Инновационная деятельность

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Туризм
  • 31 31 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 05.06.2008
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Содержание
Введение
1 Инновации и инновационная деятельность
1.1Сущность и виды понятия «инновация»
1.2 Инновационная деятельность
1.2Национальная инновационная система и ее структура
2Инновационная политика в сфере услуг
2.1Сервис как деятельность, классификация видов сервиса
2.2 Инновационная деятельность в сфере сервиса и туризма
2.3Инновационная политика туристических фирм
3Перспективы инновационного развития в сфере сервиса и туризма
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Констатируя данный феномен в жизни мирового сообщества, Генеральная Ассамблея ВТО дала прогноз на троекратное увеличение объемов мирового туризма на ближайшие двадцать лет. В принятом на Ассамблее «Глобальном этическом Кодексе туризма» дана справедливая рекомендация: «Туристская политика должна проводиться таким образом, чтобы она способствовала повышению уровня жизни населения посещаемых районов и отвечала их потребностям».
В современной России туризм- одна из наиболее динамично развивающихся отраслей.
На развитие туризма в мире оказывают влияние:
Рост качества жизни населения;
НТП;
Увеличение свободного времени населения, отпусков;
Экономическая и политическая стабильность страны в целом.
К основным положениям государственного регулирования туристической деятельности относят:
увеличение валового национального дохода туристской деятельности (регулируется налоговым законодательством);
защиты потребителя туристских услуг (для граждан в рамках закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также в судебном порядке; предприятий, учреждений, организаций – в судебном порядке через арбитражный суд);
сохранение туристско-рекреационных ресурсов (регулируется Земельным кодексом РФ);
отслеживание предпринимательской деятельности в этой области и обеспечение внедрения инноваций;
организации туристской деятельности в цивилизованных рамках:
организация туристской деятельности регулируется:
Нормативно-правовыми актами о регистрации юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
Законодательными актами о сертификации туристских предприятий и лицензирование туристской деятельности;
Налоговым законодательством;
Нормативными актами о внешнеэкономической деятельности;
Таможенным кодексом Российской Федерации и др.
Проблемы инновационно-инвестиционного развития гостиничных предприятий являются малоисследованными. В значительной мере это связано с тем, что долгое время и сам рекреационно-туристский комплекс оставался на периферии научного наблюдения. С началом экономических реформ на протяжении 90-х годов появилась острая потребность в системном изучении общих и специфических свойств гостиничного бизнеса, его организации, закономерностей развития и управления, его межотраслевых и инфраструктурных взаимосвязей. На первый план выдвинулись проблемы поиска инвестиций, на базе которых могло бы осуществляться развитие гостиничных предприятий в соответствии с международными стандартами коммерческого гостеприимства. Однако современная экономическая теория до сих пор предлагала решение этих проблем преимущественно для отраслей материального производства. Специфика гостиниц в этом плане пока адекватно не отражена. Гостиничные инновации продолжают анализироваться лишь в узком спектре дополнительных услуг, которые может оказать гостиница своим клиентам, а ее инвестиционное развитие продолжает оставаться за пределами комплексного экономического анализа.
В условиях повышенного спроса на услуги размещения для различных категорий туристов неизмеримо возрастает потребность в исследовании инновационно-инвестиционного развития с точки зрения организации инновационных процессов внутри предприятия и их федеральной поддержки, обоснования критериев новизны при внедрении инвестиционных проектов в гостиницах разной категории, формирования и использования инвестиционных ресурсов. До настоящего времени в региональной экономике недостаточно учитываются и реализуются инвестиционные возможности для развития рекреационно-туристского комплекса, средств размещения, в особенности, гостиниц.
