Конформизм.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 27.01.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие о конформизме и конформности
2. Конформность в экспериментальных исследованиях отечественных и зарубежных ученых
3. Исследование корреляции между уровнями самооценки, интеллекта и конформностью
3.1 Тест, как метод исследования
3.2 Самооценка и аналитичнность мышления, как показатель уровня интеллекта
3.3 Описание и результаты исследования
Заключение
Использованная литература
Приложения
И., Допира А.И., Дьяконова Г.В.[8]. Полученные эмпирические данные также были обобщены в таблицу: первая группа – завышенную самооценку показали 4 человека, вторая группа - адекватную самооценку показали – 8 человек, заниженную -3 человека. По данным результатамвся группа исследуемых была разделена на 3 категории (согласно уровням самооценки). Результаты представлены в таблице.
Результаты исследования самооценки испытуемых
I группа, завыш. самооценка 4 человека 26,6 % II группа, адеквтан. самооценка 8 человек 53,3 % III группа занижен. самооценка 3 человека 20 %
Далее в каждой группой были проведены исследования уровня конформности.
Показатели уровня конформности в каждой из групп:
I гр., 4 чел. 3 3 3 4 4 II гр., 8 чел. 5 4 4 4 4 6 4 3 III гр.3 чел. 5 5 5 Из полученых данных очевидно, что испытуемые из первой группы (с завышенной самооценкой) имеют более низкие показатели конформности, чем испытуемые с адекватной и низкой самооценкой.
График 2. Корреляции между показателями уровня самооценки и конформностью (1и2 группы)
Ряд 1 – первая группа (4 человека); ряд 2 – вторая группа (8 человек);ряд 3 – третья группа (3 человека) Таким образом, были получены следующие эмпирические данные :
Испытуемые с низким уровнем аналитичности мышления обнаружили высокий уровень конформности; с высоким уровнем аналитичности- более низкие показатели конформности;
Испытуемые, показавшие низкую самооценку имеют самый высокий среднеарифметический показатель конформности среди всех групп. (Среднее арифметическое -5); у испытуемых с адекватной самооценкой показаль среднего балла – 4,2; у испытуемых с высокой самооценкой - средний показатель конформности -3,5.
Таким образом, на основе полученных эмпирических данных можно сделать вывод, что уровень конформности может зависеть как от уровня развития интеллекта, так и от уровня самооценки личности. При этом необходимо оговориться, что существует также и другие личностные факторы, обуславливающие и детерминирующие уровень конформизма человека.Заключение
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются социальные нормы, изменяется отношение к ним. Полное принятие нормы выражается в конформизме, который лежит в основе любых нечистоплотных психологических манипуляций людьми, что определяет актуальность темы.
Конформизм это проявление активности личности, которое отличается реализацией отчетливо приспособленческой реакции на групповое давление (точнее на давление большинства членов группы) с целью избежать негативных санкций — порицания или наказания за демонстрацию несогласия с общепринятым и обще провозглашенным мнением и желанием не выглядеть не таким, как все. Таким образом, проблема конформизма является высокозначимой не только применительно к взаимоотношениям личности и относительно локальной группы (учебной, рабочей и т. д.), но и в гораздо более широком социальном контексте.
Конформизм является результатом действия множества как собственно социально-психологических, так и иных переменных, в силу чего выявление причин конформного поведения и его прогнозирование представляет собой достаточно сложную исследовательскую задачу.
Настоящая исследовательская работа ставит гипотезу, согласно которой конформизм может зависеть как от уровня интеллекта, так и от самооценки личности. Эмпирическое исследование состояло из 2 блоков, первый из которых был посвящен соотношению конформизма и уровня интеллекта, второй- соотношению конформизма и уровню самооценки личности.
Полученные данные позволили подтвердить гипотезу, был сделан следующий вывод: уровень конформности может зависеть как от уровня развития интеллекта, так и от уровня самооценки личности.
