ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 21.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основания изучения психологической безопасности образовательной среды школы 6
1.1.История изучения психологической безопасности образовательной среды в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2 Понятие, структура и пути повышения психологической безопасности образовательной среды 9
1.3 Психологическая безопасность образовательной среды школы 14
1.3.1 Определение и особенности 14
1.3.2. Современные исследования безопасности образовательной среды школы 15
Глава 2. Экспертиза психологической безопасности образовательной среды 19
2.1 Экспертиза психологической образовательной среды 19
2.2 Сопровождение психологической безопасности в педагогическом общении 23
2.3 Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников 27
2.4 Общая характеристика процессов формирования психологической комфортной безопасной окружающей среды 30
Заключение 34
Список используемой литературы 36
Все участники должны чувствовать поддержку и понимание со стороны других.Открытая и конструктивная коммуникация: Коммуникация должна быть открытой и конструктивной, включать диалог и уважение к точке зрения каждого участника. Это помогает предотвратить конфликты и разрешить проблемы с использованием разных идей и подходов.Отсутствие страха и дискриминации: В образовательной среде не должно быть места для страха, угроз и дискриминации. Все участники должны чувствовать себя безопасно и защищенными от насилия, запугивания и притеснений.Развитие эмоциональной интеллектуальности: Образовательная среда должна способствовать развитию эмоциональной и социальной интеллектуальности участников. Это включает умение управлять своими эмоциями, понимать и эмпатично относиться к эмоциям других людей, а также умение адаптироваться к различным ситуациям.Защита от буллинга и психологического насилия: В образовательной среде должны быть приняты меры для предотвращения и реагирования на случаи моббинга и психологического насилия. Всякое психологическое насилие должно быть пресечено, а жертвы должны получить помощь и поддержку.Такие особенности психологической безопасности образовательной среды способствуют созданию эффективной обстановки для обучения и развития участников. Это помогает учащимся сосредоточиться на обучении и достижении своих целей без лишнего стресса и тревоги.2.3 Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участниковОбразовательное учреждение играет важную роль в жизни подростка, и его учебные достижения могут значительно влиять на его самоотношение и самоопределение.Кроме того, возникающие в подростковом возрасте психические проблемы могут сказаться на возможностях образования, адаптации в обществе и будущей профессиональной карьере подростков. Они также могут негативно повлиять на психическое благополучие и счастье подростков и их семей. Понимание факторов, воздействующих на самоотношение подростков, помогает разрабатывать программы профилактики и лечения, направленные на поддержку подростков и их родителей, а также на предотвращение психических проблем.Проблема психологической безопасности особенно актуальна в условиях современного мира, который характеризуется высоким уровнем стресса, конкуренции и неопределенности. В таких условиях люди часто испытывают чувство тревоги, страха и беспокойства, что негативно сказывается на их психологическом благополучии и способности справляться с жизненными трудностями. Школа является одной из тех организаций, где обеспечение психологической безопасности имеет особое значение, поскольку в ней обучаются и работают дети и подростки, которые особенно чувствительны к психологическому климату и отношениям в коллективе. Психологическая безопасность в школе необходима для того, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно и безопасно, а учителя могли эффективно выполнять свою работу, не испытывая чрезмерного стресса и беспокойства. Существует множество факторов, которые могут влиять на психологическую безопасность в школе. К ним относятся: организационная культура и климат; отношения между учителями и учащимися; отношения между учащимися; стиль преподавания и воспитания; атмосфера в классе; наличие или отсутствие насилия и агрессии; уровень стресса и тревожностиФакторы, влияющие на образовательную среду: социально-экономические условия: семья, в которой растет ребенок, его школа, район, в котором он живет; культурные факторы: ценности и нормы, которые преобладают в обществе; политические факторы: образовательная политика, которая проводится в стране. Положительное влияние образовательной среды на ребенка: создание условий для развития ребенка и его способностей; формирование у ребенка положительных ценностей и норм поведения; привитие ребенку навыков, необходимых для жизни в обществе; помощь ребенку в адаптации к изменяющемуся миру. Отрицательное влияние образовательной среды на ребенка: создание условий для возникновения и развития проблем, связанных со здоровьем, учебой и поведением ребенка; формирование у ребенка негативных ценностей и норм поведения; развитие у ребенка чувства неполноценности и неуверенности в себе;причинение вреда психическому здоровью ребенка.