Уклонение от уплаты налогов и (или0 сборов с физического лица

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Уголовное право
  • 37 37 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 19.09.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Объект и предмет преступления
Глава 2. Субъекты преступления
Глава 3. Унификация и дифференциация уголовной ответственности за налоговые преступления
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, если исходить из позиции Конституционного суда, что дифференцированный подход к установлению различных систем налогообложения не является нарушением принципа равенства, то следует сделать вывод, что дифференциация уголовной ответственности по признакам субъекта преступления таким нарушением не является и не противоречит нормам налогового законодательства.
Не в пользу предложенной унификации свидетельствует еще один довод. УК РФ содержит 35 составов преступлений, в которых использование служебного положения выступает в качестве квалифицирующего признака, причем эти составы содержатся в различных главах, например, в главе 17 «Преступления против чести и достоинства личности» (ст. 1271, 1272), в главе 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» (ст. 136, 138), в главе 21 «Преступления против собственности» (ст. 159, 160), в главе 24 «Преступления против общественной безопасности» (ст. 209, 210). При этом вопрос о нарушении конституционных прав путем усиления уголовной ответственности в связи с использованием лицом служебного положения не возникает. Тот факт, что руководитель организации и главный бухгалтер таким положением обладают, сомнений не вызывает.
Объединение уголовной ответственности за неуплату налогов частным лицом и руководителем организации породит новые сложности в правоприменении. Н.Ф. Кузнецова справедливо отмечает, что использование служебного положения (полномочия) в статьях УК РФ, где оно названо преступлением способом, не требует квалификации по совокупности с составами о должностных преступлениях. В тех же случаях, когда данный способ совершения преступления не предусмотрен, встает вопрос о том, как квалифицировать такие деяния: по совокупности с должностными преступлениями или как единое преступление, осложненное преступлением-способом? В данном случае действия налогонеплательщиков – руководителей организации необходимо будет дополнительно квалифицировать по ст. 285 либо ст. 201 УК РФ, что, по сути, приведет к исходному варианту – различной уголовной ответственности указанных категорий налогонеплательщиков.
Второй подход к разрешению исследуемой проблемы заключается в необходимости дифференциации уголовной ответственности за налоговые преступления.
Так, соглашаясь с необходимостью унификации уголовной ответственности, С.А. Хорошилов допускает ее ограниченно, а именно только в отношении индивидуальных предпринимателей и организаций. Уголовная ответственность физического лица, не являющегося предпринимателем, и физического лица – индивидуального предпринимателя, напротив, должна быть, по его мнению, дифференцирована, поскольку индивидуальный предприниматель по своей сути является хозяйствующим субъектом, на котором лежат дополнительные обязанности, кроме этого, в отличие от индивидуальных предпринимателей, объем налогового бремени для физических лиц, не являющихся таковыми, значительно ниже.
Существует предложение предусмотреть ответственность физических лиц, не являющихся предпринимателями, в ст. 198 УК РФ без указания в диспозиции на способы совершения преступления, а ст. 199 УК РФ изложить в следующей редакции: «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации или индивидуального предпринимателя».
Точка зрения о необходимости дифференциации ответственности физических лиц – предпринимателей и не занимающихся предпринимательской деятельностью не нова, она была ранее высказана В.Г. Пищулиным, но несколько в иной интерпретации. По его мнению, индивидуальные предприниматели по своей деятельности и налоговым обязательствам ближе находятся к предприятиям, чем просто к физическим лицам, что требует разграничения ответственности физических лиц (как обычных налогоплательщиков) и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве хозяйствующего субъекта, в связи с чем им предлагалось дополнить главу 22 УК РФ ст. 1981, в которой следовало предусмотреть уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью и частной практикой. А.Г. Кудрявцев, в целом придерживаясь данной точки зрения, более обоснованным видит разграничение уголовной ответственности физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с одной стороны, и занимающегося предпринимательской деятельностью в таком качестве – с другой, поскольку характер предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли, должен предполагать повышенную ответственность предпринимателей перед государством и обществом.
В современных исследованиях объективной необходимостью является использование сравнительного метода. В первую очередь, как вполне обоснованно отмечает Б.В. Волженкин, это относится к регламентации уголовной ответственности за экономические преступления, где страны с развитой рыночной экономикой в течение многих десятилетий шлифовали свое законодательство в поисках оптимального варианта.
Такое сравнение должно преследовать, как минимум, две основных цели: анализ положительного опыта, который может быть использован для совершенствования отечественного законодательства, и учет возможных ошибок при конструировании уголовно-правовых норм. При этом, безусловно, нельзя забывать особенности экономического и социального развития собственного государства, характеристики преступности, исторический опыт и традиции развития законодательства.
В настоящее время стало своеобразным правилом, прежде всего, обращаться к законодательству бывших союзных республик. Такое сравнение вполне оправдано, поскольку оно в большинстве своем, с одной стороны, сохранило однотипность в определении круга деяний, признаваемых преступными, а с другой – приобрело особенности в результате того, что республики стали самостоятельными субъектами международного права. Анализ исследуемой проблемы показывает, что однозначного разрешения она не находит и в зарубежном законодательстве.
Подведем итоги. Требуется унифицировать не уголовную ответственность отдельных категорий налогоплательщиков, а законодательный подход к установлению признаков субъекта по всем четырем составам налоговых преступлений. Если законодатель в настоящее время предусматривает различную уголовную ответственность налогоплательщиков – физических лиц и руководителей организации, то такой же позиции он должен придерживаться при решении вопроса об ответственности налоговых агентов и лиц, скрывающих денежные средства либо имущество, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, обоснованием этому могут выступать вышеприведенные нами доводы.
Заключение

