Описание в различных стилях речи.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Стилистика
  • 36 36 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 01.05.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Теоретическая часть
1.Функциональные стили речи в русском языке
1.1.Научный стиль речи
1.2.Официально-деловой стиль
1.3.Публицистический стиль
1.4.Художественный стиль
1.5. Разговорный стиль
2.Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение
2.1.Особенности описания
2.2. Описание в разных стилях речи
Практическая часть
Заключение
Приложение


Фрагмент для ознакомления

Кроме того, машина переобулась в новые колеса с более актуальными в этом сезоне дисками» (17).
В приложении 2 можно увидеть пример другой статьи – на основе испытания одной из новых машин.
Тексты типичны для материалов газетной разновидности публицистического стиля. Очень часто описание автомобиля встречается в рамках рекламных статей. Обычно для публицистического стиля характерны «экономия» языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности; отбор слов и конструкций с установкой на их доходчивость (использование слов в прямом значении, преобладание простых синтаксических построений); наличие оборотов-клише (т.е. часто употребляемых выражений, речевых стандартов); отсутствие элементов индивидуального авторского стиля. Однако в приведенных примерах наряду с информационной насыщенностью встречаются яркие образные средства для воздействия на читателя. Для обоих текстов характерно сочетание описания из разных стилей, в том числе и разговорного («машина переобулась», «семейник»).
Присутствие оборотов-клише, речевых стандартов: «С потребительской точки зрения», «Подводя итог», «Констатируем», «Трудозатраты инженеров», «посильный вклад». Много терминов, которые относятся к автомобильной тематике (керамические свечи, цилиндры, низкий расход топлива, дизельные автомобили)
Однако текст, представленный в приложении, написан не просто с целью информирования (для этих целей подошла бы простая информационная заметка), но и с целью воздействия на читателей - потенциальных покупателей. Поэтому используются яркие образные средства: олицетворение («Это спокойный и солидный автомобиль»); эпитеты («тевтонская агрессивность»), метафоры («зверско-радикальных изменений»), восклицательные предложения («Увы, выпало черное»). Все эти средства подчинены созданию высокого, патетического тона и звучания
Все эти особенности говорят о том, что в статьях помимо публицистического стиля встречается и художественный.
Описание машины в разговорном стиле хорошо проявляется на разнообразных форумах, связанных с автомобилями:
«Не знаю купил бы я на вашем месте новый Логан за 400К, но б/у Каризму за 300 не купил бы точно.
забавно.. чем неидеальна каризма? В бюджет до 300 тысяч лучше каризмы ничего нет. У меня была 1,5 года и проблем не доставляла никаких, несмотря на "старый" GDI если брать после 2002 г.в. то и GDI уже не проблема. У машины реально хороший багажник, салон и страховать ее не нужно. Единственное, что меня в ней не устроило - низкий передний свес да и клиренс не ахти. Тобишь городская машина, за городом не очень» (23).
В данном примере мы увидели, что встречается разговорная лексика и фразеология («реально хороший багажник», «клиренс не ахти») и слова с оценочными суффиксами и просторечная глагольная форма («брать» в значении покупать, «не устроило» - не удовлетворяет). Для синтаксиса текста характерно использование присоединительных союзов и конструкций. Текст очень эмоционален, в нем присутствует оценка («Тобишь городская машина, за городом не очень»).