Практический социальный психолог, работая с конкретной социальной общностью должен, с одной стороны, четко знать, основываясь на экспериментальных данных, с группой какого уровня развития он имеет дело. А с другой — отдавать себе отчет в том, что в ряде случаев и согласие конкретных членов группы с позицией ее большинства, и попытки противоречить этому большинству еще не позволяют говорить о зрелой личностной позиции.
Следует оговориться, что отдельные эпизоды конформного поведения в экспериментальных или реальных условиях еще не дают оснований считать человека психологически конформным. Помимо многообразия жизненных ситуаций значение имеет сложность ролевой структуры личности и ее референтных групп. Личность может проявлять высокую степень конформности в одной, более жестко структурированной роли и самостоятельность – в другой, допускающей более широкую вариативность.
Использованная литература
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Высшая школа, 1988, 276 с.
Кон И.С. В поисках себя. - М.: "Политиздат", 1984 ,171с.
Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980,192 с.
Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) - М.: Просвещение, 1979,174 с.
Кон И. С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967,383 с.
Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. - М.: Просвещение,1992, 156 с.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983, 246 с.
Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Высшая школа, 1990, 220 с.
Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1987, 240 с.
Психология: Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990, 488 с.
Руденский Е. В.Социальная психология: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 1999, 224 с.
Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002, 186 с.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика,1994, 447 с.
Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992, 430 с.
Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – М.: Прогресс, 1995, 192 с.
Приложения
1. Исследование уровня конформности по шкале конформности ПДО
Наименование таблиц
Номера наиболее подходящих ответов Номера наименее неподходящих ответов Самочувствие Настроение Сон и сновидения Пробуждение ото сна Аппетит и отношение к еде Отношение к спиртным напиткам Сексуальные проблемы Отношение к одежде Отношение к деньгам Отношение к родителям
Отношение к друзьям
Отношение к окружающим Отношение к незнакомым людям Отношение к одиночеству Отношение к будущему Отношение к новому Отношение к неудачам Отношение к приключениям и рису Отношение к лидерству Отношение к критике и ворожениям Отношение к опеке и наставлениям Отношение к правилам и законам Оценка себя в детстве Отношение к школе Оценка себя в данный момент 2. Исследование аналитичности мышления
Цель исследования: определить уровень развития аналитичности индуктивного мышления в условиях ограниченнoro времени.
Материал и оборудование: бланк с 15 рядами чисел, оставленными по определенной закономерности (вариант VI субтеста шкалы Р. Амтхауэра), ручка и секундомер.
Процедура исследования
Это исследование экспериментатор может проводить как с одним испытуемым, так и с небольшой группой, при условии, что каждый из них получит индивидуальный бланк с напечатанной таблицей числовых рядов и будет обеспечена полная самостоятельность решения.
До начала исследования бланки должны быть положены перед участниками тестирования на хорошо освещенный стол лицевой стороной вниз, чтобы до подачи инструкции они их не разглядывали и не изучали. Бланк с напечатанной на нем таблицей рядов чисел выглядит следующим образом.
№/п Числовые ряды 1. 2 4 6 8 10 12 14 ... ... 2. 6 9 12 15 18 21 24 ... ... 3. 3 6 12 24 48 96 192 ... ... 4. 4 5 8 9 12 13 16 ... ... 5. 22 19 17 14 12 9 7 ... ... 6. 39 38 36 33 29 24 18 ... ... 7. 16 8 4 2 1 1/2 1/4 ... ... 8. 1 4 9 16 25 36 49 ... ... 9. 21 18 16 15 12 10 9 ... ... 10. 3 6 8 16 18 36 38 ... ... 11. 12 7 10 5 8 3 6 ... ... 12. 2 8 9 27 30 90 93 ... ... 13. 8 16 9 18 11 22 15 ... ... 14. 7 21 18 6 18 15 5 ... ... 15. 10 6 9 18 14 17 34 ... ... Инструкция испытуемому: "На бланках, что находятся перед Вами, напечатаны ряды чисел. Попытайтесь определить, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой закономерностью продолжите каждый ряд, дописав в нем еще два числа. На работу отводится 7 минут. Не задерживайтесь долго на одном ряду, если не можете правильно определить закономерность, переходите к следующему ряду, а останется время – вновь вернетесь к трудному для Вас ряду чисел. Продолжать ряд нужно по отношению к последнему числу, имеющемуся в данном ряду. Все ли Вам понятно? Если нет вопросов, переверните листки. Начали!" По истечении 7 минут дается команда: "Стоп! Решение прекратить!"