В России наметился подъем туристско-гостиничного бизнеса. Его доходность медленно, но верно стремится вверх. Эта тенденция особенно отрадна на фоне не уменьшающейся сырьевой зависимости нашей экономики. Нефть рано или поздно закончится, а туристы, облюбовавшую ту или иную страну, приносят ей прибыль постоянно.
В 2007 году, как свидетельствует статистика Всемирной туристской организации, Россия заняла седьмое место в мире по количеству принятых иностранных туристов. Нашу страну посетили около 20,2 млн. человек. Признанными же "туристическими Мекками" являются Франция (76,5 млн. человек), Испания (49,5 млн) и США (45,5 млн).
Наибольшую прибыль из туристического бизнеса извлекли в Америке - в прошлом году в бюджет США было направлено 68,4 млрд. долларов. Европейские страны, такие как Франция (29,3 млрд), Испания (27,3 млрд) и Италия (19,2 млрд), серьезно отстали от лидера. Россия же по этому показателю заняла и вовсе 16-е место (6,3 млрд. долларов)...
Развитию туристического и гостиничного бизнеса в России мешает ряд застарелых проблем - информационный вакуум, заоблачные цены при отсутствии развитой инфраструктуры, низкий сервис. В России крайне мало приемлемых гостиниц среднего класса (4).
Другая причина отсутствия массового интереса к России - низкий уровень безопасности. Приток доходов от туристического бизнеса находится в прямой зависимости от уровня стабильности в стране. В кризисных 1991, 1994 и 1998 годах количество гостей снижалось в 1, 5-2 раза. По статистике, после террористических актов в сентябре 2004 года к нам приехали на 30 процентов меньше туристов, чем планировалось ранее.
Несовершенство законодательства, отсутствие квалифицированных кадров, недостаток инвестиций - все это также препятствует выходу России на лидерские позиции в сфере услуг.
Инновационное развитие сферы услуг становится задачей государственной важности, в решении которой первостепенное место отведено инвестиционной составляющей.
Роль экономически развитых государств состоит в регулировании, стимулировании и координации финансирования науки и технологий всех участников инновационного процесса.
Роль государства в обеспечении условий инновационного лидерства в настоящее время должна быть сосредоточена на трех важнейших направлениях:
организация инновационного финансирования сферы услуг;
регулирование финансирования инновационной деятельности предприятий сферы оказания услуг.
Недостаточное финансирование сферы услуг в России связано с незначительностью объема внутренних инвестиционных ресурсов, генерируемых кредитной системой, рынком ценных бумаг, неэффективностью деятельности финансово-промышленных групп в области НИОКР, отсутствием, как правило, других форм государственного, корпоративного и научного взаимодействия в направлении инновационного финансирования.
Нынешняя ситуация в мире свидетельствует о том, что трансфер технологий (их передача, продажа или обмен), инновационный менеджмент, интеллектуальный продукт стали основой процветания не только производств, но и стран, в которых развит подобный тип экономики. Как отмечают западные исследователи Р.Кун и Р.Гамаш, "интеллектуальный продукт служит сырьем для информационного века, так же как энергетический продукт для индустриального века".
Еще один известный специалист в области управления творчеством, успешно сочетающий в себе черты предпринимателя, администратора и ученого Дж. Козмецки писал, что "эффективная коммерциализация достижений науки и технологии - ключ к политическому и экономическому могуществу и индивидуальному качеству жизни. То, как нынешнее поколение управляет этим ресурсом и способно его использовать, определяет возможное процветание частной и общественной жизни".
Финансирование научных программ со стороны государства, или инновационная способность, играет решающую роль в определении круга стран, лидирующих в мировом экономическом процессе. Инновации позволяют создать преимущества в наиболее конкурентных отраслях экономики. Их эффективное использование является для страны самым действенным инструментом реализации важнейших задач социально-экономического развития: обеспечения национальной безопасности, защиты окружающей среды, повышения уровня и качества жизни населения.


