцатого марта Г) утром в воскресеньеД) девятнадцатого марта вечером3) Сколько дней скворцы набирались сил после прилѐта?А) пять днейБ) два дняВ) один день Г) неделюД) несколько дней4 Как происходит выселение воробьѐв из скворечников?А) воробьѐв выгоняютБ) воробьѐв не кормятВ) воробьѐв клюютГ) воробьѐв не поятД) воробьѐв стерегут5 Как скворцы стерегут своѐ гнездо? Найди в тексте ответ и запиши.____________________________________________________________________________________________________________________________________________6 Из чего скворцы делают гнездо?А) из ветокБ) из одного пухаВ) из прутьевГ) только из перьевД) из строительного мусора7.Каким по размеру должно быть входное отверстие в скворечню?А) большимБ) среднимВ) маленькимГ) узкимД) не более пяти сантиметров8 Где скворец находит себе корм? Найди в тексте ответ и запиши.9 Когда лучше слушать настоящую песню скворца? Найди в тексте ответ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________10 Объясни выражение скворец камнем вниз. Запиши.11 Восстанови порядок описанных событий. Пункт с цифрой 1 – начало рассказа.Отдых.Жизнь дома.Строительство гнезда.Возвращение скворцов.Выселение воробьѐв.12 Определи жанр этого произведения.А) сказкаБ) научно – познавательный рассказВ) басня Г) исторический рассказ13 Как ты понимаешь выражение всякий строительный вздор?А) камниБ) цементВ) песок Г) стеклоД) мелкие кусочки разного мусора14 Какой факт, описанный в тексте, тебя особенно удивил? Запиши.______________________________________________________________________Верные ответы и ключи оценивания к проверочной работе (осознанность чтения)Задание 10 баллов – не приступал к выполнению задания или выполнил неправильно;1 балл – выполнил задание правильно (выбрал: о скворцах)Задание 20 баллов – не приступал к выполнению задания или выполнил неправильно;1 балл – выполнил задание правильно (выбрал: девятнадцатого марта вечером)Задание 30 баллов – не приступал к выполнению задания или выполнил неправильно;1 балл – выполнил задание правильно (выбрал: два дня)Задание 40 баллов – не приступал к выполнению задания или выполнил неправильно;1 балл – выполнил задание правильно (выбрал: воробьѐв стерегут.)Задание 50 баллов – не приступал к выполнению задания или выполнил неправильно;1 балл – выполнил задание правильно (выписал:Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит – другой летает по делам.)Задание 60 баллов – не приступал к выполнению задания или выполнил неправильно;1 балл – выполнил задание правильно (выбрал: из строительного мусора)Задание 70 баллов – не приступал к выполнению задания или выполнил неправильно;1 балл – выполнил задание правильно (выбрал: не более пяти сантиметров)Задание 80 баллов – не приступал к выполнению задания или выполнил неправильно;1 балл – выполнил задание правильно (выписал:Его корм на земле и в земле.)Задание 90 баллов – не приступал к выполнению задания или выполнил неправильно;1 балл – выполнил задание правильно (выписал:И настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром …)Задание 100 баллов – не приступал к выполнению задания или выполнил неправильно;2 балла - выполнил задание правильно (записал: быстро летит вниз)Задание 110 баллов - не приступал к выполнению задания или выполнил неправильно;1 балл – выполнил задание, но перепутал один – два пункта;2 балла – выполнил задание правильно (1- Возвращение скворцов, 2- Отдых,3- Выселение воробьев, 4- Строительство гнезда, 5- Жизнь дома.)Задание 120 баллов – не приступал к выполнению задания или выполнил неправильно;1 балл – выполнил задание правильно (выбрал: научно – познавательный рассказ)Задание 130 баллов – не приступал к выполнению задания или выполнил неправильно;1 балл – выполнил задание правильно (выбрал: мелкие кусочки разного мусора)Задание 140 баллов – не приступал к выполнению задания или выполнил неправильно;1 балл – выполнил задание правильно (каждый выбирает свой вариант ответа)
1. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / Сост. и ред. А.И. Липкина, Т.Д. Марцинковская. – М.: Воронеж: Изд-во Института практической психологии, 2018. – 575 с.
2. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности / Л. А. Байкова, Л.К. Гребенкина – М.: Просвещение, 1994. – 160 с.
3. Батраева, О. М. Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций / О. М. Батраева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2022. – С. 311–314.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитииребенка / Л.С. Выгодский // Вопросы психологии, 1966 – № 6 – С. 65-80
5. Воюшина, М. П., Кислинская, С.А., Николаева, И. Р.Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб.заведений[Текст] / под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 - 288 с.
6. Горлач Е.Я. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. В сборнике: Педагог-профессионал в школе будущего. Материалы IV Всероссийской молодежной конференции. Элиста, 2021. С. 206.
7. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие / Под ред. А. В. Запорожец. М. : Просвещение, 1967. – 327 с.
8. Ланин, Б. А., Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия- практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Б.А. Ланин. - М.: Эксмо, 2017 - 512 с.
9. Обухов А.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. 2017. – 400 с.
10. Попова Ю.А. Активизация учебно-познавательной деятельности средствами игрового моделирования: Автореферат дис... канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2018. – 190 с.
11. Плотникова, С. В.Теория и технология начального литературного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, А. А. Краева; Урал.гос. пед. ун-т. – Электрон.дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – 129 с.
12. Сорокина И.В. Технология продуктивного чтения, интерес к чтению младших классов / М.В. Сорокина // Modern Science. – 2019. – № 6-1. – С. 61-64.
13. Толстопятых Л.Е., Акинина Л.И., Секишева Т.А. Место и роль игровой технологии в образовательном процессе начального общего образования. В сборнике: Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Сборник трудов. Двадцать седьмой международной научно-практической конференции. 2020. С. 206-208.
14. Трубинова, К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова. – Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань: Молодой ученый, 2017. – С. 9-14. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12881/ (дата обращения: 08.05.2024).
15. Удальцева Е.А. Дидактические игры: Пособие для студентов-заочников дошкольных фак. пед. ин-тов. М., Учпедгиз, 200. – 450 с.
16. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И.Щукина. – М.: Просвещение, 1986 – 144 с.
17. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.:Педагогика, 1978 – 269 с.