Следует расширить определение легализации («отмывания») доходов. полученных преступным путем, содержащееся в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», путем включения в него соответствующих норм с учетом уклонения от уплаты налогов и таможенных пошлин. Данная мера позволит не только повысить эффективность борьбы с легализацией незаконных доходов в национальном и в международном масштабе, но и положительно скажется на консолидированном бюджете Российской Федерации.
Денежные средства, полученные в результате ухода от налогообложения, в конечном счете могут пойти на личное потребление участников незаконной схемы или использоваться в легальном бизнесе под видом законно полученных средств либо перейдут в разряд криминальных инвестиций. Тем самым уклонение от уплаты налогов неразрывно связано с легализацией доходов, полученных преступным путем. Согласно аналитической информации, получаемой Банком России, одним из основных целей проведения сомнительных операций, попадающих под подозрение в связи с «отмыванием» денег и выводом денежных средств за рубеж, является именно уход от налогообложения.
Уклонение от уплаты налогов может осуществляться практически во всех отраслях экономики и видах деятельности: выдаче неучитываемой заработной платы, намеренном занижении стоимости импортируемой продукции в таможенных документах и инвойсах, работе через фирмы-однодневки и т.д., что приводит к значительным потерям государственного бюджета и криминализации экономики.
В России определение сущности легализации доходов, полученных преступным путем предусматривает «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления». При этом уклонение от уплаты налогов не включается в определение легализации, что сужает данное понятие. Согласно Уголовному кодексу РФ под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов подразумевается «непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений».
Таким образом, уклонение от уплаты налогов представляет деятельность по сокрытию доходов, полученных в результате экономической деятельности, которые в определенный момент тем или иным способом будут заново интегрированы в легальный экономический оборот под видом чистых денежных средств. При этом денежные средства, сокрытые от налогообложения, участвуют в стандартном криминальном экономическом цикле.
Налоги и налоговая политика выступают как мощный инструмент воздействия на экономику, находящийся в руках государства, а также как показатель зависимости государства от налогоплательщиков, поэтому они включены в систему экономической безопасности государства. Большая часть показателей и критериев экономической безопасности в существенной мере касается состояния государственного бюджета, формируемого на основе налоговых поступлений; налоговый механизм является средством обеспечения безопасности и одновременно моментом возникновения угроз и рисков для государства.
Переход к рыночной экономике повлек за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского общества, в том числе и в сфере налоговой политики государства. Однако этот процесс проходит сложно и противоречиво. Система налогообложения, не лишена недостатков, существует много правовых пробелов, нерешенных проблем, что вызывает справедливые нарекания не только со стороны налогоплательщиков, но и самих контролирующих органов. Правовые пробелы создают благоприятные условия не только для разночтения нормативных документов, но и для различных схем минимизации и уклонения от налогов. При этом коррупционная составляющая в налоговой сфере постоянно повышается. Неэффективная налоговая политика несет в себе угрозу экономической безопасности страны, ослабляет финансовую устойчивость экономики, разобщает территории, противопоставляет государство и налогоплательщиков. В результате этого может пострадать доходная база бюджета, являющегося институтом финансового обеспечения функций государства, включая обеспечение его безопасности и обороны, защиты прав и свобод граждан, борьбы с преступлениями, развития всей экономики.
Анализ реализации Бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ показывает, что в последние годы были четко определены основные проблемы налогово-бюджетной политики государства, требующие решения, а именно: несоответствие бюджетного законодательства современным требованиям; низкая экономическая эффективность государственного сектора экономики; несовершенство применяемых механизмов закупки товаров и услуг для государственных нужд; недостаток эффективных механизмов налогового администрирования.