Отметим, что психологически безопасная образовательная среда - это среда, в которой большинство участников относятся к ней положительно, при этом достигаются высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия. Характеристики такой образовательной среды включают в себя: отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников, удовлетворение основных потребностей в доверительном общении,поощрение психического здоровья, предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности создание насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.Обеспечение психологической безопасности в школе требует комплексного подхода. Оно должно включать в себя меры по созданию благоприятной организационной культуры и климата, формированию позитивных отношений между учителями и учащимися, а также развитие навыков межличностного общения и эмоционального интеллекта у учащихся. Психологическая безопасность является важнейшей составляющей благополучия человека и успешного функционирования организаций. Обеспечение психологической безопасности в школе требует комплексного подхода и участия всех участников образовательного процесса.2.4 Общая характеристика процессов формирования психологической комфортной безопасной окружающей средыОбразовательная среда играет важную роль в формировании личности ребенка. Она влияет на его интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие. Благоприятная образовательная среда способствует развитию творческих способностей, критическому мышлению и самостоятельности учащихся. Она также помогает им адаптироваться к современному миру и стать успешными в жизни. Благоприятная образовательная среда характеризуется следующими признаками: Насыщенность ресурсами, необходимыми для обучения и развития учащихся. Структурированность ресурсов, что позволяет учащимся легко находить нужную информацию и использовать ее для обучения. Поддержка со стороны педагогов, родителей и других участников образовательного процесса. Положительный психологический климат, способствующий эффективному обучению и развитию учащихся.Неблагоприятная образовательная среда характеризуется следующими признаками:Недостаток ресурсов, необходимых для обучения и развития учащихся. Неструктурированность ресурсов, что затрудняет учащимся поиск нужной информации и использование ее для обучения. Отсутствие поддержки со стороны педагогов, родителей и других участников образовательного процесса.Негативный психологический климат, препятствующий эффективному обучению и развитию учащихся. Образовательная среда - это система взаимодействий между индивидом и его окружением, в которой происходит его развитие. Влияние среды на становление личности ребенка может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от ее характеристик. Образовательная среда включает в себя различные компоненты, такие как материально-техническая база, кадровые ресурсы, учебно-методическое обеспечение, информационно-коммуникационные средства, социальные и психологические аспекты. Создание благоприятной образовательной среды является одним из важнейших условий успешного обучения и развития обучающихся. Она должна быть направлена на развитие самостоятельности, инициативы и ответственности, а также на формирование у обучающихся готовности к непрерывному образованию и саморазвитию в течение всей жизни.Неблагоприятная образовательная среда может привести к снижению успеваемости, потере интереса к учебе, развитию отклоняющегося поведения. Таким образом, образовательная среда является важнейшим фактором в развитии ребенка. Она оказывает влияние на его обучение, воспитание и социализацию. Создание благоприятной образовательной среды является одной из важнейших задач педагогов.Для реализации принципов обеспечения безопасности в образовательных организациях разрабатываются и реализуются различные меры, в том числе:Создание условий для безопасного обучения и воспитания учащихся: соответствие зданий и помещений образовательных организаций требованиям безопасности, оснащение их современными системами видеонаблюдения и контроля доступа, проведение регулярных инструктажей по технике безопасности. Обеспечение психологического комфорта и благоприятного климата в образовательной организации: создание атмосферы доверия и взаимопонимания между педагогами, учащимися и родителями, организация работы психологов и социальных педагогов, проведение профилактических мероприятий по предупреждению насилия и буллинга.Повышение уровня информированности и компетентности педагогов, учащихся и родителей в вопросах безопасности: проведение тематических семинаров, лекций и тренингов, распространение информационных материалов, организация работы «горячих линий». Взаимодействие с правоохранительными органами и общественными организациями: заключение соглашений о сотрудничестве, проведение совместных мероприятий, привлечение представителей правоохранительных органов и общественных организаций к работе по обеспечению безопасности в образовательных организациях. Реализация этих мер способствует созданию безопасной образовательной среды, которая является необходимым условием для успешного обучения и воспитания учащихся.