Обработка результатов проводится с помощью ключа – таблицы с готовыми ответами. В ходе обработки результатов подсчитывается количество правильно решенных испытуемым рядов. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд считается нерешенным.
Ключ для обработки результатов задания "Числовые ряды"
Номер ряда Продолжение ряда Номер ряда Продолжение ряда Номер ряда Продолжеие ряда 1. 2. 3. 4. 5. 16; 18 27; 30 384; 768 17; 20 4; 2 6.7.8.9.10. 11; 3 1/8; 1/16 64; 81 6; 4 76; 78 11.12. 13. 14. 15. 1; 4 279; 282 30; 23 15; 12 30; 33 Анализ результатов. Уровень развития аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел.
Если испытуемый решил 14 – 15 рядов, то его аналитичность очень высокая или отличная; если 11 – 13 – высокая или хорошая; если 8 – 10 – аналитичность средняя или удовлетворительная; если 7 – б – аналитичность низкая или плохая; если 5 и менее, то аналитичность очень низкая или очень плохая [8, с.154].
3. Исследование уровня самооценки
Методика основана на способе выбора. Материалом является список слов, характеризующих отдельные качества личности. Этот вариант исследования также состоит из двух серий.
Задача первой серии: определить список и количество эталонных качеств желаемого и нежелаемого образа – Я. Испытуемого просят просмотреть слова из списка и, выбрав, составить два ряда. В один ряд нужно записать слова, обозначающие те качества личности, которые относятся к субъективному идеалу, то есть составляют "положительное" множество, а в другой ряд – те качества, которые нежелательны, то есть составляют "отрицательное" множество.
Инструкция испытуемому: "Посмотрите внимательно на список предложенных слов, характеризующих личность. В левом столбике на листе бумаги запишите те качества, которые Вы хотели бы у себя иметь, а в правый – те, которые не хотели бы у себя иметь. Качества, смысл которых Вам непонятен или которые Вы не можете отнести ни в один, ни в другой столбик, никуда не пишите. Не думайте о том, есть ли данное качество у Вас или нет, важно только одно: хотите его иметь или нет".
Задача второй серии: определить набор качеств личности испытуемого, которые, по его мнению, ему присущи, среди выбранных эталонных качеств "положительного" и "отрицательного" множества.
Инструкция испытуемому: "Просмотрите внимательно слова, записанные Вами в левый и в правый столбик и отметьте крестиком или галочкой те качества, которые, по Вашему мнению, Вам присущи".
Список качеств, характеризующих личность
Аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие,медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
Обработка результатов
Цель обработки результатов – получение коэффициентов самооценки по "положительному" (СО+) и "отрицательному" (СО-) множествам. Для подсчета каждого из коэффициентов количество качеств в столбике, определенных испытуемым как присущих ему (М), делят на все количество качеств в данном столбике (Н). Формулы для подсчета коэффициентов выглядят следующим образом
М+ М-СО+ = –– ; СО– = –– ; где Н+ Н-
М+ и М- – количество качеств в "положительном" и "отрицательном" множествах, соответственно, отмеченных испытуемым, как присущие ему. Н+ и Н- – количество эталонных качеств, т.е. количество слов правого и левого столбика соответственно.
Уровень и адекватность самооценки определяют на основании полученных коэффициентов с помощью таблицы.
СО+ СО- Уровень самооценки 1-0,76 0-0,25 неадекватная, завышенная 0,75-0,51 0,26-0,49 адекватная с тенденцией к завышению 0,5 0,5 адекватная 0,49-0,26 0,51-0,75 адекватная с тенденцией к занижению 0,25-0 0,76-1 неадекватная, заниженная Определяя уровень самооценки и ее адекватность, важно учитывать не только величину полученного коэффициента, но и количество качеств, составляющих то или иное множество (Н+ и Н-). Чем меньше качеств, тем примитивнее соответствующий эталон. Кроме того, уровень самооценки по "положительному" и "отрицательному" множеству у некоторых испытуемых может не совпадать. Это требует специального анализа и может быть вызвано защитными механизмами личности [8, с.110].