Список использованной литературы

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.08.2011).
«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2011).
Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ (ред. от 07.04.2010) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».
Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 1997. № 4.
Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 2005. № 3.
Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002.
Карпович О.Г. Актуальные уголовно-правовые проблемы преступлений, посягающих на государственные финансы и финансовый контроль: 199-1992 УК РФ / Карпович О.Г. // Налоги-журнал. 2011. № 3. С. 16-23.
Карпович О.Г. Уголовно-правовая характеристика преступлений, посягающих на государственные финансы и финансовый контроль: 198 УК РФ / Карпович О.Г. // Юрист. 2011. № 7. С. 26-33.
Качалин Д.С. Анализ российских моделей дробления (реорганизации) бизнеса, обеспечивающих соответствие его масштабов специальным режимам налогообложения / Качалин Д.С. // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2011. № 5. С. 52-63.
Кругликов Л., Смирнова Л. Об унификации в уголовном праве // Уголовное право. 2006. № 5.
Кудрявцев А.Г. Налоговые преступления по Уголовному кодексу Российской Федерации в редакции 2003 г.: анализ некоторых изменений // Уголовное право и криминология: современное состояние и перспективы развития: Сборник трудов. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2006. Вып. 2.
Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений». М., 2007.
Мельник Е.Н. Основные проблемы налоговой политики при решении задач социально-экономического развития региона / Мельник Е.Н. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 1. С. 83-90.
Непомнящих Е.В. Конституционные ограничения права государства по взиманию налогов и сборов // Вестник Российской правовой академии. 2007. № 3.
Пищулин В.Г. Налоговые преступления: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 1999.
Скляренко З.А. Налоговый контроль: соблюдение законодательства о налогах и сборах / Скляренко З.А. // Бухгалтер и закон. 2011. № 2. С. 10-21.
Хорошилов С.А. Дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности за налоговые преступления: Дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.
Карпович О.Г. Уголовно-правовая характеристика преступлений, посягающих на государственные финансы и финансовый контроль: 198 УК РФ / Карпович О.Г. // Юрист. 2011. № 7. С. 26-33.
Скляренко З.А. Налоговый контроль: соблюдение законодательства о налогах и сборах / Скляренко З.А. // Бухгалтер и закон. 2011. № 2. С. 10-21.
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
Карпович О.Г. Уголовно-правовая характеристика преступлений, посягающих на государственные финансы и финансовый контроль: 198 УК РФ / Карпович О.Г. // Юрист. 2011. № 7. С. 26-33.
Скляренко З.А. Налоговый контроль: соблюдение законодательства о налогах и сборах / Скляренко З.А. // Бухгалтер и закон. 2011. № 2. С. 10-21.
«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2011).
Качалин Д.С. Анализ российских моделей дробления (реорганизации) бизнеса, обеспечивающих соответствие его масштабов специальным режимам налогообложения / Качалин Д.С. // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2011. № 5. С. 52-63.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».
Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ (ред. от 07.04.2010) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ (ред. от 07.04.2010) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.08.2011).
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.08.2011).

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.08.2011).
Мельник Е.Н. Основные проблемы налоговой политики при решении задач социально-экономического развития региона / Мельник Е.Н. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 1. С. 83-90.
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.08.2011).
Мельник Е.Н. Основные проблемы налоговой политики при решении задач социально-экономического развития региона / Мельник Е.Н. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 1. С. 83-90.
«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2011).
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.08.2011).
Кругликов Л., Смирнова Л. Об унификации в уголовном праве // Уголовное право. 2006. № 5.
Хорошилов С.А. Дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности за налоговые преступления: Дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.
Непомнящих Е.В. Конституционные ограничения права государства по взиманию налогов и сборов // Вестник Российской правовой академии. 2007. № 3.
Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 1997. № 4.
Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 2005. № 3.
Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений». М., 2007.
Хорошилов С.А. Дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности за налоговые преступления: Дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.
Пищулин В.Г. Налоговые преступления: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 1999.
Кудрявцев А.Г. Налоговые преступления по Уголовному кодексу Российской Федерации в редакции 2003 г.: анализ некоторых изменений // Уголовное право и криминология: современное состояние и перспективы развития: Сборник трудов. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2006. Вып. 2.
Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002.