Заключение
Проблема выделения описания в разных стилях речи, которая была проанализирована в данной работе, имеет большое значение. Читателю необходимо осознавать и анализировать текст, который ему встречается. Журналисту – тем более: чем лучше он представляет все инструменты, которые представляет ему родной язык (типы и стили речи, разнообразные проявления образности), тем более интересными, информативными и живыми будут его произведения.
Мы определили понятие типов речи – это коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, которые выражаются определенными языковыми средствами.
Мы определили особенности каждого типа речи. Научный стиль речи употребляется в научных статьях, учебниках, монографиях, цель его – точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи, выявить закономерности явлений. Что касается официально-делового стиля, то это язык документов, основными чертами являются сжатость и компактность изложения. Главные функции публицистического стиля – информирование и пропаганда. Все в текстах художественного стиля подчинено эстетико-коммуникативной функции. Разговорный стиль выполняет функцию общения. Далее мы рассмотрели определение типа речи, который представляет собой определенный текст с обобщенным значением (предмет и его признак, действие, оценка явления, причинно-следственные отношения), которому присущи свои языковые особенности.
Мы подробно рассмотрели такой тип речи как описание, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений. Ему свойственны определенные языковые особенности. В синтаксисе преобладает параллельная связь предложений, назывные предложения. В лексике – глаголы несовершенного вида, чаще всего существительные и прилагательные с оценочным значением. Изобразительно-выразительные средства используются чаще, чем в других типах текстов.
Описание может быть следующих видов - предметное, пространственное, портретное, ситуация общения, положение дел, динамическое.
В результате данной работы мы убедились, что в научной речи преобладают рассуждение и описание, в официально-деловой - предписание и констатация, публицистической - повествование и рассуждение, художественной - повествование и описание, разговорной - повествование.
Мы рассмотрели описание автомобиля в разных стилях речи. Чаще всего описание встречается в научном стиле речи. Существует такая разновидность, как техническое описание, динамическое или статическое описание.
В художественном стиле описание призвано создавать яркую картину с помощью разнообразных языковых средств. Все языковые средства описания в художественном стиле направлены на создание и усиление впечатления – благодаря синонимам, многочисленным определениям, уточняющим признаки предметов. Характерна также описанию и авторская оценка.
Описание в официально-деловом стиле отличается лаконичностью, точностью, сухостью. Языковыми средствами являются отглагольные существительные, официальные названия, выражения-клише.
Что касается описания в публицистическом стиле, то наиболее ярко он проявляется в жанре репортажа, который нацелен на воссоздание события/явления, в котором принимал участие журналист. Несмотря на то что публицистическому стилю присуща экономность, лаконичность изложения, все же присутствуют и яркие образные средства, которые направлены на воздействие реципиента, что роднит его с художественным стилем.
Литература

Виноградов. В. В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. -М., 1963.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. -М., 1988.
Граудина Л.К., Ширяев Е.Н.. Культура русской речи. Учебник для вузов. – М., 1999.
Гуревич С.М. Репортаж в газете. M., 1963.
Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 1. А-Л. – М., 2006.
Желязны Р. Создания света - создания тьмы. –М., 1993.
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. –СПб, 2001.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. –М., 1993.
Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе: некоторые особенности языка современной газетной публицистики. -М., 1971.
Лосева Л.М. Как строится текст. –М., 1980.
Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). –Улан-Удэ, 1974.
Ожегов С. Толковый словарь русского языка. –М., 1952.
Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие. - Мн.: «ТетраСистемс», 2001.
Рейто Ене. Золотой автомобиль. –М., 2008.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика. –М., 2003.
Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 1996.
Журнал «Собака». Март, 2008.
Солганик Г.Я. Стилистика текста: учебное пособие. -М., 2006.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. -М.: Аспект Пресс, 2000.
Тимофеев Л., Венгеров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. –М., 1955.
Штрекер Н.Ю.. Русский язык и культура речи. –М., 2003.
www.avto-russia.ru
http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=70:5580
www.gai.auto.ru
www.gramota.ru
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=c8acfe66-752a-4543-8a4c-907a4dc8279d&docsid=1151974
www.lib.ru
http://www.philolog.pspu.ru/trosheva_sys.shtml Трошева Т. Система функционально-смысловых типов речи в современном русском языке (описание - повествование - рассуждение - предписание - констатация).
http://www.portalavto.ru/jaguar/view/670/
www.wikipedia.org
Приложение
Приложение 1

ДОГОВОР купли-продажи автомототранспортного средства

Город Москва ”___” ____________ 200_ г

Мы, ПУПКИН ХАРИТОН УЛЬЯНОВИЧ , 1956 года рождения, паспорт № _________, выданный __________ 2002 года, проживающий(-ая) по адресу: ____________, именуемый в дальнейшем "Покупатель" и УЛЬЯНОВ ЕВЛАМПИЙ ЕВСТРАФЬЕВИЧ, 1966 года рождения, паспорт: № __________________, выданный______ 200 года, проживающий(-ая) по адресу:____________________, действующий(-ая) на основании доверенности №____________, удостоверенной "___" _________200_ года АНДРИАНОВОЙ Л.В, нотариусом г. МОСКВЫ, выданной "___" ____________ 200__ года сроком на 3 ГОДА, именуемый в дальнейшем "Продавец", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Продавец УЛЬЯНОВ ЕВЛАМПИЙ ЕВСТАФЬЕВИЧ продает, а Покупатель ПУПКИН ХАРИТОН УЛЬЯНОВИЧ покупает автомобиль _____________, цвет ______________, идентификационный номер (VIN) _____________, год выпуска _________, № двигателя _______________, № шасси ______________, № кузова ___________, ПТС ____________________, выдан ________ ____ года стоимостью ___________ (__________ тысяч) рублей, каковую сумму Продавец получил с Покупателя.

2.Договор составлен в трех экземплярах: один экземпляр настоящего договора предназначен передачи в регистрационное подразделение ГИБДД и по одному экземпляру получены Продавцом и Покупателем.