25
1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Высшая школа, 1988, 276 с.
2.Кон И.С. В поисках себя. - М.: "Политиздат", 1984 ,171с.
3.Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980,192 с.
4.Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирова¬ния личности) - М.: Просвещение, 1979,174 с.
5.Кон И. С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967,383 с.
6.Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. - М.: Просвещение,1992, 156 с.
7.Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983, 246 с.
8.Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Высшая школа, 1990, 220 с.
9.Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1987, 240 с.
10.Психология: Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990, 488 с.
11.Руденский Е. В.Социальная психология: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 1999, 224 с.
12.Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002, 186 с.
13.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика,1994, 447 с.
14.Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992, 430 с.
15.Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – М.: Прогресс, 1995, 192 с.
Вопрос-ответ:
Что такое конформизм?
Конформизм - это явление, при котором человек подчиняется нормам и правилам группы или общества, даже если эти нормы противоречат его собственным убеждениям. Конформизм может быть проявлением желания быть социально признанным, избеганием конфликтов или стремлением следовать примеру других. В сущности, это подчинение коллективному давлению и отказ от собственной индивидуальности.
Какую роль играет конформность в экспериментальных исследованиях?
Конформность часто используется в экспериментальных исследованиях для изучения влияния группового давления на поведение и решения индивида. Это позволяет ученым понять, как люди подчиняются и адаптируются к социальным нормам, даже если они не согласны с ними. Такие исследования могут помочь раскрыть механизмы конформизма и разработать стратегии для его снижения или преодоления.
Как связана самооценка интеллекта с конформностью?
Некоторые исследования показывают, что уровень самооценки интеллекта может быть связан с конформностью. Люди с низкой самооценкой интеллекта часто проявляют большую склонность к конформизму, так как они могут чувствовать себя менее уверенно в своих знаниях и мнениях. С другой стороны, люди с высокой самооценкой интеллекта могут быть более независимыми и менее подвержены групповым влияниям.
Какими методами можно изучать конформность и самооценку интеллекта?
Для изучения конформности и самооценки интеллекта можно использовать различные методы исследования. Например, можно провести опросы и анкетирование, чтобы оценить уровень конформности и самооценки участников. Также можно использовать психологические тесты и эксперименты, которые помогут выявить связь между этими показателями и другими факторами.
Что такое конформизм и конформность?
Конформизм - это механизм, заключающийся в принятии и следовании нормам, правилам и ожиданиям общества или группы, даже если они не соответствуют собственным убеждениям. Конформность - это соответствие поведения, мнений или ценностей общепринятым нормам и ожиданиям.
Какие исследования проводили отечественные и зарубежные ученые по конформности?
Ученые проводили эксперименты, чтобы изучить различные аспекты конформности, например, влияние группового давления, лидерства и социального контекста на принятие норм и правил общества. Были проведены исследования, в которых изучалась конформность в различных культурных контекстах и среди разных групп людей.
Существует ли корреляция между уровнем самооценки интеллекта и конформностью?
Да, проводились исследования, в которых изучалась связь между самооценкой интеллекта и конформностью. Этот вопрос вызывает интерес, так как предполагается, что люди с более высокой самооценкой интеллекта могут быть менее конформными и более склонными к критическому мышлению.
Какими методами можно изучать конформность?
Для изучения конформности используются различные методы, включая эксперименты, опросы, анкетирование и наблюдение. Кроме того, можно проводить социальные психологические исследования, которые позволяют выявить факторы, влияющие на конформность, и оценить степень ее проявления.
Какие были результаты исследования по использованной литературе?
Результаты исследования показали, что уровень самооценки интеллекта коррелирует с уровнем конформности. Люди с более высокой самооценкой интеллекта оказались более склонными к неконформизму и имели более аналитическое мышление. Также были представлены данные в виде таблицы, в которой обобщены полученные эмпирические данные.