Заключение



Понятие "инновации" (нововведения) современная экономическая наука трактует как "конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам" (9, с. 30-31).
Среди непременных свойств, присущих инновации, можно выделить следующие характеристики (3):
новизна;
удовлетворение рыночного спроса;
коммерческая реализуемость.
В общем виде инновационный процесс состоит из следующих стадий:
 исследования и разработки;
 освоение в производстве;
 изготовление;
 содействие в реализации, применении, обслуживании;
 утилизацию после использования.
Инновационный процесс включает в себя также деятельность, обеспечивающую создание инноваций, - научно-технические услуги, маркетинговые исследования, разработку бизнес-плана проекта, оценку экономической эффективности инновации, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность.
Национальная инновационная система (НИС) - совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране.
В зависимости от инновационной сферы, то есть сферы деятельности предпринимателей, выделяют инновации в промышленности и в отраслях сферы услуг. В промышленности различают два вида инноваций:
продуктовые, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного продукта, чьи характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, использованные материалы и компоненты) или предполагаемое использование принципиально новые или существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов;
процессные, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного производственного метода, например метода организации производственного процесса.
В сфере услуг инновацией будет считаться услуга, если ее характеристики или способы оказания новые или качественно усовершенствованные в технологическом отношении. Например, инновациями в сфере услуг будет считаться новая компьютерная система составления маршрута движения транспорта, внедрение пластиковых карт различного назначения, внедрение нового мультимедийного программного обеспечения для целей обучения и др.
Основными направлениями инновационной деятельности организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг, являются:
1) использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг;
2) внедрение новых услуг с новыми свойствами;
3) использование новых ресурсов, ранее не использовавшихся;
4) изменения в организации производства и потребления традиционных услуг;
5) выявление и использование новых рынков сбыта услуг и товаров.
Все ведущие фирмы сервиса и туризма России успешно пользуются компьютерной техникой и специализированными компьютерными технологиями для делопроизводства, ведения бухгалтерского учета и технологических операций с клиентами и партнерами











Список использованной литературы


Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. — 267 с.
Ермакова Н.Я. Инновации и инновационная деятельность в России. Орел: «ОрелГТУ».-2007.-198 с.
Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» №1 от 4 января 2001 года
Журнал «Сервис и туризм сегодня» № 57 от 24 марта 2006 года
Иванов С.Д. Инновационная деятельность. Москва: «Мысль».-2006.-379 с.
Некрасов А.А. Наука в России. Москва: «Пализа».-2004.-381 с.
Орлов А.И., Орлова Л.А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями. - Журнал "Экономика XXI века". 2002. No.12. С.3-26
Сараева Р.Е. Туризм и гостиничный бизнес. Москва: «Оникс-М».-2007.-457 с.
Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь/Под. ред. Л.М. Гохберга - М.: Центр исследований и статистика науки, 2006. – 601 с.
Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: «ТРТУ».- 2006.- 429 с.
Ульянова С.Г. Инновационная система в России. Ростов – на – Дону: «РГУ».-2006.-159 с.
ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика" от 5 сентября 2006 года
Фитисов А.Г. Сервис и туризм. Москва: «Вита-Пресс».-2006.-349 с.
Фролов Т.А. Экономика и предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Москва: «Орион».-2007.-369 с.
Харгадон Эндрю Управление инновациями. Опыт ведущих компаний = How Breakthrouths Happen. The Surprising Truth About How Companies Innovate. — М.: «Вильямс», 2007. — 499 с.












21

Список использованной литературы


1.Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. — 267 с.
2.Ермакова Н.Я. Инновации и инновационная деятельность в России. Орел: «ОрелГТУ».-2007.-198 с.
3.Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» №1 от 4 января 2001 года
4.Журнал «Сервис и туризм сегодня» № 57 от 24 марта 2006 года
5.Иванов С.Д. Инновационная деятельность. Москва: «Мысль».-2006.-379 с.
6.Некрасов А.А. Наука в России. Москва: «Пализа».-2004.-381 с.
7.Орлов А.И., Орлова Л.А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями. - Журнал "Экономика XXI века". 2002. No.12. С.3-26
8.Сараева Р.Е. Туризм и гостиничный бизнес. Москва: «Оникс-М».-2007.-457 с.
9.Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь/Под. ред. Л.М. Гохберга - М.: Центр исследований и статистика науки, 2006. – 601 с.
10.Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: «ТРТУ».- 2006.- 429 с.
11.Ульянова С.Г. Инновационная система в России. Ростов – на – Дону: «РГУ».-2006.-159 с.
12.ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика" от 5 сентября 2006 года
13.Фитисов А.Г. Сервис и туризм. Москва: «Вита-Пресс».-2006.-349 с.
14.Фролов Т.А. Экономика и предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Москва: «Орион».-2007.-369 с.
15.Харгадон Эндрю Управление инновациями. Опыт ведущих компаний = How Breakthrouths Happen. The Surprising Truth About How Companies Innovate. — М.: «Вильямс», 2007. — 499 с.