Психологическая безопасность образовательной среды является одним из важнейших аспектов, который необходимо учитывать при создании комфортной и поддерживающей атмосферы в образовательных учреждениях. Она охватывает широкий спектр факторов, включая взаимоотношения между учениками и педагогами, а также между самими учениками. Исследователи подчеркивают, что психологическая безопасность образовательной среды напрямую влияет на эмоциональное благополучие и успех учащихся. Когда школьная среда обеспечивает поддержку, уважение и понимание, ученики чувствуют себя комфортно и могут развиваться наилучшим образом. Один из аспектов, который влияет на психологическую безопасность образовательной среды, - это предотвращение и противодействие психологическому насилию и издевательствам. Исследования показывают, что такие негативные ситуации в школе могут серьезно повлиять на психологическое состояние учащихся, приводя к понижению самооценки, тревожности и даже депрессии. Кроме того, психологическая безопасность образовательной среды также связана с созданием подходящих условий для развития социальных навыков учащихся. Когда ученики чувствуют себя принятыми и уважаемыми, они более склонны к сотрудничеству, эмпатии и толерантности. Это способствует формированию здоровой и гармоничной образовательной среды, где каждый ученик может раскрыть свой потенциал. В целом, психологическая безопасность образовательной среды является неотъемлемой составляющей качественного образования. Она помогает создать благоприятные условия для развития учащихся, способствует их эмоциональному благополучию и формированию положительного социального поведения. Поэтому, важно продолжать исследования в этой области и применять полученные знания для улучшения образовательных практик.ЗаключениеПсихологическая безопасность является ведущей характеристикой, определяющей развивающий характер образовательной среды. Она может быть основой для проектирования и моделирования психолого-педагогических условий обучения и воспитания, одновременно способствуя укреплению и развитию психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.Психологическая сущность образовательной среды проявляется в системе взаимоотношений его участников, а содержание этих отношений определяет качество среды. Поэтому важными являются вопросы психологической безопасности взаимодействия в рамках соответствующего образовательной среды.Учебные заведения как важный социальный институт общества являются субъектами безопасности и способны развивать собственную систему безопасности в процессе обучения, воспитания и развития.Любое социальную среду, в том числе и образовательное, влияет на течение в нем жизнедеятельности человека, поскольку состоит из совокупности материальных ресурсов, духовных ценностей, межличностных отношений. В то же время среда является продуктом деятельности человека, поэтому оно подвергается целенаправленному формированию.Безопасность образовательной среды в значительной степени зависит от способности психологической службы обеспечить отсутствие психологического насилия. Работа в этом направлении должна базироваться на гуманно ориентированных технологиях и нормах личностного развития. В основе таких технологий - качество социально-психологического процесса взаимодействия, приводит к снижению нервно-психического напряжения и повышения способности к саморегуляции, а, следовательно, способствует укреплению психического здоровья.Формирование психологически безопасного образовательной среды предстает как управление сложной педагогической системой, в которой сочетается использование методик обеспечения психолого-педагогического сопровождения учащихся и студентов на каждом этапе их развития; осуществляется диагностика состояния психического здоровья учащихся и профессионального здоровья педагогов, контроль за уровнем их эмоциональных нагрузок; создаются условия для обеспечения эмоционального комфорта субъектов образовательного процесса; внедряется программа по сохранению и укреплению их психического здоровья; предупреждается насилие в учебном заведении.Список используемой литературыАбрамова, Г.С.Практическая психология: Учебник. – М., 2015. –479 с. Аванесова, Н.М. Развитие личности в образовательных системах// Регионализм. Адыгейск.гос.ун-т, 2016. –54 Андреева, Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-пресса, 2016. Артюхина, А.И. Средовой подход к модели непрерывного личностно-ориентированного образования // Архитектура и образование в III тысячелетии: Сборник статус / Артюхина А.И., Иванова Н.В., Соколов И.И.; ВолгГАСА. – Волгоград, 2016. –С.46-49. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2016. Баева, И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников: дис. доктора психол. наук: 19.00.07. СПб., 2002 - 386 с. Белинская, Е.П. Социальная психология личности// Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. М., Аспект-пресс, 2016. Белова, С.В. Диалогическое управление школой как гуманитарной системой: Учеб. пособие. –Волгоград: Пересменка .2016. –79с. Вайнер, Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2016. –№2. Гончарова, Ю.