38

1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2.«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.08.2011).
3.«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2011).
4.Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ (ред. от 07.04.2010) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
5.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».
6.Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 1997. № 4.
7.Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 2005. № 3.
8.Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002.
9.Карпович О.Г. Актуальные уголовно-правовые проблемы преступлений, посягающих на государственные финансы и финансовый контроль: 199-1992 УК РФ / Карпович О.Г. // Налоги-журнал. 2011. № 3. С. 16-23.
10.Карпович О.Г. Уголовно-правовая характеристика преступлений, посягающих на государственные финансы и финансовый контроль: 198 УК РФ / Карпович О.Г. // Юрист. 2011. № 7. С. 26-33.
11.Качалин Д.С. Анализ российских моделей дробления (реорганизации) бизнеса, обеспечивающих соответствие его масштабов специальным режимам налогообложения / Качалин Д.С. // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2011. № 5. С. 52-63.
12.Кругликов Л., Смирнова Л. Об унификации в уголовном праве // Уголовное право. 2006. № 5.
13.Кудрявцев А.Г. Налоговые преступления по Уголовному кодексу Российской Федерации в редакции 2003 г.: анализ некоторых изменений // Уголовное право и криминология: современное состояние и перспективы развития: Сборник трудов. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2006. Вып. 2.
14.Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений». М., 2007.
15.Мельник Е.Н. Основные проблемы налоговой политики при решении задач социально-экономического развития региона / Мельник Е.Н. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 1. С. 83-90.
16.Непомнящих Е.В. Конституционные ограничения права государства по взиманию налогов и сборов // Вестник Российской правовой академии. 2007. № 3.
17.Пищулин В.Г. Налоговые преступления: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 1999.
18.Скляренко З.А. Налоговый контроль: соблюдение законодательства о налогах и сборах / Скляренко З.А. // Бухгалтер и закон. 2011. № 2. С. 10-21.
19.Хорошилов С.А. Дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности за налоговые преступления: Дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.

Вопрос-ответ:

Какие налоги и сборы физического лица могут быть объектом уклонения от уплаты?

Уклонение от уплаты налогов и сборов физического лица может касаться таких налогов и сборов, как налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, пенсионный взнос, страховые взносы и другие.

Кто может быть субъектом уклонения от уплаты налогов и сборов?

Субъектом уклонения от уплаты налогов и сборов может быть любое физическое лицо, которое намеренно уклоняется от исполнения своих обязательств по уплате налогов и сборов перед государством.

Какую ответственность может нести лицо за уклонение от уплаты налогов и сборов?

Лицо, уклоняющееся от уплаты налогов и сборов, может нести уголовную ответственность, которая предусматривает штрафы, лишение свободы или исправительные работы. Кроме того, такое лицо может быть подвержено административной ответственности, которая включает в себя штрафы или иные меры воздействия.

К каким последствиям может привести уклонение от уплаты налогов и сборов?

Уклонение от уплаты налогов и сборов может привести к существенным финансовым потерям для государства, а также к негативным социально-экономическим последствиям, таким как сокращение бюджетных программ, необходимость повышения налоговых ставок для остальных налогоплательщиков и др.

Существует ли различие в уголовной ответственности за налоговые преступления в зависимости от характеристик субъекта?

Да, существует различие в уголовной ответственности за налоговые преступления в зависимости от характеристик субъекта. Например, при установлении наказания может учитываться степень вины, финансовое положение, роль и т.д. это может привести к дифференциации уголовной ответственности.

Какие действия считаются уклонением от уплаты налогов?

Уклонение от уплаты налогов означает, что физическое лицо совершает незаконные действия для уменьшения своих налоговых обязательств перед государством. Такие действия могут включать недекларирование доходов, завышение расходов, использование поддельных документов и другие способы сокрытия доходов от налогообложения.

Кто является субъектами преступлений связанных с уклонением от уплаты налогов?

Субъектами преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, могут быть физические лица, которые намеренно совершают незаконные действия для уменьшения своих налоговых обязательств. Они могут быть как индивидуальными предпринимателями, так и работниками организаций, которые действуют в интересах своих работодателей.