Вопрос-ответ:

Что такое инновации?

Инновации - это новые идеи, продукты, услуги или методы, которые применяются для улучшения существующих процессов или создания новых. Они могут быть техническими, социальными, культурными или организационными.

Какая роль инновационной деятельности в развитии общества?

Инновационная деятельность играет ключевую роль в развитии общества. Она способствует улучшению экономического роста, повышению конкурентоспособности, созданию новых рабочих мест и улучшению жизни людей в целом.

Какие виды инноваций существуют?

Существует несколько видов инноваций, включая технологические, продуктовые, процессные и социальные инновации. Технологические инновации связаны с развитием новых технологий, продуктовые инновации - с разработкой новых товаров или услуг, процессные инновации - с оптимизацией бизнес-процессов, а социальные инновации - с изменениями в общественном секторе.

Какова структура национальной инновационной системы?

Национальная инновационная система включает в себя несколько ключевых элементов. Это научно-исследовательская база, инновационные предприятия, высшее образование, финансовая поддержка, правовая и организационная инфраструктура. Взаимодействие всех этих элементов способствует развитию инноваций в стране.

Какова роль инновационной деятельности в сфере туризма?

Инновационная деятельность играет важную роль в сфере туризма. Она способствует созданию новых туристических продуктов и услуг, развитию технологий бронирования и маркетинга, улучшению качества обслуживания туристов, а также формированию уникальных и устойчивых туристических аттракций.

Что такое инновация?

Инновация - это нововведение или новая идея, которая применяется для создания новых продуктов, услуг или процессов, привносящих значительные улучшения и преимущества по сравнению с предыдущими решениями.

Какие бывают виды инноваций?

Существует несколько видов инноваций, включая технологические инновации, организационные инновации, инновации в сфере услуг, социальные инновации и др. Каждый вид инноваций имеет свои особенности и цель применения.

Что такое национальная инновационная система?

Национальная инновационная система - это комплекс взаимосвязанных институтов, организаций и ресурсов, которые обеспечивают развитие и поддержку инновационной деятельности в стране. Она включает в себя научные и исследовательские учреждения, предприятия, государственные органы, инвестиции, правовую базу и другие элементы.

Какие бывают виды сервиса?

Сервис можно классифицировать на различные виды: производственный сервис, финансовые услуги, транспортные услуги, туристический сервис, информационные услуги и др. Каждый вид сервиса имеет свои особенности и направлен на удовлетворение определенных потребностей.

Какие перспективы инновационного развития в сфере туризма?

Инновационное развитие в сфере туризма предлагает множество перспектив, включая использование новых технологий в бронировании и организации путешествий, разработку уникальных туристических маршрутов и услуг, развитие экотуризма и устойчивого туризма, создание цифровых платформ для обмена информацией и др. Это может привести к улучшению качества туристических услуг и увеличению привлекательности регионов для туристов.

Какая сущность и виды понятия инновация?

Инновация – это процесс, направленный на создание и внедрение нововведений для достижения конкурентного преимущества и улучшения производительности. Виды инноваций могут быть разными: технологические, продуктовые, организационные, маркетинговые и другие.

Какова структура национальной инновационной системы?

Наиболее общая структура национальной инновационной системы включает в себя такие составляющие, как исследовательско-технологическая база, промышленные предприятия, научные и образовательные учреждения, финансовые институты, правительственные органы и регулирующие организации.