ПРОДАВЕЦ ПОКУПАТЕЛЬ _____________Ульянов Е.Е. ________ Пупкин Х.У. "____"____________200_г. "____" _________200_ г.
Приложение 2
Автомобиль в D5-измерении испытал Хасан Ганиев http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=c8acfe66-752a-4543-8a4c-907a4dc8279d&docsid=1151974
«Volvo S80 образца 2009 года — автомобиль антикризисный в широком смысле этого слова. Начнем с того, что он "анти" — кризису среднего возраста, от которого, оказывается, невозможно уберечься даже транспортному средству. Модель S80 плавно подкатила именно к такому хронометрическому рубежу, когда от нее ждали перемен. Прежде всего их хотелось автолюбителям, требовавшим от автомобиля тевтонской агрессивности.
Это значит, что внешний вид автомобиля должен был получиться таким, чтобы у гражданина, который вдруг увидит Volvo S80 в зеркало заднего вида, возникал безусловный рефлекс если не прижаться немедленно к обочине, то хотя бы срочно принять вправо. Зверско-радикальных изменений дизайнеры Volvo Cars во главе со Стивом Маттином позволить себе не могли (хотя, может быть, и желали их не меньше автолюбителей). Тем не менее страху на других участников дорожного движения они постарались нагнать, пусть не очень замысловатыми и не очень дорогими (что как раз и неплохо) способами. Во-первых, они увеличили в размерах эмблему марки, которая одновременно служит и знаком чистого железа, и символом дерзкого бога Марса, и аллегорическим выражением буйного мужского начала. Во-вторых, добавили автомобилю металла в виде боковых молдингов, которые грозно блестят на солнце, ослепляя посторонних, и в виде панелей на четырехспицевом руле, рычаге коробки и центральной консоли радуют глаз своего водителя. Наконец, дизайнеры хитрым образом умудрились сделать машину визуально длиннее и ниже, что тоже в определенной степени служит образу автомобиля, с которым шутки плохи. Подводя итог усилиям имиджмейкеров из Volvo, констатируем: при минимуме средств они сделали другой автомобиль. Осталось в этом убедить клиентскую аудиторию.
Куда существеннее представляются трудозатраты инженеров, внесших в борьбу с кризисом, теперь уже в собственно экономическом смысле, посильный вклад. Этот вклад — новый 2,4-литровый дизельный двигатель D5. Разработка — исключительно специалистов компании Volvo. Подчеркивается особо и в каждом пресс-релизе: никакой помощи от Ford или других союзников по альянсу.
Делать двигатели, которые становятся мощнее, но при этом проявляют меньший аппетит к топливу и меньшее пренебрежение к экологии, это тренд номер один в современной автоиндустрии. Экспериментами с дизельными двигателями — в силу особой востребованности последних — занимаются даже те, кто этого не делал никогда. Представители Volvo уверяют, что мотор D5 образца 2009 года и стандарта Евро-5 — это не просто модернизация предыдущего варианта, которая позволит водителю премиального автомобиля выгадывать лишнюю десятку евро детям на мороженое. Это действительно новый агрегат, сделанный в Швеции и сделанный с умом. За рекламным клише в данном случае скрывается конкретная вещь: в новом двигателе, например, нет масляного щупа. Пачкать руки и проверять уровень масла водителю теперь не нужно: информацию выдаст дисплей в салоне. Причем электронный помощник не просто предупредит о необходимости долить масло, но и подскажет, сколько его необходимо залить.
Полностью алюминиевый мотор снабжен двумя оригинальными турбонагнетателями, новой системой впрыска топлива с мощным топливным насосом, пьезоэлектрическими инжекторами, работающими в два раза быстрее обычных, и усовершенствованной системой вентиляции. Еще одно полезное технологическое решение — использование керамических свечей подогрева. Они нагреваются до температуры 1000°С всего за две секунды. Их максимальная рабочая температура составляет 1300°С. Это на 30 процентов выше, чем у обычных свечей подогрева. С "керамикой" двигатель без проблем заводится даже при сильных морозах в минус 30. Кроме того, на низких оборотах мотора керамические свечи повышают температуру в цилиндрах, за счет чего повышается эффективность сжигания топлива.
С потребительской точки зрения, главное достоинство мотора D5 — низкий расход топлива. Всего 6,2 литра на 100 км (к слову, мотор в 175-сильной версии потребляет еще меньше — 5,9 литра на "сотню"). После заправки автомобиля у водителя Volvo S80 с таким мотором высвободятся финансовые излишки и на мороженое, и даже на рулетку. О рулетке вспомнилось не случайно: презентация автомобиля проходила в Монако, по приблизительным подсчетам новый дизель сэкономил автору €50, которые и были поставлены на красное в Casino de Paris. Увы, выпало черное. Низкий расход двигателя D5 сочетается с немалой мощностью в 205 л.с. Его крутящий момент 420 Нм при оборотах 1500-3250 рождает ассоциации все с той же рулеткой.
Дизельные автомобили обычны изрядно шумят, но Volvo S80 с двигателем D5 не склонен сотрясать небеса своим ревом. Это спокойный и солидный автомобиль, комфортный и не тряский. Кстати, особенно разборчивым клиентам Volvo предлагает самим выбрать вариант шасси по предпочтениям. Либо спортивное, то есть низко посаженное с короткими и жесткими пружинами и жесткой наладкой амортизаторов. Либо стандартное, которому, напротив, добавили мягкости куда только можно и с которым Volvo S80 можно сдавать в любой лимузин-сервис».