А. Проектирование образовательной среды – функция современной школы// Воспитательная среда ВУЗа как фактор профессионального становления специалиста. Воронеж, 2018. Данильчук, Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. Волгоград: Пересменка, 2018. Деларю, В.В. Методики изучения личности //Деларю В.В., Тамвиева Ф.А. Учебное пособие. – Кисловодск, 2016.Дорожевец, А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям// Журнал практического психолога, 2016. –№4. Дубровина, И.В. Психологическая служба образования: Научные основания, цели и средства// Психологическая наука и образование. 2016. –№2. основы развития гуманитарной образовательной среды пед. ун-та. Козырев, В.А. Теоретические Автореф. дис. д.п.н. СПб, 2016. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб: СПб ГУПМ, 2016. – 242с. Комарова, Л.Э. Базовые ориентации как детерминанты взаимодействия личности и группы // Личность в системе коллективных отношений: тезисный доклад. М., 2016. Карпатский психологический словарь/ Плодить рейдер. А.В. петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016. – с.203. Лисежцкий, К.С. Психология независимости// Лисежцкий К.С., Литягина Е.В. Самара, Универсал-группа, 2016. Лошакова, Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: Монография. Екатеринбург: Изд-во Догмат учителя, 2016. Майдер, В.Д. Концепция гуманизации и гуманитаризации: сущность, направления, проблемы. Волгоград,2016. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика, 2017. –№7. – С.36Михалычев, Е.А. Анализ процесса обучения в условиях оптимальной педагогической среды / Михалычев Е.А., Кравченко В.Ф., Сафрсонов С.А.//Школа, 2018. – №2. – c.13-15Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: изд-во АН Армянской СССР, 2016.Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, Наукова думка, 2016.Павленко, В. И. Представления о социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии, 2016. – № 1. Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2016.
2. Аванесова, Н.М. Развитие личности в образовательных системах // Регионализм. Адыгейск.гос.ун-т, 2016. –54
3. Андреева, Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-пресса, 2016.
4. Артюхина, А.И. Средовой подход к модели непрерывного личностно-ориентированного образования // Архитектура и образование в III тысячелетии: Сборник статус / Артюхина А.И., Иванова Н.В., Соколов И.И.; ВолгГАСА. – Волгоград, 2016. – С.46-49.
5. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2016.
6. Баева, И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников: дис. доктора психол. наук: 19.00.07. СПб., 2002 - 386 с.
7. Белинская, Е.П. Социальная психология личности// Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. М., Аспект-пресс, 2016.
8. Белова, С.В. Диалогическое управление школой как гуманитарной системой: Учеб. пособие. –Волгоград: Пересменка .2016. –79с.
9. Вайнер, Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2016. –№2.
10. Гончарова, Ю.А. Проектирование образовательной среды – функция современной школы// Воспитательная среда ВУЗа как фактор профессионального становления специалиста. Воронеж, 2018.
11. Данильчук, Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. Волгоград: Пересменка, 2018.
12. Деларю, В.В. Методики изучения личности //Деларю В.В., Тамвиева Ф.А. Учебное пособие. – Кисловодск, 2016.
13. Дорожевец, А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям// Журнал практического психолога, 2016. –№4.
14. Дубровина, И.В. Психологическая служба образования: Научные основания, цели и средства// Психологическая наука и образование. 2016. –№2.
15. основы развития гуманитарной образовательной среды пед. ун-та. Козырев, В.А. Теоретические Автореф. дис. д.п.н. СПб, 2016.
16. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб: СПб ГУПМ, 2016. – 242с.
17. Комарова, Л.Э. Базовые ориентации как детерминанты взаимодействия личности и группы // Личность в системе коллективных отношений: тезисный доклад. М., 2016.
18. Карпатский психологический словарь/ Плодить рейдер. А.В. петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016. – с.203.
19. Лисежцкий, К.С. Психология независимости// Лисежцкий К.С., Литягина Е.В. Самара, Универсал-группа, 2016.
20. Лошакова, Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: Монография. Екатеринбург: Изд-во Догмат учителя, 2016.
21. Майдер, В.Д. Концепция гуманизации и гуманитаризации: сущность, направления, проблемы. Волгоград,2016.
22. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика, 2017. –№7. – С.36
23. Михалычев, Е.А. Анализ процесса обучения в условиях оптимальной педагогической среды / Михалычев Е.А., Кравченко В.Ф., Сафрсонов С.А.//Школа, 2018. – №2. – c.13-15
24. Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: изд-во АН Армянской СССР, 2016.
25. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, Наукова думка, 2016.
26. Павленко, В. И. Представления о социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии, 2016. – № 1.
27. Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2016.