Психолого-педагогические основы развития творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 26 26 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 09.06.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения ……………….…….
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста ….
1.2. Понятия «воображение» и «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе ………………………………………..
1.3. Условия развития творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения ………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………… 3

6
6

11

16
22
24
Фрагмент для ознакомления

используются в образовательном процессе, позволяют воспитывать творческую личность, развивать воображение, восприятие и мышление [26, с. 15].Участие в творческой работе требует от студента самостоятельности, активности и заинтересованности, что в дальнейшем способствует развитию его личности.От того, насколько осознанно, творчески и охотно дети будут участвовать в образовательном процессе, зависит развитие творческих способностей, самостоятельного мышления и умения использовать теоретический материал в практической деятельности. В процессе развития творческих способностей младших школьников целью педагога является создание оптимальных условий, способствующих развитию творческой личности учащихся, испытывающих удовлетворение учебной и творческой деятельностью, процессом мышления и неординарным решением задач; выявить возможности развития творческих способностей учащихся посредством использования системы творческих заданий на уроках литературного чтения; использование эффективных методов и приемов в процессе обучения, направленных на развитие творческих способностей младших школьников [21, с. 82].Исходя из этого, учителю необходимо решить следующие задачи: быстро выявить творческие проявления у учащихся; развивать творческое мышление и способность детей решать различные нестандартные проблемы и задачи; развивать инициативу; стимулировать познавательные способности младших школьников; поддерживать благоприятную самооценку и самооценку каждого ребенка в проявлении творчества; развивать воображение и восприятие; развивать самостоятельность и любознательность; использовать такие приемы продуктивной деятельности, как анализ, синтез, дедукция, индукция и т. д.; развивать исследовательские навыки; развивать логическое мышление, пространственное воображение; учить работать с научной и справочной литературой, с различными источниками информации; показать практическое значение знаний, полученных детьми младшего школьного возраста.Важно создать благоприятную атмосферу на уроках литературного чтения, предоставить учащимся возможность задавать вопросы, стимулировать младших школьников к выражению оригинальных творческих идей. Использование всех видов такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка и учит его творчески применять полученные знания. В младшем школьном возрасте все дети любят что-то придумывать, проявлять оригинальность и действовать нестандартно. Например, если учитель предлагает вам во время урока нарисовать несуществующее животное, иллюстрацию к любимой сказке или придумать с фамилией отрицательного персонажа и т. д., тогда у учащихся появляется возможность почувствовать свое мастерство, уникальность, смысл, право быть соавтором, благодаря чему в будущем у них разовьются навыки, о которых они, возможно, даже не подозревали, ребенок начнет с ними справляться успешно. то, что раньше было недоступно. Ученики поймут, что если они могут делать одно, они могут делать и другое. И если педагог хочет способствовать всестороннему развитию ребенка и творческих способностей личности, то при общении с детьми важно уметь понимать их потребности и правильно направлять ход их развития. Когда дети займутся письмом и активно примут участие в этом процессе, важном для развития воображения, закрепления литературных знаний и развития речи ребенка, у них появится желание и способность создавать собственные идеи. . произведений, выбирайте сюжет и придумывайте своих героев, наделенных определенным характером.Выводы. Таким образом, в рамках программ начального образования уроки литературного чтения являются наиболее благоприятными для развития творческих способностей, поэтому их необходимо обогащать специальными упражнениями творческого и нетипичного характера, заданиями, предполагающими применение знаний в новых условиях. В учебной деятельности элементы творчества младших школьников проявляются, прежде всего, в особенностях ее течения, в умении выявить возникшую проблему и найти новые нетипичные пути решения практических и учебных задач. Также необходимо помнить, что творческая деятельность активизируется только в благоприятной обстановке, при установлении дружеских отношений как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников, поощрении оригинальных высказываний. В этом смысле важная роль отводится созданию проблемных ситуаций, побуждающих младших школьников думать и искать оригинальные ответы.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении данной курсовой работы были исследованы психолого-педагогические основы развития творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения. Глава 1 посвящена теоретическим основам данной проблемы, включающим в себя анализ психологических особенностей детей младшего школьного возраста, понятий "воображение" и "творческое воображение" в психолого-педагогической литературе, а также выявлению условий, способствующих развитию творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения.В ходе исследования было установлено, что младший школьный возраст является важным периодом для развития воображения у детей. В этом возрасте дети активно начинают проникать в мир литературы, что стимулирует их творческое мышление и воображение. Кроме того, психологические особенности детей этого возраста, такие как высокая пластичность мозга, интерес к фантазиям и игровой деятельности, также способствуют развитию творческого воображения.В психолого-педагогической литературе понятия "воображение" и "творческое воображение" описываются как важные когнитивные процессы, основанные на восприятии, представлении, анализе и синтезе информации. Творческое воображение выделяется своей способностью к созданию новых и оригинальных идей, образов и сюжетов. Таким образом, развитие творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения позволяет им лучше понимать произведения и влиять на своеобразие их восприятия.Анализируя условия развития творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения, мы приходим к выводу, что необходима комплексная и систематическая работа педагога. Преподаватель должен создать благоприятную атмосферу для развития воображения, использовать разнообразные методы и приемы, обеспечивать возможность для свободного самовыражения и творчества детей. Особое внимание также следует уделить развитию эмоциональной сферы учащихся, так как эмоции являются важным фактором в формировании творческого воображения.Таким образом, исследование позволило установить, что развитие творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения играет важную роль в их когнитивном, эмоциональном и социальном развитии. Результаты и выводы данной курсовой работы могут быть использованы в практической деятельности педагогов для создания оптимальных условий, способствующих развитию творческого воображения у младших школьников на уроках литературного чтения.. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Барбашова Н. А., Рощин С. П., Творческое воображение, сущность содержания // Международный научно-исследовательский журнал 5-2 (83), 2019,с. 63-65Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина ; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. – М. : Искусство, 1979. – 424 с. – (Из истории сов. эстетики и теории искусства).Белкина В. Н., Сивкова М. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Ярославский пед. вестн. – 2017. – № 2. – С. 95–98. Блонский П. П. Психология младшего школьника. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. — 575с. Боровик, О. В. Развитие воображения. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. 112 с.Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Науч. творчество : сб. ст. ; под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. – М., 1969. – С. 341–346.Величко Ю. В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, № 2 (3), 2014, с. С. 629-631.Волгсунова Е. А. Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Том 20, 2014, с. 44 – 47Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк : книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред.В. В. Давыдова. М.: 1999.- 560с. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 324–326. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 12.11.2022). Голушко Т.В. Урок литературного чтения – урок творчества / Т.В. Голушко // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – №1.– С. 1–3. Динер Е. В. Развитие воображения в процессе чтения электронной книги // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та. – 2017. – Т. 7, № 2. – С. 34–48. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974. — 153с. Иванова А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 136–138. Кузнецова Т. М. Этапы работы над словом.//ИЯШ. 1991. № 5–98 с. URL: http://econf.rae.ru/pdf/2010/09/b6d767d2f8.pdf (дата обращения 25.11.2022). Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. – М. : Наука, 1974. – 368 с. Маклаков, А. Г. Общая психология. М.: Знание, 2005. 592 с. Масунова Л. А. Редукция воображения читателя в условиях мультимедийной среды // Вестник белорусского государственного университета культуры и искусств - № 4 (42), с. 109-119. Маранцман Е.К. Возможности развития переноса как творческой способности личности младшего школьника на уроках литературы / Е.К. Маранцман // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.Б. Архиповой; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. –СПб., 2003. – С. 152-155. Морозова С.Э. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения / С.Э. Морозова // Начальная школа. – 2012. – № 9. – 49 с. Немов, Р. С. Психология. — М.: Просвещение, 1994. Книга I. Полина Т.Н. Творчество младших школьников на уроках литературного чтения / Т.Н. Полина – М.: Академия, 2007. – 351 с. Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002. 356с. Седова О. К. Игровая деятельность как дидактический элемент при обучении иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. М.: Рема, 2017. Вып. 519. Ч. II. С. 90–94. Терехова Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе / Г.В. Терехова // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ.конф. / под ред. А.А. Смолиной. – М., 2013. – 192 с. Федеральная рабочая программа начального общего образования предмета «Литературное чтение» Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 2014.- 284с. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 2007.- 360 с. Юдина Н.В. Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения / Н.В. Юдина – М.: Просвещение, 2000. – 214 с.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Барбашова Н. А., Рощин С. П., Творческое воображение, сущность содержания // Международный научно-исследовательский журнал 5-2 (83), 2019,с. 63-65
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина ; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. – М. : Искусство, 1979. – 424 с. – (Из истории сов. эстетики и теории искусства).
3. Белкина В. Н., Сивкова М. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Ярославский пед. вестн. – 2017. – № 2. – С. 95–98.
4. Блонский П. П. Психология младшего школьника. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. — 575с.
5. Боровик, О. В. Развитие воображения. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. 112 с.
6. Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Науч. творчество : сб. ст. ; под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. – М., 1969. – С. 341–346.
7. Величко Ю. В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, № 2 (3), 2014, с. С. 629-631.
8. Волгсунова Е. А. Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Том 20, 2014, с. 44 – 47
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк : книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред.В. В. Давыдова. М.: 1999.- 560с.
11. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 324–326. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 12.11.2022).
12. Голушко Т.В. Урок литературного чтения – урок творчества / Т.В. Голушко // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – №1.– С. 1–3.
13. Динер Е. В. Развитие воображения в процессе чтения электронной книги // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та. – 2017. – Т. 7, № 2. – С. 34–48.
14. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974. — 153с.
15. Иванова А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 136–138.
16. Кузнецова Т. М. Этапы работы над словом.//ИЯШ. 1991. № 5–98 с. URL: http://econf.rae.ru/pdf/2010/09/b6d767d2f8.pdf (дата обращения 25.11.2022).
17. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. – М. : Наука, 1974. – 368 с.
18. Маклаков, А. Г. Общая психология. М.: Знание, 2005. 592 с.
19. Масунова Л. А. Редукция воображения читателя в условиях мультимедийной среды // Вестник белорусского государственного университета культуры и искусств - № 4 (42), с. 109-119.
20. Маранцман Е.К. Возможности развития переноса как творческой способности личности младшего школьника на уроках литературы / Е.К. Маранцман // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.Б. Архиповой; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. –СПб., 2003. – С. 152-155.
21. Морозова С.Э. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения / С.Э. Морозова // Начальная школа. – 2012. – № 9. – 49 с.
22. Немов, Р. С. Психология. — М.: Просвещение, 1994. Книга I.
23. Полина Т.Н. Творчество младших школьников на уроках литературного чтения / Т.Н. Полина – М.: Академия, 2007. – 351 с.
24. Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002. 356с.
25. Седова О. К. Игровая деятельность как дидактический элемент при обучении иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. М.: Рема, 2017. Вып. 519. Ч. II. С. 90–94.
26. Терехова Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе / Г.В. Терехова // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ.конф. / под ред. А.А. Смолиной. – М., 2013. – 192 с.
27. Федеральная рабочая программа начального общего образования предмета «Литературное чтение»
28. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 2014.- 284с. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 2007.- 360 с.
29. Юдина Н.В. Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения / Н.В. Юдина – М.: Просвещение, 2000. – 214 с.