2

Литература

1.Виноградов. В. В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. -М., 1963.
2.Головин Б.Н. Основы культуры речи. -М., 1988.
3.Граудина Л.К., Ширяев Е.Н.. Культура русской речи. Учебник для вузов. – М., 1999.
4.Гуревич С.М. Репортаж в газете. M., 1963.
5.Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 1. А-Л. – М., 2006.
6.Желязны Р. Создания света - создания тьмы. –М., 1993.
7.Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. –СПб, 2001.
8.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. –М., 1993.
9.Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе: некоторые особенности языка современной газетной публицистики. -М., 1971.
10.Лосева Л.М. Как строится текст. –М., 1980.
11.Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). –Улан-Удэ, 1974.
12. Ожегов С. Толковый словарь русского языка. –М., 1952.
13. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие. - Мн.: «ТетраСистемс», 2001.
14. Рейто Ене. Золотой автомобиль. –М., 2008.
15. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика. –М., 2003.
16. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 1996.
17. Журнал «Собака». Март, 2008.
18. Солганик Г.Я. Стилистика текста: учебное пособие. -М., 2006.
19. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. -М.: Аспект Пресс, 2000.
20.Тимофеев Л., Венгеров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. –М., 1955.
21.Штрекер Н.Ю.. Русский язык и культура речи. –М., 2003.
22. www.avto-russia.ru
23.http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=70:5580
24. www.gai.auto.ru
25.www.gramota.ru
26. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=c8acfe66-752a-4543-8a4c-907a4dc8279d&docsid=1151974
27.www.lib.ru
28. http://www.philolog.pspu.ru/trosheva_sys.shtml Трошева Т. Система функционально-смысловых типов речи в современном русском языке (описание - повествование - рассуждение - предписание - констатация).
29. http://www.portalavto.ru/jaguar/view/670/
30. www.wikipedia.org

Вопрос-ответ:

Что такое функциональные стили речи в русском языке?

Функциональные стили речи в русском языке - это различные области использования языка, в которых варьируются лексические и грамматические особенности, а также структура высказываний. Они включают научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, художественный стиль и разговорный стиль.

Какие особенности отличают научный стиль речи?

Научный стиль речи характеризуется использованием специфической терминологии, точностью и ясностью выражений, а также формальной структурой текста. В нем часто встречаются ссылки на авторов и источники, аргументация и приведение доказательств.

Чем отличается официально-деловой стиль речи?

Официально-деловой стиль речи используется в официальных документах, бизнес-коммуникации, протоколах и т.д. Он характеризуется формальностью, использованием специфических терминов, постановкой вопросов и выражением просьб.

В чем заключаются особенности публицистического стиля речи?

Публицистический стиль речи отличается эмоциональностью, яркостью выражений и используемой лексикой. Он применяется в статьях, комментариях, политических речах и других публичных выступлениях.

Каковы основные характеристики разговорного стиля речи?

Разговорный стиль речи отличается неформальностью, использованием разговорной лексики, свободной структурой предложений и фразовыми оборотами типичными для разговорной речи.

Какие функциональные стили речи существуют?

Функциональные стили речи в русском языке включают научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, художественный стиль и разговорный стиль.

Какие особенности описания?

Описание характеризуется детализацией и визуальным представлением объектов, явлений или событий. Оно может быть объективным или субъективным, содержать нейтральную или эмоциональную оценку. В описании активно используются разнообразные признаки и средства выразительности, такие как эпитеты, метафоры, сравнения и др.

Какое описание может быть в научном стиле речи?

В научном стиле речи описание будет более точным и объективным. Оно основано на научных данных, фактах и исследованиях. Вместо эмоциональной оценки используются специфические термины и определения. Описание в научном стиле представляет исследовательский подход и стремится к максимальной точности и объективности.